«В ЛИЧНЫХ БЕСЕДАХ ГЛАВВРАЧИ ОТВОДЯТ ГЛАЗА»

В минувший четверг во время интернет-конференции в редакции газеты «БИЗНЕС Online» к министру здравоохранения РТ Аделю Вафину со своей наболевшей проблемой обратился челнинский предприниматель Виктор Мелешкин. Прочитав его обращение, Вафин выразил готовность принять его и разобраться в проблеме.

Правда, отметим, что в своем обращении Мелешкин оговорился, что бизнесменом его можно назвать лишь с натяжкой, поскольку заготовкой и реализацией лекарственных трав и сборов из них он больше занимается для души, а не ради получения прибыли, «иначе пошел бы ботинками торговать». С 1988 года, то есть уже четверть века, Мелешкин обеспечивает лекарственными травами детские сады, школы, санатории, хронических больных и других нуждающихся не только в Набережных Челнах, но и в Альметьевске, Лениногорске и других городах. Вернее, обеспечивал...

Газета «БИЗНЕС Online» уже писала о том, что 14 октября 2011 года сгорел 60-метровый гараж, который Мелешкин в свое время выкупил в селе Биклянь Тукаевского района, где он сушил и хранил травы. Больные остались без столь нужных им сборов, ведь этим видом деятельности не то что в Татарстане, а в целом регионе никто больше не занимается. Как признался Мелешкин, одному бы ему после такого тяжелого удара не подняться, однако помогли добрые люди. Кто-то дал 20 досок, другой временно предоставил свой автомобиль в пользование, Автоградбанк на год перенес платежи по кредиту, а когда в газете «БИЗНЕС Online» вышла статья о его тяжелом положении, председатель правления Татфондбанка Роберт Мусин выделил безвозмездно 1 млн. рублей на восстановление. Позднее еще один предприниматель, пожелавший остаться неизвестным, выделил 200 тыс. рублей. Благодаря этой помощи на сегодня гараж полностью восстановлен, снова собрали лекарственные травы в объеме около 70 - 80% от того, что было раньше.

«Но проблема заключается в том, что за то время, пока мы восстанавливались, большинство прежних связей утратились, чиновники от медицины начали ставить палки в колеса, а в результате до больных не доходят такие нужные им лекарственные травы. В настоящее время единственной точкой, где мы можем реализовать травы, остался киоск в поликлинике №3 Набережных Челнов, однако главный врач этого учреждения Надир Ахмеров уведомил меня, что договор аренды расторгается не только со мной, но и со всеми арендаторами. В личных беседах главврачи, с которыми я нормально работал и находил общий язык на протяжении многих лет, отводят глаза и начинают лепетать какие-то детские отговорки в пользу того, что они не могут со мной дальше сотрудничать. Боюсь, что дело не в них, а руководителе управления здравоохранения Набережных Челнов И.Х. Шарафутдинове, который мне всегда говорит одну и ту же фразу: «А ты не умеешь договариваться!» — пишет Мелешкин в своем обращении к министру.

«ЭТО ВСЕ РАВНО ЧТО ОТОБРАТЬ У ПАРАЛИЗОВАННОГО РЕБЕНКА ИГРУШКУ»

— Уж не знаю, как и о чем я должен с ним договориться, но с меня брать нечего, — сказал челнинский предприниматель в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — У меня есть один старенький «УАЗик» и практически пустая двухкомнатная квартира. Выручка до пожара была примерно 4 - 5 миллионов рублей в год. Если у меня все получили зарплату, я заплатил все налоги и у меня осталось на хлеб, то я счастлив. Это даже бизнесом назвать нельзя, это работа для души. Мне нравится этим делом заниматься, я чувствую, что приношу людям пользу. Человек я абсолютно неприхотливый, поскольку кочевник. То есть все, что не помещается в «УАЗик-буханку», для меня не имеет ценности. Перекрыть мне кислород и закрыть все ходы и выходы — это все равно что у парализованного ребенка отобрать одну из двух имеющихся у него игрушек.

