МАЛИКОВ ОСТАНЕТСЯ СОВЕТНИКОМ ПРИ МОЛОДОМ ГЕНДИРЕКТОРЕ

Сегодня стало известно о смене генерального директора ОАО «НЕФАЗ» – дочернего предприятия КАМАЗа в Башкортостане. По решению совета директоров руководитель нефтекамского завода Раиф Маликов оставит пост 1 октября. На смену ему придет топ-менеджер КАМАЗа Николай Пронин.

61-летний Маликов управлял предприятием с 1998 года, и свою отставку объясняет пенсионным возрастом. Как отмечают источники «БИЗНЕС Online» на КАМАЗе, желание уйти с производства гендиректор выразил еще два месяца назад, однако замена ему планировалась еще раньше. С приходом Пронина, который в настоящее время возглавляет подразделение КАМАЗа – ООО «Управляющая компания «КАМАЗ-спецтехника», Маликов останется советником при молодом гендиректоре. Официально заявленная стратегическая задача Пронина заключается в усилении на «НЕФАЗе» знакомого ему направления – производства спецтехники на шасси «КАМАЗа». Нефтекамский завод должен стать центром по развитию спецтехники всей корпорации.

Другие источники, знакомые с предприятием, утверждают в разговоре с «БИЗНЕС Online», что Маликов был в свое время поставлен прежним президентом Башкортостана Муртазой Рахимовым (что в свете последних событий в соседней республике так или иначе все равно накладывало на него некий отпечаток) и в последнее время был директором «номинальным», реальное управление осуществлялось КАМАЗом. Поэтому для автогиганта командировка на одно из дочерних предприятий КАМАЗа своего человека была вопросом в некотором роде политическим.

Отметим, что НЕФАЗ изначально задумывался для обеспечения КАМАЗа запасными частями и комплектующими. Соответствующее постановление совет министров СССР издал в 1970 году. В 1977 году был запущен главный конвейер – начался серийный выпуск автосамосвалов «КАМАЗ-5511», в 1982 году завод выпустил вахтовые автобусы. Однако в 1993 году НЕФАЗ был приватизирован и стал независимым предприятием. Правда, в 1999 году он вновь начинает тесно сотрудничать с КАМАЗом, что было выгодно башкирскому производству. Во-первых, потому что НЕФАЗ вновь получил крупнейшего заказчика для своих самосвальных надстроек, а во-вторых, у него появилась возможность реализовать свою продукцию через камазовскую дилерско-сервисную сеть. В 2000 году руководство завода приняло «Программу освоения пассажирских автобусов на шасси «КАМАЗа», а в конце этого же года на предприятии был представлен первый автобус городского типа «НЕФАЗ-5299».

ИЗ КОМАНДЫ ТАРКАЕВА

Пронин свою карьеру начал в команде политика и экономиста Александра Таркаева, которая в конце 90-х годов по просьбе руководства республики занялась оздоровлением экономики автогиганта. Пронин – личность довольно закрытая для медийного поля, однако люди, работавшие с ним под руководством Таркаева, знают Пронина, как высококлассного профессионала и человека глубоких моральных качеств. Так, дочери Таркаева говорят о Пронине, как о правой руке Таркаева во всех проектах команды ОАО «Диалог Инвестментс». По словам Натальи Таркаевой – помощника министра экономики РТ, много лет проработавшей в непосредственном подчинении Пронина в «Диалог-консалтинге», он сильный управленец, который всегда отличался четкостью и структурированностью мышления. «Он и на КАМАЗе очень быстро взошел с позиции помощника Сергея Когогина до топ-менеджера. В личном плане Николай Николаевич – глубоко порядочный человек, и я искренне рада за него, видя, что он делает очередной шаг вперед», – сказала Таркаева в комментарии газете «БИЗНЕС Online».

НЕОФИЦИАЛЬНО ЗАНИМАЛСЯ И ПРОГРАММОЙ «ЖИЗНЬ ПОСЛЕ НЕФТИ»

Екатерина Таркаева – гендиректор ООО «Диалог Консалтинг», также работавшая с Прониным в этой компании под руководством своего отца, считает назначение его в НЕФАЗ логичным и ожидаемым.

«Николай Николаевич занимается КАМАЗом уже почти 15 лет, сначала в составе спасательной команды, затем непосредственно на производстве, – рассказала Екатерина Таркаева корреспонденту «БИЗНЕС Online». – Он уже давно уделял особое внимание направлению спецтехники на шасси «КАМАЗа», его переход совершенно не удивителен».

