«НАМ СКАЗАЛИ, ЧТО ТАКОГО БЫТЬ НЕ МОЖЕТ»

Сегодня ситуацией в челнинском роддоме заинтересовались и прибыли в автоград более десятка как республиканских, так и федеральных СМИ. Напомним, 6 августа 2013 года в перинатальном центре Камского детского медицинского центра (КДМЦ) случился инцидент, охарактеризованный Миннихановым как «вопиющий». Газете «БИЗНЕС Online» удалось связаться с одной из рожениц — Людмилой Дубаевой из Мензелинска. В интервью, которое она дала при содействии ИРЦ «Мензеля», Людмила рассказала, что ее направили рожать в КДМЦ по медицинским показаниям. Пролежав неделю в челнинском перинатальном центре, она с помощью проведения операции кесарева сечения родила девочку.

— В это же время делали операцию еще одной роженице, — поведала Дубаева. — Она Трофимова Людмила Александровна, а я Дубаева Людмила Александровна. Нам обеим озвучили вес детей. У Трофимовой — 2,8 килограмма, рост — 50 сантиметров. Мне сказали — 3,6 килограмма, 51 сантиметр. Когда нас спустили в реанимацию, мы еще раз переспросили, как там наши дети. Нам ответили, что все хорошо и озвучили уже совсем другой вес детей. Мне сказали, что моя дочка весит 2,8 килограмма, а Трофимовой — 3,6 килограмма. Мы растерялись, удивились. Думаем, почему так, ведь нам изначально сообщали о другом весе?! Стали расспрашивать медицинский персонал, делились своими сомнениями насчет того, что детей могли перепутать, но они утверждали, что такого быть не может, что это просто акушерка перепутала вес детей, когда в первый раз их сообщала.

ВОЗМОЖНОЕ ОТЦОВСТВО — НОЛЬ ПРОЦЕНТОВ

Дубаева также рассказала, что когда утром их перевели в палату и к ним привезли детей, то обе почувствовали неладное.

— Меня тянуло к той девочке, к родной, которая на тот момент была уже у Трофимовой. А ее, наоборот, тянуло к моей дочке, то есть девочке, которая была у меня. После выписки домой я всю эту историю рассказала мужу, и он настоял на том, что нужно делать ДНК-анализ. Это, конечно, дело затратное, но ради такого дела денег не пожалели, съездили в Казань, заказали экспертизу на установление отцовства. Через месяц пришли результаты, которые показали, что возможное отцовство — 0 процентов, — поделилась Дубаева.

С результатами ДНК-экспертизы мензелинские родители поехали в челнинский перинатальный центр, где узнали адрес Трофимовых, номер телефона и связались с ними. Посоветовавшись, две семьи решили вместе поехать в Казань на повторную ДНК-экспертизу.

— Трофимова делала анализ с тем ребенком, который сейчас у меня находится, а я делала с моей родной девочкой, которая сейчас воспитывается у нее. И вот через месяц пришли результаты экспертизы, которые подтвердили, что моя дочка находится у Трофимовых, а ее дочка — у меня, — сказала Дубаева.

Челнинка Людмила Трофимова на своей страничке в одной из социальных сетей 10 ноября написала: «Никому никогда такого не пожелаю...» Есть и другие высказывания: «Все можно пережить в этой жизни, пока есть для чего жить, кого любить, о ком заботиться, кому верить». «Бог посылает нам испытания, чтобы мы, преодолевая их, укреплялись, а не отчаивались». «Случайности не существует — все на этом свете либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвестие». Есть и вполне себе веселая запись: «Вам скучно? Вам нечего делать? Родите ребенка! И все изменится :)»

ОПЕРАЦИОННЫЕ ОСНАСТЯТ ВИДЕОКАМЕРАМИ

Минздрав РТ сегодня на официальном сайте опубликовал информацию о проведении проверочных мероприятий, а также известил, что по их итогам пройдет специальная коллегия министерства. Согласно медицинскому справочнику, в республике действуют 18 учреждений, оказывающих услуги роженицам. Как уточнила для РБК пресс-секретарь ведомства Гузель Бикчантаева, проверки стартуют с учреждений Набережных Челнов.

— Для нас это сигнал, — отметила Бикчантаева. — Специалисты минздрава РТ возьмут работу перинатальных центров и роддомов под личный контроль.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» передал из автограда, что Равиль Бакиров — главный врач КДМЦ, в перинатальном центре которого произошло ЧП, связанное с подменой двух новорожденных девочек, сегодня заявил о том, что, вероятнее всего, чтобы в будущем исключить подобные факты, в операционных установят видеокамеры, которыми уже оснащены родильные залы.

