3.jpg
Мидхат Курманов (на снимке с председателем Верховного суда РТ Ильгизом Гилазовым): «Практически все мировые судьи находятся в здании, где грибок на стенах»

«ДВОРЦЫ» ВМЕСТО «КОМНАТУШЕК»

Проблема размещения мировых судей, которая в последние годы получила широкую огласку, 5 сентября была решена кабмином республики. В специальном постановлении прописан порядок предоставления зданий мировым судьям. Предыстория этого постановления началась еще в 2011 году, когда председатель Верховного суда Татарстана Ильгиз Гилазов провел серию показательных экскурсий, наглядно продемонстрировав, в каких условиях приходится работать мировым судам. По нормативам для каждого мирового судьи должна быть выделена площадь в 220 - 240 кв. м, но эти нормативы не соблюдались, чаще всего на судей приходилось по 140 - 150 кв. метров. А, к примеру, в здании на улице Ягодинской, где Гилазов побывал с мэром Казани Ильсуром Метшиным, в одном помещении пять мировых судей делят между собой площадь, равную 633 кв. метрам. Но здесь в настоящее время еще и превышена норма по количеству горожан, прикрепленных к участку. По нормативам на 18 тыс. человек должен приходиться один судья, а в Кировском районе пять мировых судей работают с населением в 108 тыс. человек.

В новом постановлении прописан не только порядок предоставления помещений мировым судьям, но и регламентированы бытовые вопросы. К примеру, согласно документу, минимальная потребность в служебной площади на одного мирового судью и на один судебный участок составляет 245 кв. метров. Другими словами, ютиться в узких комнатушках судьям, по всей видимости, больше не придется. Но кроме этого в обязательном порядке в помещении каждого судебного участка отныне должен быть (кроме личного кабинета судьи и приемной) отдельный кабинет канцелярии и отдела делопроизводства, совещательная комната, комната для свидетелей, адвокатов и прокуроров, комната отдыха, комната приема пищи. Также, согласно постановлению, на каждом судебном участке должна быть комната для судебных приставов, конвоя, камера для подсудимых, помещение для архива, кабинет администратора судебных участков.

4.jpg
На капитальный ремонт здания мировых судей в г. Набережные Челны выделено 100,4 млн. руб

Поиск свободных площадей для мировых судей, которые теперь не должны тесниться на маленькой площади и законодательно получили больше свободного пространства, возложен на министерство земельных и имущественных отношений. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе Верховного суда Татарстана, в республике в настоящее время работают 188 участков мировых судей. И если постановление будет реализовано на практике, то все они будут работать в условиях не хуже тех, в которых работают сейчас городские и районные суды.

7.jpg
Мэр Казани Ильсур Метшин обещал, что в ближайшее время мировых судей Казани обеспечат подходящими помещениями

«ИХ НУЖНО СРОЧНО ОТТУДА ВЫСЕЛЯТЬ!»

Подробнее о том, почему в республике назрела необходимость принять специальное постановление о работе мировых судей, рассказал министр юстиции Татарстана Мидхат Курманов.

— Мидхат Мазгутович, почему сейчас потребовалось законодательно регламентировать порядок предоставления помещений в пользование мировым судьям?

— В соответствии с законом о мировых судях РТ порядок предоставления помещений должно обеспечивать министерство земельных и имущественных отношений. Соответственно, этот порядок по инициативе минзема и был разработан. И он регулирует порядок, как мы, минюст должны туда обращаться, как должны представлять документы и как они закрепляться должны. На сегодняшний день у нас большие проблемы были с помещениями в Набережных Челнах и Нижнекамске. Но к 1 ноября, дай Бог, все будет нормально, строители сдадут нам помещение бывшей поликлиники в Челнах, где будут размещены 20 участков мировых судей. По Нижнекамску: ремонт закончен, сейчас конкурс на мебель проводим. И все мировые судьи Нижнекамска будут находиться в одном здании. Там, соответственно, проблема будет также решена.

IMG_1284.jpg
Здание мировых судей на улице Ягодинская — ремонт делать уже бесполезно, потому что это полуподвальное помещение, дом построен на болоте

— А как обстоят дела с помещениями для мировых судей в Казани?

— У нас проблемы со зданием мировых судей в Казани. Большие. В Вахитовском районе, к счастью, мэр Казани пошел нам навстречу, и выделили помещение около старого дворца спорта. Мы его отремонтировали, с ремонтом администрация нам тоже помогла. У нас большая проблема с Кировским районом — там все здания старые. Практически все мировые судьи находятся в здании, где грибок на стенах. Но опять же Ильсур Метшин обещал этот вопрос решить. Надеемся, что при строительстве очередного дома по соципотеке на первом этаже будет выделана площадь для размещения мировых судей.

