07.jpg
Леонид Барышев и Вадим Махеев объявили о планах по открытию в 2014 году первого гипермаркета «Эссен» в Казани

«БУДЕМ ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ «АШАНА» В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ»

Совладельцы «Эссен Продакшн АГ» Леонид Барышев и Вадим Махеев на вчерашней пресс-конференции впервые объявили о планах по открытию в 2014 году первого гипермаркета сети в Казани. До сих пор сеть, насчитывающая в общей сложности 19 «гиперов» и 75 магазинов шаговой доступности в четырех регионах РФ, в столице РТ представлена не была — во всяком случае в крупном формате. Причем, по всей видимости, как когда-то Walmart, компания поступала так сознательно: в небольших городах и конкуренция, и издержки ниже. Так что заход в столицу для «Эссена» – опредленно новый этап.

По оценкам Махеева, в строительство одного магазина необходимо вложить около 300 млн. рублей. Говоря о структуре инвестиций, он отметил, что в основном это будут собственные средства, в лизинг компания берет только дорогостоящее холодильное, кассовое и климатическое оборудование, это более половины затрат.

Шаг действительно смелый, так как считается, что Казань — один из самых насыщенных и конкурентных рынков в России. По данным столичного исполкома, только в 2012 году в городе было введено 26 новых и реконструировано 44 объекта потребительского рынка. В настоящее время обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1 тыс. жителей составляет 1011 кв. м — это один из самых высоких показателей в России.

— Это будет мой личный взгляд в жизнь в ритейле, — предупредил, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о конкуренции Махеев. — Продуктового ритейла в формате гипермаркетов в Казани мало, хотя по магазинам у дома рынок действительно насыщен. Три-пять гипермаркетов в Казани построить можно, и это рынок переварит.

Формат будущих магазинов Барышев описал путем сравнений:

— Мы имеем в виду не крупные гипермаркеты в формате «Ашана» и Metro... Есть «Эдельвейс» на въезде в город через Мамадышский тракт. Вот если чуть-чуть его увеличить — это формат, который в Казани не развит до конца. Мы не сможем конкурировать с «Ашаном» по площадям. Но за счет хорошей транспортной развязки, компактности формата магазина, где мы намерены сделать хорошую зону фреша, хорошую зону собственного производства, он понравится покупателю. Это и не «Бахетле», но и не гипермаркет, что-то среднее между этими двумя, — отметил он.

Махеев пошел еще дальше:

— Такой формат в Европе называется «компактный гипермаркет». Мы, конечно, будем стараться отличаться от «Ашана» в лучшую сторону с точки зрения обслуживания и качества собственного производства.

Что касается места и сроков будущего строительства, то тут покорители столицы навели полный туман.

— Площадки мы позже анонсируем, пока говорить не будем. Давайте маленькую тайну сохраним... — ушел от ответа Махеев.

Видя настойчивость и некоторое неудовлетворение журналистов, Барышев чуть приоткрыл завесу тайны: компания получила в Казани три площадки, на которых можно строить гипермаркеты. Все они имеют хорошую транспортную доступность.

05.jpg
Вадим Махеев: «Площадки мы позже анонсируем, пока говорить не будем. Давайте маленькую тайну сохраним...»

— Мы два года бились за эти площадки, наконец их получили, и сейчас как-то говорить, не говорить... — размышлял Барышев, и пояснил. — Пока нет разрешения на строительство, мы лучше промолчим. Из трех площадок мы не знаем, какая первой выйдет на разрешительную документацию. Назовем — и вдруг кто-нибудь из завистников начнет козни строить!

Говоря о сроках, партнеры отметили, что построить объект можно и за полгода (как это было в случае с комплексом в Нижнекамске площадью в 16 тыс. кв. м), и за год. Все зависит от того, как в Казани будет решаться вопрос с согласованием строительства и вводом объекта в эксплуатацию:

— Согласования в Казани все ужесточены. Есть процедуры, которые нам не обойти. Поэтому, помятуя об опыте «Ашана», мы зарекаться не будем, — прокомментировал будущие баталии с казанскими чиновниками Барышев.

КАК «ЭССЕН» ЗАРАБАТЫВАЕТ НА АМЕРИКАНСКИХ МУЛЬТИКАХ

В целом же обороты холдинга, как отметил Леонид Барышев, по итогам года приближаются к 30 млрд. рублей, треть из которых приходится на собственное производство, две трети — на ритейл. «Если бы не рост курса доллара, мы получили бы результат в миллиард долларов», — отметил Барышев. Однако доходность в производстве и ритейле разная.

— Если бы господин Махеев «сделал» господина Барышева еще и по марже, это было бы да!, — прокомментировал Махеев. — Ритейл на 3 - 4 процентах живет, а производство — на 15 - 20.

