1.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО НАДО ВЫГОДНЕЕ В АРЕНДУ СДАВАТЬ

Сегодняшнее заседание комиссии по противодействию коррупции в исполкоме Набережных Челнов Василь Шайхразиев открыл позитивным сообщением о прошедшем накануне аналогичном заседании республиканского уровня, на котором, по его словам, в адрес автограда поступило минимум замечаний. Впрочем, на этом позитивные новости встречи кончились.

Со статистикой за 8 месяцев 2013 года комиссию ознакомил Сабир Акчурин — врио начальника отдела экономической безопасности управления МВД РФ по Набережным Челнам. Согласно его данным, полиция в этом году выявила 117 коррупционных должностных преступлений, в прошлом году за аналогичный период их было 34. Рост — почти в 3,5 (!) раза. Среди таковых преступлений названы злоупотребления должностными полномочиями, служебный подлог и взяточничество. По уголовным делам были осуждены 24 человека (5 человек в прошлом году). Среди привлеченных к уголовной ответственности были названы сотрудники налоговой службы, ТО Ростехнадзора, Гостехнадзора, ТУ минэкологии РТ, вузов и медучреждений.

Ирина Сибекина — начальник управления земельных и имущественных отношений исполкома, рассказала о ситуации с арендой муниципального имущества: в городе такое имущество арендуется сегодня 41,4 тыс. кв. м по средней цене 300 рублей за 1 метр.

В этом отношении Шайхразиев внес предложение: он попросил проанализировать цены аренды на имущество города и соотнести их с рыночными.

— Не надо, чтобы так получалось: мы 1 января утверждаем эти 300 рублей, а бизнес от месяца к месяцу запросы поднимает, и их цены от наших постепенно отрываются. Нужно мониторить рынок недвижимости и оперативно выходить с инициативами в горсовет о корректировке цен.

460.jpg

По словам Сибекиной, из общего метража сдаваемых в аренду площадей муниципальные учреждения сдают 27,4 тыс. кв. м, предприятия — 5,6 тыс. кв. м, казна города — 8,4 тыс. кв. метров. При этом только площади казны приносят доход в бюджет города, и только те, которые сдаются коммерческим организациям, а это 2,4 тыс. кв. метров. Таким образом, за 7 месяцев аренда муниципального имущества принесла в бюджет всего 3,6 млн. рублей.

Один момент в докладе Сибекиной вызвал вопрос председателя депутатской комиссии по регламенту, правопорядку, законности и местному самоуправлению Максима Федорова. По словам докладчика, 84 договора аренды из заключенных муниципальными учреждениями (а это почти половина от общего числа договоров) подразумевают почасовую сдачу муниципального имущества. Федоров попросил уточнить характер помещений, которые сдают в аренду по часам, однако внятного ответа на этот вопрос получить не смог. «Это в школах сдаются кружки какие-то...» — предположила Сибекина, а прокурор города Александр Евграфов, придя ей на помощь, добавил к этому школьные спортзалы.

Ответ Федорова не удовлетворил, как выяснилось впоследствии в его комментарии газете «БИЗНЕС Online»: «Речь ведь идет о муниципальном бюджете, а кружки и спортзалы — это внебюджетная деятельность самой школы. А что именно, какие помещения могут сдаваться по часам из тех, которые отчисляют доходы в бюджет — такого ответа я не получил. Если мы что-то сдаем по часам, значит мы как арендодатели, должны это помещение обслуживать. А это затраты. Почему тогда не отдать помещение на аутсорсинг, например?»

65% ТОРГОВ ПРОШЛОГО ГОДА ПРИЗНАНЫ НЕСОСТОЯВШИМИСЯ

Самым обсуждаемым стал доклад председателя Контрольно-счетной палаты города Татьяны Шливе, которая рассказала об итогах аудита эффективности муниципальных закупок по итогам 2012 года. По данным палаты, ежегодный объем закупок челнинских муниципальных учреждений доходит до 1 млрд. рублей и превышает 23% бюджета города.

Шливе предложила вниманию аудитории результаты опроса участников муниципальных закупок. 20% опрошенных не участвовали в размещении заказов по нескольким причинам. Одних не интересуют заказы без предоплаты. Другие сетуют на нереальные сроки исполнения контракта. 45% опрошенных указали на недостаток информации о закупках. 18% — на несвоевременную оплату контрактов. 27% посетовали на необоснованные требования к поставщикам. Работу уполномоченного органа респонденты оценили на 2,38 по пятибалльной шкале оценки.

