Сегодня челнинские предприниматели, обслуживающие работников и пассажиров вокзально-транспортного комплекса Набережных Челнов, объявили о том, что начнут с 3 ноября голодовку. Поводом стало поступившее им от администрации Куйбышевской железной дороги РЖД требование с 1 ноября освободить помещения, занимаемые ими много лет, поскольку сервисную зону в результате тендера отдали его победителю – ООО «РК Роял». Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», в развитие своего «вокзального бизнеса», включающего помимо челнинского и столичный вокзал «Казань-2», компания готова зайти только после того, как РЖД освободит обещанные площади от «неадекватных» предпринимателей.
«У НЕЕ МУЖ — КРИМИНАЛЬНЫЙ АВТОРИТЕТ, И ИМ ВСЕ МОЖНО!..»
С сегодняшнего дня владельцев киосков, расположенных в сервис-зоне челнинского вокзально-транспортного комплекса, попросили свернуть бизнес. С 1 ноября Куйбышевская железная дорога расторгает с предпринимателями бессрочные договора аренды. Однако люди, вот уже два десятка лет обслуживающие здесь пассажиров, уходить отказались, пригрозив устроить голодовку.
Как пояснили газете «БИЗНЕС Online» в пресс-службе КЖД, еще 21 августа прошел открытый аукцион на право аренды площадей вокзала, участвовали в нем и арендаторы-старожилы. Но выиграло этот конкурс ООО «РК Роял» — теперь компании предстоит разместить здесь свои торговые точки, предварительно согласовав их дизайн с руководством железной дороги.
«Тендер должен был проводиться только на свободные площади вокзала — вот письмо из прокуратуры, — рассказала газете «БИЗНЕС Online» предприниматель Ирина Волочко. — Но когда тендер прошел, нам выдали уведомление о расторжении с нами договора аренды. Мы не согласны отсюда уходить, потому что знаем, что здесь творится и кто сюда лезет. Лезут люди, у которых очень сомнительная репутация. Поэтому мы объявляем с 3 ноября голодовку. И мы на нее сядем, все пять предпринимателей. Вообще, у нас здесь всего шесть предпринимателей. Одна не с нами, она с руководством РЖД. Потому что у нее муж — криминальный авторитет, и им здесь все можно, понимаете?..»
Волочко показала корреспонденту «БИЗНЕС Online» копию ответа РЖД на запрос прокуратуры по обращению предпринимателя Идрисовой. Письмо датировано 18 июля, то есть еще до проведения тендера. В нем указано, что никаких требований об освобождении части помещения (а Идрисова арендует 15 кв. м в здании площадью почти 1,5 тыс. кв. м) не направлялось. И «на аукцион выставлены свободные от аренды площади вышеуказанного помещения», черным по белому сказано в документе за подписью начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов А. Комаровского. Правда, чуть ниже говорится, что выгнать арендаторов, по идее, можно в любой момент — достаточно за месяц уведомить о таком желании...
Ирина Волочко |
ПРЕДУПРЕЖДАЛИ ГОД НАЗАД
По словам Волочко, им, разумеется, предложили торговые места в городе, однако эти площади не внушают бизнесу никакого интереса. Просто потому, что бизнеса там не будет — нет никакой проходимости, все хорошие места уже заняты.
О том, что у «ларечников» начнутся проблемы, их еще год назад предупреждали коллеги из Бугульмы — дескать, с переменой руководства вокзала ждите, рассказала Волочко. «Так оно и получилось, — вздыхает предприниматель. — В тендере кроме «РК Роял» участвовала еще одна аффилированная с ней фирма, и они просто взвинтили цены...» Если раньше аренда стоила 1 тыс. рублей, то теперь — 2 тыс. за метр, а это просто невыгодно — проходимость в железнодорожной части вокзала, где всего-то пара поездов в сутки, невелика. Правда, поговаривают, скоро сюда вернется автовокзал, и тогда народу будет больше, поделилась слухами предпринимательница.
Так или иначе, но подписывать допсоглашения с Куйбышевской железной дорогой предприниматели отказались. Вместо этого сервис-бизнес вокзального терминала автограда ударился в голодовку, предъявив РЖД и исполкому Набережных Челнов оферту «голодных игр».