Мелешкин также поделился, что до последнего времени всегда находил понимание и поддержку со стороны руководства города и управления здравоохранения. Еще в самом начале пути, 25 лет назад, была поставлена задача укрепления иммунитета детей, планировалось, что киоск с лекарственными травами будет в каждой детской поликлинике, в каждом детском садике, школе.

— Долгие годы прекрасно работал наш пункт в поликлинике №6, куда приезжали люди со всего Поволжья, ежедневно я там консультировал людей, общался с врачами. В нашем деле необходим постоянный контакт с врачами. В тех случаях, когда у человека аллергия на лекарства либо жуткие последствия после их применения, на помощь приходят травы. Мы все время придумывали новые наработки. Например, благодаря специальному сбору из трав я уже несколько лет держу в норме сахар и холестерин в крови у бывшего главврача одной из больниц Набережных Челнов, и он ни к кому другому не хочет обращаться. Другой случай — крупный чиновник ушел на пенсию в 59 лет, у него случился инфаркт. С тех пор я его веду уже много лет, недавно его исследовали — врачи рубца не обнаружили. Мы за один день вывели камень из почки врача-невропатолога, которую готовили к операции. И таких примеров можно привести множество, — сказал Мелешкин.

Но три года назад его «попросили» из поликлиники №6. Тогда было собрано 2 тыс. подписей, люди просили городские власти оставить пункт продажи лекарственных трав в привычном месте — никакой реакции. Мелешкин считает, что если сейчас киоск уберут и с поликлиники №3, то, получается, вся его 25-летняя деятельность, помощь Мусина, старания других людей, которые протянули руку помощи в тяжелый момент, — все это было зря.

— Еще раз повторюсь: нам нужно работать в контакте с врачами. Я в этом убедился после того, как открыл киоск в ТЦ «Меркурий». Это получается все равно как торговать пуговицами на рынке запчастей. Я мог бы тоннами накосить крапивы, сдать ее и заработать намного больше, но как-то не хочется. Благодарность человеческая — для меня не пустой звук. Люблю людей, стараюсь им помочь, служить им верой и правдой, — сказал Мелешкин.

«ЧЕСТНО ГОВОРЯ, МНЕ НЕЛЕГКО...»

Главный врач ГАУЗ «Городская поликлиника №3» Надир Ахмеров заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что прекращение договоров аренды не направлено конкретно против Мелешкина.

— Честно говоря, мне самому нелегко раздавать уведомления, поскольку лично к Мелешкину у меня никогда претензий не было, мы всегда находили общий язык, как и с остальными арендаторами. В этой ситуации есть два момента. Во-первых, в связи со всеобщей диспансеризацией увеличиваются потоки посетителей поликлиники. Количество посещений в последнее время увеличилось процентов на 30. Мы вынуждены закупать и размещать новое диагностическое оборудование и соответственно разделять потоки пациентов — на профилактическую часть и лечебную. Современные стандарты логистики требуют раздельных входов, новых помещений и свободного пространства: мы должны максимально увеличить площадь вестибюля, чтобы не было близкого контакта пациентов, особенно в период эпидемии гриппа. Поэтому у нас идет масштабная реорганизация, — сказал Ахмеров.

Второй причиной прекращения договоров аренды он назвал «общую политику», заключающуюся в том, что в госучреждениях здравоохранения не должны оказываться коммерческие услуги, так или иначе связанные с медициной, чтобы не пересекались интересы коммерческих структур и государственных.

— Поэтому мы сейчас расторгаем договоры со всеми арендаторами такого рода, не только с Мелешкиным. Таких арендаторов в нашей поликлинике 8, со всеми мы прекращаем отношения. Во многих поликлиниках города эта работа уже проведена, — сказал Ахмеров.

«КОШМАРИТЬ» БИЗНЕС — НЕ НАША СТЕЗЯ

Начальник управления здравоохранения Набережных Челнов Ильнур Шарафутдинов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что хорошо знает Мелешкина, но он к нему ни с каким вопросом пока не обращался.

