34560.jpg
Управление Марса Бадрутдинова накопало целый ряд серьезных упущений в минстрое и минземе

СЕКРЕТНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КАБМИНА

Сегодня антикоррупционное управление аппарата президента распространило информацию о дисциплинарных результатах прошедшего 12 сентября совещания по проблемам коррупции. Оно запомнилось прежде всего «желтыми карточками», которые президент РТ Рустам Минниханов показал на совещании двум министрам – главе минзема Азату Хамаеву и шефу минстроя Иреку Файзуллину. Как выяснилось, министрам двумя постановлениями кабмина, вынесенными после публикации протокола, вчинили дисциплинарные взыскания.

Интересно, что оба постановления отсутствуют в открытом доступе – они не опубликованы на сайте правительства. Нет их и в документах «Консультанта» – в базе данных юридической справочной системы просто отсутствуют постановления кабмина от 27 сентября 2013 года с номерами 687 и 688. Так что документы, получается, засекречены от широкой общественности.

Однако, как пояснил газете «БИЗНЕС Online» главный советник организационного отдела управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Иван Гущин, постановления были подписаны после публикации протоколов совещания. Министры наказаны за ненадлежащее выполнение поручений президента РТ. И теперь им предстоит сделать выводы из этого наказания – возможно, они исправят ситуацию кардинальным образом, предположил он. Хотя вообще, согласно практике российского правительства, идет тенденция объявить дисциплинарное взыскание и через несколько месяцев снять его. «Среди высших должностных лиц практикуется и такое, – пояснил Гущин. – У руководителя есть право и досрочного снятия взыскания, это позволяет закон о государственной службе».

47585.jpg
Азат Хамаев проштрафился в части постановки на кадастровый учет и государственной регистрации ряда объектов недвижимости и земельных участков

ЗА ЧТО МИНИСТРЫ СХЛОПОТАЛИ «ЗАМЕЧАНИЕ С ЗАНЕСЕНИЕМ»?

Напомним, что управление Марса Бадрутдинова накопало целый ряд серьезных упущений в названных ведомствах и не только. По-видимому, серьезно досталось шефу ветеринарного управления кабмина Булату Камалову – среди упущений оказались такие, что повлекли рост рисков распространения опасных заболеваний сельскохозяйственных животных. Но Камалов, по всей вероятности, все-таки не стал дожидаться выхода наказательного кабминовского «карара» и написал заявление по собственному желанию – 4 октября было объявлено о его отставке. Возможно, 61-летнему главному ветврачу просто захотелось уйти на пенсию, чем терпеть немилость со стороны работодателя.

А вот Файзуллин и Хамаев наказание приняли и продолжили работу. Напомним, что антикоррупционный комитет рекомендовал привлечь их к дисциплинарной ответственности «за организационные упущения в координирующей деятельности по курируемым сферам, повлиявшие на реализацию государственной политики в области противодействия коррупции».

47583.jpg
Иреку Файзуллину поставили в вину длительные сроки строительства и ввода в эксплуатацию театра кукол «Экият», агропромпарка «Казань», спортивных объектов, объектов доступной среды и культуры

За что досталось министрам?

Советом было отмечено, что коррупционные риски сохраняются при реализации целевых и региональных программ, использовании бюджетных средств и имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Не удается сократить влияние коррупциогенных факторов при управлении и распоряжении находящимися в муниципальной собственности земельными участками, в том числе входящими в состав земель сельскохозяйственного назначения, что приводит к нецелевому использованию и росту задолженности со стороны арендодателей.

Совет также подчеркнул, что отдельные реализуемые за счет бюджетных средств социальные, культурные и другие проекты, в числе которых спортивные объекты, объекты доступной среды и учреждения культуры, имеют непродуманные проектные решения, строятся с недостатками и длительное время не вводятся в эксплуатацию.

При этом исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан отраслевой компетенции пока не стали центрами ответственности за эти процессы, а функции по управлению с их стороны осуществляются без должной принципиальности.

