СЫН ЗА ОТЦА?

Быть сыном известного режиссера трудно. Как бы там ни было, элемент сравнения все равно будет присутствовать. Как говорил автору этих строк однажды сын знаменитого российского театрального режиссера: «Если я ставлю хороший спектакль, про меня говорят: «Ну, конечно, это же сын N!» Если я ставлю плохой спектакль, то слышу: «Какой же бездарный сын у N». Наверняка, на это же самое может посетовать и Федор Бондарчук.

Естественно, «Сталинград» просто провоцирует на сравнение со сценами под Аустерлицем и Бородино в «Войне и мире», одной из самых лучших и масштабных лент Сергея Бондарчука. Там была правда жизни, преломленная в искусстве, что увы, нынешнему зрителю не очень-то и нужно.

Бондарчук-младший умеет угадать, что же нужно тому, кто приходит в кинотеатры с ведерочком попкорна. Уже его первый фильм «9 рота» был номинирован на «Оскара». Драма об афганской войне стала лидером кассовых сборов, была отмечена главными наградами национальных киноакадемий.

В 2006-м году вышел фильм «ЖАRА» (режиссер Резо Гигинеишвили) кинопродюсерский проект компании Art Pictures Studio и Федора Бондарчука. Малобюджетная молодежная комедия собрала в прокате $16,5 млн., став самым рентабельным кинопроектом года.

kinopoisk.ru-Stalingrad-1868462.jpg
Кадр из фильма

В том же 2006-м Федор Бондарчук получает от Бориса Стругацкого одобрение и права на экранизацию повести «Обитаемый остров». Он выступил в фильме как режиссер, продюсер и исполнитель одной из главных ролей. Картина вышла на экраны в двух частях – «Обитаемый остров» и «Обитаемый остров: Схватка» – и стала одним из самых обсуждаемых премьер года. Кассовые сборы составили более $30 миллионов.

История со «Сталинградом» повторяется, неслабый бюджет картины, опять лонг-лист «Оскара» и мощная рекламная кампания. Плюс новейшие технологии – одна из фишек ленты.

- Мы хотели сделать фильм, который сами никогда не видели. Признаюсь, я не думал, что моим следующим проектом станет масштабная военная драма. Для чего сейчас еще одно высказывание о войне? И я сам себе ответил на этот вопрос. IMAX 3D технологии сегодня позволяют добиться ощущения невероятно подробного и убедительного да еще и объемного мира. Мне захотелось погрузить современного зрителя в осажденный, выжженный город ноября 1942-го года, добиться эффекта присутствия. Это вечное стремление кинематографистов попробовать стереть границу между экраном и аудиторией. С одной стороны, мы говорим о новых технологиях и о нашем желании разными способами сделать стереоэффект максимально впечатляющим. С другой – помимо этого сознательно выбранного курса, мы вернулись к классическому киноповествованию, - рассказывает Бондарчук.

«Эффект присутствия» получился, с этим трудно поспорить. Иногда хочется отряхнуть с одежды «летящий» на тебя «пепел».

«СОВРЕМЕННЫЙ ФИЛЬМ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ЛЮДЕЙ»

- Фильм снят в 3D, большая часть всего того, что вы увидите на экране – это настоящие боевые сцены, снятые на натуре с массовкой. Компьютерная графика добавляет масштаб, но не симулирует его. Высокотехнологичным было не только оборудование, которое мы использовали, но и сама организация процесса – в противном случае вряд ли нам удалось бы уложить съемки такого уровня сложности в 79 дней. «Сталинград» – это современное высказывание, снятое и рассказанное современным языком для современных зрителей. Фильм снимался в 3D и выйдет и в формате IMAX 3D – это, как мы надеемся, поможет зрителям острее сопереживать нашим героям, точнее чувствовать атмосферу и погружаться в происходящие события более эмоционально, - комментирует ленту один из продюсеров Дмитрий Рудковский.

Под Петербургом, в поселке Саперный, было выстроено, по сути, несколько кварталов разрушенного Сталинграда, известные по снимкам фронтовых фотографов. Универмаг, продуктовый магазин, фонтан с детскими фигурами, который местные жители называли «Дети и крокодил», - все это придало ленте правдоподобность. Возведением декораций занимались 400 специалистов, их создание обошлось в $4 миллиона.

