print_577945_561522.jpg

МАССАЧУСЕТСКОЕ ЧУДО

В свое время я учился в Массачусетсе по программе МВА и достаточно хорошо изучил систему развития экономики, созданную в этом штате. В конце 1970-х и начале 1980-х годов в Массачусетсе был серьезный экономический кризис. Штат специализировался на производстве военной техники, но после окончания войны во Вьетнаме военные заказы значительно сократились и экономика региона рухнула. Но это еще не все. В Массачусетсе было сосредоточено много предприятий легкой промышленности. В середине 1980-х годов из-за выхода на американский рынок дешевой китайской продукции они стали закрываться. Таким образом, всего за несколько лет в штате закрылась половина промышленных предприятий, многие разорились и были объявлены банкротами. Вокруг Бостона образовалась зона депрессивных районов с высоким уровнем безработицы.

В начале 1990-х годов власти страны приняли стратегически важное решение, направленное на развитие высоких технологий. Полученные за 20 лет результаты вызывают уважение. Сейчас в США представлено 11 передовых в мировом масштабе высокотехнологичных отраслей, 9 из которых являются лидирующими в штате Массачусетс. Это абсолютный показатель среди штатов. Вторым по количеству лидирующих высокотехнологичных отраслей является штат Калифорния, где представлено всего три отрасли.

Сейчас штат Массачусетс лидирует в следующих высокотехнологичных отраслях:

- биофармацевтика и медицинское оборудование (1-е место в США);
- система высшего образования (1-е место в США);
- медицинское обслуживание (1-е место в США);
- средства вычислительной техники и связи (2-е место в США);
- оборонная промышленность (2-е место в США);
- программное обеспечение (2-е место в США);
- финансовый сектор (3-е место в США);
- наука, техника и управленческие услуги (3-е место в США);
- легкая промышленность (4-е место в США).

Таким образом, штат Массачусетс являет собой уникальный пример активной роли государства в выводе региона из глубокой депрессии и создания на пустом месте высокотехнологичных отраслей, которые вывели регион в мировые лидеры по основным перспективным направлениям.

Любопытно было сравнить системы управления экономикой в Массачусетсе и Калифорнии. Калифорния – это штат, где «ручное управление» экономикой со стороны правительства практически отсутствует. Бизнес и университеты успешно самоорганизуются.

В Массачусетсе же госрегулирование достаточно сильное, но ему все равно далеко до России, Татарстана и даже Сингапура. Полномочия правительства штата ограничены, а местные муниципалитеты имеют большую самостоятельность. Бостоном, по сути, называется центральный район города, вокруг которого сосредоточены обособленные пригороды – самостоятельные муниципалитеты, в том числе знаменитый Кембридж, где находятся Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology, MIT) и Гарвардский университет. Если переводить на язык географии Казани, то Бостон – это Вахитовский район (центр), а Кембридж – Приволжский или Советский район города.

У каждого из пригородов Бостона своя полиция, свои источники финансирования. Мэры городов избираются решением местного населения. Губернатор штата не может уволить мэра или как-то на него повлиять. Большинство вопросов согласовываются с муниципалитетами. Тем не менее у правительства штата имеются рычаги стимулирования развития экономики, например, через гранты или налоговые льготы.

print_577945_561548.jpg

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ 100 РАЗ УСЛЫШАТЬ

Организовывая поездку в Бостон, мы хотели показать нашим коллегам из министерств и ведомств Татарстана и других регионов, как можно создать «с нуля» за 20 - 30 лет передовые отрасли экономики. Во-первых, просто показать, что это возможно сделать. Во-вторых, продемонстрировать, как происходит развитие в депрессивных регионах не на примере каких-то топовых, крупных компаний мирового уровня (где действуют совершенно другие правила, которые тяжело применить в России), а на небольших, рядовых для Америки организациях, то есть то, что реально возможно использовать в российских условиях.

Одним из таких примеров является район Лоуэлл (Lowell), который располагается на окраине штата Массачусетс (в 40 - 50 минутах езды от Бостона). В 80-е годы там, как и во всем штате, был высокий уровень безработицы. До сих пор в этом районе стоит много бесхозных зданий закрытых фабрик. В начале 90-х годов правительство штата приняло решение развивать Лоуэлл путем создания здесь новых высокотехнологичных и конкурентных на мировом рынке отраслей производства. Начали они с реорганизации образования – объединили местный текстильный колледж и технологический институт и передали его Массачусетскому государственному университету (University of Massachusetts, UMass). Этот филиал университета UMass получил название UMass Lowell.

Так как UMass был в ведении штата и финансировался за счет его бюджета, то губернатор через него смог вложить деньги в новую структуру. UMass Lowell начал активно готовить кадры для тех направлений, которые правительство штата выделило в качестве приоритетных для развития региона. Параллельно они где-то грантами, где-то налоговыми преференциями стали стимулировать развитие в данном районе высокотехнологичных компаний, которые бы создавали новые рабочие места и нуждались в кадрах UMass Lowell. Например, сейчас в UMass Lowell есть центр стандартизации и испытания робототехники. На расстоянии двух-трех часов езды от этого центра расположено около 50 компаний, которые занимаются разработкой роботов и пользуются услугами центра.

