TASS_3845600.jpg


«ОНИ… ЗАГОНЯЮТ ЭКОНОМИКУ В КРИЗИС 98-ГО ГОДА НА ПУСТОМ МЕСТЕ»

В этом году пленарное заседание прошедшего в минувшую среду форума «Эксперт-400» было посвящено дискуссии на тему «Человеческий капитал как основа экономического роста». Тема выбрана неслучайно. К 2020 году президент России Владимир Путин поручил создать 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест. Поэтому на ближайшее десятилетие именно человеческий капитал и станет фактором развития экономики нашей страны. При этом Россия в два-три раза отстает по произвотельности труда от ведущих мировых держав. Решать эти задачи придется в первую очередь крупному бизнесу, так как именно компании, попавшие в рейтинг Топ-400, определяют тенденции и вектор развития условий для повышения производительности труда.

Аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» пришли к выводу, что производительность труда в крупном бизнесе в России составляет лишь 40% от мирового уровня. Чтобы исправить ситуацию и увеличить производительность в полтора раза за пять лет, придется дополнительно ежегодно инвестировать как минимум 4 трлн. рублей.

В компаниях, вошедших в Топ-400, производительность в среднем на человека составляет $183 тыс., а это в 3,4 раза меньше, чем в компаниях Японии. Почти в три раза Россия отстает от лидеров Западной Европы и США и в 1,7 раза от партнеров стран БРИК. Также уменьшается преимущество среди стран СНГ: крупнейшие компании Казахстана отстают от нас всего на два процента. Поэтому вопрос о том, как повысить производительность труда и стал ключевым в обсуждении на пленарном заседании форума.

«Может ли любой опережающий рост производительности труда компенсировать усилия правительства по снижению конкурентоспособности российской экономики макроэкономическими методами?» - тут же задался вопросом главный редактор журнала «Однако» Михаил Леонтьев. Он обратил внимание, что у нас уже есть «великолепный набор». Так, по его словам, за последние три года энергетические тарифы для промышленности выросли на 80%. Самое главное – начиная с начала века обменный курс рубля вырос на 400%. «Они (экономический блок правительства - прим. авт.) героическими методами... вопреки препятствиям, вопреки политической воле государственной власти... загоняют экономику в кризис 98-го года на пустом месте», - ужаснулся Леонтьев.

«Мы наблюдаем системное ухудшение конкурентноспособности российской экономики макроэкономическими методами в результате последовательной политики правительства», - сделал вывод эксперт. Поэтому, считает Леонтьев, реально достигнуть увеличения производительности труда невозможно.

400_3_jpg_625x625_q85.jpg
Михаил Леонтьев

«ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА – ЭТО НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК РАБОТАТЬ БОЛЬШЕ»

Председатель АФК «Система» Михаил Шамолин заметил, что тема производительности труда упирается в конкуренцию. «Потеря конкурентоспособности происходит только тогда и там, где конкуренции недостаточно», - сказал он. Топ-менеджер полагает, что производительность труда можно повышать только с увеличением конкуренции. «Производительность труда это не что иное, как работать больше, чтобы больше зарабатывать», - определил он. При этом Шамолин рекомендовал обратить внимание на структуру экономики России, где «получают несоразмерно большие деньги за несоразмерно малый труд». Эксперт отметил, что прослеживается тенденция, когда производительность труда на одного сотрудника гораздо выше, если компания работает в наиболее конкурентных секторах экономики. Немаловажно, по мнению Шамолина, и пропагандировать через СМИ иной образ предпринимателя, чем это делается сейчас в многочисленных сериалах, кроме того, стоит показывать, что заработать много можно только тяжелым трудом.

В дискуссии принимали участие не только представители бизнеса, от власти, в частности, присутствовала заместитель министра труда и соцзащиты России Любовь Ельцова, которая постаралась «добавить позитива» в обсуждение. По ее мнению, кадры всегда решали все, а на сегодня эта тема особенно актуальна, а в будущем борьба за трудовые ресурсы будет только усиливаться. Ельцова заявила, что уже сейчас принимаются меры по повышению производительности труда. Она надеется, что уже этот год будет «прорывным в части создания новой профессиональной квалификации». «Мы активно бизнес привлекаем к этой работе, но активность, я вам скажу, крайнее низка со стороны профсообществ, работодателей, которые активно выступали за это направление деятельности», - посетовала Ельцова.

Между тем она добавила, что создается система профессиональных стандартов, новый подход к умениям, навыкам, стажу работы, вхождению в профессию. Поэтому именно в этой работе требуется помощь бизнеса. К 2015 году министерство планирует создать пул из 800 профессиональных стандартов. «Сейчас очень важно, чтобы профсообщетсва и группы компаний, объединенные в определенную отраслевую группу, включились в эту работу и при формировании системы приняли активное участие», - призвала Ельцова.

