Комитет гражданских инициатив (КГИ), председателем которого является экс-министр финансов России Алексей Кудрин, в рамках проекта «Открытый бюджет» запустил в конце августа «Систему оценки прозрачности региональных и муниципальных бюджетов». В числе пилотных российских территорий для апробации системы самотестированием займутся Альметьевский район РТ и Набережные Челны.

Как заявляют в КГИ, цель системы — стимулировать прозрачность управления общественными финансами. Для этого муниципалитетам предложено заполнить таблицы, которые определят соответствие заданным параметрам управления бюджетом. Итогом анкетирования станет индекс прозрачности бюджета каждого муниципалитета. Полученные индексы составят рейтинг открытости муниципалитетов на портале «Открытый бюджет».

«Это общественная инициатива, которая объединила усилия экономистов, политологов, финансистов, хорошо разбирающихся в вопросах прозрачности и формирования бюджетов, — рассказал газете «БИЗНЕС Online» координатора проекта в Татарстане Павел Сигал – вице-президент «ОПОРЫ России». — На мой взгляд, законотворческий потенциал проекта высок. В тех аспектах системы, в которых я разбираюсь, вижу глубокую проработку, интересные идеи». Напомним, Кудрин встречался в мае прошлого года в Казани со сторонниками КГИ, где он озвучивал идею контроля за бюджетами.

По словам начальника отдела бюджетной политики управления финансов исполкома Набережных Челнов Ляйсан Галиевой, письмо из фонда Кудрина пришло на имя мэра Василя Шайхразиева, и город принял участие в проекте. Анкета разбита на несколько частей: первый этап анкетирования уже пройден, и сейчас результаты отправляются авторам. Одновременно в Челны поступит вторая часть теста. Как сообщила Галиева «БИЗНЕС Online», какой может быть оценка предложенных исполкомом ответов, предположить невозможно, видимо, у аналитиков действительно сложная система обработки результатов.

Критерии анкеты сгруппированы в три блока: «качество и формат представляемой информации», «доступность информации» и «участие граждан в бюджетном процессе». Критерии презентуются как максимально объективные, поскольку заданы они по принципу тестов с ответами да или нет, не оставляя места интерпретациям. Полученные индексы должны показать не только прозрачность, но и качество бюджетного планирования — наличие стратегии и программно-целевых методов формирования бюджета. Часть критериев сформулирована на основе методических вопросов минфина РФ, остальные лишь повысят требования к пользователям системы.

По словам Сигала, на факт участия в проекте именно Набережных Челнов и Альметьевска повлияла, с одной стороны, активность республики, с другой стороны, и в большей степени — активность глав администраций. «Эти администрации ведь являются фокусными сами по себе: в Челнах — КАМАЗ, Альметьевск — нефтяная столица. Они точно не были назначены сверху», — заявил Сигал.

Сейчас на сайте «Открытого бюджета» представлен бюджет Набережных Челнов с 2009 года, в том числе «Решение о бюджете на 2013 год». Однако пока опубликованы лишь краткие данные по графе «Образование» (например, «Охват детей дошкольным образованием», «Количество спортивных залов на 10 тысяч человек»), «Строительство дорог» («Доля отремонтированных автодорог в протяженности дорог, требующих текущего ремонта») и некие общие параметры (такие как «Расходы бюджета на содержание чиновников в расчете на одного жителя»). Словом, пока анализа как такового нет.

ЛИШНИЙ РАЗ ПОКАЗАТЬ — РАДИ БОГА!

Марат Нуруллин – председатель комиссии по экономической политике и бюджету, в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» отметил, что не считает, что инициатива приведет к большей эффективности использования бюджета. Но при этом отмечает: интересна оценка качества бюджетного планирования в Челнах.

«На сегодняшний день организаций, призванных контролировать бюджетные расходы, создано более чем достаточно: это и контрольно-счетная палата, и контрольно-ревизионное управление в составе министерства финансов, это и открытые публичные слушания, которые проводятся как по принятию бюджета, так и по его исполнению, обсуждение на депутатских комиссиях горсовета и Госсовета. Ни одной засекреченной статьи расходов у нас нет. Лишний раз показать — ради Бога», — говорит Нуруллин.