48353.jpg
Булат Камалов не стал дожидаться результатов проверки - написал заявление по собственному желанию

Напомним, что Файзуллину поставили в вину длительные сроки строительства и ввода в эксплуатацию театра кукол «Экият», агропромпарка «Казань», спортивных объектов, объектов доступной среды и учреждений культуры (клубов).

Минзем РТ, судя по тексту протокола антикоррупционного совещания, проштрафился в части постановки на кадастровый учет и государственной регистрации ряда объектов недвижимости и земельных участков, ранее принадлежавших районным потребительским обществам, входившим в состав государственного учреждения «Татреспотребсоюз» и оказавшихся в безвозмездном пользовании физических и юридических лиц после их банкротства. Также Хамаеву предстоит возглавить непростой процесс по возвращению «в муниципальную собственность земельных участков, зарегистрированных в собственность физических лиц с использованием документов, полученных в результате незаконных действий местных чиновников», и так далее.

«НЕ ТОЛЬКО ГРАМОТЫ И МЕДАЛИ, НО И НАКАЗАНИЕ ЗА ПРОКОЛЫ…»

Стоит отметить, что при всей мягкости практика подобных наказаний для министров в Татарстане применяется крайне редко, поэтому даже замечание воспринимается фигурантами дела крайне болезненно (по данным источников «БИЗНЕС Online», на ведомство Батрутдинова оказывалось колосальное давление с целью не допустить дело до формальных наказаний). На память приходит лишь нынешняя весна, когда после аналогичного антикоррупционного доклада к дисциплинарной ответственности уже привлекали сразу трех министров. Среди них – вице-премьер – министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов, министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин и глава минтруда РТ Айрат Шафигуллин.

- Есть разные формы как поощрения, так и наказания – это нормальная практика, – отметил в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь президента РТ Андрей Кузьмин. – Я не могу сказать, как часто применяется подобная форма – раз в неделю, раз в месяц, раз в год. Но раньше бывало, что объявлялись замечания, выговоры за промахи в работе. Это тоже стимулирующий фактор, не только грамоты и медали за успехи, но и наказание за проколы – нормальный процесс.

Насколько тяжелым наказание является для министра? Разумеется, неприятно получать взыскание со стороны руководства, в любом случае это значит, что в работе что-то не совсем правильно, работа организована не так, как надо, считает Кузьмин.

- Будем считать, что есть такое любимое выражение президента – «желтая карточка», и в данном случае мы наблюдаем ее не в словесном, а в документальном виде, – пояснил он. – Есть, разумеется, и нарастающий момент – сегодня это замечание, завтра выговор, послезавтра увольнение… Чтобы понять, что человек не соответствует занимаемой должности, должна быть история этого несоответствия. Но ошибки бывают у всех – и это, в общем, рабочие моменты. Мне кажется, что это должно являться стимулирующим фактором – и оно является.

Как будут проштрафившиеся министры исправлять замечания? В минземимуществе РТ от комментариев отказались. В пресс-службе минстроя РТ, узнав о вопросах редакции, пообещали перезвонить позже, но на момент публикации ответа также еще не было получено.

ПОТЕРЯМИ В ЗАРПЛАТЕ ЗАМЕЧАНИЕ МИНИСТРАМ НЕ ГРОЗИТ, НО…

Насколько тяжелым с точки зрения наказания может быть объявленное кабмином замечание, каковы его последствия? С этим вопросом корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.

Эрик Валеев – адвокат:

- В случае замечания никаких лишений для человека по трудовому законодательству нет. Если выговор или еще что-то, могут не оплачиваться премии, другие выплаты, кроме оклада и заработной платы. Следующими наказаниями после замечания бывает выговор, строгий выговор, а потом – увольнение. Замечание – это своего рода предупреждение, если человек не исправится, то его ждет выговор.

Руслан Конорев – адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»:

- Согласно законодательству существует три вида дисциплинарных взысканий – замечание, выговор, увольнение. Так как это гражданские служащие, для них законом о госслужбе могут быть предусмотрены иного рода взыскания. Как таковая градация формально есть.