По словам Таркаевой, Пронин пришел в команду ее отца еще студентом младших курсов и начинал карьеру помощником Александра Никитовича. Он плотно работал над проектом КАМАЗа в «спасательной» команде первого вице-премьера РТ Равиля Муратова, неофициально занимался и программой «Жизнь после нефти» в качестве аналитика команды. В составе группы Таркаева Пронин фактически за год работы вырос до должности управляющего ОАО «Диалог-инвестментс», будучи еще студентом. С места гендиректора ООО «Диалог-консалтинг» он и ушел в итоге на КАМАЗ, оставив посты в предприятиях группы, в частности, в совете директоров ОАО «Зеленодольское предприятие «ЭРА». Иначе говоря, Пронин фактически управлял группой в периоды отсутствия Таркаева, например, когда тот был занят по депутатской линии.

Среди других крупных проектов консалтинговой компании, в которых Пронин активно участвовал, нынешний гендиректор «Диалога-консалтинга» называет оздоровление камазовского завода ЗМА в период руководства им Васила Каюмова, работу с компанией «Полимиз», приватизационные мероприятия в «Татэнерго» и «Татинкоме». В последние полтора года жизни Таркаева Пронин помогал ему в проекте сокращения издержек и переводе на аутсорсинг некоторых сфер деятельности на КАПО им. Горбунова, однако кончина Александра Никитича оставила это направление незавершенным.

При этом основным интересом Пронина всегда оставался КАМАЗ, благодаря чему он и принял в итоге приглашение Сергея Когогина, покинув команду «Диалог-консалтинг».

– Николай Николаевич – очень стабильный профессионал, никогда не прыгал с места на место. Он очень похож на Александра Никитича, настоящий продолжатель его идей. Пронин работает, пока верит в свое дело, его больше мотивирует духовная связь с руководителем, чем материальная составляющая. В «Диалоге», например, когда он пришел, зарплаты были совсем небольшими. И на КАМАЗ он ушел не за деньгами, а потому что верит в свою способность помочь предприятию. В какой-то момент ему захотелось заняться реальным производством, оставить интеллектуальный бизнес. Сейчас, после четырех лет работы на КАМАЗе, у него сложилась своя команда – это отчасти такой филиал «Диалога», за Прониным многие специалисты пришли на КАМАЗ после смерти Александра Никитича.

Сам Пронин пришел на КАМАЗ незадолго до кончины Таркаева – сначала советником Когогина, затем стал заместителем, ответственным за направление спецтехники, по которому он и продолжает двигаться сегодня.

ДЛЯ КАМАЗА УХОД МАЛИКОВА СТАЛ НЕОЖИДАННОСТЬЮ

В комментарии газете «БИЗНЕС Online» Пронин подтвердил совместную работу с бывшими сотрудниками Таркаева и в будущем: «Команда – на то и команда, что остается в той или иной форме. Мы работаем сейчас с людьми, с которыми работали у Александра Никитича, но вопрос: пойдем ли мы вместе на НЕФАЗ, неверно звучит. Я ведь остаюсь на двух позициях: и как гендиректор НЕФАЗа, и как заместитель гендиректора КАМАЗа, я эти должности не разделяю. Поэтому КАМАЗ для всех нас сохраняется, просто добавляется еще НЕФАЗ и его команда. Кто вольется в нее – жизнь покажет».

По его словам, башкирское предприятие стоит на ногах достаточно крепко, но вопросы экономического характера остаются открытыми. Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор департамента по связям с общественностью КАМАЗа Олег Афанасьев, конкретных экономических планок перед Прониным не поставлено, представить бизнес-план – задача самого нового гендиректора. Уход же Маликова, по словам Афанасьева, стал для руководства КАМАЗа полной неожиданностью, связанной с его личными причинами.

ПРОДАЛИ МЕНЬШЕ АВТОБУСОВ, НО БОЛЬШЕ ВАХТОВЫХ АВТО

Судя по последним экономическим показателям, ситуация на ОАО «НЕФАЗ» действительно более-менее стабильна. Объем выпуска товарной продукции и услуг собственного производства вырос на 1,6%: с 4,74 млрд. рублей в первом полугодии 2012 года до 4,82 млрд. рублей в первом полугодии 2013 года.

