«В ПРОЦЕССЕ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ ЭКИПАЖУ НЕ УДАЛОСЬ ВЫПОЛНИТЬ СТАНДАРТНЫЙ ЗАХОД»

Техническая комиссия межгосударственного авиационного комитета (МАК) сегодня в конце рабочего дня обнародовала предварительные результаты расшифровки информации бортового параметрического самописца с разбившегося под Казанью «Боинга-737».

Газета «БИЗНЕС Online» приводит полное экспертное заключение, в котором подробно описаны действия экипажа.

«В процессе захода на посадку экипажу не удалось выполнить стандартный заход. Оценив положение как непосадочное, экипаж начал уход на второй круг в режиме TOGA (Take Off / Go Around. Взлет / Уход на второй круг). При этом задействованный в процессе захода на посадку один из двух автопилотов был отключен, и дальнейший полет осуществлялся в ручном режиме», — сообщил заместитель председателя МАК Олег Ермолов.

«Под действием кабрирующего момента от тяги двигателей самолет перешел в набор высоты и достиг угла тангажа около 25 градусов. Приборная скорость начала уменьшаться. Экипаж произвел уборку шасси. С момента начала ухода на второй круг до этого времени активных действий по штурвальному управлению самолетом экипаж не предпринимал», — продолжил эксперт.

«После уменьшения скорости со 150 до 125 узлов экипаж начал управляющие действия колонкой штурвала по переводу самолета в пикирование, которое привело к прекращению набора высоты, началу снижения самолета и росту приборной скорости. Максимальные углы атаки в процессе полета не превышали эксплуатационных ограничений», — отметил Ермолов.

Все силовые установки работали вплоть до столкновения самолета с землей. Разовых команд, характеризующих отказы систем и агрегатов самолета и двигателей, по результатам предварительного анализа не выявлено.

Самолет столкнулся с землей на скорости более 450 км/ч и большим отрицательным углом тангажа. От момента начала ухода на второй круг до окончания записи прошло около 45 секунд, снижение заняло около 20 секунд...

В ПОИСКАХ УСТРОЙСТВА В 8 САНТИМЕТРОВ

Отметим, что при вскрытии одного из «черных ящиков» комиссия не обнаружила защищенный контейнер с лентопротяжным механизмом. Вероятно, при взрыве устройство размером 15×15 см и высотой 8 см было отброшено далеко в сторону. Как сообщил сегодня в аэропорту временно исполняющий обязанности главного военного эксперта МЧС России, генерал-лейтенант Эдуард Чижиков, сейчас его усиленно ищут силами МЧС.

«Все крупные фрагменты собраны, извлечены и доставлены на специально отведенную для этого площадку для проведения следственных действий. «Черные ящики» еще вчера спецбортом МЧС России были доставлены в Москву. Выпавшую кассету с переговорами пилотов до сих пор не нашли — сейчас спасатели МЧС продолжают работы по ее поиску в интересах следственного комитета», — приводит слова Чижикова корреспондент «БИЗНЕС Online» из аэропорта.

Все собранные детали самолета доставлены в специальный ангар неподалеку от аэропорта.

Военный эксперт также сообщил, что размер воронки, образовавшейся после столкновения воздушного судна с землей, составляет 15×15 м в диаметре, глубинка воронки — около 1,5 метров. Работы МЧС, которые продолжатся и завтра, не мешают функционированию аэропорта — в воронке еще остались мелкие обломки, которые вскоре будут собраны. Работы будут продолжены в светлое время суток.

САМОЛЕТ ПОТЕРЯЛ СКОРОСТЬ. И УПАЛ

Первые обнародованные данные газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты авиаотрасли.

Азат Хаким — директор авиакомпании «Тулпар»:

— Предположение об ошибке экипажа было изначально. Это подтвердили «черные ящики». Самолет вообще здесь ни при чем — он был технически исправен. Мне эти заявления о старом самолете просто уже надоели. Нет такого термина, как «старый самолет», есть только технически исправный или неисправный. Если машина в прекрасном состоянии, причем тут ее возраст? Возраст машины влияет только на стоимость эксплуатационных затрат — они увеличиваются со временем, и больше ни на что.

Владимир Бобылев — директор самарского центра «Аэронавигация Центральной Волги»:

— Прежде всего хочу отметить, что на месте работает комиссия, и она компетентна. ЧП разберется досконально со всех сторон, по долям секунды. Что касается моего сугубо личного мнения, я думаю, фактор состояния техники здесь нельзя игнорировать. Я узнал об этом буквально через 3 минуты после падения, первое предположение было о погоде. Обычно такое случается, когда борт заходит на посадку в плохих метеоусловиях. Но оказалось, что погода летная. Следующий вариант — либо техника, либо человеческий фактор, одно из двух.

Я сам работал руководителем полетов, технологию знаю — ничего там сложного для диспетчера не было. Была штатная ситуация. Борт заходил на посадку, но была непосадочная конфигурация, в таких случаях борт уходит на второй круг. И это тоже не чрезвычайная ситуация. Уход на второй круг — это грамотное решение, которое принимает командир. Тут все было нормально. И когда он доложил о непосадочной конфигурации, доложил, что уходит на второй круг, диспетчер спокойно ему говорит: пожалуйста, набирайте 500 метров, заходите второй раз. Я не знаю, сколько кругов он реально сделал, материалов комиссии не видел, но думаю, что только один заход был. Я думаю, что у него просто была маленькая скорость. По тем кадрам, которые мы видели, он не садился. Он упал, камнем. Когда самолет падает вертикально, без тенденции движения вперед — значит, у него нет скорости.

Это может объясняться многими факторами. Чем-то экипаж отвлекся, например, или другие причины могли быть. Но это самое главное — не потерять скорость, потому что самолет в воздухе держится только за счет нее.