Сегодня в Московском районном суде Казани начался допрос одного из главных фигурантов дела о гибели теплохода «Булгария» — субарендатора судна Светланы Инякиной. Корреспондент «БИЗНЕС Online», присутствовавший на допросе, обратил внимание на тактику защиты подсудимой: она заявила, что экипаж судна, включая погибшего капитана и старшего механика, скрывал от нее неполадки, опасаясь получить неустойку. Субарендатор рассказала, как решила заняться речным бизнесом, желая покрыть долги, и о том, сколько сил потратила на то, чтобы привести «Булгарию» в порядок. Правда, потерпевших услышанная информация о покраске судна и ремонте двигателя особо не впечатлила.
Сегодня в Московском районном суде Казани начался допрос одного из главных фигурантов дела о гибели теплохода «Булгария» — субарендатора судна Светланы Инякиной |
«ЭКСПЕРТИЗА ДЕФЕКТОВ ДНИЩА НЕ ВЫЯВИЛА!»
Сегодня заседание в Московском районном суде Казани началось с продолжения допроса эксперта Росречрегистра Якова Ивашова. Он сообщил, что в 2011 году с «Булгарии» был демонтирован гребной двигатель, но в проведении других ремонтных работ судно не нуждалось.
«Серьезных неполадок, которые бы угрожали безопасности плавания, не было, — пояснил Ивашов, отвечая на вопрос гособвинителя. — Я освидетельствую 13 судов, которые каждую зиму приходят в Пермский затон. На осмотр катера уходит около 1,5 часов, на осмотр таких судов, как «Булгария», — 8. И еще несколько дней на составление документации. Чаще всего команде удавалось устранить неполадки на месте. А день у нас ненормированный был, работали без выходных, тем более в речной сезон. Ежегодное освидетельствование проводится с целью выявления технических неисправностей».
Потерпевшие тут же парировали: освидетельствование должно ответить на вопрос, насколько безопасно судно. Одна из потерпевших напомнила, что есть информация о том, что в днище судна была пробоина, которая могла стать причиной трагедии.
«Корпус осматривается раз в пять лет, его осматривает дефектоскопист, который делает итоговое заключение для Росречрегистра, — объяснил Ивашов. — В последний раз днище «Булгарии» осматривалось в 2007 году, и заключение дефектов не выявило».
Светлана Инякина: «Я думаю, что он сделал это, опасаясь, что с него будут требовать неустойку за ремонт, а эта услуга была не из дешевых» |
КОМАНДА СКРЫВАЛА ОТ ИНЯКИНОЙ НЕПОЛАДКИ?
После того как допрос Ивашова закончился, суд приступил к допросу директора ООО «АргоРечТур» — субарендатора теплохода «Булгария» Светланы Инякиной. Она начала со слов извинений всем потерпевшим, но сидящие в зале разом заявили: «Наконец-то дождались, не прошло и полугода». Инякина рассказала, что ее фирма эксплуатировала судно «Булгария» с 2007 года (тогда оно еще называлось «Украина»). По словам подсудимой, с Ивашовым она была знакома с 2011 года, как с экспертом Росречрегистра. Никаких дружеских отношений, по словам Инякиной, с Ивашовым у нее не было. С подсудимым Владиславом Семеновым Инякина познакомилась в 2011 году, когда получала лицензию на деятельность. В 2010 году она открыла фирму ООО «АргоРечТур», но в тот сезон теплоход «Булгария» был в эксплуатации другой фирмы. В преддверии речного сезона 2011 года Инякиной рассказали, что теплоход свободен, но его левый двигатель нуждается в ремонте, который обойдется в 120 тыс. рублей. В марте 2011 года Инякина подписала с арендатором «Булгарии», гендиректором ООО «Бриз» Валерием Незнакиным, договор субаренды. За право пользования судном Инякина должна была заплатить за субаренду 1,5 млн. рублей и согласовала с Незнакиным график погашения этой суммы, которую намеревалась заплатить частями.
В марте 2011 года занялась стандартным ремонтом судна: покраска, подключение к электроэнергии, ремонт в радиорубке, купила посуду для столовой и т.д. По словам Инякиной, она заплатила и за произведенный ремонт левого двигателя. Около 20 минут она зачитывала тексты договоров с различными компаниями, которые производили ремонтные работы. За ходом работ Инякина лично не следила и узнавала о результатах от членов команды.
