НАЧАЛЬНИК «ДАЛЬНЕГО» ОКАЗАЛСЯ ЗА БОРТОМ
В распоряжении газеты «БИЗНЕС Online» оказался список сотрудников полиции, наказанных за ЧП в отделе полиции «Дальний». Как выяснилось, всего 43 сотрудника полиции были привлечены к дисциплинарной ответственности за тяжкие преступления, совершенные в 2010 - 2012 годах их коллегами в отделе полиции, чье наименование стало для России нарицательным.
Документ предоставил нам Казанский правозащитный центр, занимающийся сейчас защитой потерпевших на процессе по делу ОП «Дальний», который проходит в закрытом режиме в Приволжском районном суде Казани. В ответе заминистра внутренних дел Татарстана Дамира Динниулова на представление следственного комитета об обстоятельствах, «способствовавших совершению тяжких преступлений», содержится полный расклад по наказаниям, которые понесли полицейские. Среди наказанных есть и первые лица МВД, и рядовые сотрудники, газета «БИЗНЕС Online» рассказывает про самые громкие наказания.
Так, уже в день гибели потерпевшего Сергея Назарова, 11 марта 2012 года, приказом МВД Татарстана за ненадлежащую организацию оперативно-служебной деятельности и отсутствие контроля за подчиненными были предупреждены о неполном служебном соответствии начальник УМВД РФ по Казани, полковник полиции Рустем Кадыров и начальник городской полиции Артем Кузнецов. Интересна их дальнейшая судьба: Кадыров проработал в органах внутренних дел несколько дольше экс-министра внутренних дел Асгата Сафарова — до августа прошлого года. 28 августа новый министр Артем Хохорин представил личному составу нового начальника — полковника полиции Валерия Красильникова и его заместителя — начальника полиции Казани Руслана Халимдарова. Кадыров был трудоустроен начальником инспекции МВД по РТ, а Кузнецов переведен в распоряжение отдела кадров. Кстати, из системы МВД Кадырову все же пришлось уйти — через несколько месяцев его назначили начальником управления административных и правоохранительных органов республиканского кабмина, где он и работает сейчас.
На следующий день после ЧП в отделе полиции, судя по документу, «за неудовлетворительную организацию индивидуально-воспитательной работы в подразделениях» освободили от должности помощника начальника УМВД РФ по Казани по работе с личным составом Ильдара Каримова. А начальника отдела полиции «Дальний», полковника Сергея Ефремова уволили за грубое нарушение служебной дисциплины. Интересно, что Ефремов в итоге не стал фигурантом уголовного дела — следователи сочли, что он ничего не знал о пытках, которые происходят у него в отделе.
«Показатели у отдела были средние, по сравнению с прошлым годом было незначительное снижение показателей», — рассказывал Ефремов, когда его вызвали в суд в качестве свидетеля. Затем он сообщил, что раскрытие кражи сотового телефона, с которой фактически и начались все события в марте прошлого года, было доверено участковому Ильшату Гарифуллину, когда кассир магазина «Эдельвейс» написала заявление. И сперва дело пошло на лад — участковому удалось раздобыть запись с камеры видеонаблюдения в магазине, где отчетливо видно, как некий мужчина берет что-то у кассового аппарата и кладет в карман. «Я высказал упрек — уж если вы с видеозаписью дело не раскроете, то грош вам цена как сотрудникам», — признался Ефремов и добавил, что о госпитализации задержанного Назарова узнал 10 марта после обеда, когда ему позвонил дежурный и сообщил, что того увезли на скорой с разрывом прямой кишки.
«В больницу был направлен наш сотрудник для выяснения обстоятельств, но врачи сказали, что к Назарову нельзя, ему будут делать сложную операцию, — вспоминал бывший начальник «Дальнего». — Для меня, конечно, произошедшее было шоком...»
Полгода назад Ефремов был безработным, о его нынешнем месте работы ничего неизвестно.
