«КОГДА Б ВЫ ЗНАЛИ, ИЗ КАКОГО СОРА…»
Строчка Анны Ахматовой, вынесенная в название главы, хотя и посвящена стихам, в нашем случае как нельзя точно отражает то, что можно увидеть в одном из выставочных залов центра «Эрмитаж-Казань». Это, на первый взгляд, куча хаотично разбросанного мусора. Но именно только на первый взгляд и при освещении.
В какой-то момент свет выключается, и перед нами возникает словно заколдованный ночной город со множеством огней. Приглядевшись, мы узнаем силуэты цирка и башен Казанского Кремля, крышу театра им. Камала и колесо обозрения в парке «Кырлай». Но вот свет загорается вновь, и перед нами опять-таки проза жизни — пустые стеклянные и пластиковые бутылки, коробки, одноразовые стаканчики.
Автор «Метрополиса», а именно так называется инсталляция, — известный представитель актуального искусства, художник и куратор арт-проектов из Екатеринбурга Владимир Селезнев. «Однажды подлетал на самолете к Москве и вдруг увидел в окно ночной город, который потряс меня своей красотой, — рассказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Я подумал: а как все это воплотить в инсталляции? Потом узнал про светосберегающие краски, светящиеся в темноте, далее пришла идея сделать этот город из мусора».
Владимир Селезнев |
«КУЛ ШАРИФ» ИЗ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК
Селезнева пригласил в Казань очень интересный клуб «20|21», работающий при центре «Эрмитаж-Казань», изучающий и презентующий разные формы актуального искусства. Как рассказала его руководитель искусствовед Гузель Файзрахманова, готовить «материалы», то есть собирать мусор, сотрудники эрмитажного центра начали еще за месяц до начала построения «Метрополиса». Селезнев приехал за неделю до начала выставки, и возведение города началось.
Художнику помогали студенты-архитекторы, которые, естественно, знают Казань лучше гостя. Вначале на полу расстелили пленку, а затем начали выстраивать знаковые здания. Цирк, например, получился из пластиковой коробки, коробки из-под конфет стали крышей театра им. Камала, пустые пластиковые бутылки — минаретами мечети «Кул Шариф», а два брендовых галстука — дамбами через Казанку. Но мусор еще остался, и тогда художник решил завалить им рояль, стоящий в углу зала. Рояль скрылся в этой куче полностью. «В этом можно увидеть некий образ, — объяснила Файзрахманова. — Если мы не пересмотрим отношение к природе, города окажутся погребенными под горами мусора. В принципе, это и есть одна из идей инсталляции «Метрополис», хотя, как считает автор, каждый может увидеть в ней что-то свое. В этом, по мнению Селезнева, одна из особенностей актуального искусства, для его восприятия нужен некий человеческий и художественный бэкграунд. По словам художника, актуальное искусство в гораздо большей степени пробуждает в зрителе сотворчество, превращая человека из пассивного созерцателя в соавтора.
Впрочем, есть версия, что «Метрополис» отчасти восходит к одноименному фильму немецкого режиссера Франца Ланга, снятому в 1927 году, в котором есть четкая грань между жителями одного города — «хозяевами жизни» и «рабами». Ланг снял эту картину после поездки в Америку. Нью-Йорк потряс его небоскребами, которые словно свешивались с неба. Режиссер, как безумный, фотографировал их, а, вернувшись в Берлин, начал снимать свой фантастический триллер с нереальным по тем временам бюджетом в 6 млн. марок. «Метрополис» Ланга — фантастический город, разделенный на две части. Верхняя — это, по сути, райский сад, чистый и уютный. А подземная часть больше напоминает ад с новым «богом» — Молохом, пожирающим людей, обслуживающих город. Ланг снял фильм-предостережение, он предвидел многие роковые проблемы цивилизации. Гитлер, посмотрев «Метрополис», пришел в восторг и предложил режиссеру стать идеологом его режима, но Ланг, не питавший симпатий к нацистам, попросту сбежал в Америку. Кстати, «Метрополис» Ланга изобилует спецэффектами, доступными для того времени, например, режиссер пытался создать некое подобие 3D, словно перемещая зрителей вглубь кадра… Казанский «Метрополис» при освещении и в темноте тоже — два разных города. Один поражает и манит огнями, другой — пугает обыденностью и неприглядностью, словно затягивает в гигантскую кучу мусора.
Казань — восьмой город, в котором Селезнев воплощает свою инсталляцию. Вывозил он проект и в Германию. Самые большие города из мусора ему пришлось строить в Санкт-Петербурге и Казани. «В Санкт-Петербурге инсталляция помещалась в патере Петропавловской крепости, ее там посмотрело огромное количество народа, — рассказал Селезнев. — Вначале, когда я только строил инсталляцию, дамы-смотрительницы поглядывали на меня с подозрением, им было странно, что я вожусь с мусором. Но потом, когда инсталляция была выстроена и они увидели ее в темноте, со светящимися контурами и окнами, она им очень пришлась по душе. Они даже потом попросили у меня разрешения, когда все будет разобрано, кое-что забрать себе. Хотят выстроить свои инсталляции на дачах».
«ДЛЯ ЧЕГО ВЫ ЭТО ДЕЛАЕТЕ?»
На открытие выставки собралась молодая и продвинутая публика, явно предпочитающая академизму актуальное искусство. Хотя стоит отметить, что сам Селезнев академизм не отвергает и, в отличие от многих своих коллег, занимающихся актуальным искусством, имеет хорошее профессиональное художественное образование.
Кстати, первыми зрителями инсталляции за день до официального открытия выставки стали бывший председатель Счетной палаты РФ (а ныне — сопредседатель ассоциации юристов РФ) Сергей Степашин и руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров, пришедшие вообще-то посмотреть экспозицию импрессионистов. Но их пригласили еще и оценить «Метрополис», и, как рассказали сотрудники эрмитажного центра, у гостей по-детски горели глаза. Впрочем, на открытии выставки мнения были разными. Одна дама постбальзаковского возраста, явно впервые попавшая на выставку актуального искусства, долго допытывалась у автора: для чего он все это сделал? Селезнев отвечал, что каждый из зрителей может по-своему оценить его труд. К чести публики, последователей у дамы не нашлось.
Действительно, «Метрополис» — об очень многих опасностях урбанизма. Он и об экологии, проблемы которой так остро стоят почти во всех крупных городах, о «водоразделе» между горожанами, об одиночестве человека в огромном городе. Инсталляция Селезнева — это сколок с нашего мира, когда парадный, светящийся в темноте фасад при ярком свете вдруг становится обманкой. Во всяком случае Селезнев посылает явный и предостерегающий месседж: «Urbi et orbi». Имеющий уши да услышит.
Инсталляцию «Метрополис» можно будет видеть в центре «Эрмитаж-Казань» в течение месяца. Что потом будет с подручным материалом, в музее пока не решили. Возможно, сделают веселый аукцион, на котором можно будет купить какой-то из «домов».
Справка Владимир Селезнев — сотрудник Уральского филиала Государственного центра современного искусства, участник многочисленных российских и зарубежных выставок современного искусства, помимо собственных проектов занимается кураторством. Закончил художественный институт в Екатеринбурге, занимался живописью, сотрудничал с московскими галереями. Проект «Метрополис» был впервые реализован в рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее» в патерне Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге в 2012 году. Позже художник повторял эту инсталляцию в 7 разных городах, среди которых — Пермь, Самара, Киле и другие. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.