antonov.jpg
Александр Антонов

НАЗНАЧЕНИЕ НАКАНУНЕ УНИВЕРСИАДЫ

22 июня 2011 года генерал-майор Александр Антонов был назначен начальником управления ФСБ РФ по РТ. Антонов сменил на этом посту генерал-лейтенанта Евгения Вдовина, который был уволен в запас по достижению предельного возраста нахождения на военной службе. Антонов перед переводом возглавлял два года аналогичное управление в Коми. Журналист по образованию и выпускник МГУ запомнился в регионе тем, что никогда не давал интервью и не отличался публичностью. Последнее, впрочем, в его профессии, скорее, добродетель, чем недостаток.

Интересная деталь: если Вдовин возглавил татарстанское УФСБ за год до 1000-летия Казани, то Антонова прислали в столицу Татарстана в самый разгар подготовки к Универсиаде.

Как говорилось выше, переезд Антонова пришелся на жаркую пору. Спустя четыре месяца в столице республики с 7 по 20 ноября стартовали масштабные учения, которые организовывал антитеррористический комитет РФ. Тогда МВД РТ обратилось к жителям республики: необходимо вычислить диверсантов и предотвратить «минирование» объектов. Предполагается, что это будут мужчины в возрасте от 25 до 40 лет (переодетые сотрудники полиции). Искать их следует в Казани, Зеленодольске, Зеленодольском и Лаишевском районе.

Учения вызвали тогда раздражение со стороны части казанцев (пробки на дорогах, ужесточение паспортного контроля), и начальник татарстанской полиции Рафаэль Гильманов даже выступил по этому поводу в республиканском парламенте. Тогда же он поделился своими опасениями. В Казань отрабатывать освобождение заложников приехали бойцы спецназа «Альфа». На встрече с журналистами глава УФСБ РФ по РТ Антонов рассказал тогда, что «у каждого условного диверсанта такие признаки есть, мы их не знаем, но владеем небольшими крупицами информации». В результате на реальный след условных диверсантов силовики вышли. Хотя, тут же оговорился Потапов, идеальных результатов не бывает, одна из задач учений как раз и состоит в выявлении слабых мест. Каких именно — он не уточнил.

view_118218_tatar.jpg

Спецназ ФСБ «Альфа» должен был вернуться под видом лжетеррористов в Казань летом 2012 года и проверить бдительность местных силовиков. К слову сказать, тогда оперативный штаб учений вновь возглавлял начальник управления ФСБ по Татарстану Антонов.

ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ

Несмотря на то, что Федеральная служба безопасности традиционно является информационно закрытой организацией, некоторые данные о кадровых переменах в ней все же просачивались в СМИ. Например, в бытность Антонова руководителем ведомства, сменился руководитель нижнекамского подразделения. Так, в феврале 2012 года глава Нижнекамского района Айдар Метшин объявил о новых кадровых назначениях в силовых структурах Нижнекамска и сообщил, что руководителем отдела управления федеральной службы безопасности РФ по РТ в Нижнекамске назначен Рушан Файзрахманов.

Еще одна кадровая рокировка ФСБ была связана с громким скандалом на «Казаньоргсинтезе», когда вскрылось, что на предприятии существует преступная группа, которая похитила продукции на сумму более чем 1 млрд. рублей. ТАИФ уволил прежнего руководителя СБ завода Равиля Курбанова и пригласил полковника ФСБ Рашита Хафизова.

19 ИЮЛЯ

Когда должен был стартовать очередной этап антитеррористических учений, жизнь внесла свои коррективы, заставив силовиков работать в реальных боевых условиях.

День 19 июля 2012 года, первый день поста в месяц Рамадан, вошел в историю современного Татарстана как одна из самых трагических дат. В этот день в Казани происходит теракт: подрывают автомобиль муфтия Илдуса Файзова и у подъезда своего дома убивают богослова и начальника отдела образования ДУМ РТ Валиуллу Якупова. Следственные органы сообщили: исполнителем убийства Якупова был Роберт Валеев, а идеологом терактов — уроженец Чистополя Раис Мингалеев. Помимо Мингалеева в розыск были объявлены Рафис Гариев и Альберт Исмагилов.

Теракт стал настоящим шоком для всех татарстанцев и испытанием для силовиков. За этим последовала череда событий: массовые задержания полицией некоторых активистов-мусульман, появление в интернете загадочной организации «Моджахеды Татарстана», которая размещала свои видеообращения на сервисе YouТube, волнения прихода мечети «аль-Ихлас», которые привели к закрытию мечети на реконструкцию. Нужно отдать должное силовикам: им удалось найти исполнителей терактов.

