42258.jpg

ПОКУПКА «ДОЧЕК»

На сайте федеральной антимонопольной службы вчера было опубликовано решение ведомства по ходатайству «Таттелекома» о покупке 100% пакета акций двух «дочек» сотового оператора «СМАРТС» — ЗАО «Шупашкар-GSM» (работает на территории Чувашии) и ЗАО «СМАРТС-Уфа» (Башкортостан). Антимонопольщики удовлетворили ходатайство и разрешили покупку татарстанским оператором этих двух телекомактивов.

В компании «СМАРТС» говорят, что пока удовлетворение этого ходатайства ничего не значит. «Желающих приобрести компании не один и не два. Мы никакого решения еще не приняли и будем рассматривать из числа существующих предложений то, которое будет нам наиболее выгодно», — рассказал газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор «СМАРТСа» Александр Курочкин, не уточнив количество претендентов на покупку. Количество абонентов двух компаний гендиректор также не сообщил, добавив, что у компаний сильное покрытие с немаленькой долей рынка.

«Таттелеком», несомненно, имеет огромные перспективы как оператор, в том числе и как сотовый. Сильнейшая организация, сильнейший оператор с сильнейшим потенциалом, командой. Этот оператор способен на многое», — высказал Курочкин мнение о перспективах «Таттелекома». Сумма продажи дочерних компаний не озвучивается. «Сейчас идет выбор из тех предложений, которые к нам поступают на предмет наибольшей цены, поэтому сумму пока назвать нельзя. У нас не стоит задача немедленно что-то продать. Мы взвешенно относимся к этому делу», — сообщил он.

В «Таттелекоме» со ссылкой на генерального директора компании Лутфуллу Шафигуллина подтвердили намерения компании выйти на рынки соседних регионов в качестве мобильного оператора, сообщил «Интерфакс». По словам Шафигуллина, сделки по приобретению «дочек» в Башкортостане и Чувашии займут несколько месяцев. Кроме этого, компанию интересуют активы в Марий Эл и Ульяновской области. Детали предполагаемых сделок не озвучиваются. При этом после приобретения компании «СМАРТС-Казань» «Таттелеком» ведет активную инвестиционную работу для того, чтобы повысить качество услуг, в том числе за счет строительства новых базовых станций.

РАСПРОДАЖА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Напомним, о том, что ОАО «Таттелеком» приобрело 100% акций татарстанской «дочки» «СМАРТСа» — ЗАО «СМАРТС-Казань», стало известно в середине июля этого года. Сумма сделки не озвучивалась, количество коммерческих абонентов составило около 120 тысяч.

Покупку эту следует рассматривать как часть операции по распродаже бизнеса «СМАРТСа», которую в минувшем году начали акционеры компании. До лета 2012 года в группу компаний «СМАРТС» входило четыре ЗАО: «Астрахань-GSM» (100%), «Пенза-GSM» (100%), «Шупашкар-GSM» (100%), «Ярославль-GSM» (100%). Но «для повышения уровня самостоятельности филиалов» собрание акционеров «СМАРТСа» одобрило выделение еще четырех отдельных компаний — в республиках Татарстан, Башкортостан, Ивановской и Волгоградской областях. Конечная цель всех этих изменений — перепродажа активов. Все региональные активы «СМАРТСа» оцениваются продавцом в сумму чуть более $400 миллионов (стоимость каждого актива варьируется от $10 млн. до $60 млн.). Вся компания в целом оценивалась в $300 млн. без учета долга. Общий долг, по сообщениям федеральных СМИ, — $110 миллионов.

Напомним, что плотное взаимодействие двух операторов началось еще весной прошлого года, когда в Казани с участием президента РТ Рустама Минниханова и министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова была запущена мобильная связь «Летай». Радиочастотный диапазон в Татарстане практически исчерпан, поэтому для запуска мобильной связи «Таттелеком» и потребовалось арендовать ресурсы «СМАРТСа».

13766.jpg

КОМПАНИЯ ПОКУПАЕТ АБОНЕНТСКУЮ БАЗУ

Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали перспективы возможной скорой сделки.

