Островский.jpg
Михаил Островский

СЫН КАПИТАНА

Первым в минувшую пятницу был допрошен в качестве потерпевшего 33-летний сын погибшего капитана «Булгарии» Александра Островского Михаил Островский – директор ООО «Экотех».  

Он говорил логично и уверенно. Правда, по тому, как часто и тяжело он вздыхал, по его печальному лицу чувствовалась некая надломленность и усталость.

Сын капитана не стал скрывать детали из личной жизни. Он признался, что с отцом практически не общался с 2007 года – после развода родителей. Островский-старший ушел к другой женщине, которая, кстати, погибла на «Булгарии» вместе с ним. Михаил уточнил, что был на стороне матери. Она же сохранила приятельские отношения с бывшим супругом – они регулярно созванивались.

Потерпевший вначале сделал заявление о том, что все его показания будут основаны на материалах дела, словах его матери, дяди Петра Петухова (мужа сестры его отца), который был на судне во время крушения дизель-электрохода. С него он и начал…

«Петр Петрович отдыхал со своей супругой в каюте на верхней палубе, – вспоминал Островский-младший. – Он рассказал мне, что внезапно судно начало крениться. И когда дядя выбежал на борт, часть судна уже находилась в воде. Он увидел моего отца, который кричал: «Все на правый борт!» Рация не работала, отец пытался командовать. Затем он, согласно материалам дела, забежал в капитанскую рубку и пытался исправить ситуацию. Штурвал был вывернут вперед – по логике, капитан хотел посадить судно на мель».

Затем Петухов, продолжил потерпевший, сразу же побежал в каюту спасать жену. Но судно резко накренилось, от чего в каюте попадала вся мебель – она и придавила женщину. После дядя увидел рядом спасательную шлюпку, которая сохранила ему жизнь. А затем подплыла «Арабелла», вспоминал сын капитана.

Со слов своей матери, Островский рассказал, что отец отзывался о «Булгарии» как о судне, которое постоянно находится на починке, и что «хозяин» этого судна «жадный и не хочет тратиться на ремонт».

ХИТРОСПЛЕТЕНИЕ ФРАЗ

Своего отца Михаил охарактеризовал как очень порядочного человека и профессионала с большой буквы, который ориентировался в жестких условиях. Островский уверен, что отец не виноват в гибели теплохода, он сделал все что мог. Из общения с потерпевшими, из материалов дела, отметил он, причинами гибели дизель-электрохода были неисправность судна, рации, поломка двигателя и несоответствующие погодные условия.

«Употреблял ли ваш отец алкоголь?» – спросил один из адвокатов.

«Нет», – последовал спокойный ответ.

«Один свидетель сказал, что в период навигации его беспокоило то, что капитан постоянно находился в состоянии алкогольного опьянения. Что вы скажете об этом?»

Островский вздохнул и спокойно сказал: «Ничего пояснить не могу». Спустя некоторое время потерпевший Геннадий Игнарин напомнил участникам заседания, что в крови погибшего капитана алкоголь не был найден.

«Здесь три последствия крушения – 122 человека погибли, 79 человек оказались в воде, и затонуло судно – это ущерб для собственника, – загадочно начали адвокаты. – Согласны ли вы с тем, что ваш отец причастен к гибели 122 человек, но не причастен к спасению 79 человек и к тому, что судно затонуло? Понятно, да? Ваше мнение интересует».

«Не буду отвечать, – ровно ответил сын капитана. – Потому что я не понимаю хитросплетение ваших фраз».

«Знаете, я тоже не понимаю…» – развел руками судья Сергей Якунин.

«СКОРЕЕ ВСЕГО, У КАПИТАНА БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ СПАСТИСЬ»

Затем потерпевшая Гульнара Назарова поинтересовалась, правда ли то, что Островский-старший не хотел выходить в плавание. Допрашиваемый согласился с этим, ссылаясь на знакомых отца, которым тот об этом говорил. Также сын капитана сообщил, что знакомые отца говорили о том, что он тратил свои личные средства на ремонт «Булгарии». Обратно вложения, разумеется, не вернулись.

«Каким был человеком ваш отец – податливым или сам решения принимал?» – задали вопрос адвокаты, продолжая тему нежелания капитана выходить в плавание.

«К сожалению, он был порою податливым, – задумчиво Островский. – Мог прислушаться к стороннему совету. Был зависимым. Но это, скорее, в отношениях «начальник-подчиненный». Ему сказали идти в плавание, он не мог перечить. Со своими же подчиненными отец был жестким и требовательным».

«Капитан, как считаете, думал о судне или о себе?» – продолжили адвокаты.

«О судне, – уверенно ответил Островский. – Скорее всего, у него была возможность спастись».

«Была такая возможность, я тоже думаю, но он сознательно ею не воспользовался…» – задумчиво заключил судья.

ПО-ДРУЖЕСКИ

Затем был допрошен гендиректор ООО «Лу-на» Вячеслав Кардаполов, после – его заместитель Михаил Киреев. Они в июне 2011 года работали поварами на «Булгарии». Не за деньги, а просто, как они признались, «по-дружески». Свою же фирму коллеги во время безвозмездной помощи своей подруге, как они назвали Инякину, оставили на своих сотрудников. Трудились мужчины неофициально. Причем у Кардаполова, по его признанию, даже не было медкнижки. На поваров мужчины тоже не обучались.

Кардаполов.jpg
Вячеслав Кардаполов

Мужчины в самых ярких красках описали субарендатора судна Светлану Инякину.

«Очень идеальная женщина и очень золотой человек!» – выкрикнул, подавшись эмоциям, Киреев.

«Очень идеальных не бывает, – спокойно приземлил восхищенного Якунин.  – И очень золотых тоже не бывает».

Инякина в это время кокетливо улыбалась и опускала глаза. И на протяжении часа на нее сыпались и сыпались комплименты…

На вопрос, почему вы безвозмездно помогали Инякиной, Киреев ответил искренне: «А если не помогать, как тогда верить в дружбу?»

Зато оба свидетеля забросали камнями капитана Островского.

«У меня с капитаном была антипатия, – отметил Кардаполов.  – Он не любил наш ресторанный состав, а мы с ним не общались».

Киреев.jpg
Михаил Киреев

«Не нравился он мне, ну не любил я его!» – эмоционально ответил второй свидетель.

Гендиректор ООО «Лу-на» на вопрос о состоянии «Булгарии» ответил, что судно было в порядке, его все устраивало. Однако судья зачитал показания, которые свидетель давал ранее – в них он сообщал о поломках дизель-электрохода.

«Столько времени прошло, я уже забыл», – объяснил противоречие Кардаполов…