В-ТПП-пришло-много-предпринимателей.jpg
 Встреча в ТПП

ВОПРОСЫ МИНИСТРУ ОТ ШАМИЛЯ АГЕЕВА

Сегодняшний визит министра по связям с «Открытым правительством» Михаила Абызова в Казань начался со встречи с деловыми кругами республики в ТПП, которая превратилась в час вопросов и ответов. Тон задал председатель правления ТПП Шамиль Агеев. Он не стал рассказывать о достижениях татарстанских предпринимателей (только небрежно заметил, что в Торгово-промышленной палате РТ более 2 тыс. членов – знай наших!), а сразу перешел к проблемам. Как оказалось, глава ТПП подготовил гостю, ответственному за организацию работы правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства», немало вопросов.

Как правительство России намеревается бороться с негативными последствиями вступления нашей страны в ВТО?

Какие планы по изменению явно непригодной схемы госзакупок? Тут глава ТПП привел яркий пример: вот выиграл бизнесмен лот на пошив 10 тыс. комплектов школьной формы, а у самого всего два станка…

Что делать с авиационными предприятиями Казани, которые сегодня дышат на ладан? Шамиль Рахимович напомнил, что в прежние времена на авиационном заводе работали 320 тыс. (!) человек, и каждый четвертый казанец так или иначе был связан с авиастроением…

Министр-РФ-Михаил-Абызов-и-глава-ТПП-РТ-Шамиль-Агеев.jpg
Министр РФ Михаил Абызов и глава ТПП РТ Шамиль Агеев

Что там у нас с судебной реформой? – независимые суды бизнесу нужны как воздух…

Для чего реформу академии наук России провели с невиданной быстротой (в режиме блицкрига, как при наступлении на врага)?

И наконец, почему патриарх Кирилл читает проповеди каждую неделю, а члены нашего правительства не считают для себя возможным объяснять, что делает кабинет министров, почему и для чего?..

ЧЕЛОВЕК ОЦЕНИВАЕТ РАБОТУ ВСЕХ КРЕМЛЕЙ ПО ТОМУ, КАК РАБОТАЮТ ЧИНОВНИКИ «ВНИЗУ»

- Тут и про патриарха, и про ВТО, и про суды! – воскликнул несколько смущенный таким напором гость. И принялся отвечать по порядку – с патриарха.

Прежде всего Абызов попытался защитить правительство, заявив, что оно в плане общения с народом сделало за прошедший год большой шаг вперед. Потому как разработаны и должны быть приняты федеральные стандарты открытости. А на следующей неделе на сочинском экономическом форуме будет представлена система этих стандартов, которая позволит применять их уже на региональном уровне.

Заодно министр похвалил «Открытый Татарстан» и тут же заявил, что российским регионам надо стандарты открытости спускать до муниципального уровня.

Президиум.jpg
Президиум 

- Для простого человека – где московский Кремль, где казанский Кремль, – заметил совершенно справедливо министр. Человек оценивает работу всех Кремлей по тому, как работают чиновники «внизу», те, с которыми он лично сталкивается.

- Поэтому изменения должны происходить там… Будем стараться приблизиться к муниципальному уровню, – заверил московский гость.

ВТО – ЭТО НЕ СЛАДКАЯ МОРКОВКА

Абызов напомнил предпринимателям, что вчера правительство России одобрило проект бюджета на 14 - 15 - 16-й годы и что он весьма отличается от предыдущего – на 13 - 14 - 15-й годы:

- Это жесткий бюджет для наших министерств и ведомств… За прежние деньги нам предстоит работать лучше…

Министр также напомнил, что рост ВВП планируется в 3%, но, с его точки зрения, «это очень оптимистический прогноз»:

- Правительству надо будет не только поднатужиться, но делать некоторые серьезные, масштабные реформы. И это распространится и на уровень регионов… 

  

Тут Абызов признал (а куда денешься?!), что исполнение бюджета во многом зависит от бизнеса и что надо создавать условия для его развития.

- Пока наоборот! – бросил скептическую реплику Агеев.

