КОГОГИН СЕЛ НАПОРОТИВ ПУТИНА?

Владимир Путин накануне вечером в Ижевске собрал оружейников и оборонщиков, с которыми говорил в основном о поставках в армию новейших образцов вооружения. На эти цели выделяется более 3 трлн. (!) рублей. Современная техника уже начала поступать в войска, и если в 2011 году ее доля составила 23%, то к концу этого года достигнет 30%. Однако достаточно неожиданно Путин перевел разговор на другую тему, обратившись к сидящему напротив него генеральному директору ОАО «КАМАЗ» Сергею Когогину.

– Пользуясь случаем, что у нас здесь представители промышленности находятся, Сергей Анатольевич, вам вопрос от тех, кто любит вашу технику и постоянно ее использует, – начал интригующе Путин. – Я занимаюсь разными отраслями производства, вчера, если вы обратили внимание, встречался с производителями сельхозпродукции. В ходе прямого общения один из участников встречи, водитель «КАМАЗа», меня прямо спросил: «Скажите, пожалуйста, вот мы ездим на современных тракторах, комбайнах, и наши, отечественные, уже приближаются к мировым стандартам, в том числе и по качеству работы тех, кто использует эту технику, но когда в «КАМАЗе» будет новая кабина?» Я сказал, что уже видел эту кабину, Сергей Анатольевич мне ее показывал года полтора тому назад. А когда она уже на машинах-то появится?

– С 1 октября начинается серийное производство автомобилей с новой кабиной, – мгновенно ответил Когогин.

– С 1 октября! Я думаю, что для всех, кто использует «КАМАЗы», это будет приятная новость, – заключил Путин.

Новую перспективную кабину Путину показали 15 февраля прошлого года, когда еще в ранге премьер-министра он приезжал в Набережные Челны на выпуск двухмиллионного грузовика. Тогда, выйдя на импровизированную сцену автомобильного завода вслед за Иосифом Кобзоном, глава правительства (а визит некоторые называли по сути предвыборным) назвал КАМАЗ «нашей гордостью», отметил, что испытание кризисом прошли, и расписался на кабине юбилейного грузовика. Позднее пресс-служба правительства РФ опубликовала краткое сообщение, что перед торжественной церемонией Путин успел осмотреть выставку продукции завода. «Особое внимание глава правительства обратил на «КАМАЗ-5490», оснащенный двигателем экологического класса, современной электронной системой управления и кабиной с двумя спальными местами», кратко значилось на сайте правительства.

460-2.jpg
Новую перспективную кабину Путину показали 15 февраля прошлого года, когда еще в ранге премьер-министра он приезжал в Набережные Челны на выпуск двухмиллионного грузовика (фото: archive.premier.gov.ru)

Интересно, что впервые о камазовской кабине Путин и Когогин говорили еще три года назад в Нижнем Новогороде на конференции «Единой России». Диалог был весьма интересным, мы приводим его часть:

- Вы знаете, наверняка видели, я инспектировал завершение строительства дороги Чита – Хабаровск и на трассе встречался с дальнобойщиками, – сказал Путин. – Как мог рекламировал вашу продукцию, не могу сказать, что с большим успехом. Вы знаете, во-первых, водители – они же специалисты, многие всю жизнь работают в этой сфере. Двигательная установка их смущает. И в этой связи у меня вопрос: как у вас идет работа с вашими партнерами, в том числе и с американскими вашими коллегами? Вы рассказывали и показывали мне первые шаги по производству двигательной установки. Первое.

И второе. Вы знаете, они меня завели в свою машину, и я зашел... Именно зашел. Не сел, а зашел, потому что в кабине этого автопоезда можно встать во весь рост, там есть шкафчик для одежды, два хороших спальных места, холодильник. Как ребята сказали, это машина для людей, для тех, кто пользуется этой техникой.

Понятно почему это возникло в США: там сильные профсоюзы, которые отслеживают условия работы в этом секторе, очень большой объем перевозок именно автомобильным транспортом, десятилетиями эти требования предъявлялись и постепенно выстраивались. Вы мне показывали свою разработку по кабине. Насколько перспективные разработки КАМАЗа будут удовлетворять тем требованиям, которые формирует заказчик?

- Мы свою продукцию создаем в соответствии с теми требованиями, которые существуют в Европе, – начал объяснять Когогин. – США несколько отличаются от всех остальных. Такой грузовик создан, вы правы. Первое, потому что потребитель другого не покупает, а второе — дорожная сеть США рассчитана на длину автопоезда более 20 метров, там нет ограничения. У нас же наши повороты не позволяют вписываться в создание...

- Стандарты другие.