Денис Кусков — генеральный директор Telecom Daily:

— Для компании «Таттелеком», помимо покупки «СМАРТСа», в других регионах ничего нет. К «СМАРТСу» присматривались многие федеральные операторы. Что касается дальнейшего развития, то, наверное, на принятие положительного решения по покупке «дочек» «Таттелеком» вышел исходя из предлагаемой цены. Сегодня она должна быть меньше, чем была ранее.

За последние три-четыре года мы проводили исследования по качеству сети и увидели, что техническое развитие сети «СМАРТС» отстает заметно от операторов «большой тройки» и Tele2. По сути, компания не занималась развитием собственной сети. Перед «Таттелекомом» помимо покупки будет стоять еще и задача приведения сетей в качественное состояние. Чтобы привести сети в качественное состояние в Татарстане, Башкортостане и Чувашии, по моим скромным оценкам, «Таттелекому» понадобится 15 - 20 миллионов долларов. При активной маркетинговой политике компания может рассчитывать на увеличение абонентской базы, а не ее потерю, как это было в последнее время у «СМАРТСа».

Абонентов у каждой из «дочек» — порядка 100 тысяч.

Конкурировать с «большой тройкой» операторов — это очень сложный процесс. «Большая тройка» и Tele2 имеют ряд преимуществ: это федеральные игроки, удобство по роумингу, интересные тарифы. Наверное, потенциальной аудиторией для компании являются клиенты, которые не так часто или вообще не выезжают за пределы своего региона и которые, возможно, тратят на связь меньше денег, чем у других операторов.

Анатолий Вакуленко — аналитик ИХ «ФИНАМ»:

— Сам факт запроса разрешения ФАС свидетельствует о заинтересованности «Таттелекома» в совершении сделки, но не говорит о том, что сделка обязательно состоится. Безусловно, для «Таттелекома», стремящегося стать одним из лидеров рынка связи ПФО, а не только Татарстана, приобретение сотовых активов «СМАРТСа» в густонаселенных и экономически развитых субъектах округа, таких как Уфа и Чувашия, означает существенное укрепление позиций. Ведь речь идет не только о весьма внушительной абонентской базе в размере более 200 тысяч человек, но и о том, что эта база относится к маржинальному сотовому сегменту. В результате «Таттелеком» получает возможность комплексного охвата населения регионов своей работы различными услугами связи, в том числе и конвергентными.

По примерным оценкам стоимости двух «дочек», речь идет о сумме 12 - 15 миллионов долларов. Не стоит забывать, что бизнес приобретаемых компаний является убыточным, и «Таттелеком» покупает абонентскую базу, лояльность которой еще предстоит удержать.

Перспективы «Таттелекома» как сотового оператора видятся весьма позитивными. Компания имеет достаточно широкие финансовые возможности для консолидации разрозненных сотовых активов и формирования на их базе достаточно мощного и эффективного бизнеса, который в перспективе должен стать локомотивом развития всей компании.

Справка

ЗАО «Шупашкар-GSM» и ЗАО «СМАРТС-Уфа», согласно базе данных «СПАРК», оба предприятия принадлежат ОАО «СМАРТС». В 2012 году выручка «СМАРТС-Уфа» составила 3,1 млн. рублей, чистый убыток — 5,4 млн. рублей, «Шупашкар-GSM» — 141,7 млн. рублей и 3,8 млн. рублей.

Выручка ОАО «СМАРТС» в 2011 году, по данным открытых источников, составила 2 млрд. рублей, что почти на 500 млн. рублей меньше, чем по итогам 2010 года, и на 800 млн. — 2009 года. Чистая прибыль в 2011 году составила 751 млн. рублей (в 2010 году — 96 млн. рублей, в 2009 году компания получила убыток в 325 млн. рублей).

Большой пакет акций компании «СМАРТС» в свое время принадлежал сыну самарского губернатора Алексею Титову. На 30 сентября 2002 года он владел пакетом в 5,97%. Позднее обновлений по нему в базе данных СПАРК не было.

Основатель «СМАРТСа» и по совместительству председатель самарского регионального отделения общественной организации «Деловая Россия» — Геннадий Кирюшин.