1.jpg
Радик Гайзатуллин и Мурад Гадыльшин дипломатично назвали бюджет на этот год и следующие «напряженными»

«СКАЗАТЬ, ЧТО ВСЕ ОЧЕНЬ ГЛАДКО И ОПТИМИСТИЧНО, БУДЕТ НЕ СОВСЕМ ПРАВИЛЬНО...»

За 9 месяцев 2013 года крупные предприятия Татарстана сократили выплаты в республиканскую казну на 6,5 млрд. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самое большое снижение показало ОАО «Татнефть» – оно выплатило меньше на 2,5 млрд. рублей, ОАО «Нижнекамскнефтехим» – на 1,5 млрд. рублей, предприятия отрасли машиностроения – на 1,4 млрд. рублей, КГН «Газпром» – на 653 млн. рублей. Такие данные привел вчера на брифинге в Госсовете министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин, который вместе с председателем комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам Мурадом Гадыльшиным дипломатично назвал бюджет на этот год и следующие «напряженными».

Самыми проблемными местами глава минфина назвал, во-первых, налог на прибыль. Ожидается, что до конца года он поступит в объеме 46,5 млрд. рублей (что меньше на 7 млрд. рублей, чем в 2012 году), а затем в следующие три года снизится еще на 1,5 млрд. рублей. Данный налог слишком зависит от «мировой конъюнктуры цен, экспорта и курса доллара», отметил Гайзатуллин. Во-вторых, беспокоит НДФЛ, по которому есть «определенное замедление роста». Правда, согласно прогнозу, снижения поступления, в отличие от налога на прибыль, не будет – в 2014 году поступит в казну 54,4 млрд. рублей, в 2016 году – почти 68 млрд. рублей.

«Сказать, что все очень гладко и оптимистично, будет не совсем правильно. Но если резких падений не будет, то я считаю, (прогнозыприм. авт.) выполнимы», – отметил глава минфина РТ.

Сокращение выплат возникает на фоне замедления ростов экономики Татарстана: по итогам года рост ВРП составит 2,3%, объем – 1,5 трлн. рублей. В следующие 3 года рост прогнозируется в 4,2 - 4,9%, что даже по признанию правительства РТ довольно оптимистично. Сообщение главы минфина о том, что в следующем году «Казаньоргсинтез» планирует выплату по налогу на прибыль в размере 500 млн. рублей – впервые за 7 лет – стала одной из немногих хороших новостей на брифинге.

Неудивительно, что в следующем году дефицит бюджета составит 5,4 млрд. рублей (с доходами в 139 млрд. рублей и расходы – 144 млрд. рублей). В 2015 году разница между доходами и расходами увеличится до 8,4 млрд. рублей (доходы – 141 млрд. рублей, расходы – 149 млрд. рублей). Самая большая дыра в республиканском бюджете планируется в 2016 году, когда дефицит достигнет астрономических 12,4 млрд. рублей (доходы составят 147 млрд. рублей, расходы – 159 млрд. рублей). Гадыльшин отметил, что такая финансовая дыра «пугает». 

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД МОСКВОЙ НЕ ПОЗВОЛЯЮТ ДЕЛАТЬ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ

На вопрос газеты «БИЗНЕС Online», какие меры бюджетного стимулирования предусмотрены в РТ на фоне замедления роста экономики РТ, Гадыльшин ответил: «Обязательства, которые мы на себя взяли по реструктуризации долга, не позволяют нам делать резких движений в наращивании льгот». Напомним, что в Татарстане уже отменили введенные в кризис налоговые льготы для промпредприятий (оборонных предприятий, НИИ и КАМАЗа) республики, которые дадут бюджету дополнительно 100 млн. рублей.

