05.jpg
 

ФИРМЫ-ОДНОДНЕВКИ СВЕТЛАНЫ ИНЯКИНОЙ

В Московском районном суде Казани вчера продолжился допрос Светланы Инякиной — субарендатора дизель-электрохода «Булгария», которая обвиняется в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст. 238 УК РФ), в нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст. 263 УК РФ), нарушении правил охраны труда (ст. 143 УК РФ).

Первым к подсудимой обратился потерпевший Геннадий Игнарин. Заглянув в бумаги, где были подготовлены вопросы для субарендатора «Булгарии», мужчина решил начать издалека.

- Чтобы понять мотивацию поступков человека, весьма полезно бывает определить его характер, его личностные особенности. Поэтому первый вопрос будет звучать так: какую специализацию по окончании учебы в казанском речном техникуме вы получили?

- Диплом был выдан по организации перевозок грузов и пассажиров на внутреннем водном транспорте, – сухо произнесла подсудимая, но Игнарину хотелось услышать больше подробностей. Слишком долго потерпевшие ждали возможности задать вопросы лично обвиняемым.

Игнарин вспомнил, что во время предыдущего допроса, отвечая на вопросы своего адвоката Константина Габелева, подсудимая сообщила, что окончила речной техникум в 1989 году, а с 2003-го работала в компании «Волготанкер».

03.jpg
Светлана Инякина

- Вы случайно пропустили 14 лет? Чем вы занимались в это время?

- Я работала в «Татэнерго», в «Спецремонте», в отделе кадров, в казанской городской службе труда и занятости, в отделе молодежной занятости и отделе переподготовки (около пяти лет), работала секретарем у татарстанского союза инвалидов Афганистана.

- Почему так сложилось, что, приобретя хорошие знания по организации пассажирских перевозок, вы пошли работать не по профилю? – поинтересовался Игнарин.

- Так сложились обстоятельства.

Отвечая на вопросы потерпевшего, Инякина рассказала, что в 2003 - 2005 годах работала в компании «Волготанкер» сначала секретарем директора, а в дальнейшем – составляла графики судов в диспетчерском отделе. После расформирования фирмы и сокращения штата два года работала в ООО «Волжские путешествия» менеджером по продажам, выходила в навигацию в качестве администратора круиза. В2006 году Инякина в связи с возникшими семейными трудностями (растила ребенка одна) стала искать постоянную работу и устроилась в торговый центр «Корстон» администратором. В «Корстоне» подсудимая проработала всего три месяца, после чего уволилась и решила заняться своим собственным делом. В то время ей поступило предложение от директора самарской фирмы «Жигули» Сергея Тарощина. Он сообщил, что взял в аренду теплоход и хочет заняться продажей туров. Тогда же, в 2006 году, была организована «Престиж-тур Волга» – первая фирма, учредителем которой была Инякина. В фирме числились всего четыре человека: учредитель, менеджер, коммерческий директор и бухгалтер. В 2008 году было создано ООО «Казанская судоходная компания», а «Престиж-тур Волга» прекратила существование, объявив о банкротстве. Гендиректором «Казанской судоходной компании», которую возглавлял отец подсудимой Григорий Плотников, 25 марта 2009 года стала некая Илария Окружнова. В 2009 году Инякина создала фирму «Волга-Тревел», а в 2010 году – «АргоРечТур».

 

Потерпевший Игнарин никак не мог понять, почему Инякина создавала одну фирму за другой. Та в свою очередь с каждым новым вопросом теряла терпение.

- Это к делу не относится, – ответила подсудимая потерпевшему, когда тот поинтересовался, почему гендиректором «Казанской судоходной компании» стала Окружнова. – Если рассказывать, это очень долго.

- Мы два года ждали этого рассказа… У вас что ни фирма, то банкротство. Я хочу понять вашу мотивацию…

- Я была связана долгами по рукам. Приходили приставы, описывали имущество. У отца случился инфаркт… В 2010 году мне удалось погасить часть долгов.

- Не связано ли создание такого числа фирм с постановкой на учет в налоговые органы? – откровенно спросил Игнарин.

Несколько разобравшись с фирмами-однодневками, потерпевший перешел к основному вопросу – об организации перевозок пассажиров на внутреннем водном транспорте.

- Знали о порядке организации перевозок? – спросил Игнарин и, получив утвердительный ответ, продолжил. – Что подтолкнуло вас перейти к продажам, если у вас не было лицензии на перевозку пассажиров?

Впрочем, ответ на этот вопрос уже прозвучал на предыдущем процессе, когда подсудимую допрашивал ее адвокат. Инякина рассказала, что соответствующая лицензия имелась и была предоставлена до 11 апреля 2015 года. Правда, документ, разрешающий перевозку пассажиров, 10 апреля 2010 года был выдан Руслану Ибрагимову — руководителю компании «Водофлот», у которого подсудимая взяла судно в субаренду. По словам Инякиной, с Ибрагимовым у нее было заключено коммерческое соглашение, правда, устно.