«Они скажут, что все готово, все сделано, я произвожу оплату фирме, — рассказала Инякина. — Моим представителем на судне был капитан, мы с ним работали с 2008 года, и он часто мне подсказывал: «Иди, Инякина, туда, надо над этим поработать». Он корабль очень хорошо знал... Яков Трифонович (Ивашов — прим. ред.) у нас чуть ли не каждый день бывал, все контролировал и признал в итоге судно пригодным. 15 июня «Булгария» вышла из Пермского затона в Казань, а я поехала обратно на машине».
Допрос эксперта Росречрегистра Якова Ивашова закончился |
Отвечая на вопросы своего адвоката Константина Габелева, Инякина сообщила суду, что до крушения теплоход успел совершить 8 рейсов.
«Ни капитан, ни механик мне не говорили в то лето о том, что на судне есть нехватка топлива. Когда теплоход вышел из Перми, было около 7 тонн топлива, я приняла теплоход с этим количеством. Потом я заключила договоры с ООО «Бункер Трейд» и ТМП «Бункер». В общей сложности за время эксплуатации мы у них приобрели топлива на сумму 700 - 800 тысяч рублей. Судно никогда из-за нехватки топлива не останавливалось».
О том, что на теплоходе происходили поломки, Инякиной, как выяснилось, сообщали не всегда.
«Я знала о неполадке, которая произошла 3 июля, когда теплоход совершал рейс в Пермь. Теплоход не дошел до пристани каких-то 300 метров и три часа стоял, не двигаясь, вызывая беспокойство туристов. Я связалась с диспетчером, и нам обеспечили буксир-толкач, который дотянул корабль до причала. Когда корабль причалил, начался разбор полетов. Я опущу нецензурную речь капитана, но мне он сообщил, мягко говоря, следующее: его механики «прошляпили» вахту, и вода попала в двигатели».
Тогда, по словам Инякиной, была вызвана ремонтная бригада. Но неполадки на этом не закончились. 8 июля во время рейса из Казани в Зеленодольск на «Булгарии» вышел из строя левый двигатель. Старший механик Константин Пузанков, по словам подсудимой, скрыл от нее информацию об этом инциденте.
«Я думаю, что он сделал это опасаясь, что с него будут требовать неустойку за ремонт, а эта услуга была не из дешевых», — предположила Инякина.
После ряда вопросов, уточняющих подробности получения Инякиной документов по освидетельствованию судна, судья решил объявить в деле перерыв до 7 ноября. В этот день допрос Инякиной будет продолжен.
Справка
Крушение теплохода «Булгария» произошло 10 июля 2011 года примерно в 13 часов 30 минут по московскому времени в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан. Погибли 122 человека, 79 человек спаслись. На скамье подсудимых находятся субарендатор теплохода Светлана Инякина, эксперт Российского речного регистра Яков Ивашов, старший помощник капитана Рамиль Хаметов и два сотрудника казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора — Владислав Семенов и Ирек Тимергазеев.
Следственным комитетом Российской Федерации в связи с крушением теплохода «Булгария» было возбуждено несколько уголовных дел, а также привлечен к уголовной ответственности целый ряд должностных лиц:
10.07.2011 года возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 263 УК РФ по факту затопления теплохода «Булгария».
12.07.2011 года возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 238 УК РФ в отношении Инякиной (директора ООО «АргоРечТур» — субарендатора теплохода «Булгария») и Ивашова (эксперта Речного регистра, выдавшего разрешение на эксплуатацию теплохода «Булгария» в 2011 году).
18.07.2011 года было возбужденно два уголовных дела по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 270 УК РФ в отношении капитанов Юрия Тучина (сухогруз «Арбат») и Александра Егорова (толкач «Дунайский 66»). При этом Тучин стал первым из должностных лиц, осужденных по уголовным делам, связанным с крушением теплохода «Булгария» (см. события 26 декабря 2011 года)[18].
15.08.2011 года возбужденно уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 293 УК РФ в отношении Тимергазеева (начальника отдела Ространснадзора) и Семенова (инспектора Ространснадзора).
В отношении выжившего в катастрофе старшего помощника капитана теплохода «Булгария» Рамиля Хаметова было возбужденно уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена»).
Все фигуранты упомянутых уголовных дел, за исключением двух капитанов, не оказавших помощь терпящим бедствие, и старшего помощника капитана теплохода «Булгария» Хаметова, были помещены под стражу.
Объем уголовного дела составил 96 томов, и по делу проходят более 200 потерпевших. Допрошено более тысячи свидетелей. Проведено более 250 различных экспертиз, наиболее сложной из которых стала комплексная судоводительская и инженерно-техническая судебная экспертиза, проводившаяся с августа 2011 года по март 2012 года, определившая круг обвиняемых.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.