Тем не менее глава комитета заявил: «Мы считаем, что надо пока не столько стимулировать, сколько разобраться: почему у нас большая доля убыточных предприятий. Основной резерв там», – отметил глава комитета, приведя в пример «Химград», как успешно «переформатированную промплощадку». Подобное надо сделать и с другими производствами. Согласно данным миниэкономики, в РТ 22% убыточных предприятий.

3.jpg
 

Гайзатуллин продолжил: крупный бизнес, особенно в нефтехимии, «занятый на новых проектах», пользуется льготами по налогу на имущество и налогу на прибыль причем «достаточно эффективно». Так, в 2013 году льготы по налогу на прибыль для субъектов инвестиционной деятельности составят 69 млн. рублей и увеличатся к 2016 году в 2,7 раза – до 190 млн. рублей. Льготы предприятиям-резидентам ОЭЗ «Алабуга» с 380 млн. рублей в этом году вырастут почти в 2 раза: до 676 млн. рублей в 2016 году.

Льготы по налогу на имущество взлетят почти в четыре раза. Если в 2013 году они составляют 785 млн. рублей, то к 2016 году этот показатель будет равен 2,9 млрд. рублей. Подробную выкладку (какие предприятия получают льготы) минфин РТ пообещало предоставить «БИЗНЕС Online» отдельно.

«Для некоторых мелких субъектов это годовой бюджет», – подчеркнул размер помощи бизнесу Гадыльшин.

4.jpg
 

«Что касается малого бизнеса, то многие регионы в 2009 году, в период кризиса, отменили льготы по упрощенке, а республика оставила, хотя цена вопроса – около 500 миллионов рублей. Такое решение было принято президентом для развития малого бизнеса», – ответил министр, напомнив, что в бюджете республики предусмотрено 500 млн. рублей именно на малый бизнес, а это «реальные деньги».

В целом Гайзатуллин оценил условия для развития бизнеса как «нормальные». Как будто в подтверждение Гадыльшин сообщил: «Нас пугали, что закрылись 22 тысячи субъектов малого бизнеса. Мы весь год с Радиком Рауфовичем задавали себе этот вопрос – и нигде мы не обнаружили потерь в налогах. Мне кажется, это был отсев непонятных предприятий». Аналогичная ситуация произошла в других регионах, что подтверждает чистку рынка от неработающих фирм».

ЭТО ТОЖЕ НЕПЛОХО. ЭТО ДАЖЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО

Отдельно выступающие подчеркнули, что все соцобязательства Татарстан выполнит, в том числе с учетом знаменитых майских указов Владимира Путина о повышении зарплаты бюджетникам. Благодаря этому первоочередные социально-значимые расходы в консолидированном бюджете РТ с 32% в 2012 году вырастут до 80% к 2016 году. Основная доля при этом приходится на зарплату. На вопрос газеты «БИЗНЕС Online», что на этом фоне главный финансовый документ следует назвать, скорее, не «социальным бюджетом», а «бюджетом выживания», Гадыльшин практически философски заметил: денег не хватало всегда, но у республики есть свое ноу-хау.

5.jpg
 

«Выживание, не выживание… Не люблю эти термины. Надо отдать должное руководству республики, исполнительной власти. Какое колоссальное развитие мы получаем, участвуя в федеральных программах. Тот навык, который есть в республике, наши соседи иногда даже обижаются, но почему-то не используют. К Универсиаде был скачок, к Тысячелетию, сейчас есть федеральные программы. Ведь и долги мы накопили, участвуя в федеральных программах. Это были риски нашего президента, и это бюджет развития самый натуральный и самый непосредственный».

Несколько философски отметил и Гайзатуллин: все познается в сравнении, а в этой части мы выглядим неплохо.

«Да, текущие расходы у нас занимают больший объем, но при этом есть у нас расходы и капитального характера. Если в прошлые годы у нас больше денег оставалось на развитие, сейчас меньше, это есть. Но при этом наши учителя, врачи получают достойную зарплату – это тоже неплохо. Это даже очень хорошо», – заключил Гайзатуллин.