03.jpg
Леонид Барышев: «Вдруг кто-нибудь из завистников начнет козни строить...»

— Структура доходности по большей части приходится на производство, и поэтому инвестиции в производстве более значительны, — добавил Барышев. — Понятно, что в ритейле оборот можно сделать легче и быстрее, но с точки зрения долгосрочной перспективы, на самом деле, производство более устойчиво. Потому что если рядом с гипермаркетом «Эссен» построят «Магнит», да еще «Пятерочку», то оборот быстро размоется и будет сложно удерживать маржу. А бренды, выведенные на рынок, более устойчивы, и производственный актив дает нам возможности развивать и занимать деньги в том числе на ритейл.

Среди брендов, выведенных на рынок, партнеры особо отметили франшизу с персонажами студии Walt Disney. Стоимость контрактов на джемы и конфеты довольно значительна. Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», Барышев рассказал, что в первый год идет фиксированный платеж, а в последующем это оборотные платежи в 7 - 10% с оборота. При этом необходимо поддерживать все премьеры, которые выпускает студия, меняя упаковку в соответствии с планами мультипликаторов. Американцы постоянно ведут аудит производства, контролируют соблюдение согласованной рецептуры. Барышев в качестве примера описал ситуацию многомесячного согласования содержания сахара в джемах. Но взамен это юридическая защита, и, по его словам, вряд ли может возникнуть ситуация, когда продукции компании дадут «от ворот поворот», как это случилось недавно с украинскими конфетами в России.

В целом же «Эссен Продакшн» выпускает сейчас 149 наименований продукции, которая представлена в 15 странах. До конца года планируется запустить в производство вторую линию на набережно-челнинской кондитерской фабрике «Эссена», а в 2014 году увеличить ассортимент еще на 40 позиций.

Возвращаясь к вопросам ритейла, в течение ближайших двух-трех лет группа планирует ребрендинг выкупленных в прошлом году магазинов сети «Камилла». Как сообщил в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» Махеев, ребрендинг будет осуществляться постепенно, по мере необходимости модернизации конкретного магазина вывески будут меняться на «Эссен-Экспресс». Всего сеть магазинов шаговой доступности сети включает теперь 75 торговых точек площадью 200 - 1000 кв. м, большая часть их находится в Закамье.

34239.jpg
«Эссен Продакшн» выпускает сейчас 149 наименований продукции, которая представлена в 15 странах

ПОСЛЕ «ПРОПИСКИ» В САМАРЕ УПЛАТА НАЛОГОВ В РТ ОСТАЛАСЬ

Планы «Эссена» по строительству трех гипермаркетов в Казани говорят о многом, в том числе и об уверенности в поддержке властей, несмотря на громкие конфликты в прошлом. Напомним, что в свое время Барышев даже громко «хлопнул дверью» перед носом у государства, перерегистрировавшись в Самаре, а президент РТ Рустам Минниханов даже спросил на одном из совещаний, что «если предприниматель ведет бизнес в Татарстане, а платит в другом регионе — зачем он нам нужен?»

Однако никаких проблем для ведения бизнеса в Татарстане Барышев не видит. Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», он отметил, что налогов в Татарстане компания платить меньше не стала — в Самару «ушел» разве что НДС.

— Объем налоговых отчислений совершенно не изменился, — пояснил Барышев. — Налог с прибыли выплачивается по месту его происхождения, то есть в Татарстане. Налог на имущество — по месту его наличия, то есть в Татарстане. И налог на доходы физических лиц выплачивается по месту нахождения работника. Единственное, что мы платим через самарскую налоговую инспекцию, — это НДС, но этот налог местным бюджетам так и так не достается.

04.jpg

По словам Барышева, этот шаг «Эссена» в свое время вызвал большую головную боль в Елабуге — ведь в плане на текущий год федеральный НДС стоял.

— Когда мы оттуда ушли, они не выполнили план, и головы там, конечно, полетели, — вспомнил он. — Но даже на следующий год после регистрации наши платежи в местные бюджеты выросли. Пока такого вопроса (об отношении властей после «переезда»авт.) никто не задавал — это вопрос не места регистрации, а места уплаты налогов.

«ПЕРЕВАРИТ» ЛИ КАЗАНЬ ПЯТЕРКУ «ЭССЕНОВ»?

Может ли Казань «переварить» очередную серию гипермаркетов, не перегрет ли в Казани рынок ритейла с его квадратным метром торговой площади на каждого жителя? Стоит ли вкладывать средства в этом секторе, или есть большой риск потерять вложения? С такими вопросами газета «БИЗНЕС Online» обратилась к экспертам.

