1.jpg
Мидхат Шагиахметов 

«ЗНАКОМЫ ЛИ ВЫ С ДАННОЙ СТАТЬЕЙ, МИДХАТ РАФКАТОВИЧ?»

В Госсовете стартовал процесс принятия главного финансового документа республики – бюджета на следующий год. Сегодня 85 парламентариев собрались для принятия его в первом чтении. По сути, оно является если не главным, то основополагающим – именно во время первого чтения министры представляют социально-экономический прогноз на следующий год, который вызывает множество споров, коммунисты громко заявляют о недофинансировании «социалки», а единороссы, то есть парламентское большинство, стараются убедить друг друга принять бюджет максимально быстро и именно в таких параметрах, какие представлены.

Однако сегодня сложилось впечатление, что депутаты выпустили пар на прошедших парламентских и зональных слушаниях.

Сначала министр экономики Мидхат Шагиахметов представил прогноз социально-экономического развития на следующий год, а затем министр финансов Радик Гайзатуллин зачитал основные параметры бюджета. Газета «БИЗНЕС Online» неоднократно приводила их доклады, поэтому напомним лишь основные параметры: в следующем году дефицит бюджета составит 5,4 млрд. рублей (с доходами в 139 млрд. рублей и расходами в 144 млрд. рублей). В 2015 году разница между доходами и расходами увеличится до 8,4 млрд. рублей (доходы – 141 млрд. рублей, расходы – 149 млрд. рублей). Самая большая дыра в республиканском бюджете планируется в 2016 году, когда дефицит достигнет астрономических 12,4 млрд. рублей (доходы составят 147 млрд. рублей, расходы – 159 млрд. рублей). 

 

После чего депутаты приступили к расспросам.

«Сегодня в электронной газете «БИЗНЕС Online» опубликован аналитический обзор «Осенний марафон» экономики Татарстана», – интригующе обратился к Шагиахметову Леонид Иванов.

 

«Знакомы ли вы с данной статьей и с ее основными выводами? Я коротко зачитаю: самое печальное, что в Татарстане все падает гораздо стремительнее, чем в целом по России. При таком состоянии дел стагнация или (не дай Бог) крупное падение нефтяных цен будут приводить к гораздо более худшему положению, нежели тому, в котором окажется вся экономика России в целом». Там есть еще ряд других выводов. Согласны ли вы с данными выводами, и что делается в республике, чтобы не допустить стагнацию?» – спросил Иванов.

«Данную статью я не смотрел, но с тем, что вы сказали – темпы падения в Татарстане будут больше, чем в целом по России, я не согласен», – ответил министр.

Зато далее Шагиахметов оптимистично, но очень абстрактно заявил следующее:

«Тот экономический фундамент, который был сформирован в нашей республике, сегодня позволяет реагировать на те процессы, которые происходят в мировой и российской экономиках. А то, что касается мер, то это каждодневная работа нашего правительства. Кроме того, в рамках реализации нашей программы, которую вы принимали в 2011 году, мы сегодня разработали мероприятия, направленные именно на противодействие тех явлений, которые мы сегодня наблюдаем. Думаю, эти мероприятия мы обсудим», – сказал министр. 

Напомним, в нашей статье мы писали о том, что экономика Татарстана падает быстрее, чем в целом по России. Если в РФ рост индекса промышленного производства сократился на 2,8%, то в Татарстане – на 5,4%. Рост розничного товарооборота в РФ снизился на 3,1%, в РТ - на 15,8%. Увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения в РФ сократилось на 0,2%, в РТ – на 8,1% (с другими показателями и аргументами вы можете ознакомится в нашей статье).

Получается, ответ министра был схож со знаменитой фразой «Не читал, но осуждаю» (напомним, в 1958 году старший машинист экскаватора Филипп Васильцев в «Литературной газете» сравнил Бориса Пастернака с лягушкой. «Допустим, лягушка недовольна и еще квакает. А мне, строителю, слушать ее некогда. Мы делом заняты. Нет, я не читал Пастернака. Но знаю: в литературе без лягушек лучше»). Впрочем, министр на то и министр, чтобы вселять уверенность и оптимизм…

 

ПИВО ТЕРЯЕТ ПОПУЛЯРНОСТЬ, А БЮДЖЕТ – АКЦИЗЫ

В более конкретную плоскость постарался перевести разговор депутат Кирилл Пузырьков.

«Рост ВРП прогнозируется в 4,2 процента, рост потребительских цен – 5 процентов, а рост фонда заработной платы – 10 процентов. Есть ли в этом целесообразность?» – спросил депутат, являющийся, кстати, заместителем генерального директора по управлению персоналом и организационному развитию ОАО «КАМАЗ».

В ответ Шагиахметов ответил в том духе, что предприятия сегодня более строго увязывают зарплату с производительностью, не до жиру. А на вопрос Илсура Сафиуллина, достаточен ли будет рост ВРП в 2014 году для покрытия всех госрасходов, глава минэкономики сослался на мастерство минфина, который сумел «сформировать сбалансированный бюджет».

