IMG_3256.jpg
Дмитрий Рогозин: «Российская оборонка, несмотря на действительно неблагоприятную конъюнктуру мирового экономического рынка, растет»

«НА ФОНЕ УНЫЛЫХ ЗАВЫВАНИЙ ЛИБЕРАЛЬНЫХ ЭКОНОМИСТОВ»

Кадры – одна из самых острых проблем оборонки, задал тон заседанию Дмитрий Рогозин, и от того, как она будет решаться, зависит многое, ведь ОПК – это «стартовая площадка» и для запуска всей гражданской промышленности России.

Собственно, никаких «открытий» вице-премьер в своем вступительном слове не преподнес: старение и уход высококвалифицированных кадров, низкие зарплаты, отсутствие перспектив решения жилищных вопросов. Правда, он заверил, что теперь этим вопросам уделяется особое внимание, а потому подробный отчет о казанском заседании ляжет на стол президента России.

Рогозин сообщил, что до конца 2013-го будет принята государственная программа «Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса в 2014 - 2020 годах». В подготовленном министерством образования и науки РФ проекте упор сделан на привлечение в инженерные вузы школьников с высокими результатами по точным наукам, а также на взаимодействие ОПК с вузами для отбора и подготовки кадров.

А в том, что старшеклассники потянутся в технари, Рогозин, похоже, не сомневается. Для этого, на его взгляд, есть все основания: «На фоне унылых завываний наших либеральных экономистов о том, что у нас все плохо в промышленности, российская оборонка, несмотря на действительно неблагоприятную конъюнктуру мирового экономического рынка, растет». В 2012 году зарплата в ОПК выросла на 16,1%, а итогом 2013-го ожидается подъем еще на 17%. Дополнительный оптимизм вселяют опыты (например, «МиГа» или Объединенной судостроительной корпорации) по созданию «оборонных» жилищно-строительных кооперативов.

IMG_3214.jpg
Перед заседанием Рогозин осмотрел экспозицию оборонных предприятий РТ

НАБОР СТУДЕНТОВ ЗАЧАСТУЮ КОНТРОЛИРУЮТ НЕ ТЕ ЛЮДИ

Тон победных реляций поддержал премьер-министр РТ Ильдар Халиков. По его мнению, произошедшие за три года изменения не могут не радовать, и сегодня мы имеем хорошо отлаженный механизм реализации оборонзаказа. «Не случайно в этот непростой для России год предприятия ОПК идут с ростом в 18 процентов – это самый высокий показатель среди основных отраслей Татарстана», – заявил премьер. Впрочем, оборотная сторона этого процесса – обострение кадровой проблемы. «Это мы видим на примере завода имени Горького, с его удвоением производства» (делегация московских гостей перед этим побывала на зеленодольском предприятии).

О путях решения проблемы подробно говорил заместитель образования и науки РФ Александр Климов. Можно отметить несколько обозначенных им «ходов».

Первый. Подготовка специалистов невозможна без финансирования со стороны ОПК. Причем поддерживать надо не организации, а конкретные программы, конкретные базовые кафедры, конкретных преподавателей. «Будем финансировать новые учебные программы, курсы, – пообещал Климов. – Будем финансировать участие работающих в интересах ОПК педагогов в дополнительных профессиональных образовательных программах и стажировках».

Второй. Региональным бюджетам будут выделены деньги на подготовку кадров в системе среднего профессионального образования. Но не просто так, а по конкурсу, который пройдет до конца этого года. Победитель получит на следующий год 1 млрд. рублей на развитие совместных с предприятиями ОПК программ. Но опять-таки при условии: от предприятий должно быть встречное софинансирование.

Третий. По заявкам предприятий их специалисты будут отправляться за рубеж на одно-двухгодичные магистерские программы. «Есть ряд компетенций, профессиональных качеств, которые не формируются ни одним образовательным учреждением на территории России, – обосновал идею Климов. – Например, в авиапроме есть ряд таких компетенций, которые надо формировать с привлечением зарубежных организаций… И через один-два года вы получите специалистов, которые пройдут обучение в мировых образовательных центрах. Это важно для тех, кто внедряет самую современную технику и технологии».

Четвертый. Неуклонно снижается количество бюджетных мест по экономике, менеджменту и юриспруденции: в прошлом году их стало меньше на 20%, в этом – еще на 15%.

