«В 2012 ГОДУ ТЕМА ДЕТСКОГО ИНТЕРНЕТА СТАЛА НОМЕР ОДИН»

- Илья, расскажите подробнее, как возникла идея создания такого домена? Чем была обоснована?

- Начну сначала. Интернет – это обмен информацией, а мы знаем, что обмениваться чем-то можно только между адресами. Невозможно обменяться чем-то, если ты не знаешь, кому это адресовано. Поэтому адреса – это базовый фундамент существования интернета. Адреса бывают сугубо технические, состоящие из цифр, и адреса бывают осмысленные, которые используют люди. Каждый человек, кто заходит в интернет, знает, что любой сайт имеет окончание, например, yandex.ru. И если посмотреть историю развития интернета, то это адресное пространство предполагалось сделать тематическим, то есть домены «.com» – для коммерческих сайтов, «.org» – для организаций, «.info» – для информационных сайтов, «.net» – для сайтов, связанных с интернетом и, соответственно, страновые. Но этот проект не состоялся вследствие коммерческой политики. Сначала любые сайты очутились в зоне «.com» и так далее. Главное – появление новых доменов было спонтанным и бессистемным.

В прошлом году за всю историю существования интернета корпорация ICAAN, как я называю, министерство мирового интернета, то есть общественная организация, которая управляет и отвечает за все адресное пространство в мировом интернете, разрешила любым юридическим лицам подавать заявки, по большому счету, на любые домены. Было подано около 2 тысяч заявок на любые темы: dotbook, dotsport, dotcinema, dotislam… Ватикан подал заявки на 5 доменных имен, в том числе «.католик» на русском языке. Некоторые эксперты начали говорить, что мы присутствуем при зарождении островного интернета. Сегодня пользователь в сети настолько зависим от своих пристрастий, исходя из них, формирует свой круг и стиль общения, что, соответственно, может идти речь о формировании таких «островов», хотя понятно, что эти острова условные и неизолированные. Если мне нравятся кошечки, то я могу определенным образом присутствовать в сообществах, сайтах о котах, а попутно я могу заниматься фитнесом. Самое главное – стиль моего общения там и там серьезно различается.

Этот процесс был запущен, и координационный центр национального домена сети интернет, который отвечает в России за доменные имена «.ru» и «.рф», учредил фонд «Разумный интернет», исполнительным директором которого я являюсь, с тем, чтобы мы зарегистрировали домен для детского интернета.

Вообще, если говорить о том, какими возможностями обладают новые домены, то можно выделить две. Первая – отчетливая маркировка для пользователей и для браузера в том числе. Вторая – если ты владеешь доменом, то можешь определять внутри него информационную политику, то есть если ты любишь букву «ё» и считаешь, что она не должна пропадать и исчезать, то теоретически можно было подать заявку на домен «dotёрш» и в правила прописать, что в этом домене могут быть сайты любого содержания на русском языке, но чтобы буква «ё» использовалась согласно правилам русского языка. Если рекомендация нарушается, то вплоть до лишения сайта доменного имени. С буквой «ё» экзотический пример, но с «детьми» вполне актуально.

- Давайте тогда о детях…

- Уже подходит к концу регистрация домена «.ДЕТИ». в следующем году он уже широко выйдет на рынок.

- Почему возникла потребность сделать именно для детей?

- Когда мы только начинали это делать, то делали на свой страх и риск. Когда разрабатывали проект в 2011 году, то детский интернет воспринимался как что-то маргинальное. В 2012 году тема детского интернета стала номер один, потому что вдруг оказалось, что дети являются не менее активными пользователями, чем взрослые, более того, они обладают потенциальной покупательной способностью.

Как показали исследования, родители делегируют детям способность покупать в интернете охотнее, чем в реальной жизни. Выражаясь простым языком, из дома родители боятся выпускать детей, если у него в кармане была сумма более 200 рублей, а разрешить ребенку потратить в интернете на свои нужды 500 рублей или тысячу – уже многие родители могут себе позволить.

