PA231801.JPG
Армандо Диамантэ

«ЕСТЬ МЫСЛЬ СОБРАТЬ С БИЗНЕСА ДЕНЬГИ. НО ДЕЛАТЬ ЭТО БУДУ НЕ Я…»

Представляясь участникам делового обеда, новый директор русского драматического театра «Мастеровые» Армандо Диамантэ сразу сообщил, что он впервые оказался у руля бюджетной организации – до этого руководил лишь коммерческими. Он подчеркнул, что не намерен вмешиваться в творческую жизнь коллектива: его директорское дело – администрирование, и с момента назначения он занимался изучением спроса и в целом экономики театра.

Поскольку учреждение культуры нерентабельно и частично дотируется бюджетом города, на тревожный вопрос модератора встречи Павла Евдокимова: «А не будет ли теперь муниципалитет, как водится, собирать средства на постановки с бизнеса?» – Диамантэ ответил не раздумывая: «Я допускаю такую мысль. Меценатов ведь сейчас нет. Вот на новый спектакль «Золушка» денег не хватает. Но в любом случае делать это буду не я. Я обратился с такой просьбой к руководству города».

Средний бюджет спектакля «Мастеровых», по словам Диамантэ, не выходит за рамки 600 - 700 тыс. рублей. Однако последняя постановка «Васса Железнова» по пьесе Максима Горького превысила планку вдвое – в работе над постановкой было освоено примерно 1,1 - 1,2 млн. рублей. Теперь у театра нет денег на «Золушку», которую поставит режиссер Георгий Цнобиладзе, приглашенный «Мастеровыми» из Санкт-Петербурга. Согласно предварительной смете, постановка обойдется в 650 тыс. рублей.

– Театр зарабатывает продажей билетов и – немного – сдачей помещений в аренду, – пояснил Диамантэ. – Со спросом проблем нет – купить билет на спектакль не всегда просто, люди стоят в очередях. Но я понимаю, что это не показатель, поскольку русский драмтеатр в городе-полумиллионнике один, у него просто нет конкуренции. В то же время наш зал рассчитан всего на 150 мест, и повышать цену билета мы не можем, так как сама услуга востребована в первую очередь не самыми богатыми слоями населения. В этом сезоне программа пока включает 6 взрослых и 6 детских спектаклей, плюс «Золушка», премьера которой запланирована на 21 декабря.

Диамантэ отметил, что увеличить доходы театра можно, но для этого нужно провести ряд реформ, и главной проблемой остается вместимость зала, поэтому он всерьез думает о строительстве нового здания. Здесь уместно будет напомнить, что 26 июля 2013 года на площади Азатлык в Набережных Челнах президенту Татарстана Рустаму Минниханову мэр Василь Шайхразиев представил проект строительства здания татарского драмтеатра. По словам главы автограда, строительство театра рядом со зданием мэрии было предусмотрено еще в первоначальном генплане. Руководство города предлагает возвести здание площадью 8500 кв. м с залом на 400 мест и стоимостью 450 млн. рублей. Кроме того, в планах челнинских властей – строительство цирка. Также не надо забывать, что кукольный театр Набережных Челнов уже не первый год не может давать представления в собственном здании из-за запрета пожарных. Поэтому новый директор «Мастеровых» может, конечно, «всерьез думать о новом здании», но, скорее всего, только думать, не более того. Во всяком случае ближайшие лет 10.

Что же касается зарплаты актеров, за которых замолвила слово гендиректор ООО «Фермент ЭРА» Эльмира Широких, то, по словам спикера, есть некие способы улучшить их материальное положение, чтобы актеры не распыляли себя на «подработку тамадами», но к этому вопросу театр вернется после «Золушки». В рамках своего театрального амплуа Диамантэ также ответил на вопрос о печально известной истории с собственной постановкой «Ромео и Джульетты» на сцене татарского драмтеатра, на которую, как утверждают некоторые, городским бюджетом было выделено 400 тыс. рублей. Спикер эту версию опроверг, заявив, что деньги были только обещаны, но он их так и не получил. Если же у Диамантэ возникнет желание новой постановки, он реализует его не в театре «Мастеровые», ведь дал слово не вмешиваться в творческую деятельность.

PA231805.JPG
 

«ИНОГДА ПРИХОДИТСЯ ДАТЬ ПИНКА»

Вторая часть беседы была посвящена деятельности «Культурного города» – проекта под руководством Диамантэ, о котором, по его собственным словам, несмотря на двухлетний возраст, никто не знает. Теперь, если верить советнику руководителя исполкома города по культуре, узнают, и бизнес с этим проектом очень даже тесно познакомится. Сейчас в «Культурном городе» разрабатываются, как выразился Диамантэ, «культурологические стандарты». Челнинским предприятиям торговли и обслуживания специально созданная комиссия станет присваивать «звезды» – вроде гостиничных статусов, по пятибалльной системе оценивая уровень сервиса компании.

