На этой неделе Каир посетили важные гости из Москвы: министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и министр обороны РФ Сергей Шойгу. Они обсудили с руководством Египта военно-техническое и политическое взаимодействие между двумя странами. Мировая пресса расценила визит как потепление отношений между Египтом и Россией, а также как возможную «переориентацию» арабской республики с США на РФ. Судя по достигнутым договоренностям, Египет, вероятно, закупит у России военную технику, примерная сумма сделки — $2 миллиарда. В свой статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», проживающая в Египте журналистка Лилия Ахмадеева рассказывает о том, как в Каире восприняли визит российских официальных лиц.
КТО ПЕРЕТЯНЕТ ЕГИПЕТСКОЕ ЛОСКУТНОЕ ПОКРЫВАЛО НА СЕБЯ — ШТАТЫ ИЛИ РОССИЯ?
Визит в Египет министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, министра обороны РФ Сергея Шойгу и русско-египетские переговоры стали довольно заметной темой в медийной повестке дня на минувшей неделе. Ее не обошло вниманием ни одно крупное мировое СМИ. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть на соответствующие online-ресурсы, которые выкладывают переводы иностранной прессы. Много писали о нем и отечественные издания, поэтому не буду повторяться и подробно пересказывать заявления, сделанные в ходе переговоров. Суть их сводится к следующему: Египет, возможно, купит у России военную технику, и примерная сумма сделки (по прогнозам российской стороны) — $2 миллиарда. МИД РФ, возможно, отзовет свою рекомендацию не посещать курорты страны пирамид. Вот, в сущности, и все, что есть в сухом остатке, если отбросить разговоры про дружбу, предполагаемый визит Владимира Путина в Египет, а также некие возможные будущие совместные проекты в области производства, науки, энергетики, включая разработку мирного атома.
Информации для такого широкого освещения, которое получили переговоры, маловато. Причина всемирного интереса к происходящему кроется в контексте. Больше всего всех интересует «тайная подоплека» происходящего — возможная переориентация Египта на Россию в качестве альтернативы США и как следствие — нарастание роли РФ в арабском мире. Некоторые СМИ пошли еще дальше и включили в этот контекст не только противостояние США — Россия на Ближнем Востоке, особо явно проявившееся в Сирии, но и холодную войну, которая в каком-то остаточном виде существует и по сей день. Кто перетянет египетское лоскутное покрывало на себя — Штаты с их экономическими проблемами или «поднимающаяся с колен наследница СССР»? В общем, политическая аналитика по поводу визита Лаврова и Шойгу дала мощный эффект кругов на воде.
ЕГИПЕТ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНТЕРЕС КАК РЫНОК СБЫТА ОРУЖИЯ
Экспертное сообщество внутри обеих стран скептически отнеслось к перспективам установления каких-то особых отношений. В России считают, что Египет может представлять интерес только как рынок сбыта оружия, что в настоящее время не особо актуально ввиду его неплатежеспособности. В арабской республике полагают, что России нужен выход в Средиземное море взамен сирийского, и за него можно поторговаться, чтобы получить какие-то скидки, быть может, на то же самое оружие. То есть речь идет о сугубо коммерческой стороне дела, разовых сделках, а не об идеологическом «братстве народов» или даже «стратегическом партнерстве». Египетские политики при этом всеми силами подчеркивали в комментариях СМИ, что Египет был и остается с Америкой и менять ее ни на кого не собирается.
Однако что бы ни говорилось в официальных заявлениях и сухих экспертных комментариях, а в информационном пространстве существует некий тезис о важности происходящего с далеко идущими последствиями. Все знают, что США негативно отнеслись к смене власти в стране пирамид и приостановили поставки оружия и финансирование; в египетском обществе началась антиамериканская кампания; египетская делегация съездила в Москву, где поблагодарила Путина за «поддержку революции» (хотя президент РФ никогда прямо об этом не говорил) и предложила России вернуться в качестве игрока на Ближний Восток и т.д. Все это на фоне растиражированных мировыми СМИ фотографий из Египта с огромными портретами российского президента и надписью «бай-бай Америка» (о том, как Путин вдруг стал популярным в Египте и об истории российско-египетских отношений я подробно писала в «БИЗНЕС Online» здесь). И хотя никакого реального конфликта между США и Египтом нет и вряд ли предвидится, о чем свидетельствует тот же приезд госсекретаря Керри накануне визита Лаврова-Шойгу, равно как нет и реальных дружественных жестов России в сторону Египта, но, как говорится, «слухи ходят».
