41d49745fd9785a17633.jpg
Владимир Путин вчера провел в Тобольске совещание по развитию нефтехимической промышленности. В нем принял участие и гендиректор ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов (первый слева)

ДВЕ ИДЕИ ШЕФА ТАИФА

Генеральный директор ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов выступил на совещании по вопросам развития нефтехимической промышленности, которое провел вчера в Тобольске Владимир Путин. Он попросил у президента, во-первых, помочь с реализацией амбициозного проекта по строительству продуктопровода Ямал-Поволжье для транспортировки широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) на нефтехимические предприятия Татарстана и Башкортостана. Во-вторых, изменить систему расчета экспортной пошлины на сжиженные углеводородные газы (СУГ) и вернуться к системе, действовавшей до 2009 года, когда пошлина на СУГ приравнивалась к пошлине на светлые нефтепродукты. Это, как считает шеф ТАИФа, позволит увеличить объемы СУГ на внутреннем рынке. Однако первое предложение вызвало жесткую реакцию со стороны СИБУРа…

НОВЫЙ СУПЕРИГРОК ИЗ СИБИРИ

Но обо всем по порядку. Сначала, перед совещанием, Путин запустил в Тобольске на предприятии «Тобольск-Полимер» (входит в холдинг СИБУР) современное производство полипропилена – третьего по объемам потребления пластика в мире после полиэтилена и ПВХ. А уже за столом совещания напомнил, что в 2012 году производство полимеров в России составляло 3,5 млн. т, а потребление – 5 миллионов. Над сокращением дефицита в 1,5 млн. и «нужно работать». Особенно если учесть, что в прошлом году в России было добыто 71,8 млрд. куб. м попутного нефтяного газа, из них сожжено – 17,1 млрд. (или 23%).

- Запущенный «Тобольск-Полимер» ежегодно будет перерабатывать свыше 5 миллиардов. Посчитайте: значит, свыше 12 миллиардов с лишним будем сжигать, - сказал Путин. - Понятно, что на каждый завод отдельную трубу для поставки сырья не протянешь, поэтому важно наладить эффективные логистические транспортные схемы, удобные для всех участников рынка.

41d497460b2c75bcf77f.jpg
Владимир Путин: «Нужно договариваться в рамках известных рыночных механизмов и взаимной выгоды»

Затем председатель совета директоров ОАО «СИБУР Холдинг» Леонид Михельсон рассказал, что строительство «трубы», протяженностью в 1,1 тыс. км, обошлось в 60 млрд. рублей, что сопоставимо со строительством самого предприятия. Сырье на «Тобольск-Полимер» будет поступать с «Тобольск-Нефтехим» – это более 600 тыс. т пропана (он производится из продуктов переработки попутного нефтяного газа, который СИБУР скупает у нефтяников) в год.

Запуск нового производства в Тобольске окажет очень большое влияние на рынок полипропилена. В настоящее время российский является дефицитным. В 2012 году производство полипропилена в России составило свыше 660 тыс. т, при этом спрос превысил 880 тыс. тонн. Среднедушевое потребление полипропилена в России составляет 6 кг на человека, в то время как в Восточной Европе – около 14 кг на человека, в Западной Европе – 18 кг на человека, в США – 17 кг на человека. По прогнозу IHS Chemical, потребление полипропилена в России будет расти в среднем на 4,2% в год до 2020 года.

Полипропилен входит в тройку самых распространенных в мире пластиков. Это химически инертный и экологически чистый материал. Из него делают пищевую тару и упаковку, детали автомобилей, трубы для водопровода, бытовую технику, медицинские приборы (ингаляторы, одноразовые шприцы и т.д.) и многое другое. Основные производственные мощности по изготовлению полипропилена расположены в Приволжском федеральном округе. Только один Татарстан производит около 33% всего полипропилена в России, на его территории расположен крупнейший завод – ОАО «Нижнекамскнефтехим» с годовой мощностью 200 тыс. тонн. Вторым по величине является Томскнефтехим (группа «СИБУР»), годовая мощность которого составляет 140 тыс. тонн. Третье место занимает «Ставролен» (группа «Лукойл») с мощностью 120 тыс. тонн в год. «Уфаоргсинтез» и «Нефтехимия» имеют мощности по 100 тыс. т в год.

