«БУДЕТ ЕЩЕ СЕРИАЛ ИЗ ПЯТИ СЕРИЙ»

Интерес к фильму был большой, и в зале кинотеатра «Родина» яблоку негде было упасть. Перед началом показа продюсер ленты «Рудольф Нуриев. Мятежный демон» Альфия Чеботарева сообщила, что лента эта задумывалась как часть большого цикла об известных татарах. Вышел фильм о Тукае, и вот теперь – о Нуриеве.

Съемочная группа на достигнутом не собирается останавливаться – впереди работа над художественным фильмом о «Чингиз-хане балета» и сериал о нем же. Поклонники Рудольфа могут делать пожертвования на эти фильмы на сайте – Чеботарева назвала его адрес. Так что фильмы, помимо финансирования, которое, надо полагать, все-таки будет, начнут снимать и на народные деньги.

«Гвоздем» презентации ленты был танцовщик, балетмейстер и продюсер Андрис Лиепа, который специально приехал в Казань, чтобы представить картину. В ней он почти все время в кадре и комментирует события.

- Тоталитарная система сработала на пятерку – Нуриева обвинили во всех смертных грехах. Его сделали предателем родины. Но в 1987 году он рискнул и приехал в Россию на два дня – попрощаться с тяжело больной матерью. Это был подвиг, это была его «русская рулетка», ведь никто не знал, как завершится этот визит, не арестуют ли Нуриева. Вместе с ним для страховки приехал министр культуры Франции, - рассказал Лиепа.

С ним трудно не согласиться – более 20 лет назад Нуриев ушел из жизни, но интерес к его личности не только не угасает, а напротив – возрастает. Правда, имеют место и спекуляции на имени. О Нуриеве, например, пишут книги люди, мало сведущие в балете и его творчестве, никогда с ним не встречавшиеся и даже не потрудившиеся изучить то, что в мире уже написано о Нуриеве. Что в этих книгах? Да самое банальное мифотворчество и домыслы, выдаваемые за правду.

ДЕМОНИЗМА СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ЯДУ В СПИЧКЕ

Фильм, который создавался на студии «Свой почерк» (лейб ее немного навязчиво присутствует в каждом кадре фильма в верхнем левом углу), сняла Татьяна Малова, много лет проработавшая на ОРТ, обучающая студентов основам мастерства телережиссера, академик академии российского телевидения. Очевидно, телевизионные пристрастия режиссера и продиктовали стилистику ленты, которая больше восходит к эстетике телефильма.

Ведущий в кадре, иногда его присутствие уместно, иногда нет, огромное количество «говорящих голов» – все это напоминает хорошо и профессионально сделанный телефильм времен минувших. Лиепа, конечно, заслуживает уважения. В то время, когда на имя Нуриева было наложено табу, когда за общение с ним можно было стать незвездным, Лиепа-младший общался с Рудольфом. Да, это был поступок человека честь имеющего.

Но Лиепа в кадре иногда произносит настолько банальный и необязательный текст, что просто становится неловко. Конечно, это не его вина, он поставлен в такие условия.

Тот, кто хоть немного интересовался творчеством Нуриева (а информации о нем на Западе сейчас предостаточно, и большинство исследований и мемуаров переведены на русский язык), конечно же, знает, каким неоднозначным, иногда нелогичным и абсолютно небанальным был Нуриев.

Название фильма вроде бы на это намекает – «Рудольф Нуриев. Мятежный демон». Увы... Нам предлагают почти что хронологическую биографическую ленту об артисте балета, довольно-таки скучноватую и затянутую, развивающуюся линейно. И, главное, абсолютно непонятно, ради чего снимался фильм? Нет мятежа, нет в хорошем смысле демонизма (очевидно, в качестве демонизма создатели ленты имели в виду харизму Рудольфа). Огромные и яркие куски биографии пропущены. Многие замечательные куски из спектаклей Рудольфа, сохранившиеся на пленке, в фильм не вошли. Зато хорошо сняты Монмартр и Трокадеро, рю Опера и кораблики на Сене...

Есть «уровень текста», в нем вроде бы все правильно, хотя фактические ошибки можно и здесь обнаружить, особенно это касается хорошо известного нам «казанского периода», когда Нуриев дважды – в марте и мае 1992 года – приезжал в наш город. А вот действия, которое необходимо и в документальной ленте, боли за своего героя, попытки осмыслить его поступки, нет. Да, по сути, и поступок-то в длинном фильме один – момент, когда Рудольф остается в Париже.

Подруга юности Нуриева Тамара Закржевская назвала фильм «честным и чистым», оставим за ней право на это мнение. Но друзья юности Рудольфа и Закржевская, и Леонид Романцов, снимавшиеся в фильме, производят странное впечатление – кто они, как познакомились с Нуриевым, на чем строилась эта дружба – все остается за кадром. Нет истории, а значит неинтересно.

Пожалуй, самый живой и эмоциональный человек в ленте — это партнерша Нуриева на сцене Мариинского театра блистательная Алла Осипенко, по ее существованию в кадре чувствуется, что история, произошедшая в парижском аэропорту в 1961 году, до сих пор является для нее больной темой. Жаль, что не нашлось в фильме места для Олега Виноградова, однокурсника Нуриева, который и постарался вытащить его в 1989 году в Мариинский театр станцевать в «Сильфиде». А Виноградов тем не менее жив и здоров, живет в Питере и преподает в консерватории.

Не хочется, чтобы сложилось впечатление, что фильм о Нуриеве не достоин присутствовать в конкурсном показе казанского кинофестиваля. Безусловно, что это не так. Просто ожидания наши были велики, а значит, и велико разочарование – из этой длинной ленты мы не узнали ничего нового, она не стала потрясением. Так, громкое название и громкая тема, не получившая достойного воплощения.

На пресс-конференции за некоторое время до открытия фестиваля его устроители обещали нам целый вечер, посвященный Нуриеву. В результате все свелось к показу фильма. Причем здесь подруга юности, для чего из Санкт-Петербурга приехала балетная пара, в чем заключается «проект», который был так разрекламирован?

Жаль, но мы опять наталкиваемся на набившее оскомину «хотели, как лучше, а вышло, как всегда». А ведь в этом году, когда мир отметил 75 лет со дня рождения великого танцовщика, действительно грамотно построенный проект, связанный с его именем, мог бы стать основной фишкой идущего фестиваля. Но для этого было нужно одно – доверить делать его не случайным людям, а профессионалам. В данном случае я имею в виду, безусловно, не создателей фильма.