Голодать они начнут 3 ноября — все это согласовано с исполкомом и прокуратурой города. Так предприниматели намерены бороться с неправомерным, по их мнению, решением железнодорожников.
Хотя в пресс-службе Куйбышевской железной дороги газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что видят ситуацию по-другому: это арендаторы неправомерно отказываются освободить площади. Поэтому «вопрос об освобождении площадей вокзала будет решаться в порядке, установленном законодательством РФ», говорится в сообщении, поступившем в ответ на запрос редакции.
ИНВЕСТИЦИИ В СЕРВИС-ЗОНУ В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ «РК РОЯЛ» ОЦЕНИВАЕТ В 2 - 3 МЛН. РУБЛЕЙ
Возникшая ситуация беспокоит и гендиректора фирмы ООО «РК Роял» Артура Косинова: чем дольше предприниматели «держат оборону» площадей, тем позднее удастся «зайти» в вокзальный комплекс. Повлиять на это в компании не могут и ждут решения вопроса со стороны арендодателя.
«Но, в принципе, это все-таки не наша проблема, — рассказал он о своем видении ситуации в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Мы участвовали в открытом конкурсе, о котором было объявление и на сайте, — мы заявились. Согласились на условия РЖД и теперь ждем, когда сможем приступить к работе. Сейчас идет согласование дизайн-проекта будущей сервисной зоны с руководством железной дороги. В планах — приступить к работе с 1 декабря, собрать все оборудование мы сможем недели за две...»
Косинов отметил также, что сомневается в «адекватности» одной из женщин, арендовавших помещения. И пока РЖД не наведет порядок в этом вопросе, компания не станет делать попыток зайти на арендованную площадь.
На площади в 200 кв. м, которую компания «РК Роял» получила в бессрочную аренду с правом выселения через месяц после уведомления со стороны арендодателя, предполагается размещение торговой зоны и хорошего кафе, обеспечение Wi-Fi. Объем инвестиций в сервис-зону предприниматель оценил приблизительно в 2 - 3 млн. рублей — у РЖД есть свои требования по стилистике, чтобы все это соответствовало бренду железной дороги. Пока же лицо города находится примерно в таком же состоянии, что и лет 10 назад.
В перспективе, если все пойдет нормально, есть идеи занять площади и на втором этаже. Но пока это теряется в туманной дымке скромного пассажиропотока, а также в результатах конкурсных процедур.
Аналогичный тендер фирма выиграла и на вокзале «Казань-2», где получила в пользование порядка 130 кв. м — всего четыре помещения, одно из которых под кафе, другие под торговлю.
«НАДО БОРОТЬСЯ — ПУСТЬ ПОДОЙДУТ К НАМ В ГИЛЬДИЮ...»
Объявляя голодовку, предприниматели фактически переводят конфликт из сферы столь любимого властями «конфликта хозяйствующих субъектов», когда властей это вроде и не касается, в социальную плоскость. И ставят вопрос уже перед чиновниками, причем не в самой удобной форме. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался мнением экспертов и участников рынка, стоит ли прибегать к подобной тактике.
Эдуард Ямченко — член правления челнинского филиала гильдии малого и среднего предпринимательства Казани:
— Вы знаете, с властью и с беспределом, по-моему, все меры хороши... Голодовка — это, конечно, крайняя мера, и на нее идут, когда все остальные меры уже исчерпаны. Им надо бороться, обращаться в прокуратуру. Если эти предприниматели нормально исполняли свои обязанности — оплачивали аренду, содержание, то на каком основании тогда их вообще выгоняют и какой вообще в этом смысл? Никакой нормальный руководитель, если он дорожит своим бизнесом, не будет убирать со своих площадей предпринимателей. А вот когда руководству наплевать на то, будет у предприятия доход или не будет дохода, лишь бы свой карман набить, тогда такие моменты и происходят. Я думаю, что там связано что-то с этими делами. С откатами.
Пятерым предпринимателям, конечно, будет очень сложно бороться. Думаю, им надо выходить и торговать. Просто продолжать свою деятельность. Счета, которые им приносят, оплачивать. И вести при этом диалог. Пусть войдут в нашу гильдию. Практически все предприниматели начинают искать поддержку, когда, что называется, жареный петух захлопал крыльями. У нас народ неорганизованный — когда их коснется, тогда они только возмущаются. А пока его лично не касается, а касается только его соседа, то придерживаются принципа «чужая боль не болит».
