Мы любим только то, чему названья нет,
Что, как полунамек, загадочностью мучит:
Отлеты журавлей, в природе ряд примет
Того, что прозревать неведомое учит.

Немолчный жизни звон, как в лабиринте стен,
В пустыне наших душ бездомным эхом бродит;
А время, как корабль под блеск попутных пен,
Плывет, и берегов желанных не находит.

И обращаем мы глаза свои с тоской
К Минувшего Земле — не видя стран грядущих...

***

В старинных зеркалах живет красавиц рой,
Но смерти виден лик в их омутах зовущих.

Николай Клюев. 1907.

КАЖДЫЙ НАРОД ЖИВЕТ В СВОЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ

История народов и государств — это постоянное поглощение одних другими, укрупнение сообществ, их распад и образование новых союзов. В этом процессе есть периоды спокойного течения времени, а есть бурные периоды ломки устоев. Одна фаза социальных изменений сменяется другой. При этом некоторые народы или государства могут исчезнуть с исторической арены, или же они могут создать новые государства и тогда возникает новая система координат пространства-времени. По сути дела возникает новый фазис с качественно иными социальными процессами. Образно выражаясь, старая история, достигнув точки невозврата, умирает и дает жизнь новой Истории.

Такой подход приводит к неожиданным выводам: Нулевая точка отсчета в исторической шкале времени может сдвигаться в зависимости от переломных скачков. Любое стабильное сообщество можно рассматривать в качестве автономного феномена со своей системой координат. Например, Тюркский каганат как союз различных племен был основан в 551 году. Это и есть Нулевая точка. Как явление Тюркский каганат начинается только с VI века, это качественно новая государственная система в новых границах. Раньше была другая жизнь — история кочевых империй. Элементы прежней истории остаются, но с иными функциями. Скажем, тюркам от гуннов достался военный строй, тип оружия, формы ведения хозяйства, а сами гунны ассимилируют или меняют самоназвание.

При достаточно тонком анализе, конечно, можно попытаться проследить самостоятельную «татарскую» этническую историю в рамках различных государств. Для этого нам нужно привязаться к этническому самоназванию как к отправной точке. В Терхинской надписи сообщается, что «когда писались эти письмена — о мой хан! — то присутствовали именитые моего Небесного хана, восьмиплеменные татары, семнадцать аз’скихбуюруков, сенгуны и тысячный отряд из (народа) тонгра, уйгурский народ вместе с моими тегинами» (753 г.). Татары изначально были одним из активных исторических субъектов, участвовавших в формировании тюркского народа, но татарских племен было большое количество, и каждое из них имело свое самоназвание. Можно обсуждать историю «белых», «черных», «диких» татар. Кимакский каганат учредили татары вместе с кипчаками, они все назывались кимаками. Исходя из этих и других свидетельств, мы можем утверждать только одно: различные татарские племена были составной частью различных государств, но это не собственно татарская история, а, можно сказать, исторические перипетии этнонима. Древних татар и сегодняшних татар объединяет только самоназвание. История этнонима увлекательна, но что мы можем извлечь сегодня из его прошлого? Можем только внести путаницу в современную историю, как это произошло с политонимом «булгар». Кимаки, как и булгары, являются предками нынешних татар, а булгары происходят от гуннов, как и татары. Этот калейдоскоп самоназваний можно продолжать бесконечно, без реальных результатов для науки и практики сегодняшнего дня.

В этой цепочке смены фазисов появление нового этапа может быть результатом, как внешних воздействий, так и внутренних изменений. Неустойчивая социальная система внутри себя содержит определенную «оппозицию», как альтернативу, которая может воспользоваться ситуацией нестабильности для реализации собственной идеологии. Такие «опасные» элементы содержатся в любой системе, но проявиться они могут только в периоды разлома или воздействия неблагоприятных внешних факторов. Саму неустойчивость нельзя оценивать как негативный фактор. Хотя любая система стремится к стабильности, тем не менее именно неравновесное состояние является условием динамизма, иначе система начинает стагнировать, превращается в сонное царство, то, что назвали применительно к советской системе времен Брежнева «застоем», и рано или поздно проиграет в конкурентной борьбе с внешними силами. Более того, именно наличие альтернативы, оппозиции спасает систему в периоды хаоса, позволяет перегруппировать социальные элементы на основе новой идеологии.