– С подачи мэра организовался проект: есть 13 групп, каждая из них займется определенным аспектом культурной жизни города, – рассказал Диамантэ. – Группы отраслевые: управление образования, ЖКХ и так далее. В их числе и управление предпринимателей. Они люди достаточно самостоятельные, и заставить их быть культурными сложно. Но у нас с ними созрело желание обратить пристальное внимание на сервис предприятий торговли и услуг. Я был во многих странах, и первое, что бросается в глаза, – это отличие от них России в уровне сервиса. Однако как стимулировать бизнес к повышению культуры обслуживания? Бизнес понимает только язык конкуренции.

«Звезды», которые, возможно, станут на практике инструментом административного влияния на репутацию компаний, должны, по мысли авторов проекта, как раз создать конкуренцию. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, как «Культурный город» планирует обезопаситься от коррупционных рисков в том случае, если имиджевые «звезды» станут выгодным вложением для неких компаний, Диамантэ ответил, что следить за чистотой механизмов он будет сам. Кроме того, среди 13 групп есть и «культурное управление аппарата», которое занимается вопросами коррупции и в состав которого при желании можно войти, как и в любую другую группу, не будучи чиновником. Вообще, по словам директора русского драматического театра «Мастеровые», «культурные управления» уже заняты наведением порядка – каждое в своей отрасли. В 13-ю группу входят представители всех остальных для решения оперативных вопросов – ею руководит сам Диамантэ.

«Скажите нам, кто из чиновников бросает трубку, возьмем на карандаш», – заверил Диамантэ журналистов, которые выразили полное одобрение таким поворотом дела. В ноябре, по его словам, пройдет первая акция с участием руководителя исполкома автограда Фархада Латыпова, и они будут проходить по одной в месяц, от каждого отраслевого «культурного управления». И в этом заключается самое интересное – Диамантэ не раскрыл, кого именно первая акция коснется, но сообщил, что для «окультуривания» фокус-группы будут применены санкции. «К сожалению, мы не всегда можем уговаривать, иногда приходится дать пинка», – развел руками советник по культуре.

НЕ БУДУТ ОКУЛЬТУРИВАТЬСЯ – НАПРАВИМ УФАС

Что касается санкций за бескультурье в отношении коммерческих предприятий, Диамантэ сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в этой зоне муниципалитет не может наказывать, однако может направить УФАС по адресу невоспитанных бизнесменов.

– В плане наказаний стало чуть легче. Для чиновников у нас уже появились наказания за бездействие в рамках проекта «Культурный город». Мне очень дискомфортно от того, что приходится наказывать, но других способов иногда нет. Например, в числе санкций – лишение премии, дисциплинарные взыскания. А коммерсантов мы можем поощрять звездочками и рекомендациями. Что касается наказания, то тут надеемся еще и на помощь СМИ. Когда вы скажете, что предприниматель – жулик, это будет если не смертью для бизнеса, то репутацию подмочит основательно.

Оценивая для газеты «БИЗНЕС Online» уровень директивности работы «Культурного города» с предприятиями, который может быть обусловлен участием мэра, Диамантэ заявил, что Шайхразиев до сих пор не вмешивался в работу над проектом, однако помощь при необходимости обещал. «Мне понравилось, как однажды Василь Гаязович сказал: «Культурный город» – это Конституция нашего города», – припомнил спикер.

Напомним, недавно Диамантэ был заявлен еще один масштабный проект в рамках «Культурного города» – очный опрос 6 тыс. горожан на предмет их духовных ценностей. Этим займутся социологические лаборатории на базе трех главных вузов Челнов.

PA231802.JPG
 

«ПРОГРАММА «КУЛЬУТРНЫЙ ГОРОД» – БЕЗУМНАЯ…»

Владельцы торговых и сервисных предприятий Набережных Челнов, которым грозят «звезды», оценили инициативу руководителя «Культурного города» неоднозначно.

Сергей Валишев – владелец таксомоторной компании «5 девяток»:

 - Считаю, что сама администрация не должна этим заниматься напрямую. Есть ведь целый ряд компаний, которые могут оценить уровень качества сервиса, оказываемого фирмой, а также ее работу – и с юридической точки зрения, и с точки зрения общественной значимости, и так далее. Другое дело, нужно ли это? Я считаю, что нужно. Уровень сервиса в любом городе определяет уровень жизни. И поднимать надо и то, и другое. Городу это важно. Если работа в этом направлении пойдет активно, то кто-то, наверное, испытает чувство удовлетворения, кто-то – гордости, а кто-то, может, и разочарования... Когда бываешь в других городах, невольно сравниваешь уровень сервиса там и у нас. С одной стороны, у нас он растет сам по себе – предприниматели, чтобы быть конкурентноспособными, сами активно работают в этом направлении. Но нам есть куда расти. В том же Екатеринбурге или Казани уровень сервиса выше. Да, там, конечно, и денег больше, но ведь есть такое понятие, как культура. Я думаю, в этом плане не лишним было бы ввести в городе специальную премию – лучшее предприятие сервиса. Наверное, многие бы хотели ее завоевать. Это и престиж и, самое главное, дополнительный поток клиентов. Раз ты заслужил это звание, значит у тебя действительно высокий уровень сервиса.