Понятно, что присутствие детей в интернете сопряжено с целым рядом проблем: контент, который для них не предназначен, какие-то мошеннические схемы, спонтанное общение детей между собой может быть окрашено агрессией и так далее. Поэтому мы инвестировали в домен «.ДЕТИ», чтобы у детей появилось свое автономное пространство.

Важный вопрос: планируем ли мы ограничивать присутствие детей в интернете только доменом «.ДЕТИ»? Мы не планируем. Изначально на это не закладываемся. Конечно, нам бы хотелось, чтобы проект развился до такой степени, чтобы детский интернет являл собой автономный аналог большого интернета со своим поисковиком, социальными сетями. Но, во-первых, на это требуется время, а во-вторых, даже в этом случае возникает вопрос, нужна ли жесткая изоляция.

Я, как человек с опытом педагогической работы, знаю, что смысл образования сводится не к тому, чтобы забить голову ребенка хорошей информацией, чтобы там не осталось места для плохой, а в том, чтобы сформировать у ребенка такую систему представлений, от которой он мог бы отталкиваться, получая какую-то спонтанную информацию.

Огромный плюс домена «.ДЕТИ» в том, что это не один какой-то портал, а зона открытой свободной конкуренции, где на равных могут встречаться какие-то крупные компании, стартапы, вплоть до каких-нибудь сайтов, которые запускают какие-то энтузиасты.

СВОБОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА НА ПРИНЦИПАХ САМОУПРАВЛЕНИЯ

- Каким компаниям может быть интересен домен «.ДЕТИ»?

- На самом деле сегодня все крупные компании, присутствующие на рынке, так или иначе с этой темой соприкасаются. У того же «Яндекса» есть отдельный безопасный поиск, который вынесен отдельным блоком и не востребован именно за счет того, что где-то внутри находится. Проблема социальных сетей уровня «ВКонтакте» в том, что там одновременно находятся дети и взрослые. Причем там вообще парадоксальная ситуация: «ВКонтакте» при регистрации требует указать возраст, и все заявляют, что они старше 14 лет, однако и учителя, и родители знают, что там находятся дети с 7 - 8 лет.

- На какой возраст будет ориентирован детский интернет? Дети – это все, кто до 18 лет?

- Нет. Это отдельный интересный вопрос, потому что в России нет четкого, устойчивого понимания, кто такие дети: Уголовный кодекс трактует одним образом, возрастные психологи определяют по-другому. Я могу сказать, как человек трезво мыслящий, что бороться на старте со страстями и эмоциями пубертатного периода у нас не хватит никаких денег. Поэтому мы сейчас говорим, что это продукт от 0 до 8 - 9 лет. Пока так. Плюс родители, потому что мы рассчитываем, что будет среда, интересная для детей и родителей.

- Правильно я понимаю, что там будет развлекательный контент, типа мультфильмов, какие-то образовательные сайты и какая-то информация для родителей о том, допустим, как воспитывать ребенка?

- Я бы сказал так: там может быть любая информация, которая не может навредить детям. Если у вас, например, есть бизнес по лесопилке, и вы вдруг решаете сделать сайт… Знаете, не надо недооценивать детей. Я недавно читал дневники Эйнштейна, которые он писал будучи взрослым. И он писал, что в детстве был очень религиозным ребенком, но в 11 лет, прочитав какую-то научную работу, встал на путь агностика. То есть 60-летний Эйнштйн не считал зазорным ссылаться на выбор, который он сделал в 11 лет. Он не думал, что это ненастоящее. Мы бы хотели, чтобы и у нас было свободное пространство.

Кстати, одна из проблем в том, что очень часто то, что родители думают о своих детях, разнится с тем, что детям интересно. Поэтому не хотелось бы говорить, что детский интернет представляет собой сборник сказок, отредактированных определенным образом, сборник учебников для младшего школьного возраста. Поэтому тут прелесть в том, то это свободная информационная среда, которая, как мы рассчитываем, будет строиться по принципам самоуправления.

«ЗАКЛАДЫВАЕМ ИЗНАЧАЛЬНО В ЭТОТ ДОМЕН ПОТЕНЦИАЛ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ»

- Кто будет определять, что опасно, а что нет?