«Я СВОЮ ДОЧЬ ОБНИМАЮ ТОЛЬКО ВО СНЕ»

Задав еще несколько вопросов по поводу лицензии, вспомнив о стенограммах телефонных разговоров между Инякиной и Ибрагимовым, данные которых озвучивались на предыдущем заседании, Игнарин сел на свое место. К допросу приступили другие потерпевшие. Они спрашивали у подсудимой, по каким признакам формировался экипаж судна, почему вместо 120 человек на борту оказалось 142 пассажира, знали ли члены команды устав и так далее. Но все вопросы разбивались об утверждение Инякиной о том, что всем на борту дизель-электрохода заведовал погибший капитан Александр Островский.

 

Одна из потерпевших поинтересовалась, почему подсудимая до сих пор не исполнила решение суда и не перечислила на ее счет компенсацию за моральный вред в размере 200 тыс. рублей. Инякина ответила, что уже два года сидит в тюрьме и даже не присутствовала при вынесении этого решения.

В который раз услышав от Инякиной фразу «Этот вопрос не ко мне, за это отвечает капитан», одна из потерпевших не смогла удержаться и стала задавать личные вопросы.

- Вопрос не по теме, меня очень беспокоит… Все – не вы, все капитан, капитан… Вы, как женщина… Вы своих детей обнимали за то время, которое вы находитесь в СИЗО? Они приходят к вам на свидание?

- Ко мне никто не приходит.

- Вы скучаете по ним?

- Это личный вопрос…

- Я поэтому обращаюсь к вам, как женщина к женщине, потому что на другие вопросы вы не можете ответить.

- Я могу на многие вопросы ответить, но когда у меня  в течение 2012 года умерли 7 родственников, потому что я сижу в тюрьме…

- А у нас – 122… – сказал Игнарин.

- Я свою дочь обнимаю только во сне… Во сне ко мне все приходят… – зарыдала потерпевшая.

- Я вынужден вмешаться, – сказал судья Сергей Якунин. – Я все понимаю, и обстановку эмоциональную… Но вы должны задавать вопросы согласно обвинению.

01.jpg
Геннадий Игнарин

- Она ни за что не отвечает! – плакала потерпевшая.

- Слишком много вопросов, чтобы услышать на них ответ «капитан виноват»… – произнес потерпевший Игнарин.

Прошло несколько минут. Потерпевшие успокоились, а судья, задав несколько вопросов Инякиной от себя, сообщил, что допрос подсудимой завершен.

Сегодня в Московском районном суде начнется допрос подсудимого Ирека Тимергазиева – начальника Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, который обвиняется по 293 статье УК РФ («Халатность»).

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за судебным процессом по громкому делу.

Справка

Крушение теплохода «Булгария» произошло 10 июля 2011 года примерно в 13 часов 30 минут по московскому времени в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан. Погибли 122 человека, 79 человек спаслись. На скамье подсудимых находятся субарендатор теплохода Светлана Инякина, эксперт Российского речного регистра Яков Ивашов, старший помощник капитана Рамиль Хаметов и два сотрудника казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора — Владислав Семенов и Ирек Тимергазеев.

Следственным комитетом Российской Федерации в связи с крушением теплохода «Булгария» было возбуждено несколько уголовных дел, а также привлечен к уголовной ответственности целый ряд должностных лиц:

10.07.2011 года возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 263 УК РФ по факту затопления теплохода «Булгария».

12.07.2011 года возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 238 УК РФ в отношении Инякиной (директора ООО «АргоРечТур» — субарендатора теплохода «Булгария») и Ивашова (эксперта Речного регистра, выдавшего разрешение на эксплуатацию теплохода «Булгария» в 2011 году).

18.07.2011 года было возбужденно два уголовных дела по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 270 УК РФ в отношении капитанов Юрия Тучина (сухогруз «Арбат») и Александра Егорова (толкач «Дунайский 66»). При этом Тучин стал первым из должностных лиц, осужденных по уголовным делам, связанным с крушением теплохода «Булгария» (см. события 26 декабря 2011 года).

15.08.2011 года возбужденно уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 293 УК РФ в отношении Тимергазеева (начальника отдела Ространснадзора) и Семенова (инспектора Ространснадзора).

В отношении выжившего в катастрофе старшего помощника капитана теплохода «Булгария» Хаметова было возбужденно уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена»).

Все фигуранты упомянутых уголовных дел, за исключением двух капитанов, не оказавших помощь терпящим бедствие, и старшего помощника капитана теплохода «Булгария» Хаметова, были помещены под стражу.

Объем уголовного дела составил 96 томов, и по делу проходят более 200 потерпевших. Допрошено более тысячи свидетелей. Проведено более 250 различных экспертиз, наиболее сложной из которых стала комплексная судоводительская и инженерно-техническая судебная экспертиза, проводившаяся с августа 2011 года по март 2012 года, определившая круг обвиняемых.