Денис Нитенко – гендиректор ЗАО «Деловой центр Форт Диалог»:

– Считаю, что администрация города в данном случае хочет выполнять несвойственные ей функции. Сразу напрашивается вопрос: а судьи кто? Кто нас будет оценивать? Если это будет Диамантэ, то он, мягко говоря, не специалист в этом вопросе. Да и вообще у нас специалисты по сервису серьезного уровня просто отсутствуют в городе. Думаю, что предприятиям общепита не будет никакого дела до этой оценки, и никакого практического смысла она не принесет. Это имитация деятельности, не более того. Диамантэ назначили советником руководителя исполкома города по вопросам культуры. Сейчас ему надо показать хоть какую-то деятельность. Хотя она абсолютно бесполезная. Я имел несчастье поучаствовать в одном из заседаний программы «Культурный город» в секции общепита. Мы битых два часа обсуждали недостойное поведение одного известного челнинца, который матерится в ресторанах. Этой ерундой занимались два часа! Думали, как же отучить этого товарища материться? Больше я на эти заседания не ходил. Вообще, сама по себе программа «Культурный город» безумная. Не исполком должен делать культурным город, его должны делать культурным горожане, это должно идти снизу, а никак не насаждаться директивным порядком сверху. А у нас, к сожалению, до сих пор сохраняется советская система тотального контроля над всем, включая личную и культурную жизнь граждан. Думаю, что исполкому, советникам и руководителям надо заниматься другими вещами. У них абсолютно конкретные функции, в которые окультуривание горожан точно не входит... А что касается этих «звезд», идея не новая. В Казани перед Универсиадой таким образом классифицировали заведения. Но тогда хоть был понятен посыл: приезжают гости города, и чтобы они хоть как-то ориентировались, были выработаны некие критерии. А зачем это в Набережных Челнах? Все, кто мало-мальски ходит по заведениям, отлично знают, где сервис лучше, а где – хуже. И лично мне, как налогоплательщику, жалко денег для оплаты советников, которые занимаются полной ерундой.

«АДМИНИСТРАЦИЯ ЖЕ НЕ МОЖЕТ В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ ПРИСВОИТЬ ЗВЕЗДУ И ОПУБЛИКОВАТЬ РЕЙТИНГ?»

Валентин Голубев – директор бизнес-отеля «Татарстан»:

- Идея сама по себе хорошая, но как она будет реализована? Если мы будем выдавать сертификат только по внешним признакам – красиво или некрасиво, то, может быть, там будет классный официант, хорошая музыка, но при этом, возможно, еду готовят в антисанитарийных условиях. Я выступаю за то, чтобы все предприятия были сертифицированы по категорийности. Иной раз ты заходишь в заведение с вывеской «ресторан», а получаешь уровень придорожного кафе. Считаю, что администрация города должна принимать участие в оценке предприятий сферы обслуживания. Потому что к нам в город приезжают гости разного уровня, и администрация хочет быть уверенной в том заведении, куда она может повести своих гостей. Вопрос в том, зачем придумывать новое, когда уже давным-давно есть система добровольной сертификации? У нас в городе один-единственный на всю республику специалист по общепиту, которая работает в «Тест-Татарстан». Не помню, к сожалению, ее фамилию, зовут Татьяна Павловна. И когда в Казани шла подготовка к Универсиаде, ее привлекали к наведению порядка в казанском общепите. Думаю, самый короткий путь для администрации города – скооперирироваться с организацией «Тест-Татарстан»... Предприятия должны сертифицироваться для того, чтобы потребитель знал, куда он идет. Но сертификат должны выдавать авторитетные специалисты, чтобы это не превратилось в ярмарку тщеславия. У нас и при Халикове выдавали сертификаты Open City предприятиям, у которых был определенный процент сотрудников, знающих иностранный языки. Но потом я видел эти сертификаты в тех местах, где точно сотрудники не знают ни одного языка.

Юлия Белова – директор ресторана «Шантарель»:

- Я не считаю, что эта инициатива – вмешательство в бизнес. Это, скорее, дополнительный стимул для предприятий мотивировать себя на повышение уровня обслуживания. Администрация же не может в одностороннем порядке прийти, присвоить какую-то звезду и опубликовать это в СМИ! Для этого нужно иметь такое право – давать оценку. А у исполнительных и законодательных органов власти таких прав нет, в законе это не прописано. Так что в любом случае это будет носить добровольный характер: «Хотите поучаствовать? Пожалуйста...» Это неплохая идея. Я не знаю ее деталей, но если будут существовать при этом какие-то конкурсы лучшего администратора города, лучшего официанта, бармена, то, думаю, это будет интересно и для сотрудников заведений. Можно сформировать какой-то призовой фонд, чтобы не только эти «звезды» получать, но и персонал замотивировать. Любую идею можно и опошлить, и сделать чрезвычайно интересной. Вопрос в том, как будет реализована эта идея.