Николай Фешин
Christie’s проведет торги шедевров русского искусства. Среди топ-лотов представлены и две работы казанского художника Николая Фешина

ФЕШИН НА CHRISTIE'S

25 ноября в Лондоне аукционный дом Christie's проведет торги шедевров русского искусства. Среди топ-лотов таких выдающихся художников, как Константин Маковский, Алексей Харламов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Илья Машков, представлены и две работы казанского художника Николая Фешина. Информация о начале торгов размещена на официальном сайте Christie's. На аукционе будут выставлены две его работы: «Маленький мальчик», или как еще называют в США — «Пастушок» (Little shepherd boy oil on canvas, $320 тыс. — $480 тысяч). Вторая картина — «Портрет русской певицы Маруси» (Portrait of Marucia, a Russian singer oil on canvas, $320 тыс. — $480 тысяч). Обе работы являются малоизвестными.

Перед торгами все работы впервые будут выставлены в Москве. Выставка пройдет с 8 по 10 ноября.

«Маленький мальчик»
Уникальная работа «Маленький мальчик» известна только частным коллекционерам

За сколько уйдут на аукционе данные работы, предугадать сложно. В июне текущего года на торгах другого аукционного дома Sotheby's в Лондоне одним из главных лотов также стала работа казанского художника — портрет «Миссис Фешина с дочерью». Не меньший интерес вызвал и «Портрет Кати» Фешина. Обе работы 1925 года, так называемого нью-йоркского периода, на торгах были проданы почти за 2 млн. фунтов.

В ноябре прошлого года на аукционе Christie's в Лондоне работа Фешина «Портрет мадемуазель Подбельской» была продана в частную коллекцию за $3,3 млн. (2,05 млн. фунтов стерлингов). Одним из самых дорогих произведений Фешина является картина «Маленький ковбой», проданная в 2010 году за $11,2 миллиона. Стоимость полотна значительно превысила эстимейт.

Напомним, Фешин (1881 - 1955) учился в Казанской художественной школе (где потом преподавал), в Академии художеств в Петербурге. Художник много выставлялся на зарубежных выставках. С 1923 года жил и работал в США. Самое крупное собрание его картин, включающее в первую очередь работы дореволюционного периода, находится в музее изобразительных искусств Татарстана.

«Миссис Фешина с дочерью»
«Миссис Фешина с дочерью»

ТОПОВЫЕ РАБОТЫ ФЕШИНА БУДУТ РАСТИ В ЦЕНЕ

— Уникальность выставляемых работ — «Маленький мальчик» и «Портрет русской певицы Маруси» — заключается еще и в том, что они известны только частным коллекционерам. Их изображения еще ни разу не были опубликованы в печати и интернете, — говорит искусствовед Галина Тулузакова, с которой сегодня побеседовала газета «БИЗНЕС Online». Этюд «Маленький мальчик» очень интересен, потому что это работа 1910 года. Типичная фешинская манера раннего периода с очень сдержанным колоритом и абсолютно свободной живописью фона и одежды, из которого вырывается лицо. Причем очень сложно поставлена поза, очень интересно ракурс взят. В этом смысле здесь фешинский «маэстризм» прекрасно проявляется.

«Портрет русской певицы Маруси» — это вторая половина 30-х годов. Характерная работа калифорнийского периода. Это уже немножко другой Фешин, чисто американский, он уже более контролируемый, более сдержанный, потому что сама атмосфера Америки влияет по-другому.

Надо сказать, что Фешин — неровный художник: то, что он делал в Казани, так называемый русский период, — это, конечно, блестяще. Первые годы в Америке — Нью-Йорк — тоже шикарно. Есть интересные работы. Позже есть интересные работы, но это, повторюсь, уже немножко другой Фешин.

Галина Тулузакова
Галина Тулузакова: «Поэтому рыночная цена — это все-таки конъюнктура. Авангардные работы ценятся больше, но Фешин весьма востребован. На последних торгах картины проданы по очень хорошим ценам» (фото: an-tat.ru)

— Как часто произведения Фешина выставляются на аукционах в Европе, Америке и России?