- У нас европейский стандарт. Но, когда мы работаем сегодня над кабинами, наши кабины соответствуют всем требованиям ЕЭК ООН.

В новых кабинах на тягачах также можно встать, они имеют ровный пол и два полноценных спальных места. Это, конечно, не кабина американского грузовика, потому что в наших 18 метрах этого не сделать. Иначе мы потеряем длину автопоезда, и тогда каждый килограмм груза станет просто-напросто дороже. Но комфортные условия для водителя мы, конечно, создаем.

46181.jpg
Магистральный тягач «КАМАЗ-5490», собранный совместно с Daimler

- Понимаете, дело ведь не в каких-то стандартах, а дело в том, чего ожидает потребитель. Надо на это ориентироваться. И если вы будете говорить: «У нас все по стандартам, причем по современным», – а потребитель, в данном случае водитель автопоезда, будет говорить: «Нет, знаете, этот стандарт, может быть, и соответствует каким-то там требованиям, но я хочу другое», – и будет покупать подержанные американские машины. Рынок есть рынок. И потребитель определяет то, что ему нужно, а не какие-то стандарты, написанные на бумажке.

Видимо, помня об этом разговоре, вчера Путин буквально заставил Когогина назвать точную дату. И теперь у КАМАЗа обратного хода нет.

ПО КАБИНЕ В ДЕНЬ

На сегодня известны первые покупатели нового грузовика с новой кабиной. В Москве на выставке «Коммерческий автотранспорт-2013», которая открылась 10 сентября, были подписаны четыре лизинговых контракта на поставку 10 магистральных тягачей «КАМАЗ-5490» компаниям «АвтоВАЗтранс РосТехнологии-Логистика», 5 единиц техники – одному из ведущих дилеров в Уральском регионе – компании «КАМАЗавтомаркет», 2 современных тягача поставят фирме «КАМА-Тракс» и 1 тягач – крупнейшему пассажирскому перевозчику Нижнекамска – Нижнекамскому ПАТП.

На той выставке Когогин сообщил, что на «КомТранс», наконец, представлена новая продукция, которую обещали еще два года назад, – магистральный тягач «КАМАЗ-5490», собранный совместно с Daimler. «Он прошел испытания, сертифицирован, и с 1 октября мы начинаем сборку этого автомобиля в условиях конвейера», – пообещал глава челнинского автогиганта.

Кабина нового «КАМАЗа-5490» была позаимствована у немецкого тягача Mercedes-Benz Axor и в высоту достигает почти двух метров. В ней расположено не только водительское и пассажирское пневмосидение, но даже двуспальная кровать. Кроме того, комплектация нового грузовика включает в себя ряд электронных систем, не используемых в магистральных тягачах прошлого семейства: электронные стеклоподъемники, климатическую систему и круиз-контроль. За безопасность в «КАМАЗ-5490» отвечают система ESP и EBS, ECAS, а также дисковые тормоза. Сам Когогин говорил, что новый тягач является одним из направлений по укреплению компании на рынке. Этот продукт будет способствовать удержанию позиций автогиганта в условиях наступающего кризиса.

Сейчас на КАМАЗе практически завершился монтаж конвейера для сборки кабины нового магистрального тягача «КАМАЗ-5490». В тестовый период на конвейере будет собираться по одной кабине в день. За пять месяцев к началу производства было подготовлено 10,5 тыс. кв. м площадей автогиганта, сообщает пресс-служба КАМАЗа. Со слов руководителя проекта Axor Альберта Визингера, стажировку на заводах Daimler прошли более 60 специалистов КАМАЗа.

«ФИГ ПОЙМЕШЬ, ЧТО ЭТО РОССИЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ»

Напомним, в июле на КАМАЗе побывали блогеры, которым показали новейшие разработки НТЦ. Вот, что написал после этой экскурсии блогер Алексей Наседкин. «А это гвоздь программы – тот самый тягач «КАМАЗ-5490». Что тут скажешь, машина действительно вполне современна и очень удобна. Одна кабина чего стоит, внутри в полный рост можно стоять человеку с ростом 190. Здесь двигатель Mersedes-Benz мощностью 428 л.с. и рабочим объемом 12 литров, агрегатированный с автоматической коробкой передач. Евро-5, разумеется. Вообще, если не присматриваться к фирменному шильдику, фиг поймешь, что это российский автомобиль. Но главное – как он едет! Огромный запас тяги под капотом, передачи переключаются плавно, да и управляемость на уровне легковушки, честно скажу.