Максим Клягин — аналитик УК «Финам Менеджмент»:

— На первый взгляд, проект выглядит достаточно интересно. Локальный рынок Казани действительно отличается сравнительно высоким уровнем обеспеченности торговыми площадями — более 1 тысячи квадратных метров на тысячу жителей — это один самых больших показателей среди крупнейших мегаполисов РФ.

Тем не менее такие оценки, как правило, учитывают совокупный фонд, а не только качественные площади. Распределение современных торговых объектов неравномерно, на рынке в целом, полагаю, вполне достаточно пространства для эффективных проектов, отвечающих актуальным запросам потребителей и предлагающих новые конкурентоспособные решения. В целом рыночная среда в сегменте ритейла остается достаточно благоприятной — рынок розничной торговли города демонстрирует привлекательные темпы роста и сохраняет высокую инвестиционную привлекательность.

Вполне вероятно, что дополнительным преимуществом сети станет выбор относительно мало представленного на рынке формата компактного гипермаркета, который позволяет охватить достаточно широкую аудиторию отдельных локальных районов города, где уровень конкуренции между современными торговыми объектами существенно ниже, а спрос формируется на высоком уровне. К тому же издержки на открытие таких объектов ниже, это в целом более гибкий форм-фактор, который заметно проще масштабируется, что позволяет быстрее расширять масштаб и географию бизнеса и формировать позитивный эффект масштаба.

Римма Ремизова — директор по связям с общественностью сети «Вестер»:

— Рынок РТ весьма специфический, так как здесь сильно развита национальная культура, в том числе потребительская. Наибольший успех здесь имеют местные торговые сети. С точки зрения наполнения Казани современными торговыми объектами, то как и в любом регионе России (за исключением Москвы и Питера) здесь, вероятно, еще есть где развиваться.

Стоит ли вкладывать средства в этом секторе, или есть большой риск потерять вложения?

Риск есть всегда и везде. Прежде всего все зависит от экономической стабильности в стране, а также от ценовой, ассортиментной и маркетинговой политики торговой компании.

Владислав Борисов — исполнительный директор ОАО «Супермаркет недвижимости» (инвестиционная группа компаний ASG):

— Сам факт открытия очередного ритейлера, безусловно, положительный, особенно для непосредственного потребителя. Но заходить на рынок только с одним гипермаркетом нецелесообразно, поэтому планы компании на три-пять магазинов вполне оправданы.

Для строительства пяти гипермаркетов с площадью 3,3 тысячи квадратных метров и парковкой нужно около 5 гектаров земли. При этом такой формат и относительно небольшие площади предполагают, что магазин будет находиться в местах с хорошим покупательским трафиком. Это не крупноформатные гипермаркеты, в которые люди готовы ехать даже в дальние районы, поэтому к выбору места расположения нужно отнестись особенно тщательно. Это может быть как участок в черте города, так и при въезде в него, например, на Горьковском шоссе.

С другой стороны, формат гипермаркета «Эссен» достаточно нестандартный, и строительство отдельно стоящего магазина может быть неоправданно. Возможно, стоит последовать примеру «Бахэтле» и объединить под своим брендом целый торговый комплекс с различными товарами и услугами, подходящими для основной целевой аудитории ритейлера.

Другой вариант — аренда необходимых площадей в строящихся комплексах. Даже в историческом центре появляется достаточно много вариантов, не говоря уже об отдаленных районах (Кировском, Советском).

Оксана Далидан — директор департамента налогового права юридического агентства «ЮНЭКС»:

- Что касается налога на добавленную стоимость, то он в размере 100 процентов перечисляется в федеральный бюджет, поэтому от переезда компании в Самарскую область Татарстан ничего не потерял (а Самара не приобрела).

Из взымаемых государством 20 процентов налога на прибыль 2 процента уходят в бюджет федерации, а 18 процентов остаются в регионе. При этом региональная часть распределяется между субъектами федерации, в которых расположены обособленные подразделения компании, в зависимости от количества работников в каждом подразделении и от стоимости амортизируемого имущества, находящегося в подразделении. Поэтому после перевода административного аппарата компании в Самарскую область часть налога на прибыль тоже «ушла» из Татарстана. Какая именно часть, зависит от вышеуказанных факторов. А именно от того, какое количество работников переехало из Татарстана в Самару и сколько амортизируемого имущества используется теперь компанией по новому месту нахождения.

Аналогичная ситуация с НДФЛ — он уплачивается в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, в котором работают люди. Поэтому налог с доходов административного персонала, переехавшего в Самару, уплачивается теперь в бюджет этого региона (при этом можно предположить, что уровень заработной платы менеджмента достаточно высок по сравнению с оплатой труда рядовых рабочих).

И наконец, что касается налога на имущество, то он действительно уплачивается по месту нахождения этого имущества. Поэтому налог со стоимости имущества, оставшегося в Татарстане, продолжает поступать в бюджет республики.