Пятый. Сегодня регионы получили возможность формировать набор студентов на те или иные специальности. Но вот делается это зачастую без учета реальных потребностей. «Надо внимательно посмотреть, кому в субъектах федерации переданы конкретные полномочия по формированию потребностей в контрольных цифрах приема. Зачастую это люди, которые в недостаточной степени понимают нужды реального сектора экономики и предприятий ОПК», – заявил Климов и еще раз подчеркнул, что технические и технологические специальности – «безусловный приоритет» для минобраза.

«СДЕЛАТЬ ГЛАВНЫЙ ВЫБОР – СВЯЗАТЬ СУДЬБУ С РОССИЙСКОЙ ОБОРОНКОЙ»

Примером более-менее успешного решения кадровых проблем выступил КВЗ. Генеральный директор завода Вадим Лигай сообщил о том, что на предприятии сложилась система подготовки, переподготовки и повышения квалификации, охватывающая руководителей, специалистов и рабочих. Он рассказал о сотрудничестве с казанским авиационно-техническим колледжем им. Дементьева, об индивидуальной целевой подготовке студентов в КНИТУ-КАИ (некоторые из них уже доросли до высоких должностей – например, главный конструктор заводского ОКБ Алексей Гарипов).

Но с особой гордостью Лигай рассказал о работе со школьниками. По его словам, все началось с претензий завода к качеству выпускников КАИ. Вуз, в свою очередь оправдывался «некачественными абитуриентами». «И тогда мы решили идти в школу», – рассказал Лигай. В гимназии №8 КВЗ организовал три «вертолетных» класса. Их ученики усиленно изучают математику, физику, инженерную графику. Интересно, что последний предмет ввели по предложению выпускников вертолетных классов, ставших первокурсниками КАИ: ребята рассказали, что, не пройдя уроков черчения, графики, трудно полноценно учиться в КАИ. «Поэтому, Дмитрий Олегович, прошу вас о содействии в восстановлении графики и черчения в школах», – обратился Лигай к Рогозину… Перекосы в профориентации приняли массовый характер, констатировал гендиректор и заявил, что наведение порядка в этой области становится задачей всего общества. «Кадры решали, решают и будут решать», – почти по-сталински завершил Лигай.

Рогозин же, подводя итоги заседания, заметил, что разговор был полезным, и объяснил, почему в противовес традиции закрытого режима для подобного рода встреч мероприятие было довольно многолюдным и открытым (в том числе и для прессы): «Мы хотели бы расширить круг дискуссии, и это получилось. Во-вторых, хотелось бы посмотреть на опыт работы с кадрами конкретного предприятия, и это тоже получилось. И третье. Надеюсь, через СМИ некую информацию передать обществу нашему, а кому-то – помочь сделать главный выбор: связать свою судьбу с российским ОПК, с промышленностью, с созидательным классом (видимо, это был «реверанс» в сторону «креативного класса» и упомянутых Рогозиным в начале заседания либеральных деятелейавт.), который сейчас формируется в нашей жизни».

«ДОЛГИЕ ГОДЫ МЫ И НЕ НАДЕЯЛИСЬ…»

Перед заседанием Рогозин осмотрел экспозицию оборонных предприятий РТ: в одном из цехов КВЗ свои достижения представили ГИПО, «Электроприбор», Казанский университет, «Гипронииавиапром», «ЭНИКС», «ПОЗиС», Пороховой завод, «Точмаш», ICL-КПО ВС и другие предприятия. Позже Рогозин отметил: «Нам доставляет большое удовольствие работать с республикой. Вы демонстрируете очень ответственный подход к вопросам, которые имеют большое государственное значение. Надеюсь, что и все остальные руководители субъектов России будут столь же живо интересоваться тем, что происходит в промышленной жизни их регионов. Потому что из Москвы за всем не уследишь».

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у экспертов обстановкой в татарстанском сегменте оборонки, а также тем, насколько обоснованы разговоры о росте в ОПК.

Юрий Борисов – заместитель министра обороны РФ:

- Я не стал бы говорить, что нас в Татарстане что-то беспокоит, не стал бы этого слова применять. У нас особое, пристальное внимание всегда к КАПО, потому что это стратегическая авиация – ремонт, восстановление, сервис, модернизация. Безусловно, вертолетный завод, потому что серии идут достаточно большие. И зеленодольский судостроительный – там сейчас очень динамично производятся малые ракетные корабли, катера проекта «Грачонок». Словом, озабоченности особой нет, но внимание к татарстанским предприятиям всегда есть.