«Нижнекамскнефтехим», как сообщалось, планирует к 2017 году запустить производство этилена мощностью 1 млн. т в год, на базе которого запланирован олефиновый комплекс с производством 600 тыс. т полиэтилена и 400 тыс. т полипропилена в год, а также производство переработки полимеров. Затраты на реализацию проекта составят $3 миллиарда.

41d49744f8ef2518aec0.jpg
Перед совещанием, Путин запустил в Тобольске на предприятии «Тобольск-Полимер» (входит в холдинг СИБУР) современное производство полипропилена

Но открытие СИБУРом «Тобольск-Полимера» во многом ставит под вопрос планы татарстанских нефтехимиков. «Тобольск-Полимер» станет крупнейшим в России и войдет в тройку мировых производств полипропилена. При вводе данной мощности РФ прекратит закупки полипропилена по импорту и превратится из импортера в экспортера базовых марок полипропилена. Предполагается, что по затратам на тонну выпускаемого полипропилена «Тобольск-Полимер» попадает в 10% наиболее эффективных мировых мощностей. Нашим предприятиям, работающим на более тяжелом сырье, придется несладко...

В ПОИСКАХ СЫРЬЯ

Напомним, что Татарстан и Башкортостан давно планируют загрузить свои нефтехимические мощности ШФЛУ и газовым конденсатом с ЯНАО (газета «БИЗНЕС Online» неоднократно писала об этом). В мае прошлого года три региона подписали протокол о намерениях в области транспортировки углеводородного сырья по маршруту Ямал – Поволжье, обосновав проект необходимостью развития Волжского нефтегазохимического кластера на основе сырьевых ресурсов Западно-Сибирского региона.

В январе этого года регионы создали производственно-коммерческую структуру: ОАО «Ямал-Поволжье». Учредителями стали ОАО «Региональный фонд» (33,3% акций), некоммерческая организация «Региональный инновационно-инвестиционный фонд «Ямал» (33,3%) и ОАО «Нижнекамскнефтехим» (33,4%).

Однако три крупнейших потребителя – «Роснефть», СИБУР и «Газпром» – заявили, что свободных объемов ШФЛУ нет. Перегонять в Поволжье, с их слов, просто нечего. В ответ Татарстан попытался сделать ход конем: в августе 2013 года в кабинете министров РТ выступила Лариса Нечипорук – директор департамента анализа ТЭК ОАО «СибНАЦ» из Тюмени. Она представила доклад об обосновании сырьевой базы для реализации проекта Ямал – Поволжье на 2013 – 2030 годы. Согласно ее выводам, сырье все-таки есть. Технико-экономическое обоснование строительства магистрального продуктопровода Ямал-Поволжье планируется подготовить и представить в правительство РФ до 10 декабря 2013 года.

«ВОПРОС, К КОТОРОМУ МЫ НЕМНОЖКО ПО-РАЗНОМУ ОТНОСИМСЯ С СИБУРОМ»

Вчера Шигабутдинов, видимо, решил провести артподготовку и попросить Путина о содействии публично на совещании. Повод возник после высказываний на этот счет главы «Роснефти» Игоря Сечина. Приводим эту часть стенограммы, опубликованной на сайте президента РФ.

Сечин: Основная проблема, которую мы сейчас переживаем, это, конечно, отсутствие генеральной схемы развития транспортной инфраструктуры для нефтегазохимии. Вы правильно сказали, что, наверное, сложно построить к каждому заводу продуктопроводы, но тогда можно регулировать доступ к этим продуктопроводам. Нефтегазодобытчики в этом смысле являются такой падчерицей, потому что мы вынуждены на условиях монопольного рынка сдавать ПНГ, попутный нефтегаз по бросовым ценам – ниже цены сухого бензинового газа.

В Западной Сибири 1 тысяча кубов попутного нефтяного газа – это тысяча рублей. А сухой бензиновый газ стоит 2,3 тысячи рублей, газ, не содержащий тех ценных фракций, которые перерабатываются впоследствии газопереработчиками. Если можно, пожалуйста, обратите внимание.

Путин: Хорошо.