Интересно, что в настоящее время в КДМЦ, который оказывает медицинские услуги более чем 1,2 млн. человек, проживающих на северо-востоке Татарстана, идет масштабная реконструкция, в которую уже вложено более 1 млрд. рублей. Чтобы завершить работы до логического конца, планируется вложить еще примерно столько же финансовых средств.

— Мы все в шоке от того, что произошло. Пока разбираемся, — сказал журналистам Бакиров. — Мне, конечно, не хочется верить в то, что в нашей больнице такое могло произойти. Но верю я или нет, это последний вопрос, я должен смотреть вперед и понимать, что моя задача — исключить подобное в будущем. Я как должностное лицо наиболее заинтересован в том, чтобы окончательно разобраться, почему такое случилось? Где у нас прокол? У нас все родильные залы оснащены видеокамерами, но в операционных их нет. Проводя реконструкцию, переоснащаясь, мы думали, что в операционных видеокамеры не нужны. Теперь вот выясняется, что они нужны, мы их будем ставить. И наверное, если у мамы будут появляться какие-либо сомнения, что ребенок не ее, то, может быть, лучше сразу здесь в больнице делать ДНК-экспертизу?

Сегодня вечером ситуацию для журналистов также прокомментировал начальник управления здравоохранения Набережных Челнов Ильнур Шарафутдинов. Он отметил, что нет никаких оснований не доверять тем доказательствам, которые были предоставлены Трофимовой и Дубаевой. Шарафутдинов также сообщил, что мамы настаивали на полном обследовании их детей, поэтому им предложена госпитализация для проведения полного цикла всех процедур.

«НА МОЕЙ ПАМЯТИ НИЧЕГО ПОДОБНОГО НЕ СЛУЧАЛОСЬ»

Вся эта история перешла в публичную плоскость вчера, после того как Людмила Трофимова и адвокат Ксения Саморокова (она также представляет интересы Дубаевой) подали заявление в следственный отдел. Сейчас в челнинском перинатальном центре проводится доследственная проверка, туда же сегодня выехали с проверкой и сотрудники минздрава РТ. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Саморокова призналась, что пока не представляет, как может быть юридически решен вопрос обмена детей.

— Я хоть и адвокат, но на моей памяти ничего подобного еще не случалось, — сообщила Саморокова. — Это вообще первый такой случай в республике. Мы обращались в службу опеки за помощью — все-таки здесь затрагиваются интересы детей. В опеке нам сказали, что посоветуются и дадут ответ в пятницу. Затем мы обратились в роддом, там нам пообещали то же самое — они проконсультируются и помогут нам обменять детей. Всем нужно с кем-то посоветоваться, но с кем? Вообще, лично я считаю, что надо обращаться в суд с иском, но с каким? Об установлении отцовства и материнства, возможно. Потому что исков об обмене детей не бывает. Нам вот предложили обменять детей на основе мирового соглашения. Но какое может быть мировое соглашение — мы же не машины меняем! Понятно, что обе семьи не против, но не думаю, что можно просто поменяться детьми. Дети зарегистрированы, у каждого есть свидетельство о рождении.

Кроме того, сегодня и Шарафутдинов отметил, что государственные органы пока лишь разводят руками и признаются, что понятия не имеют, как юридически оформить обмен детьми. Мол, этот вопрос должен решиться в ближайшие дни.

Между тем Дубаева призналась, что испытывает тяжелые чувства.

— В пятницу мы едем в Челны встречаться с органами опеки, будем менять детей. Если бы нам сразу показали детей, то мы бы их запомнили, но нам их не показали. Сейчас вот нужно поменять детей, это очень тяжело! Потому что за три месяца я очень привыкла к ребенку, и дай Бог, чтобы таких ошибок больше не повторялось, — сказала Дубаева.

Между тем президент Татарстана, помимо проверок всех 18 перинатальных учреждений республики, распорядился наказать виновных в этой ситуации медработников. А заявление, поданное в следственный комитет Трофимовой, подразумевает возбуждение уголовного дела.

— Мы хотим возбудить дело в отношении должностных лиц по факту подмены и по факту халатности, — сообщила Саморокова корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Ведь когда женщины обратились к врачам 6 августа и настаивали на том, что дети перепутаны, врачи не стали ничего проверять. Они просто выписали пациенток с чужими детьми на руках.

239 статья УК РФ «Халатность» предусматривает штраф до 120 тыс. рублей или в пределах годового дохода, либо до года исправительных работ, либо арест.