«НЕ ГОВОРИТЕ, ЧТО ЕГИПЕТ СНОВА БУДЕТ КЛЯНЧИТЬ ДЕНЬГИ У СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА»
Раз догадки раздуты до неимоверного масштаба, то должна быть и реакция обывателей. Не все же равно египтянам, с кем дружить? Я ожидала встретить развернутую дискуссию в интернете по этому поводу, множество комментариев к статьям, столкновений точек зрения. Признаться, было бы приятно увидеть хотя бы один позитивный отзыв, однако спектр мнений по поводу тесного сотрудничества двух стран можно описать как «от прохладного к негативному». Вот скупые комментарии читателей:
Egypt Independent: «Кто заплатит? (за оружие — авт.) Не говорите, что Египет снова будет клянчить деньги у стран Персидского залива».
«Кто-нибудь мне объяснит, как эти сделки с оружием помогут решить проблему растущих цен на хлеб?»
Ahram Online: «Это оружие нужно генералу ас-Сиси, чтобы убивать египтян. Он не должен тратить деньги налогоплательщиков, чтобы сохранить свой пост! Только законно избранные власти могут распоряжаться деньгами налогоплательщиков, а не этот коррумпированный армейский режим».
«Это новое сближение с Россией — уникальный шанс на осуществление суверинитета и восстановление достоинства страны. Браво, ас-Сиси и переходное правительство!»
Al-Masry Al-Youm: «Хорошо, если связи Египта с зарубежными странами будут разнообразными, носят ли эти связи политический, военный или экономический характер».
«Баланс в международных отношениях лучше, чем опора только на США».
«ФЛИРТ С РОССИЕЙ ПОСЛЕ ТАНЦЕВ С ЗАПАДОМ И ДЬЯВОЛОМ»
В общем и целом читатели неангажированных авторитетных СМИ либо воздержались от комментариев (отзывов были единицы), либо высказались очень сдержанно. Чуть более активна в обсуждениях была та часть общества, что поддерживает Мурси и «Братьев-мусульман», которая по традиции сосредоточилась на портале «Аль-Джазиры» (единственный телеканал, доступный для просмотра в Египте, который транслирует исламисткую точку зрения). Здесь комментарии сплошь негативно-агрессивные, и я даже не уверена, что закон позволяет мне процитировать какие-то из них. Суть сводится к тому, что «нацистский» по отношению к «мусульманам в Чечне, Боснии и Сирии» режим России — совсем не друг Египту. Приведу более-менее нейтральные комментарии:
«Флирт с Россией после танцев с Западом и дьяволом. Что дальше — дружба с Китаем? Только близость к Аллаху, следование божественным заповедям и исполнение божественного закона на земле принесут истинную силу, стабильность и мир».
«Да-да, Путин даст реальные советы, как построить демократию и толерантность на Ближнем Востоке (сарказм). Серьезно, кроме технических консультаций, научной помощи и наложения вето на резолюции СБ ООН, что еще может Россия? Ее сила ограничена».
«Когда гиенам вроде Ассада и Сиси грозит смерть, они бегут на поклон к России».
«Все это делается лишь для создания имиджа Сиси как «нового Насера». Никакой он не новый Насер, он лишь Мубарак версия 2.0, что вскоре поймут многие египтяне».
«Россия не лучше, чем США».
«Путин более предпочительный партнер, он предоставит все, что нужно диктаторам. Он не будет задавать неудобных вопросов о соблюдении прав человека. Обама кинул Мубарака при первых признаках опасности. Поэтому сейчас Россия выигрывает на Ближнем Востоке».
Но даже на «Аль-Джазире» обсуждение получилось довольно вялое. Есть ощущение, что египтян больше занимают внутренние события, нежели возможные внешнеполитические альянсы. В четверг, 14 ноября, как раз во время визита Ларова-Шойгу, был наконец-то отменен комендантский час, что для жителей Каира, например, большое облегчение. Все-таки повседневная жизнь гораздо важнее, нежели большая политика, именно эти новости обсуждаются за столом по вечерам. Внимание египтян захватила победа каирского футбольного клуба «Ахли» в африканском кубке, новые протесты «Братьев-мусульман». И даже сугубо экономическая новость о росте кредитного рейтинга страны (впервые с 2011 года) была более популярной, чем вопрос о том, с кем быть Египту — с Россией или с Америкой.