Но здесь, так же, как и в других секторах экономики, нужно выстраивать взаимовыгодные отношения таким образом, чтобы и те, кто инвестирует в эту инфраструктуру, понимали, что и отдача от этих вложений будет максимальная. Значит, нужно либо объединять усилия при строительстве этой инфраструктуры, либо выстраивать по всему контуру взаимовыгодные отношения. Вы понимаете, что я имею в виду. Надеюсь, что так оно и будет.

Я бы хотел еще послушать Альберта Кашафовича. Пожалуйста. Объем у вас тоже большой, работа большая. В известной степени компания является конкурентом на рынке.

Реплика: Партнером.

Путин: Партнером.

Реплика: Друзья.

Путин: Да, друзья-партнеры. Но тем не менее конкуренция существует. Это не просто нормально, это хорошо, как из вашего угла смотрится развитие отрасли.

Пожалуйста.

46825.jpg
Альберт Шигабутдинов: «Каким-то образом поддержать, помочь построить продуктопровод Север - Ямал - Поволжье. Это позволило бы нам удержать те темпы, которые мы сегодня держим по нефтехимии, и получить нормальную конкурентную среду в Российской Федерации в нефтехимии»

Шигабутдинов: Спасибо, Владимир Владимирович.

Мы предварительное обсуждение проводили, у нас все взгляды на это совпадают с компанией СИБУРА и с Андреем Рэмовичем, наши специалисты все это подтвердили.

В мире принято, что развитость нефтехимии определяется базовым мономером, количеством производимого этилена. У нас в 2000 году 700 тысяч [тонн] производили, сейчас мы производим 1200 тысяч [тонн]; раньше было 38 процентов, сейчас 50 процентов российского этилена. В 2000 году из полиэтилена мы производили 500 тысяч тонн полимеров в каучуке и пластмассе, сейчас производим 2 миллиона тонн. Мы можем такие же темпы удержать, но у нас есть два вопроса, к которым немножко по-разному мы относимся с компанией СИБУР, поэтому я хотел коротко их озвучить.

Первый вопрос, конечно, каким-то образом поддержать, помочь построить то, что Игорь Иванович сказал: продуктопровод Север – Ямал – Поволжье. Это позволило бы нам удержать те темпы, которые мы сегодня держим по нефтехимии и получить нормальную конкурентную среду в Российской Федерации в нефтехимии.

И второе. Мы бы предложили вернуться к экспортным пошлинам на СУГи, для прямогонного бензина. СУГи – к одинаковому знаменателю, как было в 2008 году, для того чтобы была конкурентная среда и чтобы уменьшить поставки сжиженных газов на экспорт и увеличивать заинтересованность в его переработке в Российской Федерации, и была бы у нас возможность здесь его покупать.

«ЭТО БЫЛ, НЕ ЗНАЮ, НЕ ХОЧЕТСЯ ЭТО СЛОВО ГОВОРИТЬ, НЕБОЛЬШОЙ РЭКЕТ»

Слова Шигабутдинова на том же совещании у Путина прокомментировали коллеги-нефтехимики. За второе предложение Шигабутдинова – об экспортных пошлинах на СУГи – высказался и генеральный директор ОАО «Объединенная нефтехимическая компания» Кирилл Тюрденев (компания принадлежит АФК «Система», которая в свою очередь владеет нефтехимическими предприятиями в Башкортостане).

«Хочу присоединиться к предложениям коллег по поводу повышения экспортных пошлин на сжиженные углеводородные газы – бутан, пропан и так далее, потому что действительно сырье экспортируется из страны. Если оно будет оставаться в стране, это будет стимулом для того, чтобы переработчики строили свои мощности, соответственно, повышали свою маржу и приносили больше налогов в казну. При этом если пошлины повышаются, параллельно казна получает определенные деньги сразу, на входе», - сказал Тюрденев.

Путин в ответ отметил, что повышение пошлин надо делать «аккуратненько», а не «как не обухом по голове».

«В принципе, об этом можно подумать, - сказал он. - Здесь вот мы сейчас обменялись с Андреем Рэмовичем [Белоусовым] по поводу известных манипуляций с прямогонным бензином. Просто показать, куда компании должны двигаться, что вот с такого-то времени такая-то будет динамика».