— Среди покупателей творчества Фешина в первую очередь много русских, а не иностранцев. На аукционах он выставляется в последнее время очень часто, потому что волна интереса к наследию русской эмиграции заметно выросла. Увеличившееся количество публикаций и выставок также дали четкое представление о том уровне, который этот художник занимает в искусстве XX века. И как выясняется, традиционное искусство — это не только искусство авангарда, но и искусство, которое базируется на традициях.

Покупатели в последнее время стараются приобретать работы русского периода. Впрочем, миллионер Андрей Филатов из Москвы собирает именно американского Фешина, все, что после 1917 года.

— То есть можно сказать, что картины Фешина сегодня недооценены?

— Во-первых, установить стоимость всех его картин невозможно. Цена на произведения искусства зависит от массы факторов. Понятно, что у него еще пока не такой ценовой диапазон, как у самых знаменитых импрессионистов, хотя я считаю, что он художник просто другого времени — это все-таки модерн, хотя и с элементами импрессионизма. Но технически он, конечно, уникальный художник. В высших своих проявлениях он один из топовых, и такие его работы будут расти. А для картин диапазона на уровне 300 - 500 тысяч долларов на этом уровне и останутся.

Во-вторых, чем больше его открывают, тем больше понимают, насколько он действительно сложен. Таких художников по уровню мастерства в мире можно по пальцам пересчитать. Его уровень рисунка на уровне старых мастеров: Леонардо да Винчи, Рембрандта. И живопись у него сложна тем, что она, с одной стороны, четко организована логически и рационально, и в то же время там очень много спонтанных элементов.

Поэтому рыночная цена — это все-таки конъюнктура. Авангардные работы ценятся больше, но Фешин весьма востребован. На последних торгах картины проданы по очень хорошим ценам.

— Как, например, самая дорогая картина Фешина «Маленький ковбой», стартовая цена на которую также начиналась с 500 тысяч долларов...

— А продана она была за 11 миллионов долларов. Но мне кажется, что тут некоторое несовпадение: работа очень хорошая, но это не абсолютный шедевр, как «Мадмуазель Подбельская» или «Черемисская свадьба». На цены аукционов влияет очень много факторов. Скажем, «Черемисская свадьба» — это шедевр, но для частного коллекционера она менее интересна, потому что музейная, просто громадная по размерам. А музеи у нас, к сожалению, некредитоспособны, государство не занимается пополнением музейных собраний. Частные же коллекционеры предпочитают больше камерные вещи. Факт остается фактом: «Черемисская свадьба» ушла по той же цене, что и «Мадмуазель Подбельская», хотя по всем параметрам она более значимая. Она ушла в частную русскую коллекцию.

«Мадмуазель Подбельская»
«Мадмуазель Подбельская» была продана Christie's в частную коллекцию за $3,3 млн. (2,05 млн. фунтов стерлингов)

— Возможно ли появление на аукционах других работ Фешина, в том числе судьба которых неизвестна?

— Я, по крайней мере, знаю несколько вещей, которые могут быть очень интересны, они находятся в частных коллекциях. Есть несколько вещей в американских собраниях очень хорошего качества, которые тоже могут продать. Тут все может быть. По крайней мере, в последнее время выплывают очень симпатичные работы, например «Портрет отца».

Интерес к нему будет расти. Есть такие планы: открытие Фешина в Европе. В Америке его тоже знает лишь определенная часть, юго-западный регион. Его очень любят в Китае благодаря русскому художнику-живописцу Константину Максимову, который какое-то время жил и работал в Китае, преподавал искусство масляной живописи, вел мастер-класс в Пекине, в Китайской академии художеств, и привил им любовь по отношению к нему. Но в Европе Фешина знают плохо. Он там еще будет открываться.

— Есть ли интерес к Фешину со стороны бизнесменов из Татарстана?

— Могу сказать, что «Ак Барс Галерея» приобрела «Портрет Николая Николаевича Бельковича» кисти Фешина. Стоимость является коммерческой тайной. Белькович — это один из основателей Казанской художественной школы. Это историческое лицо для нашего города. Фешин был женат на одной из его дочерей... То есть наш бизнес тоже начинает участвовать в приобретении его работ.

Коллекционеры в России, безусловно, есть, но в основном не из Казани. У нас есть Семин, который собирает западно-европейское искусство. Я буду рада, если Фешин вернется в Казань.