«Но лично мне интереснее вторая часть его предложений, полученные индексы должны показать не только прозрачность, но и качество бюджетного планирования: наличие стратегии и программно-целевых методов формирования бюджета. Это более важно, я считаю. Почему? Потому что зачастую бюджет у нас формируется от достигнутого и на основании каких-то целевых показателей, которые потом могут очень серьезно меняться, а бюджет изменить уже невозможно, потому что закон о бюджете уже принят. Бюджет у нас консолидированный, и очень часто неправильное прогнозирование приводит потом к проблемам бюджетного характера. Качество бюджетного планирования — это самое важное. Если это позволит улучшить качество бюджетного планирования, то я обоими руками за. Любое действие, которое приносит хоть какую-то пользу, надо только приветствовать».

В исполкоме города Альметьевска газете «БИЗНЕС Online» не удалось получить комментарий.

ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ЦИФРЫ НЕ ВЫХВАТЫВАЛИСЬ ИЗ КОНТЕКСТА

Леонид Иванов — гендиректор научно-консалтингового центра «Аудитор-Ч», депутат Госсовета РТ:

— Отношение к Кудрину у меня несколько иное, чем складывается в прессе. Он учит всех, как обращаться с бюджетом, но не надо забывать, какую бюджетную политику он проводил, будучи министром финансов.

Говоря об открытости бюджета, его прежде надо разделить на две части: доходную и расходную. Как можно говорить об открытости доходной части, если она формируется в соответствии с жесткими рекомендациями региона и правительства России? Более чем на 50 процентов бюджеты как Альметьевска, так и Челнов зависят от субвенций и субсидий из Казани. Казань согласовывает свой бюджет с Москвой, а районы — с минфином РТ. А вот открытость расходной части — это любопытно. Но на мой взгляд, проект — это больше PR-ход кудринской команды.

Должно ли население влиять на формирование бюджета глубже? С этим нужно быть осторожнее. Открытость нужна, но в пределах компетенции того, кто рассматривает бюджет, чтобы цифры не выхватывались из контекста, из стратегии. Бюджет города или бюджет семьи — разница только в масштабах. Как мы формируем бюджет семьи? Мы можем привлечь к обсуждению всех членов, включая детей. Но, с учетом их мнения, решение принимает ответственный за бюджет глава семьи. В городе же мнений больше, чем в семье, и недовольные всегда будут. То есть целевые приоритеты должны утверждаться коллегиально, а позиции по расходам — компетентным лицом.

Резюмируя, я не говорю, что бюджет должен быть скрыт за семью печатями, но и полное его раскрытие до последней копейки — это неправильно. Другое дело — отчеты по расходам. Они должны быть полными, должны аудироваться независимыми структурами и должны быть ежеквартальными, а не годовыми, когда уже ничего не исправить. Однако анкетирование в таких вопросах сомнительно, в большинстве случаев тесты остаются лишь модным трендом политтехнологов.

«СКОРЕЕ, АВТОРЫ ХОТЯТ ИМЕТЬ ВЛИЯНИЕ НА БЮДЖЕТНЫЕ ПРОЦЕССЫ»

Максим Федоров — депутат горсовета Набережных Челнов, председатель постоянной комиссии по регламенту, правопорядку, законности и местному самоуправлению:

— У нас горожане хотят участвовать только в формировании расходной части бюджета. Но есть обязательные расходы, которые составляют более 70 процентов утвержденного бюджета. Это зарплата бюджетников, есть и другие платежи, после которых от тех же 5 миллиардов остается процентов 15, и в них все еще заложены вещи, которые как бы можно и не делать, но делать надо. Например, школа у нас сгорела в прошлом году — нужен капремонт, а то дети не пойдут учиться. В итоге свободных денег по факту не остается. Поэтому наша комиссия в расходную часть уже и не лезет, ведь вопрос «кому деньги нужнее» — он уже риторический. Мы взялись работать над доходной частью.

