ПРОЕКТНЫЙ ОФИС ДОСТРОИЛ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ
- В чем заключалась роль проектного офиса ИКТ Универсиады?
- В соответствии с распоряжением правительства РФ, ГУП «ЦИТ РТ» был определен единственным исполнителем работ в рамках мероприятий в области создания информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Универсиады 2013. В ноябре 2011 года было принято решение о создании офиса управления проектами в составе ГУП «ЦИТ РТ».
Комплекс ИКТ Универсиады реализовывался на принципах софинансирования бюджетов: РФ – 90 процентов, РТ – 10 процентов, общим бюджетом около 4,5 миллиардов рублей. Заказчиком ИКТ Универсиады выступило минсвязи РТ.
Органы власти РФ и РТ выполняют свои функции в рамках государственного управления, в то время как создание ИКТ Универсиады – это разовое масштабное мероприятие, выходящее за рамки функциональной деятельности. Проектный офис выполнил задачи достройки существующих процессов управления мероприятиями. В частности, подготовил проекты финансово-экономического обоснования лимитов финансирования в бюджете РФ, ежегодно обосновывал предоставление субсидий федерального бюджета по проекту, разработал технические требования к государственным конкурсным процедурам. Ну и, конечно, выполнил свое проектное назначение по организации своевременного достижения результатов в заданные бюджеты и в соответствии с требованиями функциональных заказчиков и пользователей систем.
- Что включали в себя информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на Универсиаде?
- ИКТ Универсиады, включающие 34 информационные системы, делятся на четыре крупные категории. Это системы управления играми, системы информационного сопровождения, системы управления безопасностью и базовая ИКТ-инфраструктура. Остановлюсь кратко на каждой. Системы управления играми – это прикладные системы для поддержки бизнес-процессов функциональных заказчиков – дирекции Универсиады и минздрава: аккредитация, управление ресурсами, размещение, питание, транспортные услуги, медицинское обеспечение, управление волонтерами и т.д. Всего около десятка систем, при этом 9 из них – это российские разработки. Только одна система по спортивному хронометражу, рекомендованная FISU, от компании Swiss Timing (Швейцария).
В следующую крупную категорию систем информационного сопровождения вошли официальный интернет-портал Универсиады и единая точка входа пользователей в системы ИКТ Универсиады. Нужно отметить, что все системы были реализованы как web-приложения. Контакт-центр Универсиады, системы сбора и распространения спортивной информации из данных хронометража соревнований, система коллективного представления информации (инфоматы, транспортные табло).
ВСЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ БЫЛИ ЗАДУБЛИРОВАНЫ
- Что входит в категорию базовых информационных систем?
- В категорию базовых инфраструктурных систем входят центры обработки данных (ЦОД), магистральное кольцо передачи данных, активное сетевое оборудование на объектах и более чем на 200 временных сооружениях. По всем базовым информационным системам было применено дублирование. Инфраструктура была выстроена с применением двух ЦОД. Основной в IТ-парке и дублирующий на Сибирском тракте в «МегаФоне». Каждый из 60 объектов Универсиады был подключен независимыми каналами через магистральное кольцо к двум ЦОДам.
Была развернута крупнейшая в Европе сеть Wi-Fi почти на 1,7 тысяч точек доступа. Зарегистрировано 7 тысяч одновременных подключений.
- А как происходило взаимодействие сервисов ИКТ с силовыми структурами?
- Для обеспечения работы силовых структур (МВД, ФСБ, ФСО) и оперативных служб (МЧС, минздрав) была создана категория систем управления безопасностью. Системы создавались с учетом требований силовых структур, также с учетом требований концепции контуров безопасности объектов Универсиады, требований дирекции Универсиады, МЧС, минздрава. Это такие системы, как командный центр, куда стекались инциденты и принимались решения по реагированию, система координации экстренных оперативных служб – развитие республиканской системы «ГЛОНАСС-112», система контроля и управления физическим доступом.