На госслужащих Трудовой кодекс распространяется в части, не противоречащей закону о госслужбе. Если говорить по Трудовому кодексу, у нас есть пункт 5 части 1 статьи 81, который говорит о том, что можно сотрудника уволить, если он допустил правонарушение, дисциплинарный проступок и уже имеет взыскание. Не принципиально, какое оно, замечание это или выговор.

С тактической точки зрения увольнять человека, имеющего замечания либо имеющего выговор, я думаю, не будут. Я, по крайней мере, не слышал о таких случаях, чтобы госслужащего, например, в ранге замминистра увольняли по статье как имеющего неоднократные дисциплинарные взыскания. Тактически замечание некритично.

Если подходить абстрактно, с юридической точки зрения уволить могут независимо от того, имеет ли человек замечания или выговор. Но наличие этого взыскания подразумевает, что в последующем человек может быть уволен. При увольнении суд должен дать оценку предшествующего поведения, если у человека будут замечания или несколько замечаний. Я не говорю о выговорах, это будет иметь более серьезные основания для увольнения.

Ильдус Янышев – директор по связям с государственными органами и международными организациями компании «Дельта», депутат Казгордумы:

- Я понимаю, что сейчас народ, грубо говоря, ждет посадок – коррупция всех достала, люди видят масштабы воровства, убытков и бесхозяйственности. И всем хотелось бы жестких наказаний… Но то, что вы озвучили, – срыв сроков, нарушение какого-то порядка, это, может быть, и нарушения. Возможно, люди, непосредственно отвечающие за конкретные моменты, получили и более жесткие наказания, ведь понятно, что задача министра – организовать процесс исполнения, и не всегда первое лицо в курсе конкретного хода дел.

Вот если бы были озвучены цифры, миллионы или миллиарды рублей, которые свидетельствовали бы о халатности в действиях министров, наказание могло бы быть более жестким. Тяжело судить об этом без материалов служебного расследования. А эти наказания просто не ложатся в концепцию самого понятия «коррупция», они, что называется, «не по теме». Ведь коррупция подразумевает, скорее, аффилированность, присвоение средств, причинение ущерба в пользу третьих лиц, то есть вещи, за которыми следует серьезная ответственность и дисквалификация руководителей.

Поэтому – в этих условиях – лучше было бы вообще не объявлять никакого наказания или говорить о таких нарушениях, чтобы можно было как минимум увольнять с должности. С политической точки зрения не стоит спекулировать антикоррупционной темой и озвучивать такие вот наказания. Или мелких наказаний не должно быть, или должны быть посадки, сейчас ситуация такова. Если нарушения незначительные, не имеющие уголовного состава, может быть, лучше было бы промолчать, обойтись без замечаний и «желтых карточек».

Хотя возможно, что на фоне успехов и наград, которыми осыпали чиновников после Универсиады, мы наблюдаем некий взаимозачет. С одной стороны, человека наградили, с другой – есть упущения, и его наказывают.

Сергей Сергеев – профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета:

- Видимо, Минниханов считает, что такое наказание достаточное... В нынешней системе я, к сожалению, ничего другого и не ждал, потому что как-то наказать этих людей вроде бы нужно, но, с другой стороны, ценными кадрами не разбрасываются. И где у нас найти таких управленцев?

Эта новость даже не требует комментария. Фактически это «шестьсот шестьдесят шестое» китайское предупреждение. От нынешней политической системы Республики Татарстан вряд ли можно ожидать чего-то иного. Было бы странно, если бы их сняли, отдали под суд и т.д. Вот тогда бы это была бы какая-то новость! Ну а тут все свои, все сработались, даже замечания-то выносить неудобно как-то.

Ждать наказаний, как в Сингапуре, у нас категорически невозможно. Или должно случиться что-то невероятное, чтобы эти наказания стали действительно ощутимыми. Все понятно, и все предсказуемо: Сингапура у нас не ожидается. Если подвести итог сказанному, то это только лишнее доказательство тому, что нынешняя система, скорее, имитирует борьбу с коррупцией на государственном уровне, только и всего.