Говоря про вступление России в ВТО, министр сказал:

- ВТО – это не панацея, не сладкая морковка, а тяжелый процесс…

И честно признался:

- Мы неправильно рассчитали ожидания от вступления в ВТО… Например, давление на наш агропромышленный комплекс, оно уже привело к негативным последствиям…

Поэтому, несмотря на «жесткий бюджет», правительство не стало урезать на будущий год дотации агропрому. Причем, по словам Абызова, качество доведения этих средств до регионов значительно улучшилось – все уже получили сентябрьские деньги, и задача субъектов Федерации – довести их до селян…

view_577914_563735.jpg
Михаил Абызов

Далее гость отчитался по федеральной контрактной системе (ФКС), которая заработает с 1 января 2014 года и по которой Татарстан является одним из 6 пилотных регионов. Абызов сказал, что до 1 октября они надеются получить от этих регионов предложения и замечания. Но предупредил, что проведение госзакупок по-новому будет поначалу процессом сложным – к старому закону все уже привыкли, а здесь резко повышаются требования. Еще он предложил участвовать в конкурсных комиссиях предпринимательским общественным организациям – «ОПОРЕ России», «Деловой России»... И не просто на добровольной основе – сегодня пришел, а завтра неохота, а постоянно.

ТАРИФЫ ОБЕЩАЮТ ЗАМОРОЗИТЬ, НО ВОСТОРГА ЭТО ОБЕЩАНИЕ НЕ ВЫЗВАЛО

Ответ министра насчет судов не порадовал: «Окончательная архитектура судов регионального уровня пока не утверждена». Зато он, наверное, надеялся на одобрение зала по поводу другой новости – о том, что правительство решило на следующий год заморозить тарифы крупных естественных монополий. Однако восторгов и аплодисментов не последовало. Почему – это сам же министр и объяснил, напомнив, что принятое решение – это одно, а в жизни часто бывает по-другому. 

   

Немалую часть своего выступления министр, учитывая деловую аудиторию, посвятил налогам. Говорил о том, что позиция первого вице-премьера Игоря Шувалова и многих его коллег по кабинету министров такова: налоговая политика должна быть предсказуема для бизнеса.

- Наша главная задача – обеспечить стабильный налоговый режим до 2018 года, – заявил Абызов.

- А пока мы уже добились, что предпринимательство исчезает как класс, – снова ворвался в монолог Агеев, имея в виду резкое увеличение с этого года страховых взносов и массовый исход из сферы бизнеса ИПэшников.

Министр признался, что надо было провести сначала открытое обсуждение:

- Здесь правительство недоработало… Допустило ошибку.

«ДОЛЖЕН БЫТЬ ЕДИНЫЙ ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ, ТУАЛЕТ И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ…»

Позднее в ходе совместного с президентом РТ Рустамом Миннихановым выступлением в казанском IT-парке Абызов конкретизировал положительные моменты, которые федеральный центр видит в татарстанской модели «Открытого правительства». Напомним, сегодня в IT-парке продолжился стартовавший накануне семинар, посвященный стандарту открытости региона как индикатору качества взаимодействия институтов государства и общества. В Казань съехались представители федеральных властей, пилотных регионов, курирующих вопросы повышения открытости государственного управления. Для обмена опытом на площадке собрались эксперты и айтишники.

print_577914_563736.jpg
 

В ходе семинара изучался региональный опыт – лучшие решения Абызов предложил интегрировать в платформу «Открытого правительства» в масштабах России. На круглых столах рассматривались инструменты «Народного контроля» за властными решениями посредством IT-технологий, общественной экспертизы государственного и муниципального заказа. А сегодня подводились итоги проектного семинара – обсуждали лучшие региональные решения и механизмы их реализации.

- Есть некое ощущение – чем мы более открыты, тем сложнее работать, – озвучил одну из властных проблем Минниханов, приветствовавший участников панельной дискуссии, приехавших из разных регионов России. – Объяснить, почему ты не сделал это или это, практически невозможно.

Минниханов проиллюстрировал это на примере подготовки к Универсиаде – в самом деле, метро, дороги, масштабное обновление Казани как на ладони. Но народ-то через систему «Народный контроль» жалуется на разбитые дороги там, куда не ступала нога универсиадских гостей! Да, возможности высокотехнологичной медпомощи в Казани велики, но взгляните на очереди в поликлиниках, где не хватает врачей...