Сколько лет уже тюкают мелкий бизнес, а ничего в этом смысле не меняется. За одних предпринимателей поборолись вроде бы, их оставили в покое, но отстаивать интересы своих коллег они уже не пойдут. У всех сразу важные дела находятся. Это, конечно, очень плохо. Надо бороться, я считаю. Пусть они обратятся к Гурьевой Татьяне Ивановне — депутату горсовета, можно к нам в гильдию подойти. Так не должно происходить — они же работают, свои семьи кормят. К бизнесу так относиться нельзя, к малому тем более.
Ленар Файзутдинов — управляющий партнер АМК «Теория Дарвина»:
— Я считаю, что это банальный шантаж. Насколько это может быть эффективным? Не знаю, на месте представителей власти я бы не лез в спор хозяйствующих субъектов. Это не тот случай, когда власти следует вмешиваться и что-то на себя брать. У РЖД, полагаю, есть свое видение того, как эти площади можно было бы использовать. Учитывая, что эти предприниматели ничего там не создали, практически ведь то, что там сегодня есть, — это унылые ларьки с завышенными ценами, потому что они находятся на вокзале. Каких-то спецусловий для пассажиров они не сделали, какой-то особой чистоты и красоты не навели. И каким-то особым способом свой бизнес тоже не развили. Понятно, что они расстроены тем, что их с насиженного места выгоняют, но это когда-нибудь все равно должно было случиться. Они же ничего особо не сделали, просто по многу лет получали сверхприбыль на перепродаже товаров в хорошем месте. В основном сигареты да пиво продавали. Это даже не предприниматели, а просто перекупщики. Если каждый такой предприниматель голодовку начнет объявлять, то это будет уже не демократия, а анархия.
Я бы посоветовал им работать лучше, вкладывать деньги в производство, создавать добавленную стоимость, создавать инновационные продукты, строить свое здание, оказывать лучший сервис своим покупателям. Сейчас госпрограмм поддержки предпринимательства много, кредитных институтов много, потребление всего и вся растет.
Айрат Тагиров — владелец пляжного клуба SunDale и event-компании «Правила праздника»:
Голодовка — это, по крайней мере, инструмент. Насколько он эффективен в данной ситуации, сказать сложно. Но, с другой стороны, хозяин — барин. Имеется в виду хозяин площадей. Если у него есть какие-то юридические основания для расторжения договоров аренды, то уже не и поспоришь. Голодай — не голодай, смысла мало. Понятно, что для предпринимателей эта ситуация — удар, бизнес разрушается, но нужно какой-то находить диалог, пытаться договариваться, насколько это возможно.
В конце концов все диктует рынок — если кому-то выгодно работать по ценам, которые предлагают РЖД, то он и будет там работать, и думаю, что предприниматели голодовку объявили зря. Это спор хозяйствующих субъектов, рыночная тема. Ну а если кто-то что-то делает незаконно, то нужно обращаться в суд.
Справка
ООО «РК Роял», по данным СПАРК, принадлежит Артуру Косинову и Диляре Габбасовой — партнеры контролируют по 50% уставного капитала в 20 тыс. рублей. Косинов контролирует также ООО «Техинвест» и ООО «Ренессанс+». Габбасовой принадлежат доли в уставных капиталах ООО «ВТК Империал», «РИЦ 2.18», «РИС 2.18», «Стольникъ», «Пластик ЛД».
Железнодорожный вокзал Набережные Челны расположен на месте развилки автомобильной магистрали Набережные Челны — Бугульма — Чистополь — Самара — Ижевск.
Начало строительства вокзала — 1984 год. Впервые вокзал начал свою работу с 1 декабря 1990 года, работали билетные кассы в малом зале железнодорожного вокзала. Окончательный год ввода в эксплуатацию — 1994 год.
Вокзал Набережные Челны по объему выполняемой работы относится к вокзалу I класса. Расчетная разовая вместимость — 900 пассажиров. Количество посадочных мест в залах ожидания — 120. Количество отправленных пассажиров в год — 364 тыс. человек, в том числе дальнего сообщения — 243 тыс. человек, в пригородном сообщении — 121 тыс. человек. В летнее время курсируют 5 пар поездов дальнего сообщения и 7 пар пригородного сообщения.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.