Александр Лаврентьев – президент ассоциации предприятий и предпринимателей РТ, председатель совета директоров КВЗ:

- Идет выделение значительных средств на государственный военный план перевооружения. Он реализуется, и это дает свои плоды. Создан целый комплекс ФЦП по модернизации предприятий. В Татарстане много предприятий, которые получают эти деньги. Идет реальное техническое перевооружение, капитальное строительство, идут заказы. То есть если в целом по экономике наблюдается стагнация, то в ОПК этого не происходит. То есть там, где государство занимается плотно какими-то вопросами, есть реальные результаты. Другое дело, что остальные не подтягиваются… А так на сегодня эффект очевиден. Предприятия не «садятся», находятся на определенном уровне. У вертолетного завода каждый год рост, идет заказ минобороны, то же самое – на «ПОЗиСе», то же самое – на заводе имени Горького. Вон что здесь показывает ГИПО – чудеса творят! Холдинг радиоэлектроники – огромные заказы на длительное время, идет переоснащение заводов. Предприятия меняются. В течение 20 лет ничего не имели, все было запущено, а сегодня… кадров не хватает. Нужны кадры – и высшего звена, и рабочие. Сейчас приехали с судостроительного завода: 200 - 250 человек квалифицированных нужны. Почему ВПК приехала в Казань? Потому что увидели, что готовят кадры на КАПО, на судостроительном. У нас фактически ликвидировано начальное профессиональное образование, и каждое предприятие вынуждено создавать собственные центры подготовки кадров. А что это такое? Лицензию надо получить минобразования, которое и должно готовить специалистов разных уровней. А сегодня предприятия вынуждены все это брать на себя. Хорошо это или плохо? Это все деньги, и вместо того чтобы модернизировать производство, завод вынужден вкладываться в обучение. Мы говорим: надо это делать, но надо вкладываться с государством. Но оно пока стоит в этом вопросе в стороне. Мы, конечно, не думаем, что сразу все появится, но какие-то решения будут подготовлены.

Валерий Побежимов – директор – главный конструктор ЗАО «ЭНИКС»:

- В этом году производство и объем опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ значительно увеличились. Тяжело, коллектив в перенапряжении. Кадры? Молодежь сейчас к нам приходит – зарплата у нас более-менее хорошая по Казани. Пацанов готовим – с межшкольным центром работаем, на полеты берем с собой. То есть они реально уже сидят за пультами беспилотников, умеют ими управлять. Да если они пускают обычные авиамодели, из них отличные и рабочие, и операторы получаются… Мы берем на работу по совместительству руководителей кружков, и они нам готовят кадры моделистов. Помните поручение Минниханова было? Он побывал у нас на предприятии, и такое поручение о развитии авиамоделизма в Татарстане появилось. Так что все что можно делаем. Вот смотрите, на снимках мальчишки, которые управляют беспилотниками, вместе с военными участвуют в испытаниях. Все это им интересно. Вот они только что радиоуправляемую модель делали, а это реальное боевое средство. Потом в армию наш парень пойдет, мы ему рекомендацию дадим, что он готовый оператор… Но, к сожалению, все это из нашей прибыли, довольно мелкой.

Семен Таллер – главный инженер – первый заместитель директора ФКП «Казанский завод точного машиностроения»:

- Завод сейчас меняется. С тем, что было, не сравнить. Предприятие будет автоматизированным, мы получили много современного механообрабатывающего оборудования. Сейчас нам должны поставить сборочные линии. Деньги – бюджетные, мы вошли в федеральную программу по реконструкции оборонного комплекса. Первый этап реконструкции уже завершился, а вообще программа рассчитана до 2020 года… Кто будет работать на новом оборудовании? Уже готовим кадры. Конечно, готовим сами. А вообще-то набираем людей, которые закончили КАИ, КХТИ… Пока производство почти не работает так, как должно работать, но уже появляются заказы – сказываются изменения, которые произошли в России. Появляются заказы, появляется очень много заказов на экспорт. То есть мы надеемся, что достигнем уровня, на котором были когда-то, в начале-середине 80-х. Осваиваем новые изделия, например, новые интеллектуальные взрыватели «Преторианец», которые придут на замену сразу нескольким взрывателям. Долгие мы и не надеялись, что все это может произойти, но сегодня мы это воочию увидели.