2.jpg

— Дайте мне, пожалуйста, всю отчетность по мнениям поставщиков к середине следующей недели, — прервал доклад Шайхразиев. — Меня очень беспокоит формулировка «нереальные сроки исполнения». Как это понять? Не сказались бы эти нереальные сроки на качестве услуг. 45 процентов говорят о недостатке информации — это что, люди не знают, куда обращаться? Или информация умышленно не доводится, чтобы не все желающие участвовать в торгах могли заявиться? Давайте разберемся по каждому случаю. А пункт «несвоевременная оплата контрактов» — такого мы не имеем права допускать. Бизнес потеряет к нам доверие. Что такое «необоснованные требования к поставщикам»? Они за рамками закона? По каждому пункту мне, пожалуйста, раскройте информацию на следующей неделе. Если будет необходимость, мы организуем круглый стол с предпринимателями, которые высказались в опросе.

По словам Шливе, в поставках товаров и услуг для муниципальных нужд в прошлом году поучаствовало 271 предприятие. 99,8% из них — татарстанские, 72% — челнинские. 35% от всех поставок связаны с организацией питания, далее идут такие статьи расходов, как коммунальные услуги (23%), ремонтные работы (11%), транспортные услуги (3,8%), отдых детей и молодежи (2%).

Около 65% электронных аукционов 2012 года были признаны несостоявшимися. В большинстве случаев причиной было отсутствие информации о предстоящих торгах в планах-графиках муниципальных заказчиков. Таким образом, по факту в торгах участвовал один-единственный поставщик.

— Мне предоставьте всю раскладку, по каждому контракту из этих 65 процентов, — снова перебил Шайхразиев. — Я хочу видеть, что было приобретено и какова рыночная стоимость по этим позициям.

«БУДЕМ ПОКУПАТЬ ТОЛЬКО ОПТОМ!»

Отдельной темой разговора и основой для новой инициативы мэра стало сообщение председателя Счетной палаты о том, что в городе не проводятся совместные торги при закупках одинаковой продукции. Объединение аналогичных потребностей разных организаций в один лот позволило бы снизить цену за счет укрупнения заказов и повысило бы конкуренцию среди поставщиков. В общей структуре закупок неконкурентные — у единственного поставщика — составили 39,8% от общей стоимости заключенных муниципалитетом договоров. Шливе напомнила о коррупционной опасности закупок на сумму до 100 тыс. рублей, которые закон позволяет проводить без торгов. Они являются и экономически неэффективными, поскольку заключаются без торга, в процессе которого цена может снижаться.

3.jpg

— Эти закупки, дешевле 100 тысяч, они законны, но каждый заказ, в котором фигурирует один исполнитель, мы должны рассматривать под лупой, — сказал Шайхразиев. — Мы не можем запретить такие сделки, но у нас более 300 юридических лиц в муниципальной структуре, что нам мешает выставлять заказы оптом от лица исполкома? Я не думаю, что руководители учреждений, проводя такие закупки, ищут способы заработать. Они, скорее, пытаются быстрее решить свои хозяйственные вопросы. Но бюджет-то у нас один, мы его утверждаем заранее и можем планировать совместные закупки. Мы так уже делали в 2006 году, когда у нас школы закупали продукты по разным ценам, а потом мы их объединили в один лот и сэкономили на этом. Только когда невозможно выставить услуги на аукцион совместно — только тогда пускай покупают на сумму меньше 100 тысяч, но эти закупки будут рассматриваться отдельно и по индивидуальному разрешению. И для малого бизнеса это очень хорошие условия, для оптовиков. И надо понимать, что предприниматель, который работает с нами через торги, он же работает по-белому, а значит, он возвращает деньги налогами в городской бюджет. На следующей неделе покажите мне законные способы, как этот вопрос решить, и согласуйте их с прокуратурой.

Прокурор города Александр Евграфов оценил инициативу мэра тут же.