3.jpg
Илсур Сафиуллин 

За счет чего закрывать огромный дефицит бюджета, если занимать уже нельзя, спросил Иванов. В ответ Гайзатуллин поблагодарил «Альберта Кашафовича и Шафагата Фахразовича» (главы ТАИФа и «Татнефти»прим. авт.) за реализацию огромных инвестпроектов. «Если они реализуются, то у нас будет дополнительный налог на прибыль, который в проекте бюджета не учтен», – сказал глава минфина.

Сафиуллин поинтересовался, почему размер акцизов увеличивается, а поступления сокращаются. Оказалось, что снижается объем потребления, главным образом, пива.

Глава комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев напомнил, что затухающие темпы роста экономики связаны с проблемой в структуре экономики. И привел пример – крупные предприятия не хотят делиться с малым бизнесом, отдавая заказы на сторону, что снижает производительность труда.

Сафиуллин попенял на федеральный центр, который слишком часто меняет правила игры для бизнеса, а сегодня каждая копейка налогов на счету, и предложил создать комиссию по изменению федерального законодательства, чтобы попытаться изменить не совсем «удобные» законы.

Марат Хайруллин обратил внимание – если Татарстану дефицит в 12 млрд. рублей «светит» через три года, то у Челябинской области он таким будет уже на следующий год… На этом фоне федеральный центр впервые за все время провел учебы для глав регионов по привлечению инвестиций, тем самым давая не рыбу, а удочку.

Член фракции КПРФ Рафаил Нурутдинов удивился: говорят, что денег на развитие не хватает, а бюджет «Рубина» составляет 4,6 млрд. рублей и уступает лишь «Зениту» – 9 млрд. рублей (откуда у него такие данные, он не уточнил). Это даже больше, чем бюджет такого города, как Набережные Челны… Надо создавать принципиально иную программу развития страны, вкладывать в производство, в фабрики и заводы.

2.jpg
Хафиз Миргалимов 

«ЧТО, В ТАТАРСТАНЕ ПОМЕНЯЛИ ВСЕ ТРУБЫ?»

Как всегда эмоциональным получилось выступление главы фракции КПРФ Хафиза Миргалимова

- Грызлов говорил: Госдума не место для дискуссии. Похоже, что и Госсовет не место для дискуссии, – начал он за трибуной, напомним, что многочисленные поправки коммунистов отклонились. – Принимайте бюджет без нас, подпишите и отправьте!

Миргалимова неожиданно прервал спикер Фарид Мухаметшин.

- Не место для дискуссии? 25 человек задали больше 30 вопросов, в том числе вы – два. Две трети времени сегодняшнего заседания обсуждают бюджет.

- Фарид Хайруллович!..

- Не воспринимаю!

- 20 лет реформировали страну…

- Не политизируй! Дай предложение хорошее!

- Уважаемые товарищи! Я много говорить не буду!

После этого Миргалимов привел статистику, которая вызвала еще большее возмущение. По данным лидера КПРФ, в Башкортостане на образование в прошлом году было выделено 31% от бюджета, в Самарской области – 24%, в Татарстане – лишь 23%. Траты на здравоохранение в Башкортостане составляют 19%, столько же, сколько и в Нижегородской области и Самарской. В Татарстане – 13%.

«На детский спорт выделяют 23 миллиона рублей. На спорт высших достижений – 200 миллионов рублей. Разве дети – не будущее достижения высшего спорта?» – спросил Миргалимов, эмоционально продолжая: траты на здравоохранение в РТ сокращаются почти на 3 млн. рублей. В 2011 году траты на ЖКХ занимали 37%, сейчас – 23%.

«Что, в Татарстане поменяли все трубы?» – язвительно спросил он.

Впрочем, Гайзатуллин деликатно отметил, что «не может согласиться» с данными коммуниста, правда, не уточнив, с какими именно.

Зато Миргалимову оппонировал Мухаметшин, который удивился, откуда лидер КПРФ взял озвученные данные.

«В Татарстане на социальную сферу предусмотрено 99,7 миллиарда рублей или 69 процентов бюджета. Давайте не будем себя обманывать!» – заявил он.

Правда, затем уточнил: всех беспокоит, как будет развиваться республика, если 70% бюджета идет на оплату соцнужд?

«Рафаэль Хакимов дал интервью, сказал – «бюджет выживания». Мурад (Гадыльшин – ред.), наш председатель комитета, сказал, что бюджет напряженный. Но вот Марат Ильдусович сказал, что так и должно быть. Когда мы строили социализм, все было в государственной собственности, и все деньги, в том числе на соцнужды, и инвестиции шли через бюджет – на БАМ, на атомную энергетику. Сегодня в условиях расгосударствления нашей собственности, конечно, основная функция государства – это соцзащита, привлечение инвестиций».

В итоге «за» принятие бюджета в первом чтении проголосовали 79 депутатов, «против» – один, воздержавшихся не было. Таким образом, пять депутатов так и не дождались конца заседания.


460.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

1.jpg
2.jpg