Но тут уже вступился Михельсон:

«Если можно, я как раз на эту тему тоже хотел сказать. Как Дмитрий Владимирович [глава минпрома РФ Мантуров] сказал, мы не просим никакой государственной поддержки по реализации – ни денежной, ни дополнительной налоговой. Мы просим стабильности – стабильности в налоговом режиме, что здесь несколько раз было сказано, стабильности в поставках сырья, по долгосрочным договорам мы работаем со всеми поставщиками.

Я хотел бы вспомнить 2008 год, когда был страшный кризис, и Татарстан, наши коллеги, – вот Альберт Кашафович, наверное, забыл, что мы вынуждены были в три-четыре раза дешевле поставлять им СУГи [сжиженные углеводородные газы]. Это был, не знаю, не хочется это слово говорить, небольшой рэкет.

Мы получили поддержку правительства в лице Игоря Ивановича, нам на 2009 год обнулили экспортную пошлину на СУГи. И мы договорились с правительством выработать формулу, она есть, работает и зависит от рынка. И просто, как пример, в Казахстане экспортной пошлины на СУГи не существует, и они работают».

«Работайте с потребителями, вы все время ставите вопрос, что кто-то вам построит ШФЛУ [широкая фракция легких углеводородов] – провод до ваших производств, - продолжил Михельсон, обращаясь к главе ТАИФа. - СИБУР сделал это сам и работает с добывающими газовыми и нефтяными компаниями. Почему кто-то должен делать инвестпроект за чей-то счет?

Поэтому очень просили бы, чтобы все-таки был принят комплексный план, который бы отражал сегодняшние условия, потому что в СИБУРе совет директоров уже предварительно рассматривал [возможность] принять инвестпроект, – это около 4 EBITDA [показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации] годовой СИБУРа. Это очень большие риски, очень большая нагрузка, и если ежегодно будет ставиться вопрос, надо поднять таможенную пошлину на СУГ, мы такое решение принять не сможем.

Путин: Леонид Викторович, волноваться не надо. Вы же слышали, что я Игорю Ивановичу [Сечину] говорил, когда он ставил вопрос о допуске к инфраструктуре и так далее. Я сказал, что кто-то ведь проинвестировал. Вот видите, вы уже должны были это услышать. Поэтому нужно договариваться в рамках известных рыночных механизмов и взаимной выгоды.

То же самое касается и формулы, о которой вы упомянули. Но меняется и динамика самих пошлин, в том числе и по некоторым другим видам, поэтому это все надо учитывать. И вот то, что моветон, конечно, тем не менее обухом по голове не нужно, но настраивать систему тоже необходимо аккуратненько, не меняя фундаментальных основ принятых решений.

Путин, хотя фактически и поддержал в этом споре Михельсона, закончить предпочел на миролюбивой ноте. Он назвал нефтехимическую отрасль драйвером развития экономики и поблагодарил участников за то, что они так «основательно подготовились к беседе». Судя по всему, это не последний эмоциональный разговор между двумя крупными компаниями России.

БИТВА ЗА ТРУБУ

Василий Якимкин – аналитик FIBO Group:

- Шигабутдинов внес вполне здравое предложение. Если изменить систему расчета экспортной пошлины на сжиженные углеводородные газы и вернуться к системе, действовавшей до 2009 года, то это действительно могло бы увеличить объемы СУГ на внутреннем рынке, если бы у нас был равный допуск к трубе. Однако практически монополизм на транспортировку любого сырья может зарубить на корню такую благую идею.

Это решение можно оценивать, скорее, как стратегическое в плане битвы за трубу. Как только допуски к транспортировке по трубе будут иметь рыночные механизмы, то перенаправить потоки СУГ будет можно.

Здесь можно также парировать рассуждение тем, что для СУГ не нужна труба в том объеме, как это требуется для транспортировки природного газа обычными способами. Но в таком случае надо еще развить инфраструктуру транспортировки СУГ, поскольку сейчас отработаны схемы доставки сжиженного газа танкерами в порты, а дальше снова по трубе. То есть нет нужных рефрижераторов на колесах – железнодорожных или автомобильных.