В связи с тем, что в Казани дали четыре новых должности мировых судей, у нас снова возникла проблема в Вахитовском и Ново-Савиновском районах. В Советском районе проблема решена. У нас двое судей и семь человек аппарата сидели в здании милиции площадью 28 квадратных метров. Сейчас переехало министерство лесного хозяйства, и мы их в это здание перевезли.

В Вахитовском районе мы проблему в ближайшее время тоже решим, переселив судей в бывшее здание Приволжского районного суда. Нам отдали это помещение, мы ищем средства на ремонт и сразу же судей заселим. Сейчас мы получаем посильную поддержку от глав муниципальных образований, потому что в прошлом году мы сдали помещения в Черемшанском районе, Мамадыще, Аксубаево, Высокой горе. Всего 10 помещений сдали.

В ближайшее время ожидается сдача зданий мировых судей в Сарманово, Елабуге и других городах.

Надеюсь, к концу 2014 года практически все мировые судьи будут иметь свои помещения, а это предполагает то, что мировой судья должен иметь личный кабинет, зал для осуществления правосудий, кабинеты для секретаря, консультанта, делопроизводителя. Эти вопросы в ближайшее время будут решены.

5.jpg

— Если мировые судьи нуждаются в помещении для судебного участка, они обращаются к вам в минюст, а вы, в свою очередь, в минзем...

— Мы обычно так делаем: обращаемся в минзем и к главам муниципальных образований. Если минзем нам говорит, что в этом городе у них свободных помещений нет, решаем вопрос с главой. Так было в Набережных Челнах. Ильдар Халиков, еще будучи мэром, выделил нам помещение, президент дал деньги на ремонт. В соответствии с законом о мировых судьях ответственность за предоставление площади возложена на минземимущества. Просто сейчас появился регламент исполнения этих полномочий.

— У нас сейчас есть участки, которые в полной степени соответствуют постановлению, в части площади и всех необходимых помещений?

— В Бугульме идеальные условия. Там строили здание за счет республиканского бюджета, а председатель суда оказался хитрый — он здание строил за счет бюджета, а мировых судей туда не заселил, поселил федеральных судей. А потом выяснилось, что в той части здания, куда нужно было заселить мировых судей, он попытался сделать спортзал и гостиницу. Когда я начал разбираться — мы отказались от гостиниц и спортзалов, ведь республиканская программа была принята для развития мировой юстиции. 15 миллионов рублей мы выделили на ремонт этого крыла, и получилось так, что у каждого судьи и секретаря появился свой кабинет, зал. У каждого судьи там есть свой архив. Во всех судах должно быть так.

— А где «жилищные» условия оставляют желать лучшего?

— В Набережных Челнах скоро все наладится, а сейчас там вообще безобразие, они находятся в трех зданиях. Мировой судья должен иметь для себя и своего аппарата площадь от 220 квадратных метров до 240 квадратных метров. В Челнах сидят 10 судей в здании, где 460 квадратных метров на всех. В другом здании судья сидит на первом этаже, а его аппарат на 9 этаже — им весь день бегать приходится. Но в ноябре мы планируем заселить их в новое здание, где будут только они, все пять этажей, 4 тысячи квадратных метров.

Еще один проблемный участок в Казани на улице Ягодинская. Мы этот участок каждый раз ремонтируем, грибок со стен убираем. Мы даже водили туда Метшина, и он обещал, что в ближайшее время нам дадут другое помещение. К великому сожалению, ремонт там делать уже бесполезно, потому что это полуподвальное помещение, дом построен на болоте — их нужно срочно оттуда выселять!

мировые-судьи.jpg

КАК МИРОВЫЕ СУДЬИ РАБОТАЮТ В СПОРТЗАЛЕ

«Это постановление действительно необходимо! — считает один из мировых судей Советского района. — У судьи должна быть совещательная комната, а у консультанта — свой кабинет. У некоторых мировых судей нашего района в связи с отсутствием совещательной комнаты существует следующая практика: если суд остается для вынесения решения в зале заседаний, то из зала должны удалиться все остальные. То, что удаляются участники процесса, не страшно. Но когда зал вынуждены покидать секретарь и консультант, они болтаются по коридору, несмотря на большое количество работы, это катастрофа».