- Это же связано еще и с финансовыми вопросами, – развел руки Минниханов и рассказал, как использует систему «Народного контроля». – Это очень сложно мониторить. Но есть текущие проблемы, которые можно решить небольшими административными мерами, а есть системные проблемы, которые мы аккумулируем и решаем комплексно… То, что мы обсуждаем сегодня, – это огромная ответственность.

print_577914_563722.jpg
 

Чем должно быть «Открытое правительство» для населения? Пожалуй, образнее всех выразился как раз Абызов. «Это должен быть единый личный кабинет, туалет и все остальное», – заявил он, комментируя выступление главы минсвязи РТ Романа Шайхутдинова. И добавил, что это должно быть не только в интернете, но и по телефону, ибо трудно себе представить бабушку с советским еще воспитанием, подслеповато тыкающую пальцами на iPad в «личном кабинете» (это все-таки не личный туалет, с ним как-то привычнее). Он тут же попросил министра озвучить те законодательные проблемы, решения которых региональные власти ждут от федеральных властей. И предложил на ближайшей встрече в Сочи подумать об этой федеральной помощи всем участникам семинара.

Позднее Абызов пояснил журналистам, что же ему нравится в системе открытого правительства, разработанной в Татарстане.

- В первую очередь я считаю стратегически важным решение, которое было принято о создании «Открытого Татарстана», – сказал Абызов. Система будет объединять функции открытости власти – информацию о деятельности всех министерств и ведомств, документы – с предоставлением услуг гражданам плюс функции общественного гражданского контроля. Вот то, что реализуется в республике, этот опыт является передовым и стратегически важным на сегодняшний день.

  

В целом до конца года завершится анализ опыта, накопленного в регионах по созданию информационных систем типа «власть – интернет – население». И с нового года эти наработки лягут в основу единого государственного стандарта. Но это не означает, что концепция «Открытого правительства», разработанная в Татарстане, будет отринута и заменена на жесткую федеральную информационную платформу.

- Это ни в коем случае не означает, что невозможны отклонения, – пояснил Абызов. – При исполнении концепции «Открытого правительства» регионы смогут осуществлять наполнение системы собственными подходами.

ТОРМОЗИТЬ ХОТЕЛКИ И ЖЕЛАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИСТОВ

Участники встречи поделились своим мнением о ней с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Мария Горшунова – гендиректор ООО «Майдан» (сеть кафе и ресторанов «Сытый папа»):

- Будучи членом общественного совета при республиканском комитете по тарифам, я хочу сказать, что тарифы растут, в том числе и за счет инвестпрограмм, которые защищают в нашем республиканском комитете естественные монополии и которые входят в тарифы наших потребителей – и частных лиц, то есть населения, и промышленных предприятий, и бизнеса. И вот это та составляющая, которая вообще никак не регулируется. Вот защитили естественные монополии программу, тарифы повысились, а все остальное – это уже общее повышение. Мы пытались анализировать, как, за счет чего защищаются эти инвестиционные программы: очень по-разному и очень неправильно! А сейчас министр Абызов сказал нам, что создается совет потребителей услуг естественных монополий, который будет регулировать вот эту часть, инвестиционную составляющую в тарифах. Это очень здорово… И если у этого совета будут реальные полномочия тормозить хотелки и желания вот этих естественных монополистов, то проблема может быть решена.

  

Алексей Мамаков – генеральный директор ООО «Неон-Арт»:

- Сегодня на встрече была видна заинтересованность министра Абызова в поддержке малого и среднего бизнеса. Видимо, в правительстве больше информации о том, что происходит по макроэкономическим показателям в стране. Хотелось бы, чтобы такая же обеспокоенность развитием МСБ была у региональных и муниципальных властей. Когда мы об этом говорили год назад, нас не услышали. Нам сказали: лоббируете только свои интересы, своего бизнеса. А потом весь малый бизнес в Казани лишился возможности продвижения своих товаров через наружную рекламу… Сейчас цены на такую рекламу возросли и стали для МСБ недоступными. С другой стороны, нам, как субъектам МСБ, не оказали поддержки. Чиновники сослались на то, что это не их компетенция. Большинство чиновников обычно так и говорят: «Это не в моей компетенции!» Это типовой ответ… Вот из таких последовательных ошибок, допущенных и на муниципальном, и на региональном, и на федеральном уровнях, и складывается вся та картина с положением бизнеса в стране, которую мы сейчас получили. Когда из прочной стены вынимают один кирпичик, второй, третий и так далее, стена может развалиться.