345.jpg
Предположительно так должна выглядеть «Коалиция-СВ-КШ»

«ЭТО ЖЕ ЗАСЕКРЕЧЕННЫЙ ПРОЕКТ!»

Сегодня в Нижнем Тагиле на полигоне «Старатель» открылась четырехдневная международная выставка вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo-2013. Отметим, что в этом году подготовкой выставки руководил частый гость республики и, в частности, КАМАЗа – заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин. Напомним, в апреле он приезжал на КАМАЗ для оценки потенциала оборонной номенклатуры камского автогиганта. Тогда особого внимания Рогозина удостоился бронированный грузовик «Тайфун», который вице-премьер сравнил с боевым слоном. На той встрече гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин высказал пожелание перевести на шасси «КАМАЗа» различную военную технику.

Сегодня КАМАЗ представил в Нижнем Тагиле три новые разработки из семейства «Тайфун» – «КАМАЗы» 63968, 63969 и 53949 (помимо КАМАЗа на выставке представлены Казанский пороховой завод и завод «Элекон»). Помимо них на выставку попали автомобили семейства «Мустанг» и броневик IVECO 65E19WM (LMV) «Рысь», сообщает пресс-служба КАМАЗа. Но это все более-менее известные модели. Хитом форума должна была стать загадочная машина, в создании которой КАМАЗ принимает непосредственное участие.

Речь идет о гаубице «Коалиция-СВ-КШ». Роли здесь распределены следующим образом. ОАО «КАМАЗ» – шасси, сама пушка – нижегородское ОАО ЦНИИ «Буревестник». Интеграция в единое целое (то есть основной исполнитель) – пермское ОАО «Мотовилихинские заводы». Презентация 152-миллиметровой самоходной колесной гаубицы на выставке была широко анонсирована в специализированных изданиях, в том числе министерства обороны РФ. Но в итоге ожидания обернулись большим разочарованием – «Коалиция» представлена не будет.

34128.jpg
Дмитрий Рогозин – частый гость на КАМАЗе

Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» главный конструктор ОАО ЦНИИ «Буревестник» Сергей Казаков, продукт еще не готов: «И даже если бы гаубица была собрана, на выставку не попала бы. Это же засекреченный проект! Я вам даже не скажу, когда она будет представлена». А на Мотовилихе и вовсе отрицают сам факт работы над «Коалицией-СВ-КШ» – видимо, из соображений секретности. Стоит напомнить, что ранее директор пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев рассказал газете «БИЗНЕС Online», что челнинское предприятие действительно выбрано создателем колесной платформы для гаубицы (модель он не уточнил). Он добавил, что под проект выбран хорошо известный в армии «КАМАЗ-6560», на котором, например, устанавливается комплекс ПВО «Панцирь». Также Афанасьев рассказал, что модернизация платформы под гаубицу была существенной, а опытный образец отправлен для монтажа на Мотовилихинские заводы, которые и решат, как и когда представить конечный продукт широкой публике.

460.jpg
Владимир Бабаев заявил, что во французских броневиках заинтересовано МВД России

ФРАНЦУЗСКАЯ БРОНЯ ДЛЯ МВД

Но не будем о грустном. Почти сенсационную информацию выдал исполнительный директор родственной (официальный партнер) КАМАЗу челнинской фирмы, производственные мощности которой расположены по соседству от основного завода КАМАЗа, ЗАО «Астейс» Владимир Бабаев. В интервью агентству «Новый Регион» он рассказал о начале выпуска на его предприятии бронемашины французского производства. Как сообщает по итогам беседы агентство, судя по всему, министерство обороны и внутренние войска МВД РФ планируют отказаться от старых-добрых БРДМ и БРДМ-2 в пользу иностранного аналога – бронеавтомобиля Panhard. По словам Бабаева, автомобиль уже локализован для производства в России, то есть импортируются только трансмиссия и детали подвески. Все остальное – отечественного производства. При этом стоит задача и дальнейшей локализации, чтобы избежать использования иностранных деталей. На следующий год представителями МВД и минобороны поставлена задача изготовить три пробных автомобиля для испытаний, с МВД уже ведется согласование технического задания на доработку бронеавтомобиля.