НАДО НЕ ТОЛЬКО БЕГАТЬ БЫСТРЕЕ, НО И ДУМАТЬ

Заместитель министра транспорта Валерий Окулов, который ранее возглавлял «Аэрофлот», поставил вопрос: может ли быть производительность труда в государственных органах? Основная тенденция, которая сегодня есть, патернализм. «Ставку надо делать в том числе на создание саморегулируемых организаций», - считает он.

Генеральный директор ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов также согласился, что проблема конкурентоспособности стоит остро, а ключевая проблема кадры. Сегодня, по его словам, в стране не хватает операторов, сварщиков, технологов и прочих рабочих специальностей. При этом, даже несмотря на высокие зарплаты, стоимость квадратного метра жилья еще выше, что отталкивает молодежь от работы на предприятии, полагает Обносов.

А вот президент и председатель правления транспортной группы FESCO Руслан Алиханов заявил, что за трудовыми ресурсами бегать не хочет, а хочет, чтобы трудовые ресурсы бегали за ним. При этом его совет: надо не только бегать быстрее, но и думать.

В завершение Леонтьев еще раз вспомнил про меры правительства по развитию экономики России. «Наверно, они руководствуются какими-то высокими соображениями, по которым российскую экономику надо придушить… Есть намеки, что мы уже практически приблизились к завершению», - заключил Леонтьев.

ПОГРУЖЕНИЕ В СТАГНАЦИЮ

Тем временем на фоне прошлогоднего роста выручки 400 крупнейших компаний на 23,4% нынешние 10,4% прироста, зафиксированные рейтингом «Эксперт-400», смотрятся довольно скромно (скажем больше: за 19 лет существования рейтинга более низкий темп прироста наблюдался лишь один раз в 2009 году).

А ведь еще не завершился еще более удручающий 2013 год! Нашу экономику перестали двигать вверх низкие издержки. Электроэнергия у нас для промышленности выше, чем в США на 55%. По средней чистой зарплате мы даже обогнали ряд членов ЕС. Основной драйвер роста нашей сырьевой экономики – цены на нефть остаются стабильными. От окончательного провала пока страхует сохраняющийся потребительский спрос, гособоронзаказ и госинвестиции в инфраструктуру. Нет надежды и на стимулирование потребительского спроса за счет кредитования граждан – по оценкам специалистов он уже достиг максимума. Инвестиции российских компаний в основной капитал застыли на нуле.

Промышленность в России встала – прирост ее выручки в 2012 году на 6,6% с учетом инфляции можно считать нулевым. В 2011 году промышленность выросла на 24%. По нефтянке и газовикам прирост тоже почти на уровне инфляции (всего +7,8%). А ведь за 2011 год у них был прирост +29,1%!

Машиностроение выросло на фоне остальных отраслей довольно неплохо (+18,8% по выручке), хотя это вдвое меньше чем в 2011 году. Это в очередной раз доказывает, что именно машиностроение является тем драйвером, который может вытащить нашу промышленность даже при стагнации и рецессии. Вклад в такой успех промышленности внесли оборонка и автопром. По оборонке прирост выручки составил 26,5%, за счет колоссальных трат в виде гособоронзаказа (до 2020 года планируется затратить из бюджета 20 трлн. рублей).

Отрасли, ориентированные на конечного потребителя выросли получше – так, ведущие банки показали рост 30,8% (в 2011 году был всего 17,5%). Произошло это за счет роста потребительского кредитования. Хорошо это или плохо? По оценкам специалистов, такое стремительное наращивание розничного кредитования может полноценно завести нас в долговой коллапс по типу южнокорейского в 2003 - 2004 годах. Если в Корее накануне кризиса отношение накопленного долга к среднемесячному доходу составляло 8,9 раза, то в России на сегодня этот показатель уж превысил 7,5.

Промышленно-инфраструктурное строительство после взлета за 2011 год (рост на 46,8%), стало существенно притормаживать – его рост за 2012 год составил всего 12,6%. Это и понятно, ведь основные инфраструктурные стройки Олимпиады и Сочи уже были близки к завершению, а новые мега-проекты еще не стартовали.

Безимени-1.jpg

ПАДЕНИЕ ДВА ГОДА ПОДРЯД

В этом году в Топ-400 поубавилось компаний из Татарстана – осталось всего 9 (годом ранее было 10). По понятным причинам выбыл «ВАМИН». Зато вошедшая лишь в прошлом году ПСО «Казань» только укрепила позиции в рейтинге: поднялась с 367 на 344 место. При этом также новичок прошлого года ТГК-16, напротив, скатилась с 352 на 389 место, имея отрицательный показатель роста объемов реализации продукции. Также поднялись в рейтинге «Казаньоргсинтез» и «АК Барс» Банк. Остальным компаниям пришлось подвинуться – «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», ТАИФ-НК, КАМАЗ и Генерирующая компания.