— Действительно, я знаю этого предпринимателя, назовем его так. Он базировался у нас в поликлинике №6, — сказал Шарафутдинов. — Мы его попросили освободить площади там, когда начинали реконструкцию. Мы полностью перестроили поликлинику №6, чтобы создать максимально комфортные условия для пациентов. Там раньше был полный бардак! Однако нам удалось получить финансирование более 20 миллионов рублей на реконструкцию этой поликлиники. Сегодня мы создали на первом этаже этого медучреждения ресепшн и другую необходимую инфраструктуру. Подчеркну, мы попросили освободить помещение не просто так, а попросили поликлинику №3 принять Мелешкина у себя и предоставить необходимые площади. Тогда Мелешкин был у меня на приеме, я ему все это объяснял.

По словам Шарафутдинова, из-за реконструкции неудобства ощутила и компания «Конкор-Оптика», которая также базируется в поликлинике №6, однако с ее руководством удалось найти общий язык.

— На сегодня мы в поликлинике №6 мы смогли более-менее сделать то, что было необходимо. Сегодня нужно признать, что лишних помещений в поликлиниках нет, поскольку от ненужных нам зданий мы отказались и оставшиеся стараемся использовать максимально эффективно для выполнения наших задач. Так, например, многие аптеки ушли из наших зданий, остались только аптеки «Таттехмедфарма», потому что государство является учредителем этих аптек, в них выдаются лекарства по льготным ценам, и на них возложена задача по обеспечению больных бесплатными лекарствами. Что касается Мелешкина, то он передо мной свой вопрос еще не ставил, мы с ним встречались только тогда, когда он выезжал из поликлиники №6. Поэтому я, наверное, его приглашу к себе, раз такая ситуация возникла, — отметил Шарафутдинов.

Вместе с тем он подчеркнул, что, несмотря на то что Мелешкин заявляет о себе как о единственном человеке, который занимается лекарственными травами, его сфера деятельности не дает никаких преимуществ и не является приоритетной. Мол, он такой же предприниматель, как и владельцы коммерческих аптек.

— Да, он специализируется на лекарственных травах. Но у нас есть, например, аптеки, которые специализируются на ортопедических устройствах, другие продают магнитотерапевтические приборы и т.д. Все они находятся в одном ряду. Поэтому я считаю, что неправильно будет относиться к этому предпринимателю как-то по-особенному, не так, как к другим. Надо признать, что преимуществ особенных в лечении травами собственно и нет. Вместе с тем мы всегда готовы к диалогу и поиску взаимовыгодного решения со всеми субъектами малого предпринимательства. «Кошмарить бизнес» — это вообще не наша стезя, — сказал Шарафутдинов.

В то же время он подчеркнул, что у медучреждений есть функции, определенные государством, и прежде всего они должны выполнить программу госгарантий. Шарафутдинов выразил сожаление в связи с тем, что продажа лекарственных трав и консультирование по их использованию не входят в эту программу.

— Еще раз повторяю, какими мы благими пожеланиями ни руководствовался Мелешкин, он прежде всего предприниматель, главная цель которого — получение прибыли. А государственное медучреждение создано для того, чтобы выполнить требования программы госгарантий, — резюмировал Шарафутдинов.

«ЧЕЛОВЕК РАБОТАЕТ НЕ РАДИ СЕБЯ, А РАДИ ДРУГИХ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов высказать свое мнение по данному вопросу.

Венера Иванова — председатель правления ЗАО «Автоградбанк»:

— Мы в Автоградбанке знаем Виктора Мелешкина очень давно, еще с тех пор, когда он организовал кооператив по сбору лекарственных трав. Он и сейчас продолжает свою деятельность. Хотя мы и знаем, что это нерентабельный бизнес, но тем не менее мы всегда старались ему помочь, потому что с первого взгляда видно, что этот человек влюблен в свое дело и делает все от души. Виктор Иванович знает очень многое о лечебных свойствах трав. Раньше он поставлял свои сборы и в санатории, и не только в Татарстане, но и за пределами республики. Те, кто хоть раз в жизни был в санатории, знают, что там травяные чаи — это обязательный атрибут.