КАК СТАРОЖИЛЫ МВД ВЫГОВОР ПОЛУЧИЛИ
По мере того как дело о пытках в «Дальнем» набирало обороты, к ответственности привлекались все новые лица.
23 марта «за формальное отношение к проведению аттестации, ненадлежащее исполнение обязанностей членов аттестационной комиссии» были предупреждены о неполном служебном соответствии замначальника УМВД РФ по Казани Юрий Николаев и начальник отдела охраны общественного порядка Виктор Котников. Они и сейчас работают на своих должностях, а Котников в октябре был даже удостоен знака «За безупречную службу Казани». За формальное отношение к проведению аттестации, согласно документам, был наказан и начальник отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД РФ по Казани подполковник полиции Фарид Калиев, который на днях был награжден почетным званием «Заслуженный сотрудник ОВД РТ».
Чуть позже наказание понес заместитель начальника отдела по работе с личным составом УМВД РФ по Казани Платонов. Он получил предупреждение о неполном служебном соответствии — «за недобросовестное исполнение обязанностей секретаря аттестационной комиссии, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности, и за введение в заблуждение относительно морально-деловых качеств сотрудников». Судя по газете «Особый менталитет», которая выходит для работников органов внутренний дел, сейчас Платонов по-прежнему занимает эту должность. В октябре этого года в газете появилась история о том, как он выезжал на место ДТП с участием полицейского-кинолога 25-летнего младшего сержанта Рамиса Яруллина, который сел за руль в нетрезвом виде.
Санкции затронули и «верхушку» центрального аппарата. За недостатки в организации оперативно-служебной деятельности подчиненных подразделений и непринятие исчерпывающих мер по профилактике ЧП с участием личного состава объявлен строгий выговор замглавы МВД Татарстана, начальнику полиции республиканского ведомства, генерал-майору полиции Рафаилю Гильманову, замначальника полиции по оперативной работе Андрею Демидову, замначальника полиции по охране общественного порядка Василию Соколову. Все вышеперечисленные офицеры продолжают работу в должности заместителей министра Хохорина.
(Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой) |
Строгий выговор получил начальник управления собственной безопасности МВД Татарстана Рустем Валиуллов (ныне врио замначальника регионального УФМС) — за недостатки в организации оперативно-профилактической работы в подразделениях ведомства. Стало также ясно, какова была подоплека ухода из органов в октябре прошлого года начальника главного следственного управления (ГСУ при МВД РФ по РТ) Алексея Селивановского. Он был председателем аттестационной комиссии МВД по РТ и, разумеется, получил строгий выговор. После ухода из правоохранительных органов Селивановский получил приглашение перейти на работу в аппарат президента, где формировался «кулак» для борьбы с исламским экстремизмом. В январе 2013 года стало известно, что он стал заместителем Александра Терентьева — руководителя департамента президента РТ по вопросам внутренней политики. По данным источников «БИЗНЕС Online», инициатором его приглашения стал Марат Муратов — на тот момент первый зам Терентьева. Но, проработав несколько недель, Селивановский уходит вслед за Муратовым спасать «ВАМИН».
«НАЧАЛЬНИК НЕ МОЖЕТ НАКАЗАТЬ ИЛИ ПООЩРИТЬ — ЗНАЧИТ,
НЕ МОЖЕТ ОТВЕЧАТЬ ЗА ЛИЧНЫЙ СОСТАВ...»
Своим мнением об оргвыводах в МВД с газетой «БИЗНЕС Online» поделились эксперты.
Игорь Шолохов — руководитель Казанского правозащитного центра:
— Дисциплинарное наказание предполагает ограниченный перечень взысканий, который можно применить при наложении дисциплинарного наказания. Это замечание, выговор, строгий выговор, неполное служебное соответствие, понижение в должности, понижение в звании и увольнение. Есть еще внеправовая мера, такая как «предупрежден о недопущении впредь» либо «ограничился ранее наложенным взысканием». Эти две меры не определены законодательством.