Доступ на объекты осуществлялся по картам доступа формата Mifare через терминалы проверки аккредитации. Данные с почти 6 тысяч камер видеонаблюдения передавались на оперативные пункты безопасности объектов, в системы МВД и ФСБ. Система видеоархива обеспечила месячное хранение данных с камер видеонаблюдения и последующий анализ. Одна тысяча камер с настроенной видеоаналитикой позволяли автоматически регистрировать нестандартные события, такие как пересечение линии безопасности, оставленные предметы, праздное шатание. Зарегистрировано около 800 подобных событий, по ним оперативно принимались решения. Оперативное взаимодействие силовых и оперативных служб осуществлялось с применением 3 тысяч абонентских устройств систем цифровой связи служебного назначения стандарта «Тетра».
РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СЕРВИСОВ IТ ОКАЗАЛА ОРГАНИЗОВАННАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
- Были ли во время Универсиады попытки хакерских атак?
- Для противодействия атакам и обеспечения требований информационной безопасности, требований в области защиты персональных данных была реализована система информационной безопасности. Результатом этой работы стало не только получение аттестата ФСТЭК соответствия требованиям ИБ, но и бесперебойная доступность сервисов Универсиады. По попыткам можно больше говорить о подозрительной внешней активности, чем об атаках. Но и к атакам мы были готовы. Были подключены соответствующие службы, прошли проверки системы, был привлечен специальный партнер по мониторингу и противодействию атакам.
- Были ли сбои во время Игр в работе систем?
- Ставка на дублирование базовой инфраструктуры полностью себя оправдала. Системы работали в штатном режиме. Решающую роль в качестве предоставления сервисов IТ оказала организованная техническая поддержка. По всем системам были выработаны соглашения об уровне услуг. Специалисты технической поддержки, выделенные каждой компанией разработчиком, были объединены в единый технический операционный центр (ТОЦ). ТОЦ обрабатывал не только инциденты, но и консультировал пользователей IТ-сервисов. Количество рабочих мест в ИКТ Универсиады превысило 4 тысячи АРМов (автоматизированное рабочее место). Кроме прямого обращения за помощью от пользователей на всех ключевых точках инфраструктуры были развернуты агенты автоматического сбора данных о состоянии оборудования. Организованы проактивные действия на зарождающиеся инциденты.
Необходимо отметить еще одну основополагающую инфраструктурную систему – интеграционную шину информационного взаимодействия. 115 интеграционных процессов объединили прикладные системы различных исполнителей Универсиады в единую защищенную информационную систему.
- С продажей электронных билетов в начале Универсиады были проблемы. Почему, на ваш взгляд, не удалось сразу все предусмотреть?
- Вопрос больше к билетному оператору Kassir.ru. ЦИТ РТ выступил в роли одного из агентов продажи билетов. В рамках квот, выделенных билетным оператором, продажа билетов осуществлялась в 169 инфоматах. Кстати, они также будут использованы в рамках наследия для доступа к электронным государственным услугам.
НАСЛЕДСТВО РАСПРЕДЕЛЯТ ПО ГОСОРГАНАМ
- Будет ли применяться комплекс из 34 этих систем, например, на Олимпиаде в Сочи?
- Скорее, можно говорить о возможности применения созданных систем на предстоящем в 2015 году чемпионату по водным видам спорта в Казани. Хотя здесь еще нужно проанализировать требования FINA. По Сочи могу сказать, что информационные сервисы связаны со специфическими бизнес-процессами подготовки и проведения мероприятий, требованиями МОК. Пока обращений от Сочи не было. Другое дело, можно говорить о наработанных на Универсиаде компетенциях управленцев и исполнителей.
- Что будет сделано с оборудованием, которое использовалось на Универсиаде?
- Сейчас идет процесс демонтажа временно установленного оборудования и передачи его в органы государственной власти для использования в рамках «Электронного Татарстана».
КОМАНДА ОФИСА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ СОЗДАНА, ДЕЛО – ЗА НОВЫМ ВЫЗОВОМ
- Сколько человек работали в штате вашего проектного офиса?
- Проектный офис был создан с нуля и начал работу с ноября 2011 года. Штат доходил до 10 человек: руководители проектов, администраторы проектов. Конечно, была и некоторая текучка, связанная с огромной нагрузкой на специалистов. Но в результате сформировалась служба, способная успешно управлять созданием современных инфраструктурных и прикладных IT-систем. Это может быть подготовка и проведение предстоящего ЧМ по водным видам спорта, проекты «Электронного Татарстана».
Одним словом, команда офиса управления проектом создана, дело – за новым вызовом.
6+
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.