Как объясняет Бондарчук, дом, который защищают герои фильма, – это не традиционная для кино «плоская фанерная декорация», а полноценное пространство обитания героев. С квартирами, лестницами, коридорами. Каждая квартира уникальна, они обставлены в соответствии с характерами людей, живших здесь до войны и со вниманием к мельчайшим деталям интерьера.

Масштабы организационной работы весьма внушительные. Съемочная группа, например, состояла из 250 человек. В массовке было занято около тысячи, причем каждого из претендентов лично отсматривал и выносил вердикт режиссер.

- Сценарий «Сталинграда» оригинальный, но мы, следуя давней традиции, отправились в командировку для сбора документального материала. Было записано множество интервью с теми немногими из оставшихся в живых очевидцев. Я думаю, из этого можно впоследствии сделать отдельный проект, потому что рассказанные ими истории – это действительно что-то невероятное по силе воздействия, - рассказывает Бондарчук, и такая тщательность, безусловно, похвальна.

И, наконец, музыку к фильму написал Анджело Бадаламенти – его мелодии звучат в «Твин Пиксе» и в «Пляже».

И ЧУТЬ-ЧУТЬ ГРОССМАНА

Сценарий, при написании которого использовались мотивы из «Жизни и судьбы» Василия Гроссмана, создан по всем канонам классического коммерческого кино. Эпизоды боев, мастерски выполненные каскадерами, love-story, да причем не одна, а даже две. В одной действуют русская девушка Катя (Мария Смольникова), единственная оставшаяся в живых обитательница дома, где происходит действие, и советский боец Астахов (Сергей Бондарчук). Во второй героями являются немецкий офицер (Томас Кречманн – одна из самых главных удач фильма) и русская девушка Маша (Яна Студилина). Love-story второй пары – привет от Лилианы Кавани и ее «Ночного портье», если кто помнит этот в свое время шокировавший российского зрителя фильм.

Возможно, что в своем желании сделать фильм для «современных людей», не любящих особенно заморачиваться и не берущих во внимание историческую правду и правду характеров, создатели ленты избежали одной малоприятной вещи – они ушли от ложного пафоса. Все в «Сталинграде» происходит обыденно – сцены боев, перестрелки, даже гибель героев. Надо отдать должное художнику картины Сергею Иванову – он поработал от души. Даже самые жестокие сцены выстроены красиво. Вообще же желание «сделать нам красиво» проходит в ленте красной нитью, очевидно, такую задачу поставили перед оператором картины Максимом Осадчим.

У героинь, проведших в руинах разрушенного города не один месяц, идеальный макияж и безупречные прически, при взрывах даже малейшая копоть не касается их лиц. В день рождения одной из них, который отмечается в осажденном доме, находящийся среди бойцов оперный певец неожиданно облачается в смокинг и бабочку (очевидно, возил с собой на всякий случай в рюкзаке), а барышне делают еще и такой подарок – наполняют ванну горячей водой. Сцена омовения происходит под мерцание свечей, расставленных на полу, так и хочется подумать, что свечи эти ароматические. Ну, а вид из окна дома, где потом прячут героиню, с мерцающим трассирующими пулями, с всполохами пожара – это вообще идеальный антураж романтического свидания.

Но вот, что удивительно: при всех этих красивостях, при не совсем обязательном начале сюжета, а фильм начинается в Японии, где после землетрясения оказывается выросший сын главной героини – сотрудник МЧС, спасающий из-под обломков немецких ребят, есть в ленте нечто, что все-таки цепляет.

Это два хорошо выписанных образа: немецкого офицера Кана, которого классно сыграл Кречманн и Петр Федоров в роли Громова. По сути, весь фильм – это их поединок. Бессмысленный для немца, которого страна использовала как пушечное мясо, и имеющий высший смысл для русского, для которого идет «война священная».

Можно предположить, что «Сталинград» сделает хорошие сборы, для этого у него есть все основания – love-story, спецэффекты, красивая картинка. Такая красивая, что иногда в голову приходит мысль: а это правда была такая вот эстетичная война? Впрочем, тут же в памяти всплывают строчки: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».