Степень наказания зависит от руководства, которое не только выносит взыскание, но и смотрит на личность провинившегося сотрудника, на то, как он проявил себя ранее. Если сотрудник получает взыскание неоднократно на протяжении какого-то времени, взыскание должно быть большим. Если у него есть выговор, то он меньше строгого выговора не должен получать. Если у него есть строгий выговор, соответственно, сотрудник должен быть предупрежден о неполном служебном соответствии. Если есть неполное служебное соответствие, тогда дальше должно идти понижение в должности. Должна быть последовательность при назначении дисциплинарного наказания.
Александр Аввакумов — бывший начальник уголовного розыска МВД по РТ:
— По всей вероятности оргвыводы сделаны исходя из реальных событий, действующих приказов и наставлений.
— Раньше в Казани было 7 районных отделов милиции, сейчас их стало около 17. Начальники этих отделов сами на работу не принимают, за них проверку осуществляет кадровый аппарат УВД Казани, направляет им уже готовых людей для службы. То есть начальник не может повлиять на отбор, самовольно наказать. У него эти права отобрали по новому положению. Получается, если начальник не может наказать или поощрить, значит не может отвечать за личный состав. Это привело к тому, что начальники не могут персонально отвечать за каждого из сотрудников, тем не менее первыми под пресс попадают именно они. Раньше начальник мог сам наказать и поощрить, а теперь он должен писать представление в УВД, где его будут рассматривать. У начальника отдела ограничили права. В рамках нового положения начальник всегда несет ответственность за своих сотрудников, с чем я глубоко не согласен. Если начальник несет ответственность, соответственно, ее должны нести и те сотрудники кадрового аппарата, которые подбирали этих людей, назначали их на занимаемые должности.
Ильдус Янышев — директор по связям с госорганами и международными организациями компании «Дельта»:
— После такого резонансного преступления назначаются самые серьезные комиссии, которые при любом исходе и репутации организации всегда найдут нарушения. То есть это касается не только ОП «Дальний», в любом другом отделе, приди эта комиссия туда, аналогичные нарушения найдутся. Я считаю, что эти выводы — своего рода дань общественности, ее ожиданиям. Волнует другое, что после этого инцидента были даны обещания об установке прозрачных отделов полиции, как в Грузии, обещания об установке веб-камер. На данный момент ни одного подобного отдела полиции я не видел.
Вопрос не в том, чтобы наказать конкретных лиц, а в том, какие выводы сделаны. Нужна системность, но ее нет. Дисциплинарные наказания всегда являются прививкой среднесрочного действия, которой, как правило, хватает на год или полгода. Но еще раз отмечу, что нужны системные меры. Дисциплинарные меры — это тактическое решение проблемы, но не стратегическое. Кстати, предупреждение о неполном служебном соответствии — это одна из самых серьезных мер, после которой идет отстранение от должности, последнее предупреждение, потом увольнение.
Справка На скамье подсудимых по делу о пытках в полицейском участке «Дальний» находятся 8 человек. Это бывшие заместитель начальника отдела уголовного розыска 25-летний Алмаз Василов, начальник отдела уголовного розыска 31-летний Айнур Рахматуллин, начальник криминальной милиции, заместитель начальника отдела полиции 26-летний Фаиль Сабирзянов, оперуполномоченные 25-летний Рамиль Ахметзянов, 24-летний Ильнар Ибатуллин, 29-летний Амир Шарифуллин, 28-летний Александр Фадеев, 23-летний Денис Васильев. Бывшие полицейские обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Помимо этого, Ахметзянов, Василов, Ибатуллин и Сабирзянов обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 111 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего»). Вину никто из бывших полицейских не признал. Следующее заседание по делу состоится в Приволжском районном суде Казани 14 ноября. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.