У себя в банке мы с помощью Мелешкина реализовали проект по укреплению иммунитета сотрудников в осенний и весенний период, ведь в это время иммунитет слабеет, и легко можно подхватить инфекцию. Виктор Иванович поставлял в наш буфет очищающие, витаминные и общеукрепляющие чаи. Заболеваемость среди сотрудников у нас невысокая, я думаю, в том числе и благодаря этому проекту. Во всяком случае жалоб от сотрудников не было, наоборот, всем очень нравилась такая профилактика.

Когда случился пожар и когда у него практически все сгорело, мы, конечно же, постарались ему всячески помочь. Мы приняли решение отсрочить платежи по кредиту на один год и снизили процентную ставку по нему. Мы старались рассказать о нем своим клиентам, партнерам, было несколько публикаций о Мелешкине и его деятельности в нашей корпоративной газете. И нашлись те, кто предложил свою помощь Виктору Ивановичу. Почему? Да потому что этот человек работает не ради себя, а ради хорошего дела — ради того, чтобы принести пользу другим.

Лариса Танова — главный врач частной клиники «Танар»:

— Между государственной медициной и травами никакого антагонизма нет — фитотерапия официально признана, этот вид деятельности лицензируется, и мы, кстати, лицензировали фитотерапию в своей клинике. О том, что травы должны использоваться в медицине, давно уже никто не спорит. Поэтому ситуация с травником лежит в другой плоскости — вероятно, главврачу занимаемые травником площади для чего-то нужны. Он вправе ими распоряжаться независимо от того, фитотерапевт там сидит, или колготки продают. Возможно, главврачу требуется разместить на этих метрах что-то иное, свое, или даже просто дизайн обновить — это нормальный вопрос хозяйствования, и никаких ущемлений я здесь не вижу.

Рафис Айдагулов — руководитель общероссийской общественной организации «Комиссия по борьбе с коррупцией» по Закамскому региону:

— Я знаю Виктора Мелешкина еще с тех пор, когда он работал в поликлинике №6, где они очень хорошо находили общий язык с предыдущим главврачом Равилем Бакировым. Он понимал, что у многих людей, особенно пенсионеров, просто нет денег на те лекарственные средства, которые продаются по баснословным ценам в аптеках. Тем более что у Мелешкина-то все сертифицировано. А когда главврачом пришел Ахмеров, он стал всякие козни строить. Я заходил к нему около года назад, поговорил по душам, он вроде как отстал от Мелешкина.

Был я и у руководителя горздрава Набережных Челнов Шарафутдинова, говорил: «Да, не трогайте вы Мелешкина! Человек всю жизнь этим занимается, к нему люди идут, просят помочь, это смысл его жизни!» Шарафутдинов мне не отказал, но и в пользу Мелешкина ничего не сделал. В конце концов, во время встречи с мэром Василем Шайхразиевым я вынужден был поднять эту тему. Я ему объяснил, что Мелешкин — очень порядочный, прямой, работящий человек, он не умеет лебезить и никогда в жизни никому взяток давать не будет. Мэр тоже ответил: «Хорошо, хорошо! Ладно, ладно!»

И вот я не понимаю, почему эта непонятная борьба никак не закончится?! Она на какое-то время то утихает, то с новой силой поднимается. Мелешкина откуда-то начинают выживать, мы поднимаем шум, потом на некоторое время устанавливается затишье, затем снова начинают зажимать. Да что ж это такое, в конце концов?! Это очень не красит наши городские власти. Им что, больше нечем заниматься, чем выживать Мелешкина? Тем более он исправно платит арендную плату, даже вперед платит за несколько месяцев. В конце концов, он налоги платит в бюджет! Так нельзя!

Мелешкина в трудную минуту банкиры поддержали, а уж они-то умеют считать деньги, и если они бескорыстно передали ему средства для восстановления, они же, наверное, понимали, что человек занимается нужным для людей делом. Мелешкин ведь не просит ничего сверхъестественного, просто чтобы ему не мешали! Оставьте его в покое, пусть он помогает людям, которые будут лечиться и выздоравливать благодаря его травам. Нет, не дают! Нонсенс! Парадокс! Вы поймите, у меня никакой корысти в этом деле нет, просто зло берет из-за хамства чиновников!

