DSCF2911.jpg

ЕВРОСОЮЗ В ГОСТЯХ У ФАС

Вчера в Казани под эгидой ФАС РФ стартовал трехдневный семинар «Развитие конкуренции на рынке электроэнергетики». Он собрал немало гостей из Европы – представителей антимонопольных ведомств Франции, Бельгии, Финляндии, Голландии, Венгрии, Молдовы, Украины. После обсуждения вопросов энергетического монополизма заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин и заместитель руководителя УФАС по РТ Руслан Биктимиров провели пресс-конференцию.

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», Биктимиров прокомментировал резкий рост цен на авиабилеты во время Универсиады. Оказалось, что это вопрос стал предметом пристального изучения татарстанского антимонопольного ведомоства. Так, Биктимиров сообщил, что УФАС по РТ еще до Универсиады провело анализ рынка ценообразования авиабилетов по самому популярному в столице РТ направлению – «Казань – Москва – Казань». В результате было выявлено необоснованное установление розничных цен авиакомпанией «Аэрофлот». По словам Биктимирова, «правила, которые регулируют перевозку пассажиров воздушными судами, позволяют устанавливать авиакомпаниям самостоятельно цены, в том числе и экономически не обосновывая их, только исходя из потенциальной выручки либо спроса на указанные маршруты». Однако, как заявил Биктимиров, надо учитывать тот факт, что авиакомпания «Аэрофлот» находится «в группе лиц с тремя иными авиакомпаниями» (по всей видимости, имеются в виду «Трансаэро», «ЮТэйр» и S7 – ред.), которые занимают существенную долю рынка (порядка 80%) и могут оказывать влияние на рыночную конъюнктуру. Таким образом, по словам заместителя руководителя УФАС по РТ, действия «Аэрофлота» были расценены как злоупотребление доминирующим положением. «И как раз в период проведения Универсиады, точнее, по ее окончании, нами было вынесено решение о признании ее действий злоупотреблением доминирующим положением». Авиакомпании было выдано предписание об устранении указанных нарушений. Далее Биктимиров отметил, что это дело «свеженькое». Сейчас начинается, по его словам, «скорее всего, долгая судебная тяжба». Связано это с тем, что «Аэрофлот» обжаловал данное решение в Арбитражном суде.

Руслан-Биктимиров - копия.jpg
Руслан Биктимиров

«АЭРОФЛОТ» ПОД ПРИЦЕЛОМ

Отметим, что в апреле УФАС по РТ уже возбуждало в отношении ОАО «Аэрофлот» дело по статье «О защите конкуренции». Тогда антимонопольщики хотели выяснить, насколько обоснованно перевозчик установил цены на авиаперелеты по маршрутам «Москва – Казань» и «Казань – Москва». По сведениям ведомства, они были завышены относительно рыночных. Конкретные цифры не приводились, а итоги того разбирательства не раскрывались. Но накануне Универсиады изменение стоимости билетов на перелет из Москвы в Казань стало настолько очевидным, что открыто обсуждалось в соцсетях. Газета «БИЗНЕС Online» 3 июля провела свое исследование на рынке гражданских перевозок и обнаружила, что цены выросли в десятки раз. Цена перелета с «Аэрофлотом» из Шереметьево достигала 49,6 тыс. рублей. Наше издание направило запрос в «Аэрофлот», но комментарий пока не получило. Тем не менее газета готова предоставить авиакомпании возможность выразить свою позицию по данному вопросу.

Анатолий-Голомолзин - копия.jpg
Анатолий Голомолзин

Биктимиров отметил, что антимонопольщиками также проводились внеплановые контрольные мероприятия по проверке татарстанских авиаперевозчиков, включая авиакомпанию «Татарстан» (АКТ). Однако, по его словам, у них «отсутствует доминирующее существенное положение, как, в принципе, и существенное положение». К данному тезису он добавил, что в сравнении с тем же «Аэрофлотом» процент перевозок авиакомпаний РТ очень низок в общем объеме, и после анализа их цен нарушений в сфере необоснованного повышения установлено не было. Например, если «Аэрофлот» во время Универсиады устанавливал на маршруте «Казань – Москва» цены порядка 20 тыс. рублей на эконом-класс, то цены АКТ не поднимались выше 8 тысяч. Чиновник объяснил это более низким спросом на полеты самолетами этой компании.

Но далее Голомолзин подсластил пилюлю авиакомпании «Татарстан». По его словам, АКТ активно участвует в пилотной программе стимулирования региональных авиаперевозок в ПФО (напомним, АКТ стала консолидатором перевозок в Поволжье). Он отметил, что уже принято решение о продлении данной программы на следующий год. По его словам, региональные перевозки в ПФО могут вырасти в 5 раз. Голомолзин рассказал, что ПФО демонстрирует наиболее высокие результаты по приросту пассажиров – примерно 50% (а в среднем по стране – 10 - 15%). Напомним, ранее генеральный директор АКТ Аксан Гиниятуллин рассказал газете «БИЗНЕС Online», что за четыре месяца, прошедших со старта пилотной программы, пассажиропоток в ПФО по сравнению с прошлым годом вырос вдвое – с 27 тыс. до 55 тыс. пассажиров и до конца года вырастет как минимум до 80 тысяч.