460.jpg
«А это тот самый тягач «КАМАЗ-5490». Одна кабина чего стоит, внутри в полный рост можно стоять человеку. Здесь двигатель Mersedes-Benz мощностью 428 л.с. и рабочим объемом 12 литров»

Непривычен лишь огромный, хотя и вполне информативный руль, вертикальная посадка и непривычно исполинские габариты вокруг. А так, рулить – одно удовольствие. И не прыгаешь вверх-вниз как на старых добрых грузовиках. Словом сказать: мы остались довольны машинами. Нечасто, прямо скажем, приходится ездить на грузовиках, но мне думается, это вполне себе уровень. Разумеется, недостатки тоже имеются, но это просто значит – есть куда расти.

ПОЛНОСТЬЮ КАМАЗОВСКАЯ КАБИНА НАЧНЕТ ВЫПУСКАТЬСЯ В 2016 ГОДУ

Директор департамента по связям с общественностью Олег Афанасьев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подчеркнул, что первые машины с новой кабиной будут переданы транспортным компаниям «под опытную эксплуатацию». То есть специалисты КАМАЗа будут следить за тем, какие проблемы возникают, и оперативно их исправлять.

– Мы неоднократно говорили, что весь модельный ряд собственного производства мы запускаем с 2016 года. Разработки новой полностью камазовской кабины никогда не останавливались, они просто замедлились из-за кризиса. Но с 2010 года, после того как мы приняли программу развития, подразумеваются ежегодные вливания в модернизацию кабины, в подготовку к ее производству. Наша кабина, в принципе, уже готова, но требуется длительный цикл испытаний – машины должны пройти более 1 миллиона километров. Сейчас они как раз этим занимаются, многие челнинцы видят, как по автодороге №1 рядом в НТЦ ездят «КАМАЗы» с новой кабиной. Также мы готовим производство под новую кабину, потому что на старом конвейере производить новую кабину невозможно, – сообщил Афанасьев.

«ЭТО ПОКА ТОЛЬКО ИГРУШКИ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», считают, что немецкая кабина поможет быстрее решить проблему повышения престижа КАМАЗа на российском рынке, упавшего из-за устаревшей кабины, но тут же оговариваются, что новый продукт нужно испытать в деле.

Николай Мордовцев – заместитель главного редактора журнала «Рейс» издательства «За рулем»:

– Кабина, которую начнут выпускать с 1 октября, является новой для КАМАЗа, но не для Mercedes. Еще 15 лет назад эта кабина была адаптирована из среднетоннажника под автомобили тяжелого класса. В общем-то, эта кабина стала сейчас не нужна Mercedes, потому что они разработали всю гамму грузовиков с совершенно новыми кабинами: от развозных и заканчивая тяжелыми. Но для КАМАЗа эта кабина достаточно интересна, она также интересна и для водителей, и для перевозчиков, и я думаю, она повышает престиж КАМАЗа на российском рынке. Эту проблему проще и быстрее решить с помощью мерседесовской кабины. Потому что по «КАМАЗу» большее количество нареканий были связаны именно с устаревшей кабиной.

Но у КАМАЗа есть еще одна кабина, которую условно можно назвать «корейской». Ее по техзаданию челнинского автогиганта разрабатывали в одной из корейских инжиниринговых фирм. Там тоже целая гамма кабин: и узкие, и широкие, и одинарные, и со спальником. И когда КАМАЗ начнет их производить в 2016 году, он закроет практически все свои проблемы. Она будет применяться и для среднетоннажников, и для самосвалов, и для магистральных тягачей. Эта собственная кабина КАМАЗа по своим характеристикам на голову выше мерседесовской. Появление этой кабины станет, несомненно, значимым шагом в развитии камского автозавода.

Леонид Штейнберг генеральный директор ООО «ТКФ «Кама Тракс»:

– Я видел обе новые кабины КАМАЗа, но это пока только игрушки, их нужно попробовать в условиях эксплуатации, на машинах, которые в месяц проезжают 16 - 18 тысяч километров и которые находятся в различных, порой очень сложных эксплуатационных условиях. После этого я вам смогу сказать, что это за кабина. У меня было предложение руководству КАМАЗа собрать технический совет, чтобы он контролировал эти машины. Чтобы не получилось так, что в лизинг отдали и потом возитесь с ними, как хотите. Так не будет! Потому что есть с чем сравнивать: с Mercedes, Iveco, Volvo, Scania. Поэтому качество должно быть безупречным, чтобы не оставлять водителя один на один с проблемами новой модели. А так, на первый взгляд, кабина понравилась, потому что старой кабине, слава Богу, уже 37 лет, если мне память не изменяет. Так что новая кабина – движение вперед. А насколько далеко – посмотрим в период эксплуатации.