DSCF4688.jpg
 

АВИАТРАНСПОРТНЫЙ «ОСТРОВ»

Об инициативе КАПО сообщил вчера на круглом столе — презентации проекта «Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр» (СММЛЦ) — финансовый директор предприятия Жамиль Тагиров. По мнению руководства завода (и, по всей видимости, фирмы «Туполев», с которой он сейчас объединяется), СММЛЦ мог бы стать более успешным, если бы у него были не только автотранспортная, железнодорожная и речная составляющие, но и авиационная. Скорость доставки груза становится важным конкурентным преимуществом, указал Тагиров, поэтому авиационный транспорт не должен быть обделен вниманием. На КАПО считают, что уровень аэродромного комплекса завода с учетом географического положения Казани позволяет ему стать полноценным участником данного проекта.

Что может сыграть «за»?

Первое. «Борисоглебское» — аэродром 1-го класса, способный принимать все самолеты большой грузоподъемности. Длина недавно построенной взлетно-посадочной полосы — более 3 км, ширина — 100 метров. И модернизация еще не закончилась. В рамках ФЦП развития оборонно-промышленного комплекса до 2015 года в реконструкцию аэродромного комплекса будет вложено 4 млрд. рублей (более 2 млрд. уже израсходовано). Второе. Хотя от аэродрома до СММЛЦ — 40 км, КАПО находится в 12 км от федеральной трассы М7 и в «шаговой доступности» от железной дороги, а до центра Казани и вовсе — 7 километров. А до 2018 года неподалеку планируется прокладка автотрассы — от железнодорожной дороги, что идет вдоль улицы Миля до М7. Третье. Стратегическое предприятие имеет льготу на землю, что позволяет в 6 раз относительно рыночной стоимости снижать затраты за пользование ей. Имеется 100 га свободной земли, прилегающей как к аэродромному комплексу, так и к рядом проходящей железной дороге. «Эта земля могла бы стать тем островком, на базе которого можно было бы создать авиационную составляющую ММЛЦ», — заявил Тагиров и напомнил, что у завода есть еще 800 га свободной земли, которую в перспективе можно было бы использовать для следующих этапов логистического развития.

1-460.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

Институт ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром» уже рассмотрел проект с инженерной точки зрения и дал добро. Сегодня, насколько можно понять, «идет диалог» с властями республики и поиск инвестора. Как только забрезжит хоть какой-то свет в конце тоннеля, сразу начнет прорабатываться экономическая составляющая. Более того, Тагиров упомянул и о давней идее создания на базе «Борисоглебского» порта бизнес-авиации.

Зачем военному, по сути, заводу все эти хлопоты? «Для нас это не приоритет, — отметил Тагиров, — но мы видим в этом возможность снижения затрат на содержание авиационного комплекса. Мы понимаем, что с точки зрения сегодняшнего дня и перспективы этот комплекс не будет загружен, и, соответственно, использование его как авиационного порта мультимодального центра для нас интересно».

ТАТАРСТАН ТОЛЬКО «ЗА», НО...

Заместитель генерального директора ФКУ «Ространсмодернизация» (госзаказчик проекта СММЛЦ) Алексей Дробнов в своем комментарии газете «БИЗНЕС Online» был краток: «В федеральной части проекта учтены три вида перевозок: речные, автомобильные, железнодорожные. Но при наличии некоей маркетинговой схемы, инвесторов, почему бы не быть и авиационным?»

2-460.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

Модератор круглого стола — заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Инсаф Хайруллин — хотя и осторожно, но довольно оптимистически оценил идеи КАПО. По его словам, рассматриваются все возможные подходы, и если потребитель готов платить за скорость и комфорт, которые предоставляют авиационные грузоперевозки, Татарстан только «за». Да, прорабатывается вопрос создания центра грузоперевозок в международном аэропорту Казань, но этому серьезно мешают планы по его выходу на пассажиропоток в 5 млн. человек в год. Поэтому минтранс не забывает о мощностях «Борисоглебского», изучает вопрос, и, в принципе, аэродром КАПО достаточно удачно увязывается в общую концепцию, и, возможно, это следующий шаг развития СММЛЦ. Однако есть несколько «но». Во-первых, Татарстан не может сам принять какого-либо решения по КАПО — стратегическому объекту. Во-вторых, по соседству — особая авиационная зона в Ульяновске, куда от Свияжска идут автомобильная и железная дороги. Многое будет зависеть от условий, которые предложит бизнесу та или иная площадка... Кстати, Хайруллин тоже упомянул о создании на КАПО терминала деловой авиации: «7 минут — и ты в центре города. Для бизнесменов важна и возможность в любой момент прилететь-улететь, не дожидаясь окон, что неизбежно при работе пассажирского флота».

3--460.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

 КАЗАНЬ И УЛЬЯНОВСК МОГУТ ДОГОВОРИТЬСЯ

Логичным видит создание на базе КАПО карго-порта исполнительный директор Поволжской логистической ассоциации Александр Лисин. «Мы — за мультимодальность, рассказал он газете «БИЗНЕС Online». — Хотя вопрос непростой. Рядом — портовая особая экономическая зона «Ульяновск-Восточный». Там достаточно давно рассматривается проект серьезного грузового терминала... Если общими словами характеризовать возможности появления грузовых авиатерминалов, мы смотрим на Восток и на Запад — это Китай и Европа. В России — три крупных центра перевозки авиационных грузов: Новосибирск, Красноярск и потом сразу Москва. Расстояния между ними достаточно большие, и авиаперевозчикам постоянно приходится выбирать: либо загрузить самолет «под горлышко», но он до Москвы не долетит, либо он полетит до конца, но не совсем загруженный. И в среднерусской полосе напрашивается появление грузового авиапорта... Я упомянул Ульяновск, у него есть своя программа и достаточно сильная поддержка на федеральном уровне. Появятся ли подобного рода комплексы в Казани, Самаре, Саратове, Екатеринбурге? Возможности есть. И я бы мог подарить идею, в каком направлении можно развивать аэропорт. Сейчас очень большое значение уделяется интернет-торговле, то есть посылкам. Если попробовать рассмотреть подобного рода проект? За рубежом есть очень интересный опыт, когда создаются авиационные карго-комплексы исключительно под посылочно-почтовые грузы. Мне кажется, достаточно перспективный вариант. И он никоим образом не противоречит существующим планам по развитию авиационных грузовых перевозок. Востребованность в них наверняка будет, потому что нередко время в пути и безопасность воздушного транспорта решают все, и неважно, что такая доставка в 10 раз дороже. Хорошо, что в Казани такая тема возникла. А между Ульяновском и Казанью может возникнуть даже очень интересный альянс, потому что универсальным грузовой аэропорт сделать сложно. Если дело дойдет до конкретных проектов, где будут рассматриваться конкретные технологии, оборудование, организация работы, мы сразу же столкнемся с тем, под какую номенклатуру грузов порт должен быть заточен. Мировой опыт показывает, что нельзя объять необъятное, всегда хорошо на чем-то специализироваться. Поэтому здесь прекрасный повод договориться с Ульяновском. Мне кажется, география удачна, и то, что КАПО реально найти свою нишу, не сомневаюсь».