Потерпевшая-Татьяна-Комарова.jpg
Потерпевшая Татьяна Комарова

ПРОВОДНИКОВ НА РЕЙСЕ НЕ ХВАТАЛО

Выйдя за трибуну, бывший старший проводник «Булгарии» Татьяна Комарова часто говорила так тихо, что практически все участники процесса по очереди попросили ее говорить погромче, но толку от этого было мало.

- Она специально так говорит, чтобы потом отказаться от своих слов, типа вы меня не так поняли. Это обычный психологический прием, – заметил в перерыве один из потерпевших.

Отвечая на вопросы прокурора, потерпевшая тем временем объяснила, что ее взяли на «Булгарию» старшей проводницей, но работала она без официального трудоустройства, равно как и служивший матросом ее сын. Комарова рассказала, что часто контактировала с субарендатором судна – Светланой Инякиной, которая по мере необходимости выдавала ей чистящие средства.

По словам потерпевшей, во время посадки она и ее подчиненные – проводники – провожали пассажиров в их каюты, показывали, где находятся спасательные жилеты. Между тем, выступая в суде, пассажиры «Булгарии» жаловалась на то, что никакого инструктажа по технике безопасности и надеванию спасжилетов им не проводили. Комарова объяснила это тем, что проводников не хватало - кому-то, по ее словам, проводники могли и не успеть показать спасжилеты.

Когда ее спросили, были ли случаи употребления командой спиртного, Комарова вольно или невольно схитрила, ответив на другой вопрос:

- На ходу не замечала… У меня была своя работа, я следить за всеми не обязана.

КОМАНДЫ «ЗАКРЫТЬ ИЛЛЮМИНАТОРЫ» НЕ БЫЛО

Немало вопросов к потерпевшей было и по поводу закрытия иллюминаторов. По ее словам, команда по их закрытию не подавалась, и она их не закрывала.

По ее словам, когда корабль начал тонуть, старпом закричал, чтобы все перешли на левый борт и надели спасательные жилеты. Потом Комарова спустилась в трюм, чтобы проверить наличие там людей. Вместе с сыном водой их занесло в его каюту, откуда им пришлось выбираться через иллюминатор. Едва она выплыла, как ее опять затянуло в воду воронкой. Наконец она снова оказалась на поверхности, где люди помогли ей забраться на плот, откуда ее забрали на «Арабеллу».

- У вас какая-то болезнь появилась после этого? – внешне участливо спросил один из защитников.

- Ну воды-то я боюсь до сих пор, – опять ушла от ответа потерпевшая.

После того как Комарова отказалась ответить на вопрос, знала ли она капитана «Булгарии» капитана Александра Островского и других членов экипажа, судья объявил перерыв.

ПОТЕРПЕВШАЯ НЕ БОИТСЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Впрочем, и после перерыва потерпевшая несколько раз отказывалась отвечать на вопросы суда, так что в конце судебного заседания судья даже предупредил ее о том, что в конце процесса она еще может отказаться от своего молчания и все-таки дать показания, чем освободит себя от уголовной ответственности. Но Комарова, не понимая или не желая понимать этого, только мрачно заметила:

- Я же в рейсе буду…

Кто так повлиял на потерпевшую, оставалось только догадываться.

- Возможно, с ней кто-то общался на стадии следствия или в период судебного заседания. Может, с ней разговаривал кто-то из членов экипажа? – предположил позже помощник прокурора Ильдар Нуруллин.

IMG_5442.jpg
 

Перешли к дальнейшему допросу потерпевшей, которая рассказала, что из-за неукомплектованности команды она спала по два-три часа в сутки. Между тем она положительно ответила на вопрос старшего эксперта Камского участка ФГУ «Российский речной регистр» Якова Ивашова о том, загружались ли на судно в Перми новые спасательные жилеты. На вопрос адвоката Константина Габелева, который спрашивал, было ли на судно перед поездкой доставлено новое постельное белье, она тоже ответила согласием.

Последний ответ вызвал бурю возмущения потерпевшей Гульнары Назаровой, бывшей пассажиркой рокового рейса:

- Нас из одной организации 35 человек на судне было. И ни у кого не было чистого белья!

- Вы неправду говорите, белье всегда менялось… У пассажиров, по крайней мере, жалоб не было, – глядя в пол, стояла на своем Комарова.

ПОТЕРПЕВШАЯ ОТПРАВИЛАСЬ В ТРЮМ, ЧТОБЫ НАЙТИ СВОЮ ПАДЧЕРИЦУ

Следующий вопрос потерпевшей касался поведения старшей проводницы во время крушения.

- Вы где должны быть во время крушения по своей судовой роли, как должны спасать пассажиров? – намекала Назарова о том, что Комарова в этот момент бегала по трюму.

- Я думала на тот момент, что там люди есть. Я была на ресепшене, я кричала людям и показывала, но меня никто не слышал. Там паника началась, – вяло отбивалась та.

А вот в ее ранее данных показаниях в качестве свидетеля Комарова указывала, что в ее обязанности входило также выводить людей в случае опасности к спасательным плотам. То, чего она, получается, не делала…

Вскоре выяснилось, что в трюм женщина бегала в поисках своей падчерицы – дочери мужа от первого брака.

Судя по письменным показаниям Комаровой, она перед отправлением в рейс лично объясняла пассажирам, как пользоваться спасжилетами, то же делали и остальные проводники. И даже вместе с матросами закрывала иллюминаторы и окна в каютах «и вообще на судне», когда начался шторм. Как получилось, что сначала потерпевшая давала одни показания, а потом – другие, она не захотела объяснить, в очередной раз отказавшись от дачи показаний.