«РАЗВЕ КОРРУПЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ В КАЖДОМ РАЙОНЕ?»

Заседание антикоррупционного комитета, которое состоялось в прошлую пятницу в Кремле, проходило за закрытыми дверями. Тем не менее в этот же день «БИЗНЕС Online» стали известны некоторые подробности доклада начальника управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Марса Бадрутдинова, а позже в нашем распоряжении оказались материалы, которые к заседанию подготовил «Татарстанстат» – документ был подписан лично руководителем ведомства Валерием Кандиловым. В мониторинге графики наглядно иллюстрировали, как обстоят дела с коррупцией в каждом из районов Татарстана. Таким образом, в распоряжении участников заседания появился своеобразный рейтинг районов, на основании которого начался жесткий разбор полетов.

Согласно статистике, случаи обращения граждан с жалобами на коррупцию были зафиксированы во всех районах кроме Черемшанского, Атнинского и Сабинского.

5.jpg
Оценка населением эффективности деятельности органов власти и местного самоуправления по противодействию коррупции

- У нас вопросы решаются по существу, – объяснил «БИЗНЕС Online» исполняющий обязанности помощника главы Сабинского района по противодействию коррупции Альберт Миникаев. – Последний раз у нас уголовные дела по фактам коррупции были возбуждены в 2011 году. Тогда уголовное дело возбудили в отношении местного военкома, который присвоил денежные средства, а также в отношении работника ветеринарной службы, который выдавал фиктивные справки о наличии у него домашних животных, чтобы получить субсидии по ним. У нас проводятся заседания районной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов. На этих заседаниях решаются вопросы проявления коррупции в сфере образования, например, в сельских поселениях. Работа ведется по палате земельно-имущественных отношений. Если у нас не зафиксировано ни одного факта коррупции, значит все довольны. Разве коррупция должна быть в каждом районе?

По мнению Миникаева, отсутствие проявлений коррупции в Сабинском районе связано также с тем, что район сам по себе очень маленький, все друг друга знают.

- Возможно, на людей повлияли ранее возбужденные уголовные дела, – продолжает помощник Раиса Минниханова по противодействию коррупции. – В этом году были представления прокуратуры, но они касались конфликта интересов. Уголовных дел по фактам коррупции в этом году не возбуждено. Чтобы добиться успехов в антикоррупционной политике, нужно вести более прозрачную деятельность, быть открытым к гражданам.

Безимени-2.jpg

Динамика выявленных должностных преступлений в разрезе муниципальных образований в первом полугодии 2013 года, единиц
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

«СТАТИСТИКА ЕСТЬ СТАТИСТИКА, С НЕЙ НЕ ПОСПОРИШЬ…»

Наибольшее число жалоб на коррупцию, по данным «Татарстанстата», поступило от жителей Буинского, Зеленодольского, Азнакаевского районов и из Набережных Челнов. Но больше всего обращений было в Казани – 40 жалоб.

- Статистика есть статистика, с ней не поспоришь, – заявил «БИЗНЕС Online» глава Зеленодольского района Александр Тыгин. – Я еще не успел ознакомиться с ее данными. Если в основу легли обращения граждан, там вообще совершенно не факт, что они подтверждаются. Это могут быть жалобы и обращения граждан, которые находятся на незавершенной стадии проверки.

Казань стала лидером и по количеству выявленных фактов взяточничества – 155 случаев за полгода, а также по количеству служебных подлогов – 100 случаев. В этом антирейтинге столица Татарстана – безусловный лидер, так как в районах было обнаружено не более двух-трех случаев. Впрочем, эту статистику отчасти можно объяснить тем, что в Казани находится большое количество правительственных и надзорных органов.

Безимени-4.jpg
Динамика и структура выявленных должностных преступлений в РТ в первом полугодии 2012 и в 2013 году, единиц

В аппарат президента в первом полугодии на должностных лиц 7 министерств и ведомств поступило 8 жалоб. Второй год подряд, по данным «Татарстанстата», с завидной периодичностью поступают жалобы на должностных лиц Госжилинспекции РТ и Госжилфонда РТ. В антирейтинге министерств по количеству сотрудников, осужденных за коррупцию, лидирует министерство здравоохранения (13 человек), министерство труда и занятости (5 человек) и министерство сельского хозяйства (4 человека). Но в целом, жалоб от граждан на сотрудников министерств не так много – всего 8 заявлений за полгода (за весь прошлый год было 20 жалоб).

В администрации муниципальных образований поступило 77 обращений от местных жителей. Основные мотивы, указанные в обращениях: сбор денег в школах, затягивание выдачи разрешения на строительство, незаконная выдача субсидий по безработице, также их беспокоит сторонняя оплачиваемая деятельность муниципальных служащих.

По данным МВД по РТ в первом полугодии 145 лиц привлечено к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений. Среди них 33 работника республиканских органов власти и учреждений, 11 сотрудников федеральных органов власти и учреждений, 47 работников муниципальных органов власти и учреждений, 4 работника высших учебных заведений, 7 сотрудников правоохранительных органов, 43 гражданина по фактам дачи взяток.