— Я полностью согласен по сделкам до 100 тысяч. Мы в своей работе постоянно сталкиваемся с этим моментом. Организации не помнят, что 100 тысяч — это лимит одноименных заказов на квартал. Буквально вчера рассматривали случай: в октябре организация закупила бензин на 88 тысяч, и в декабре — еще на 30 тысяч. А это сразу 50 тысяч штрафа. Тут требуется не только планирование, но и обучение заказчиков.

После этих слов мэр резюмировал тему мелких заказов, когда организация делит весь объем своей годовой потребности в каком-либо товаре или услуге на несколько частей, что увеличивает расходы, исполком будет урезать бюджет этого учреждения. «Мы просто сумму финансирования будем уменьшать на ту разницу, которую можно было сэкономить при проведении единого оптового заказа».

«НЕКОТОРЫЕ НЕ ВИДЯТ БИЗНЕСА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗАХ»

Также Шайхразиев отреагировал на слова Шливе о том, что размещенные на официальном сайте города планы-графики торгов не соответствуют реальным датам процедур.

— Я прошу сделать поиск информации удобным. Все, что усложняет доступ к ней, уже является коррупционным риском. Значит, мы пытаемся прятать данные, чтобы до них никто не добрался? Это тема номер один! Муниципальные заказы должны быть на виду: как только предприниматель заходит на сайт, на страницу, посвященную поддержке предпринимательства, он должен сразу видеть план аукционов. А мы там какие-то инструкции размещаем. Пригласите бизнесменов, обсудите, как им удобнее.

Члены антикоррупционной комиссии прокомментировали инициативы мэра газете «БИЗНЕС Online»:

Юрий Петрушин — гендиректор ТПП Набережных Челнов и региона «Закамье»:

— Все правильно, так и должно быть. Это и экономия бюджетных средств, и открытость, и возможность прогноза закупок при общем планировании. Если это будет претворено в жизнь, то это будет здорово. Правда, с нового года закон изменится, регламент торгов будет другой, но год нужно довести так, как предлагает мэр.

Что касается «нереальных сроков исполнения заказов», о которых говорят предприниматели, я это понимаю так: видимо, если где-то задерживаются торги, поставщику после победы в них остается мало времени на исполнение. То есть утвержденный график не совпадает с реальным. Или, может, у заказчика деньги горят, в любом случае это все связано с планированием торгов.

А в целом, часть наших предпринимателей по разным причинам не участвует в торгах. У кого-то нет финансов, и он не может работать без предоплаты. Кто-то вообще не видит для себя бизнеса в этом направлении.

«РАБОТА РЕАЛЬНО ТРУДОЕМКАЯ, НО НУЖНАЯ»

Александр Евграфов — прокурор города Набережные Челны:

— Конечно, заказы надо укрупнять, если можно. Но можно ли — я пока не знаю, надо изучать законодательство. Каждое предприятие ведь само решает, как ему закупаться. Закон позволяет закупаться на 100 тысяч в квартал, но не запрещает планировать закупки на год и экономить на этом бюджетные средства. Так что сначала мы посмотрим, как законно сохранить бюджетные средства.

Максим Федоров — депутат горсовета Набережных Челнов, председатель комиссии по регламенту, правопорядку, законности и местному самоуправлению:

— Закупки до 100 тысяч без торгов — это действительно возможность ускорения сделки, и такая потребность часто есть. Но я согласен с мэром и прокурором, надо анализировать закупки, и если есть однотипные ежеквартальные, их надо объединять. Пускай город сам закупает и распределяет потом по организациям в соответствии с их заказами. Есть, конечно, свои сложности: например, с тем же бензином. Сами поставщики бензина больше чем на три месяца договора не заключают, потому что цены быстро меняются. С годовым договором они сами в убытке останутся. А в остальном все правильно. Условно говоря, покупает организация принтер, конечно, она может легко без торгов рассчитаться. Но она купит его в розницу, по рыночной цене. А если по городу общая потребность тысяча принтеров — на опте же можно сэкономить очень хорошо. Единственно, тут очень сложно все это считать и прогнозировать. Для Кропотовой (Наталья Кропотова — начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательстваавт.) это будет реально трудоемкая работа. Тут же с налету не решить, нужно стратегию вырабатывать, анализировать закупки за несколько лет. А для бюджета это хорошо — зарабатывает ведь не тот, кто дороже продает, а тот, кто дешевле покупает.