Тем не менее я считаю, что население должно знать, на что идут деньги, раз и депутаты не все знают и не всегда имеют возможность выяснить. Ведь на каждого из распорядителей бюджета возложена определенная сумма, внутри которой он сам решает, на что сколько выделить. Взять, например, начальника управления ЖКХ: он же расходные цели не защищает, в любой момент может их поменять. Мы много раз просили отчетов, но нам не дают. Он распоряжается в соответствии с законом, мы не возражаем, но это же не мешает нам глубже вникнуть — тут лишь вопрос желания. И я думаю, если мэр Челнов согласился участвовать в этом тестировании, он, наверное, и сам хочет понять, где в самом конце деньги оседают, на что их тратят конкретные распорядители бюджета.

Назвать бюджет прозрачным сегодня точно нельзя. И председатель бюджетной комиссии сам говорил, что не разберешься, что там откуда растет. Общие статьи расходов мы видим, но конкретно на что идут деньги — на тротуар, на канализацию, на что-то иное — в самом бюджете это не отражается. Однако я считаю, что анкета не может быть реальным контрольным инструментом. Скорее, авторы хотят иметь влияние на бюджетные процессы. Хотя мы, конечно, пока не знаем, во что все это выльется. Если в результате население сможет влиять на движение денег в рамках свободных средств, то это будет замечательно. В конце концов народ у нас лучше знает, на что потратить: на дорогу или на парк. Пусть решает большинство. Только как инструмент Кудрина будет формировать это большинство? Не будет ли подлога? Кто готов утверждать, что люди, заходящие на сайт, выражают мнение большинства? Площадки интернет-ресурсов часто подменяют собой общественное мнение, имея свою собственную аудиторию. И я переживаю, что с помощью подобных инструментов то же политическое движение Кудрина может формировать некое мнение в своих интересах. Мне кажется, эта инициатива — больше мулька для народа. Навскидку идея, конечно, хорошая, но само желание объять необъятное наводит на мысли о популизме.

«ПРОБЛЕМА ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ БЮДЖЕТА ЧЕЛНОВ СУЩЕСТВУЕТ»

Сергей Еретнов — депутат горсовета Набережных Челнов:

— Эта инициатива Кудрина Челнам уж точно не помешает. Считаю, что приветствоваться должно все, что увеличивает прозрачность и открытость распоряжения деньгами. В Челнах этого явно недостаточно, и нужно радоваться, что у Кудрина — одного из лучших министров финансов в истории России — находится время на Челны.

Проблема открытости и прозрачности бюджета существует. Я считаю, что Контрольно-счетная палата Набережных Челнов — это придаток исполкома, и это много раз доказывалось тем, какие проверки они делали по поручению нашей депутатской комиссии. Счетная палата, как реально действующий контролирующий орган, в Челнах отсутствует, присутствует только название — Счетная палата. Ее задача сегодня — легитимизировать недостатки и мошенничество со стороны исполкома и мэра. Типа Счетная палата проверила — доверяйте. Никакого доверия Счетной палате у депутатов нет в принципе, вне зависимости от их партийной принадлежности. Потому что много раз она демонстрировала свою абсолютную несостоятельность. Слишком много делается вещей, которые вызывают множество вопросов. Никаких конкурсов на ремонт той же самой Набережной никто не проводил, и вообще непонятно откуда взялись эти 96 миллионов рублей на ее ремонт. Ремонт домов — абсолютно закрытая штука, там же миллиарды проходят. Как делают, что делают подрядчики — абсолютно никто не отчитывается.

Или, к примеру, контрольно-ревизионная комиссия обнаружила нецелевое расходование бюджетных средств на 400 с лишним миллионов. А дальше-то что? В большинстве случаев, я считаю, это банальное воровство, и с этим нужно что-то делать.