Безимени-5.jpg
Число обращений граждан в аппарат президента РТ и аппарат кабинета министров РТ с жалобами на должностных лиц органов местного самоуправления в 2012 году и первом полугодии 2013 года, единиц

«В ЭТОЙ СТАТИСТИКЕ ОЧЕНЬ МНОГО ЛУКАВСТВА…»

Мария Горшунова – генеральный директор ООО ПКФ «МАЙДАН», член республиканского совета по антикоррупционной политике при президенте РТ:

- Думаю, больше всего фактов взяточничества зафиксировано в Казани потому, что здесь более рьяно стали бороться с этим злом и вскрывают его чаще, чем в других, особенно отдаленных районах. Отчасти это связано с тем, что львиная доля жителей, которая подвержена коррупционным рискам, особенно в сферах здравоохранения и образования, находится в столице Татарстана. Немаловажную роль играет количество жителей. Думаю, на втором и третьем местах по числу жалоб на коррупцию находятся Набережные Челны и Нижнекамск.

В небольших районах все друг друга знают, все чего-то боятся, все являются некоторым образом в каком-то колене родственниками, то есть рука руку греет. Такое очень часто встречается. Там нужно очень сильно разозлить человека коррупционными проявлениями, чтобы он заявил о себе, как о пострадавшем от коррупции.

Тот факт, что по фактам коррупции большинство дел было возбуждено в отношении граждан, а не должностных лиц, говорит, на мой взгляд, что, по всей видимости, вторая часть коррупционного сговора просто не была выявлена. Если взятка менее презентабельна, чем должность, которую человек занимает, ему выгоднее заявить о том, что ему дали взятку, а он не взял. Это большой плюс в его сторону. Там, где взятки даются по всем правилам, которых требует взяткодатель, например, через посредника, чтобы не очернить репутацию, факт коррупции выявлен не будет.

Больше всего жалоб на коррупцию поступило на министерства здравоохранения, образования и на Госжилинспекцию. Коррупция в этих сферах – это так называемая бытовая коррупция. По величине взяток она бывает минимальная, а по болезненности для тех, от кого требуют взятки, максимальная. Коррупция на уровне бизнеса – нечто другое, встречающееся по количеству выявленных фактов реже, но по абсолютной величине взяток в сотни раз превышающее бытовую коррупцию. Если берут взятку для того, чтобы дать человеку инвалидность – это одно. А если берут бешеные взятки, чтобы предприниматель получил лакомый кусочек земли – это другое.

Безимени-6.jpg
Около 30% процентов осужденных за совершение коррупционных преступлений приходится на сотрудников республиканских и федеральных органов власти и учреждений

Ильдус Янышев директор по связям с госорганами и международными организациями компании «Дельта», член республиканского совета по антикоррупционной политике при президенте РТ:

- Больше всего фактов коррупции зафиксировано в Казани, что неудивительно. В статистике приводятся цифры не удельные, а абсолютные. В Казани и жителей больше, и деловой активности больше. Плотность правоохранительного присутствия здесь выше. Помимо представителей муниципальных правоохранительных органов, здесь присутствуют центральные аппараты МВД, ФСБ и прокуратуры. Правоохранительный надзор и оперативно-розыскная деятельность в этой сфере на душу населения в разы выше, чем, к примеру, в Челнах или в любом другом районе. К этой статистике надо подходить с точки зрения относительных величин. Понятно, что где больше денег, там больше коррупции.

Что касается районов, в которых не было отмечено коррупционных проявлений. Понятно, что коррупция есть. Я это исследование не считаю очень показательным в плане реальной ситуации. Все мы прекрасно знаем, что количество преступлений в сфере коррупции в разы выше. Но стоит отметить, что в маленьких районах одно уголовное дело может сильно изменить статистику в ту или другую сторону. Когда же рассматривается большое количество преступлений, например, 500 или тысяча, тогда эти проценты имеют совершенно другое значение.

Большинство уголовных дел по фактам коррупции было возбуждено не в отношении должностных лиц, а в отношении граждан, которые давали взятки. Есть у органов такая методика, так называемая палочная система, когда в категорию взяток попадают факты дачи взяток. Взяткодателей легче поймать, чем взяточника. Такая статистика существует благодаря тем же сотрудникам ГИБДД, которые сообщают о подобных фактах. Может быть, это сделано для улучшения статистических показателей. В этой статистике очень много лукавства.

Большое количество коррупционных проявлений в медицине связано с не очень верной политикой, когда врачи получают копейки. Дефицит мест, коек… Я не считаю, что в этой сфере совершаются самые страшные коррупционные дела. Здравоохранение, ЖКХ, образование – это все бытовая коррупция. Эти сферы очень хороши для отчетности по коррупционным проявлениям, хотя основная работа по борьбе с коррупцией должна быть направлена в сферу тендеров, распределения бюджетных средств, земельных ресурсов. Там коррупция приносит значительный урон. Эти преступления в высших слоях задают тональность, политику совершения преступлений сотрудниками низовых органов. И когда воруются миллиарды, и эти деньги не достаются в качестве оплаты труда врачам и учителям… Коррупцию в целом надо решать на наивысшем системном уровне.

Безимени-9.jpg
Данные по контролю за соблюдением бюджетного законодательства и соблюдением заказчиками законодательства при размещении заказов на поставку товаров, оказание услуг для государственных нужд (2012 г. и 1 полугодие 2013г.)
Безимени-3.jpg
Данные по контролю за соблюдением бюджетного законодательства и соблюдением заказчиками законодательства при размещении заказов на поставку товаров, оказание услуг для муниципальных нужд (2012 г. и 1 полугодие 2013г.)

Антикоррупционный мониторинг за первое полугодие 2013 года