Таким образом, властям штата удалось гармонично связать рынок труда и развитие экономики. В результате предпринятых усилий депрессивный в 80-е годы район сейчас процветает. Примечательно, что сам по себе UMass Lowell занимает всего лишь 170-е место в рейтинге американских вузов. То есть это абсолютно не топовый вуз типа Гарварда, MIT или Стэнфорда. Это средний университет по общим показателям. Но по прорывным направлениям он в лидерах. Это такое же чудо, как если бы челнинский филиал казанского университета стал ведущим научным центром России по некоторым направлениям.

print_577945_561540.jpg

НАУЧНЫЕ ГРАНТЫ ПРИДАЛИ ИМПУЛЬС РАЗВИТИЮ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО БИЗНЕСА

Интересная модель применяется в MIT, который в 2012 году был признан лучшим вузом мира. В середине 90-х годов американское правительство стало выделять большое количество грантов на развитие биотехнологий, и MIT эти гранты начал выигрывать. В институте появились целые направления по изучению биотехнологий. В рамках этих исследований ученые приходили к каким-то практическим результатам и начали пытаться их коммерциализировать, создавать компании. В данном случае государство не занималось прямой финансовой поддержкой создания биотехнологических компаний. Финансировались только научные исследования в этой сфере, а бизнес уже самостоятельно извлек из этого свою выгоду.

Надо отметить, что MIT – необычный вуз. Практически все его выпускники, аспиранты, преподаватели и профессоры так или иначе связаны с предпринимательством. Руководство MIT активно поощряет это, дает право своим сотрудникам работать в других компаниях – основателем, консультантом или же наемным работником. В других вузах раньше подобная практика категорически была запрещена, и сейчас практика MIT только перенимается.

Кроме того, в самом MIT создан отдельный департамент, который специализируется на патентовании результатов научных исследований, полученных в стенах вуза, и поиске возможностей их коммерческой реализации. Представители департамента общаются с крупным бизнесом, предлагая лицензию на использование разработок MIT, либо помогают создать стартапы, в том числе с участием той команды, которая участвовала в разработке.

При этом собственником патентов всегда является MIT, но 30% от выручки с продаж патента получают непосредственные разработчики – профессор и его команда. Такая политика MIT стимулирует научные разработки.

В российских вузах зачастую выстраивается такая порочная технология – получили грант от государства, «проели» его, формально отчитались о своей работе и ждут нового гранта. В MIT гранты тоже «проедаются». Но научные руководители этого вуза четко понимают, что если они чего-то добились в результате исследований, то они на этом еще деньги заработают за счет лицензионных отчислений. Кроме того, у них растет цитируемость в научной литературе, повышается статус, а значит, легче становится выиграть следующий грант.

Вот такая интересная экосистема была создана в рамках MIT, которая позволила за счет грантовой поддержки вуза создать новую отрасль и стать в ней мировым лидером.

Вообще, как оказалось, большинство университетов в США живут на гранты. Тот же самый UMass Lowell на 85% финансируется за счет грантов, которые в основном даются на научно-исследовательскую деятельность и подготовку кадров, в MIT эта доля составляет 80%, несмотря на то что вуз является частным.

Например, выделяется грант на исследование полимерных наноматериалов. За него борются несколько университетов, показывают, какая у них есть команда, каких ученых они привлекают, какое есть оборудование, опыт. Зачастую как таковой команды под этот проект еще не существует. Университет просто предварительно договаривается с лучшими учеными со всего мира об их возможности участвовать в намечаемом проекте.

АМЕРИКАНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ТАТАРСТАНА

Кроме посещения вузов у нас были еще отдельные встречи с представителями американских компаний. Итогом их стало поручение Рустама Нургалиевича проработать вопрос реализации трех проектов по использованию американских разработок в экономике Татарстана.

Один из проектов касается новой технологии добычи вязкой нефти, которой много в России. Она предполагает закачку в скважину газа под большим давлением. Сама идея не нова, но предлагаемая технология достаточно интересна и уже прошла апробацию в США. Два других проекта связаны с практическим использованием топливных элементов. Начало реализации данных проектов породит большое количество новых инновационных технологических бизнесов.

Динар Насыров

Справка

Динар Насыров родился 17 сентября 1980 года в Казани.

Закончил экономический факультет Казанского государственного университета по специальности «Государственное и муниципальное управление» (2003), учебу в США по программам «Мастер делового администрирования» и «Мастер в сфере международного бизнеса» (MBA, CIB, Southern New Hampshire University, Манчестер) (2007 год). Владеет английским, турецким языками.

В 2003 - 2008 гг. – ведущий специалист, главный специалист, начальник отдела центра экономических и социальных исследований РТ при кабинете министров РТ.

В 2008 - 2010 гг. – заместитель генерального директора ГУ «Центр информационных технологий Республики Татарстан».

В 2010 - 2011 гг. – заместитель министра информатизации и связи РТ.

В 2011 - 2013 гг. – директор ГАУ «Технопарк в сфере высоких технологий «IТ-парк».

С марта 2013 года – генеральный директор фонда региональных инновационных проектов ассоциации инновационных регионов России (АИРР).