По поводу строительства продуктопровода могу сказать, что у нас в России без административного ресурса невозможно претворить в жизнь ни один проект. Здесь, как я понял, вопрос стоит о принципиальной поддержке типа «одобрям-с», а не о финансовой. Если группа «ТАИФ» возьмет все расходы на себя, то проект реалистичен. Если же группа ждет поддержки со стороны минфина, то там давно заявили, что казна пуста и надо консолидировать бюджет. То есть новые начинания у чиновников не в почете. И зеленого света не будет, если только через президента не удастся пролоббировать этот проект как следует.

Олег Абелев – начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Риком-траст»:

- Речь идет о стимулировании производителей химических соединений, не только СУГ, но и производных от него продуктов на следующей ступени создания добавленной стоимости, скажем так. Оценивать предложение Шигабутдинова можно, конечно, позитивно. Другое дело, что с учетом вступления России в ВТО интересы крупных производителей начинают слегка попираться – в хорошем смысле слова, ведь определенный период работы в поле ВТО прошел, и нужно приспосабливаться. Понятно, что теперь экспортные пошлины на ряд продуктов должны быть снижены, так же, как и импортные пошлины. Поэтому приравнивание пошлины на СУГ к пошлинам на светлые нефтепродукты эффективно могло работать как раз-таки до вступления России в ВТО, а теперь вернуться к системе, действовавшей до 2009 года, теоретически можно, но фактически – вряд ли ввиду новых обязательств.

Если гипотетически представить ситуацию, что эти пошлины сравнялись, то это, наверное, увеличит объемы на внутреннем рынке при условии соблюдения данных норм для всех участников нефтяного рынка.

Что касается продуктопровода «Ямал-Поволжье», я думаю, если правительство поддержит строительство, это будет весьма реалистичный проект. Но сейчас на повестке много других проектов – например, строительство «Ямал СПГ», где кроме ОАО «Новатек» участвует ряд крупных инвесторов, в том числе французские и китайские. Активно ведутся разговоры и о том, чтобы поддержать строительство мощностей по производству сжиженного природного газа «Роснефти», чтобы она составила конкуренцию «Газпрому». Все эти проекты затратные, и найдет ли правительство возможность поддержать проект продуктопровода «Ямал-Поволжье» именно сейчас – большой вопрос. Хотя это было бы позитивной новостью и для производителей, и для региона в целом.

Насколько я знаю, сырье для этого продуктопровода найтись в любом случае должно, несмотря на открытие «Тобольск-Полимера». Каковы будут объемы, дадут ли они экономическую эффективность – вопрос другой. Это неоднократно обсуждалось – я помню, еще весной в минэнерго такой вопрос стоял. Сначала говорилось, что ресурсов нет, потом выяснилось, что они есть… Там ведь не только интересы СИБУРа, там и «Новатек», и ТНК «Роснефти», и «Газпром».

«Тобольск-Полимер» был запущен все-таки ради того, чтобы остановить импорт полипропилена. Сейчас импортируется порядка миллиона тонн в год. Мощность проекта «Тобольск-Полимер» оценивается на уровне около 500 тысяч тонн в год – недаром его ВЭБ поддерживал. По всей видимости, необходимость избавиться от импорта была основной задачей. Но с учетом того, что полипропилен используется не только в производстве полиэтилена и ПВХ, а также и в других отраслях – это ЖКХ, автомобили, народное потребление – понятно, что возрастающие потребности в полипропилене будут удовлетворяться значительно быстрее. Даже конечные цены на товары с использованием полипропилена могут сократиться. Опять же, «Тобольск-Нефтехим» сможет хорошо экономить на географической близости к источникам сырья. Конечно, их продукт будет дешевле, но будут ли они делать только полипропилен или создадут инфраструктуру для глубокой переработки? Если такая инфраструктура появится, тогда, конечно, конкуренция нефтехимическому комплексу Татарстана будет довольно существенной. Но пока таких установок нет и высокая добавленная стоимость не создается. Поскольку резервы для этого существуют, возможно, через какое-то время инфраструктура в Сибири будет построена. Тогда конкуренция будет нарастать. Но это долгоокупаемое производство, я думаю, оно если появится, то не сразу. И не стоит забывать, с учетом огромного масштаба нефтехимического производства в Сибири, что наверняка часть продукта пойдет на экспорт.