- У нас есть набор общих правил, которые опубликованы на сайте dotdeti.ru. Мы приглашаем всех заинтересованных людей принять участие в их уточнении и прояснении. Но дальше мы понимаем, что мало иметь правила, надо еще и правоприменительную практику. Поскольку мы здесь заинтересованы в том, чтобы отрасль это воспринимала как общий проект. Понимаете, что как только бизнес начнет подозревать, что сидит Переседов и произвольно решает, кто является детским интернетом, а кто нет, то он туда не пойдет, так как деньгами рискует. Поэтому бизнес должен быть уверен, что там комфортно, не будет произвола. Поэтому мы планируем сделать публичной процедуру решения конфликтных споров. Но первый отсев будет еще не стадии регистрации домена. Мы искусственно усложняем процесс регистрации, в детской доменной зоне адрес может получить только реальный человек и реальная контора.

- А как это будет подтверждаться?

- Такая практика уже есть с доменами «.рф» и «.ru». Просто в определенный срок покупки домена вы должны прислать копию паспорта или уставных документов, тем самым вы подтверждаете, что в случае конфликтных ситуаций претензии будут приниматься только от заявленного лица.

- Будет проверяться информация, размещаемая на домене?

- Да, разумеется. С чего живет проект «.ДЕТИ»? Вот Координационный центр управляет в Россия адресным пространством, ей идут отчисления с каждого продленного и купленного доменного имени. Координационный центр инвестировал эти деньги в развитие детского интернета, то есть здесь нет никаких федеральных денег. Мы надеемся, что эта история тоже будет прибыльной. Но мы не собираемся делать из этого доход, а будем инвестировать в развитие этого домена. Естественно, у нас запланирован штат сотрудников, которые 24 часа в сутки в режиме реального времени будут мониторить, только не весь большой интернет на наличие какого-то противоправного контента, а только то, что находится у нас.

Также будет обратная связь с пользователем. Мы не идиоты, мы понимаем, что невозможно моментально выявить противоправное деяние, вероятнее всего, это могут выявить пользователи. Возьмем ситуацию с сайтом Facebook: там крайне сложно найти какой-то контент, нарушающий закон об авторском праве, а пользователи сами информируют.

В отличие от обычных доменов, которые просто продают маркировку, мы говорим, что мы инвестируем, вкладываемся и закладываем изначально в этот домен потенциал безопасной среды.

- Вы сказали, что часто взгляды родителей на то, что интересно детям, расходятся с реальностью. Так кто же будет решать, что же все-таки интересно детям? Может, какие-то социологические исследования будете проводить?

- Конечно, мы работаем плотно с социологами. Но на самом деле детям интересно примерно то же самое, что и взрослым, я имею в виду, что им интересно искать, играть, читать, общаться. Просто тут вопрос критерия. Если ребенок испытывает к себе чье-то назойливое внимание, в общении с ним кто-то побуждает ребенка отдать какую-то приватную информацию, какие-то фотографии, то должен быть механизм, который его обезопасит по первому требованию. Очевидно, если ребенок испытывает травлю, а известно, что кибербуллинг – это очень серьезная проблема, то опять-таки должен быть механизм, который его защитит. На современных сайтах этого всего нет.

А в какой форме реализовывать учебные программы для детей, то тут должно быть открытое поле для конкуренции. Не может быть такого, чтобы кто-то сказал, что должно быть так, а не иначе. Например, в Америке сейчас вообще меняется парадигма образования. Мы привыкли, что в школе ребенок слушает урок, а дома делает домашнее задание, но так происходит, потому что учитель один, а учеников много. На самом деле логичнее и эффективнее, когда ребенок дома на компьютере слушает запись материалов урока, а придя в школу, отрабатывает задания, потому что применять знания сложнее, чем просто их воспринимать. Поэтому за счет интернета в Америке система уже меняется.

- Есть ли в мире аналог домена «.ДЕТИ»?

- Сейчас нет. В Америке несколько лет назад предпринималась попытка запустить домен «kids.us», но религиозные фундаменталисты все перекрыли. А что касается домена «dotkids», то за него сейчас бьются несколько крупных компаний: Google, Amazon – но и он будет зарегистрирован после нас уже. Так что у нас инновационный проект.