При этом если учитывать основную тему форума – производительность труда, то в этом рейтинге есть лишь две компании от Татарстана, тогда как рейтинг включает в себя 50 лидеров крупного бизнеса СНГ. Это «ТАИФ-НК», который на 11 месте, где объем реализации на одного сотрудника составляет $1,4 млн., а также «Татнефть» на 29 месте с объемом реализации на одного сотрудника в $676 тысяч. Собственно, тот же «Газпром» имеет и того меньший показатель – $356 тыс. на одного сотрудника, что соответствует лишь 44 месту.

Сразу бросается в глаза заметное падение позиций ведущих татарстанских предприятий в Топ-400. Совокупный удельный вес по выручке в Топ-400 татарстанских компаний по отношению ко всему рейтингу продолжает падать второй год подряд (2,11% – в 2012, 2,23% – в 2011, 2,49% – в 2010 году). Снизили свои позиции по отношению к 2011 году: «Татнефть» (падение на пять мест), «Нижнекамскнефтехим» (падение на три места), ТАИФ-НК (падение на 6 мест), Генерирующая компания (падение на 27 мест), ТГК-16 (падение на 37 мест).

Причем «Татнефть» по выручке за 2012 год опередила компания, созданная с нуля Сергеем Галицким, – краснодарская розничная сеть «Магнит». Кроме Магнита крупнейшую нефтяную компанию Татарстана потеснили Группа ВТБ, Группа «Интер РАО», розничный гигант X5 Retail Group и «Евраз груп».

О, СЧАСТЛИВЧИКИ!

Везунчиками в рейтинге по выручке оказались всего три компании из Татарстана. И у каждой есть на то своя причина. Например, «Казаньоргсинтез» (поднялся на 19 мест) получил хорошие результаты в значительной части благодаря пожару на заводе-конкуренте в Буденовске.

Напомним, что 15 - 17 декабря 2011 года, на территории производственного цеха газораспределения этилена ООО «Ставролен» (ОАО «Лукойл») произошел взрыв с последующим возгоранием. Выгорела 1 тыс. кв. м производственной площади. По официальным данным, пострадали 9 человек, двое из них скончались. Завод в Буденовске был вторым по величине после «Казаньоргсинтеза» производителем полиэтилена низкого давления в России. Мощность по ПЭНД составляла 300 тыс. т в год. Запустить производство они смогли только в октябре этого года, предоставив остальным производителям ПЭНД существенную фору.

Прирост по позиции в рейтинге «АК БАРС» Банка на 15 позиций вызван усилением его работы по кредитованию. Банк более чем в два раза увеличил общий ссудный портфель, а розничное кредитование увеличил в 1,5 раза.

ЗНАК ПСО НА ГРУДИ У НЕГО!

Попадание во второй раз ПСО «Казань» Равиля Зиганшина в число 400 крупнейших компаний страны можно связать с успешным освоением подрядов Универсиады.

Рост по выручке ПСО «Казань» просто поразителен. Еще два года назад компания вообще отсутствовала в Топ-400. Затем по выручке за 2011 год заняли 367 место, а за 2012 год выросли еще на 23 позиции. В целом причины этого понятны – компания может считаться одним из главных бенефициаров строительного бума в Татарстане. Бурное возведение объектов ТАНЕКО и Универсиады: дорожных развязок, моста через Казанку, стадиона 45-тысячника – везде было замечено ПСО «Казань».

Огорчает только одно – при выручке 16,1 млрд. рублей в 2011 году была получена очень скромная чистая прибыль (и, соответственно, выплачен скромный налог на прибыль) в размере 133 млн. рублей. В 2012 году эта традиция была продолжена. Впрочем, отрадно хотя бы то, что бенефициаром от деятельности ПСО «Казань» будет если и не бюджет республики, то напрямую сами казанцы – благодаря вновь построенным в короткий срок дорогам, развязкам и спортивным сооружениям.

В МАШИНЕ НЕ ХВАТАЕТ БЕНЗИНА, А МЫ ХОТИМ БЫСТРО ЕХАТЬ

Составители рейтинга в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» прокомментировали позиции Татарстана в рейтинге, а также порассуждали о перспективах республиканских компаний.