Безимени-1.jpg

Отгружено товарной продукции, млрд. рублей

При этом за полугодие отгружено товарной продукции и услуг на 4,85 млрд. рублей, что на 3,9% превышает прошлогодний показатель. Самое высокое выполнение плана по вахтовым автомобилям – 109,5%, и по запасным частям – 116,4%. В то же время не выполнен бизнес-план по пассажирским автобусам: их выпущено и отгружено 91,5% от запланированного объема. Однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года автобусов произведено на 24,4% больше.

Можно сказать, что менеджмент справился на отлично. Виден рост, несмотря на падение спроса на коммерческие автомобили в 2013 году. Совокупный объем российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14-40 по итогам 6 месяцев 2013 года составил 38,2 тыс. штук, что на 28,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Подчеркнем, что НЕФАЗ демонстрирует устойчивый рост. Выручка компании выросла на 11,2%: с 9,05 млрд. рублей по итогам 2011 года до 10,06 млрд. рублей по итогам 2012 года. Чистая прибыль завода увеличилась на 70%: с 30,9 млн. рублей в 2011 году до 52,5 млн. рублей в 2012 году.

Справка

Пронин Николай Николаевич родился 30 сентября 1975 года в Бугульме.

Окончил КГУ им. Ульянова-Ленина по специальности «менеджмент» в 1997 году.
1995 - 1996 – консультант по маркетингу Казанского научно-технического центра международного акционерного общества «Форт диалог».
1996 – эксперт по ценным бумагам чекового инвестиционного фонда «Инвестфонд-диалог».
1996 - 1997 – заместитель управляющего «Инвестфонд-диалог».
1997 – управляющий «Инвестфонд-диалог».
1997 - 1998 - управляющий ОАО «Диалог-инвестментс».
1998 - 2001 – генеральный директор ОАО «Диалог-инвестментс».
2001 – генеральный директор АООТ «Полимиз».
2001 - 2005 – генеральный директор ОАО «Диалог-инвестментс».
2005 - 2009 – генеральный директор ООО «Диалог-консалтинг».
2009 - 2012 – советник гендиректора ОАО «КАМАЗ» по стратегии.
2012 - 2013 – заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по спецтехнике.
Разведен, имеет двоих детей.

Маликов Раиф Салихович родился 24 августа 1952 года в Илишевском районе Республики Башкортостан.

Окончил Уфимский государственный авиационный технический университет (ранее Уфимский авиационный институт) по специальности «инженер-механик» в 1974 году.
1974 - 1977 – технолог, старший мастер, старший инженер-технолог Тюменского моторного завода.
1977 - 1980, 1982 - 1985 – замначальника, начальник цеха Нефтекамского завода автосамосвалов.
1980 - 1982 – служба в армии.
1985 - 1990 – секретарь парткома Нефтекамского автозавода.
1990 - 1998 – замдиректора по производству, директор по производству – заместитель генерального директора ОАО «НЕФАЗ».
1998 - 2013 – генеральный директор ОАО «НефАЗ».

Звания, награды:
Орден Дружбы;
Почетное звание «Заслуженный машиностроитель Республики Башкортостан»;
Лауреат государственной премии РБ 2001 года в области науки и техники;
Почетная грамота Президиума Верховного Совета РБ;
Почетное звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации»;
Почетный знак «За достижения в области качества»;
Орден Салавата Юлаева.

ОАО «Нефтекамский автозавод» (НЕФАЗ) – завод, входящий в группу предприятий ОАО «КАМАЗ» и являющийся крупнейшим российским производителем спецнадстроек на шасси автомобиля «КАМАЗ». В декабре 2000 года заводом был представлен первый автобус городского типа «НЕФАЗ-5299». Расположен завод в городе Нефтекамске (Башкортостан). Занимает около 30% рынка автобусов России.

В 2012 году выручка от продажи товаров, продукции и услуг составила 10,6 млрд. рублей, уровень выполнения бизнес-плана 2012 года составил 102,3% (к предыдущему году – 111,1%).

Доли крупных акционеров ОАО «НЕФАЗ»:

  • ОАО «КАМАЗ» – 50,02%;
  • ОАО «Региональный фонд», Республика Башкортостан – 28,5%;
  • CATAPEL LIMITED - 9,3%;

Кроме того, 18 юридических лиц обладают более чем 7% акций, 3 438 физических лиц обладают более чем 4% акций.