«ОДНИМИ ТАБЛЕТКАМИ НЕ ПРОЖИВЕШЬ!»

Марина Иванчина — директор аптечной сети «Милфарм»:

— Лекарственные травы занимают определенный удельный вес в общем товарообороте аптек, но это слишком узкая специализация. Поэтому для травников место в аптеках будет тогда, когда руководитель решит, что у него есть свободные площади, которые он мог бы позволить себе сдать в аренду. Теоретически это возможно, но сегодня ассортимент небольшой аптеки и так насчитывает более 4 тысяч наименований, при этом фармацевтический бизнес нельзя назвать высокорентабельным.

Прием на реализацию каких-то препаратов или трав от частных лиц сегодня аптеки не практикуют. Такое было возможно только в Советском Союзе, когда не было возможности производить травы промышленным способом. Тогда — да, травы сдавало население, их принимали по прейскурантам, сушили, вручную писали ценники... Но сегодня нет такой необходимости, и поэтому мы продаем только то, что производит наша промышленность. Есть заводы, которые занимаются производством лекарственных препаратов на основе трав.

Возможно, существуют некие специализированные аптеки, которые торгуют какими-то очень редкими травами, но это все очень индивидуально. Например, в Москве есть «Грибная аптека» — они продают лечебные препараты из грибов. Директор этой сети — врач, которая сама специализируется в этой области, ей это лично интересно. Но кому это было бы еще нужно в России, я не знаю, потому что с таким узким ассортиментом очень трудно выживать. Если частный травник придет в обычную аптечную сеть, никто у него товар не примет. Такими вещами занимаются только герои, и если травника попросили по истечении договора аренды освободить помещение, то это право собственника.

Дмитрий Назаров — главный нефролог Набережных Челнов:

— Мелешкина отовсюду выгоняют, а ведь он делает очень серьезное дело! Его сборам цены нет, ведь рецепты Мелешкина уникальные! Я сам принимал активное участие в организации кооператива еще в конце 80-х годов, потому что знаю, что эти травяные сборы — серьезная вещь. Я вам как нефролог заявляю, что без его травяных сборов лечить почечные заболевания нельзя! Нефрология, урология без трав ничего не стоит! Более того, в аптеке можно купить лишь отдельные травы, там вообще нет такого понятия, как сборы. А у Мелешкина для каждой болезни продуманный сбор из 10 - 12 трав. Где больной возьмет эти сборы, если Мелешкина не будет?! И особо хочу подчеркнуть, он не умеет плохо делать свою работу. Поэтому я до крайности возмущен тем, что сегодня происходит с Мелешкиным. Ему надо не палки в колеса ставить, а дать везде зеленый свет, построить надо что-то такое, где бы он мог полностью реализоваться. Ну или хотя бы на худой конец не трогать его, потому что он мужик серьезный, к делу относится очень тщательно.

Одними таблетками не проживешь. Вот мы недавно общались с профессором Ольгой Николаевной Сигитовой — главным нефрологом минздрава РТ, заведующей кафедрой общей врачебной практики КГМУ. Она мне говорит: «Понимаешь, таблетки не помогают!» Я говорю: милая моя, так надо сборами лечить. Она: «Где же нам взять такой фитокооператив?» Я говорю: так вы просто не знаете, он уже более 20 лет существует, люди ездят в заповедные места, косят травы, копают корни, все поставлено на широкую ногу. Когда я показал ей все сборы, которыми мы пользуемся, она просто ахнула! Ежедневно ко мне приходят десятки больных, никто без трав не уходит. Все очень довольны, ведь у Мелешкина сборы старинные, продуманные очень. И главное — они работают! Если они закроют Мелешкина, потеряет не только город, но и республика. Я в Москву эти сборы профессорам посылаю, они лечатся ими! И никто слово сказать не может за этого человека, вот позорище!