Отметим, что разговоры о покупке Россией броневиков Panhard идут уже как минимум два года. В 2011-м в СМИ проходила информация, что ФСБ ведет переговоры с Panhard о закупке до 500 броневиков для пограничников. Тогда речь шла о модели M11. Какая имеется в виду на этот раз, неизвестно – в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Бабаев этого не уточнил (судя по видео, речь идет о серии VBL Mk2). «C французами мы сотрудничаем около года, – рассказал он, – локализация производства сейчас в процессе. Выпущены только опытные образцы Panhard для проведения испытаний. На серийное производство планируем выйти в конце будущего года… На французов мы вышли сами, когда появилась необходимость в машинах такого класса».

Потенциальный российский рынок сбыта Panhard – МВД, сообщил Бабаев. О конкуренции с КАМАЗом по оборонной линии речи не идет, поскольку данным классом автомобилей автогигант не занимается. Масса Panhard – 4,5 т, а в линейках КАМАЗа нет ничего похожего. Напротив, с КАМАЗом «Астейс» плотно работает, хотя и не входит в структуру холдинга. «Мы участвуем и в серийном выпуске «Тайфуна», – пояснил Бабаев. – Кроме того, выпускаем довольно много собственных машин на базе автомобилей «КАМАЗ». Тесно сотрудничаем с научно-техническим центром КАМАЗа. У «Астейс», по словам Бабаева, много конструкторских работ, и на оборонку завод работает довольно давно. Объемы поставок для минобороны он не уточнил, однако сказал, что броневиков на шасси «КАМАЗа» они поставляют не сотни, а «число с большим количеством нулей».

Большой скепсис относительно проекта в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» высказал директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко: «Хочу сослаться на заявление заместителя руководителя военно-промышленной комиссии (ВПК) Олега Бочкарева. Он сказал, что исключены любые закупки финальных образцов иностранных вооружений. Данное заявление автоматически означает, что в настоящее время никаких готовых образцов зарубежной бронетехники и другого оружия Россия закупать не планирует. Мне неизвестно ничего о том, что такое производство могло бы быть развернуто в России. Существовавшая ранее практика (закупки зарубежной военной техники и вооруженийавт.) получила всемерное осуждение. Единственное исключение – «Рысь», поскольку уже был подписан контракт, и его надо выполнять. То же самое касается контракта по израильским беспилотникам. Все! В остальных случаях речь может идти только о российских изделиях. И добавлю, что ВПК курирует вопросы переоснащения всех без исключения силовых структур (в том числе МВДавт.).

460-1.jpg
Посмотреть на чужую технику интересно, но для силовиков ее закупки теперь – табу

Справка

M11 – самая известная модель Panhard. Принята на вооружение армии Франции. Обладает повышенной проходимостью. Колесная формула 4X4. Выпускается в двух модификациях (в зависимости от вооружения): как разведывательная машина и как машина огневой поддержки. Первая вооружена 7,62-мм (боекомплект 3000 патронов) или 12,7-мм пулеметом (боекомплект – 1200 патронов), а также противотанковым гранатометом (боеномплект – 12 гранат). Вторая имеет пусковую установку ПТУР МИЛАН с 6 ракетами в боеукладке, а также 7,62-мм пулемет (боекомплект – 3 тыс. патронов). На машинах не предусмотрена установка башни, вооружение располагается открыто. Кузов автомобиля сварен из листов стальной брони толщиной 5 - 11,5 мм, обеспечивающей защиту от пуль калибра 7,62 мм и мелких осколков снарядов. Окна защищены пуленепробиваемыми стеклами. Вместимость – 6 человек. Максимальная скорость по шоссе – 95 км/ч, запас хода – 550 километров. Длина – 3,7 м, ширина – 2,02 м, высота – 2,14 метра. Масса – около 3,5 тонн. Автомобиль – плавающий.

ЗАО «Астейс» основано в начале 90-х годов при заводе «КАМАЗ». С начала своей деятельности занималось изготовлением надстроек на шасси грузовых автомобилей отечественного и импортного производства. Сегодня ЗАО «Астейс» является одним из крупнейших производителей спецтехники гражданского и военного назначения на шасси российского и импортного производства на территории России и стран СНГ. Кроме того, компания имеет статус официального партнера ОАО «КАМАЗ». 100-процентным владельцем общества является Александр Пухненков. На предприятии работают свыше 5 тыс. человек. Выручка за 2012 год составила почти 2,6 млрд. рублей, чистая прибыль – 26,7 млн. рублей. Имеет филиалы в Казани и Тюмени.