По словам нашего собеседника, отдельные помещения должны быть для канцелярии и архива. Архив должен быть оборудован стеллажами и запираться на ключ — его площадь должна составлять не менее 12 кв. метров.

«Сейчас у нас архива нет, — продолжает источник. — Должно быть закрывающееся помещение канцелярии, оборудованное специальной стойкой, чтобы посторонние люди туда не попадали. Граждане у нас не всегда сдержанные, агрессивные, бывает, бросаются, дерутся, разное бывает. В зале суда должна быть клетка. К нам иногда привозят людей прямо из-под ареста, их нужно сразу поместить в клетку. Держать человека в наручниках в зале суда не положено. Если человека привезли из тюрьмы и в тюрьму увезут, в зале суда его также нужно держать в клетке, иначе он может просто убежать. Слышала про участок в Казани, так там судье в качестве помещения для работы дают спортивный зал — ровное большое помещение, которое никак не зонировано. Не представляю, как он будет выкручиваться».

6.jpg

«ЗДАНИЕ СУДА СРОДНИ ХРАМУ»

Свое мнение по поводу работы мировых судей газете «БИЗНЕС Online» высказал юрист Эмиль Гатауллин:

— Хорошее, красивое помещение служит для того, чтобы приходящий в него человек впечатлялся. Одно дело, когда важные для человека вопросы решаются в каком-нибудь подвале — тогда у него нет особого доверия к людям, которые работают в таких условиях. И совсем другое дело, когда в новом, светлом, чистом, отремонтированном помещении вершит правосудие уважаемый человек. Это все служит к удовлетворению страсти человека к правосудию. Он должен быть уверен, что, приходя в храм правосудия, он получит надлежащую защиту всех своих прав и законных интересов. С этой точки зрения, думаю, нужно этим заниматься. Само здание, внутренние интерьеры должны производить впечатление на человека.

Одна сторона проблемы — та, что видят сами судьи, которые приходят ежедневно на эту работу. Я же говорю о другой стороне, о людях, которые приходят за правосудием. Цель правосудия — исчерпание конфликта как такового. Одно дело, когда этот конфликт решает судья, у которого глаза бегают, и который, возможно, общается с другой стороной. Другое дело, когда решение выносит солидный, уважаемый не только среди коллег, но и среди граждан судья, которого давно знают. Для обеспечения именно такого имиджа судьи должны работать в соответствующих условиях. Весь антураж, в том числе и помещения, должен способствовать этому. Это воспитывает уважение к суду.

Почувствуйте разницу: прийти в спортзал и прийти в храм. Здание суда сродни храму. Еще древнеримские юристы говорили, что у них есть ритуал и специальные люди, которые его исполняют, и есть догма — свод законов, которым они руководствуются при вынесении решения. Не зря же все это было сделано: для того чтобы впечатлять людей, гасить конфликт, убедить в том, что конкретный вопрос человека получил защиту в солидном учреждении уважаемыми людьми.

Проблема с соответствующим помещением — беда не только мировых судей. В Арбитражном суде также у многих судей нет совещательной комнаты, и мы все выходим из зала заседаний. То есть судья не удаляется из комнаты совещаний, а остается в ней. Мировые судьи, конечно, больше страдают, являясь судом первой инстанции. Но это не значит, что их работа не важна.

Вениамин Чубаренко — адвокат:

— Замечательно отношусь к такому постановлению кабинета министров. Не единожды сталкивался с проблемой с рабочими местами мировых судей. Условия, в которых работают некоторые из них, просто безобразные. Помнится, в Азино в отделении паспортного стола в двух комнатках сидели мировые судьи. Ни совещательной комнаты, ни каких-либо других необходимых условий. А сколько они на Космонавтов в подвале сидели, который протекал со всех сторон, где постоянно была сырость и пахло дурно. Это постановление — необходимость.

Олицетворение судебной власти начинается с вешалки. И не дело, когда эта власть сидит в какой-то комнатке в подвале или еще где-то.

Мы, адвокаты, тоже работаем в этих помещениях. И у нас тоже должно быть нормальное рабочее место. А когда судья со своим секретарем делят один письменный стол — ничего хорошего в этом нет.

Решение уже принято наверху, поэтому то, как оно будет реализовываться, это уже технический вопрос. К чести судебного департамента хочу сказать, что не во всех помещениях, в которых работают мировые судьи, ситуация плоха. Примерно у половины из них условия для работы нормальные. Но есть и другая половина, и с этим надо работать.