Городинформ |
«ОТКАЗЫВАЛИСЬ ОТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ «ЯНДЕКСА»
На рынке геосервисов в Казани сегодня работают лишь федеральные игроки, точнее их местные представительства. Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», несколько месяцев назад прекратил существование казанский проект компании «Четвертое измерение» — геосервис «Городинформ». Эту информацию нашему изданию подтвердил и владелец прекратившего существование «Четвертого измерения» Борис Фролов.
«Компания была создана в 2007 году, уже после того как работа над проектом началась, а сам «Городинформ» увидел свет в мае 2008 года, — рассказал Фролов. — Мы с другом просто загорелись этой идеей, видели хорошие перспективы. Задумка была очень интересная, и при этом рынок совершенно пуст, на тот момент не было ни одного приличного электронного справочника, а карты были устаревшие, неточные и очень редко обновлялись. Развитие шло периодами. В процессе работы партнеров было много, по разным вопросам, но дополнительных инвестиций мы не привлекали». Что касается суммы вложений в проект, собеседник ее не назвал, но сообщил, что «вложили очень много и на старте, и в развитие». Проект функционировал до лета этого года. О причинах его закрытия Фролов не сказал, но сообщил, что в будущем не собирается заниматься подобными проектами.
«Единственным прямым конкурентом был новосибирский проект 2ГИС (тогда он еще назывался «ДубльГИС»), — рассказал Фролов. — Были другие электронные справочники, но все они были очень слабенькими. Чаще всего это были побочные проекты у компаний, которые выпускали бумажные справочники, и, как следствие, качество их исполнения и наполнения было на низком уровне, как у любого побочного продукта. Ну, конечно, конкурентами были и интернет-компании вроде «Яндекса», но это была конкуренция только в части карт. Ни справочной информации, ни информации по общественному транспорту они не предоставляли. При этом, кстати, тот же «Яндекс» не раз делал нам предложение стать их поставщиком картматериалов и справочных данных, но мы отказывались». Сложностями развития подобных проектов Фролов назвал грамотных специалистов, правильные технические решения и в первую очередь грамотные продажи и маркетинг.
Похожий проект реализовывала казанская компания «Ремарк» (здесь отказались от комментариев нашему изданию) — «Толково.RU». Эта компания издает справочник «Желтые страницы», которые и легли в основу этого IТ-проекта. Правда, корреспондент, скачавший с сайта и установивший программу на ПК, обнаружил, что данные устарели, — последний раз карты обновлялись в апреле 2012 года. Судя по всему, данный проект заморожен. Рынок, где работал «Городинформ», носит название геолокационного сервиса, и на нем действует, по сути, единственный крупный игрок — 2ГИС. Компании «Яндекс» и Google нельзя отнести к конкурентам, поскольку они специализируются в схожей нише на картах, но не на справочной информации внутри, собственно, карт. Фролов подтверждает, что на этом рынке в России есть один серьезный федеральный игрок — это ГИС, все остальные подобные проекты значительно более локальные и функционируют обычно в пределах одного города или региона. Впрочем, и у лидера рынка получается не все: так, новосибирцы были вынуждены закрыть в Казани офис проекта отзывов Flamp, который проработал примерно год и теперь функционирует удаленно.
«МАЛО ВЫПУСТИТЬ ПРОДУКТ»
Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать причины закрытия казанского проекта и сложности работы на рынке геосервисов.
Александр Бушуев — директор филиала 2ГИС в Казани:
— 2ГИС уже де-факто стал не только общероссийским, но и международным проектом (наш сервис работает, например, на Кипре, в Украине, Италии и Казахстане). Поэтому мы следим за развитием глобального рынка картографических сервисов, в частности, за продуктами от Google, Microsoft, Apple, в России — от «Яндекса». В то же время в различных регионах и странах встречаются местные геосервисы, ориентированные обычно на небольшую аудиторию. Крупные игроки, как правило, всегда могут предложить что-то новое и тем самым расширить выбор для местных жителей. Среди таких особенностей у нас, например, актуальность информации (в Казани новые компании добавляются в online-версию 2ГИС ежедневно), возможность полноценной работы с картой и справочником без подключения к интернету. Конкуренция дает выбор пользователям и подстегивает развитие сервисов, но, к сожалению, не все ее выдерживают.
Компания «Четвертое измерение» несанкционированно использовала наш рубрикатор (классификатор компаний в базе данных), в связи с этим мы были вынуждены подать в отношении нее иск в Арбитражный суд Татарстана. Рассмотрев дело, суд в апреле 2010 года удовлетворил иск, приняв решение о запрете ответчику использовать наш рубрикатор.
Для успешного бизнеса мало выпустить продукт — его необходимо постоянно совершенствовать. И не только с точки зрения улучшения программного обеспечения. Большое значение имеет качество справочных данных, карты, необходима постоянная работа картографов, специалистов по сбору-проверке информации. Этим обеспечивается доверие пользователей и — затем — внимание рекламодателей.
Наталья Паранина — экс-руководитель проекта Flamp в Казани:
— Причины закрытия проекта «Городинформ» — не выдержал конкуренции федерального справочника с картой как в качестве продукта, так и с точки зрения продаж и прибыли. Этот проект был интересен для друзей и фанатов его создателя, а также с точки зрения одного из первых IT-стартапов в Казани. Думаю, это был хороший предпринимательский опыт для создателя.
Основные игроки в России на этом рынке — «Яндекс», Google и 2ГИС.
Трудностями развития подобных проектов считаю то, что финансовые расходы включают в себя создание карты с помощью снимков и их ручного наполнения, которое, в свою очередь, требует временных затрат, чтобы карта-справочник была максимально проработана перед запуском. Поддержание ее актуальности будет требовать финансовых и временных затрат в течение всего времени существования продукта. А настоящая трудность при создании подобных проектов одна — найти свободную нишу. Вряд ли появятся новые карты-справочники, которые смогли бы составить конкуренцию глобальному Google, популярному «Яндексу» и сети филиалов и франшиз 2ГИСа. Проекты же, интегрированные с любыми из перечисленных карт-справочников, имеют право на жизнь только в случае, если их основная цель оправдана. Например, Flamp — сайт отзывов о компаниях. В России катастрофически не хватало таких площадок. Сами данные карт-справочников уходят на второй план.
Денис Кусков — генеральный директор Telecom Daily:
— Любой проект требует инвестиций в начале и возврата инвестиций потом. За четыре года компания должна была уже, по идее, выходить как минимум на самоокупаемость. Возможно, этого не произошло, и были нужны новые инвестиции для развития, но их получить не удалось... Если брать частный рынок геосервисов, то люди используют возможности смартфонов, а также таких компаний, как «Навител», «Ситигид» и других. Востребованность подобных проектов геосервисов сейчас не так очевидна, когда под рукой карты в смартфонах со справочником ближайших мест.
Справка ООО «Четвертое измерение» Руководитель — Борис Фролов. Прекратило деятельность при присоединении (ЕГРЮЛ, 29.12.2012) 2ГИС — разработчик электронных справочников по более чем 200 городам России, Украины, Казахстана и Италии. Создан в 1999 году в Новосибирске. Есть собственные call-центры в каждом городе присутствия. Основатель — Александр Сысоев. Оборот компании в 2011 году превысил 770 млн. рублей. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.