Дмитрий Гришанков – гендиректор рейтингового агентства «Эксперт РА»:

- Я считаю, что Татарстан – одна из привлекательных зон для инвестирования. Производительность труда – это результат в том числе и инвестиций: не будет инвестиций – не будет никакой производительности труда. Можно сколько угодно хотеть, собираться на форумы, что-то делать, но статистика неумолима. Для того чтобы повысить производительность труда на 0,26 процента, надо примерно на один процент увеличить инвестиции. Исходя из этого, для всей нашей страны надо 28 процентов инвестиций от ВВП, сейчас у нас 20 процентов. В машине не хватает бензина, а мы хотим быстро ехать.

Я считаю, Татарстан на сегодня – одна из благоприятных территорий для инвестиций по многим причинам, начиная от достаточно прозрачной и стабильной власти. Можно сколько угодно рассуждать, нравится власть или не нравится, но для инвестора важно не лицо человека, который ее олицетворяет, и даже не те слова, которые он произносит, а ему важно понимать, что есть некоторые правила игры, которые в течение долгого времени не будут меняться. На мой взгляд, в этом плане Татарстан выглядит очень выигрышно, потому что есть предсказуемость, а это главное условие инвестиций плюс к тому, что это достаточно большая территория, богатая территория, там может прийти большой инвестор. Мы всегда смотрим с точки зрения риска и потенциала. Риск здесь, если смотреть по российским регионам, если он не минимальный, то один из наименьших, а потенциал один из максимальных, если не брать Москву и Санкт-Петербург. Поэтому здесь я рассматриваю перспективы как достаточно благоприятные и симпатизирую тому, что происходит в республике.

Если говорить о производительности труда, то в рейтинг вошли многие нефтегазовые компании. Производительность труда можно считать по-разному. Мы взяли самую простую методику, которая вызывает меньше всего вопросов: мы смотрим какой объем выручки на одного человека, это во многом завязано с ценой на нефть. Цена на высоком уровне, и, если она, не дай Бог упадет, то это негативно отразится на производительности. Если смотреть лидеров, то в натуральных показателях производительность велика. Я не думаю, что снижение цен на нефть на 30 - 40 процентов как-то глобально изменит положение дел.

Павел Самиев – заместитель гендиректора «Эксперт РА»:

- Мы видим общий тренд по всему рейтингу «Эксперт-400»: явно, что растет роль некоторых отраслей, в частности, финансовый рынок, банки. В Татарстане есть несколько крупных банков: «АК Барс», «Татфондбанк». Но не все готовы раскрывать данные, причем консолидированную отчетность. Некоторые отдельные банки не войдут в силу размера, при том финансовая и банковская группа может быть большой и входить в этот тренд, если даст такие данные.

Раз в регионе есть несколько крупных банков, и они растут, то, возможно, именно их представительства будет больше в следующем году. Это общий тренд всего рынка и, соответственно, Татарстана в частности.

Так как Татарстан имеет похожую структуру экономики, как вся Россия, то есть большая доля ТЭКа, какое-то количество крупных финансовых компаний, есть какое-то количество менее крупных производственных компаний, уровень диверсификации доли отраслей примерно соответствует среднему в России.

Татарстан – это Россия в миниатюре, поэтому тренды будут такие же. Стагнация отдельных отраслей, которую мы сейчас видим, она как раз сказывается и на крупных предприятиях Татарстана. Поэтому, я думаю, на следующий год принципиально, скорее всего, будет такое же представительство. Возможно, за счет банков, если они как группы будут раскрывать, в том числе с учетом других своих активов, страховых компаний в частности, их доля вырастет, их позиции могут вырасти. В остальные отраслях примерно то же будет, потому что расклад примерно такой же, как и в целом по России.

Позиции компаний Татарстана в рейтинге Топ-400 по объему реализации продукции

2012 год

2011 год

Компания

Объем реализации в 2012 г. (млн. руб.)

Объем реализации в 2011 г.
(млн. руб.)

Темп прироста (%)

Выручка в 2012 г.
(млн. руб.)

Чистая прибыль в 2012 г.
(млн. руб.)

16

11

«Татнефть»

444 099,0

417 586,0

6,3

101 818,0

78 448,0

58

55

«Нижнекамскнефтехим»

130 487,0

126 021,0

3,5

19 618,0

15 277,0

62

56

ТАИФ-НК

128 597,7

124 269,0

3,5

13 627,5

10 765,0

73

65

КАМАЗ

117 048,0

106 830,0

9,6

7 767,0

5 796,0

165

184

«Казаньоргсинтез»

45 467,0

37 116,0

22,5

4 053,0

3 268,0

254

227

Генерирующая компания

28 603,0

28 750,8

-0,5

732,9

235,5

271

286

«АК Барс» Банк

25 956,3

22 098,0

17,5

2 368,8

2 001,3

344

367

ПСО «Казань»

20 262,1

16 094,6

25,9

173,9

132,5

389

352

ТГК-16

16 689,9

17 402,0

-4,1

1 678,7

1 302,1