24 октября прошлого года МВД и ФСБ объявили о том, что проводят спецоперацию по захвату вооруженных боевиков на ул. Химиков. Правоохранительные органы получили информацию о боевиках в рамках расследования дела о терактах. На место прибыл спецназ ФСБ и попытался задержать подозреваемых. Однако спецназовцы встретили сопротивление: один из находившихся в квартире взорвал гранату. После этого силовики начали штурм, и, пока из дома экстренно эвакуировали жильцов, продолжалась ожесточенная перестрелка.

Преступники — Валеев и Рустам Кашапов были блокированы и уничтожены. Под одним из террористов было обнаружено взрывное устройство, похожее на «пояс шахида». ФСБ в ходе спецоперации тоже понесла потери: двое сотрудников были тяжело ранены, один из них скончался в больнице. Первоначально имя погибшего спецназовца не раскрывалось, была лишь информация, что он накрыл собой взрывное устройство. Но позже стало известно, что это был сотрудник управления специальных операций центра специального назначения ФСБ Сергей Ашихмин. 14 декабря президент России присвоил ему звание Героя Российской Федерации посмертно...

Универсиада, которая потребовала мобилизации сил всех силовых структур, прошла без сучка и задоринки.

РАКЕТНЫЙ ОБСТРЕЛ НИЖНЕКАМСКА

Казалось бы, в тех событиях была поставлена точка, и ничто не предвещало беды. Однако 16 ноября, в субботу, стало известно, что неизвестные попытались запустить на ОАО «Нижнекамскнефтехим» четыре самодельные ракеты. Они не долетели до завода: одно из устройств упало на исправительную колонию №4, две пролетели около 800 м, еще одна взорвалась при старте. Позже сообщалось, что на территории предприятия обнаружены самодельные бомбы. И именно эти события заставили руководителя УФСБ по РТ Антонова вернуться досрочно из отпуска на злополучном рейсе 363 Москва — Казань.

Как сообщили «БИЗНЕС Online» в УФСБ по РТ, после трагической гибели руководителя УФСБ по РТ исполняющим обязанности назначен первый заместитель начальника управления Динар Хамитов.

ОЧЕНЬ ЦЕЛЬНАЯ НАТУРА

Эксперты «БИЗНЕС Online» поделились своими воспоминаниями об Александре Антонове.

Гульнара Сергеева — начальник управления минюста РФ по РТ:

— Наше управление минюста сотрудничало с Федеральной службой безопасности, и я лично знаю Антонова как человека, который всегда был готов к разговору, диалогу. Несмотря на сложности его работы, должности, он был улыбчивый человек, и те вопросы, которые возникали, решал сразу же. Можно было подойти к нему, обговорить что-то, поэтому мне было легко работать по оперативности. Очень сожалею об этой катастрофе.

У нас сотрудничество было больше в сфере противодействия экстремизму, в том, что касается некоммерческих организаций, особенно религиозных. Поэтому мы постоянно обменивались информацией, участвовали в координационных советах. Если возникали какие-то вопросы у управления ФСБ, мы предоставляли информацию, если у нас — мы от них получали. В этой части мы работали очень отлаженно и конструктивно, не было борьбы между ведомствами или перетягивания одеяла. Наоборот мы старались идти вместе для безопасности в республике.

Ровель Кашапов — директор музея УФСБ по РТ, публицист:

— Я был знаком лично с Антоновым, неоднократно с ним встречался. Могу характеризовать его только с положительной стороны. Очень цельная натура, интеллектуально высокоразвитый был человек. Из наших встреч у меня осталось о нем положительное впечатление.

Александр Аввакумов — экс-начальник угрозыска МВД по РТ:

— Лично Антонова я не знал. Если у нас в Татарстане нет терактов, регулярно подсаживаются всевозможные участники запрещенных религиозных партий, значит, ведомство работает хорошо, держит руку на пульсе. Если бы было по-другому, у нас тут мог быть маленький Дагестан. Из этих данных я могу судить, что работу управления ФСБ можно оценивать положительно.

Борис Суранов — первый заместитель главного редактора по развитию газеты «Красное знамя» (Республика Коми):

— Антонов был достаточно закрытым для журналистов человеком, несмотря на то, что сам по первому образованию журналист. У нас было несколько попыток через его пресс-службу, через иные связи выйти на него, чтобы он рассказал как минимум о себе, о работе, но мы всегда получали отказ. Его подчиненные объяснили, что это была его тактика: нигде не мелькать, не светиться, с журналистами не общаться. Единственный раз, когда нам удалось его поснимать, был фестиваль, на который его вытащил глава республики. Пожалуй, это было единственное появление Антонова в неформальной обстановке.

В Коми он отработал всего два года. Особых нареканий к нему не было.