Существенно отметить характер изменений. Детерминированная причинность дает сбой в результате флуктуации и начинается новая цепочка событий. Генетики в таких случаях говорят о мутациях, которые трудно предсказуемы, ибо вероятностны. По аналогии можно говорить об этнических «мутациях», которые могут быть вызваны пограничной ситуацией, расколом этноса или наоборот объединением различных этносов в один. Смешению генотипов и культур способствует торговля, войны, культурное влияние, мощь государства, смешанные браки и т.д. В результате наступает переломный момент, который Нобелевский лауреат Илья Пригожин называет точкой бифуркации, когда принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее движение: станет ли состояние системы хаотическим или система перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности. В гуманитарных науках обычно говорят о социальной или научно-технической революции, экономическом кризисе, сдвиге парадигмы, смене ментальности, новой эпохе. Суть явления состоит в том, что плавное течение времени завершается и начинается новая фаза со своей новой Историей. Точка невозврата оказывается пройденной.

Переход этой точки невозврата лишает всякой надежды на реставрацию. Говоря идеологическим языком, попытки коммунистов вернуться в социализм обречены на провал, бесполезно прославление царской монархии, и ее симфонии с церковью, возврат к шариату и т.д. Стрела времени не имеет обратного хода. Эпизоды из революционной практики, когда восстания сменяются реставрацией, вроде возвращения Бурбонов, следует рассматривать всего лишь как продолжение революции, которая не бывает одномоментной, что хорошо продемонстрировал классик социологии Питирим Сорокин.

Таким образом, большая История выглядит как чередование устойчивых периодов с одной системой координат пространства-времени с неустойчивыми фазами вблизи точек бифуркации, где перед системой открывается возможность выбора одного из нескольких вариантов будущего.

Мы наивно полагаем, что любое прошлое событие оказало какое-то воздействие на последующее, а потому так или иначе имеет отношение к нам. Мы исходим из ньютоновского детерминизма, который применим к простым системам. К этому добавляются телеологические представления о предопределении. Но в точке бифуркации детерминизм «ломается», а значит, прекращается прежняя причинно-следственная связь. Иначе говоря, История начинается заново. Детерминистические суждения применимы лишь в определенных пределах стабильного, полусонного состояния общества. В остальном мы должны использовать вероятностные суждения, а в точках разлома учитывать нелинейность «пучка» или «веера» возможных путей движения.

Жизнь со временем не становится проще, она усложняется, а значит, устойчивость и простота становятся, скорее, исключением, чем правилом. Из политической истории хорошо известно, что государства, имеющие иерархически выстроенную систему управления по армейскому принципу, рано или поздно погибают вследствие своей железобетонной структуры, ставшей не спасением общества, а саркофагом. Устойчивость динамичной системы, как бы устойчивость второго порядка в отличие от «застоя», появляется благодаря неравновесности системы, гибкости структуры, позволяющей альтернативным силам во время подхватить эстафету, не превращая сообщество в реликтовую цивилизацию.

«Стоит ли помнить такое прошлое,
которое не может стать сегодняшним настоящим?»

Серен Кьеркегор

НУЛЕВЫЕ ТОЧКИ В ИСТОРИИ ТАТАР

Историю татар и Татарстана можно делить хронологически, что мы фактически и делаем. Поскольку нам интересно все, что происходит на территории республики, мы не упускаем и первобытные стоянки человека на Свияге, каменный, бронзовый, железный век на Каме. Все эти периоды являются предметом археологии, а не истории. Ни определения народа и тем более государства не применимо к тем эпохам человеческой жизни.

Появление гуннов на территории Татарстана меняет объект исследования, поскольку гунны уже представляют собой союз племен с ярко выраженной государственностью. Кочевая империя оперирует пространством иначе, нежели оседлые государства, но это не значит, что у кочевников отсутствует понятие границ, они привязаны к пастбищам, от которых зависит мощь конницы и тучность стад.

Кочевой мир позволяет передвигаться целым народам по большим пространствам и с большой скоростью даже по сегодняшним меркам. В силу этого территория современного Татарстана оказывается втянутой в мир культуры гуннов, а затем тюрков, но не в качестве самостоятельного сообщества, а элемента огромного пространства, в котором формировалась ментальность тюркских народов.

Распад Тюркского каганата и образование Волжско-Камской Болгарии можно считать точкой бифуркации. Нулевая точка отсчета — это 922 год, когда ислам стал официальной религией, Волжско-Камская Болгария перестала платить дань Хазарскому каганату, а главное — молодое государство получило международное признание, что было зафиксировано самим фактом приезда посольства Ибн-Фадлана.

Этнические элементы, вошедшие в новое государство, остались в основном прежними. Они перегруппировались и выстроили новую административную структуру. Не трудно проследить преемственность нового государства с Тюркским каганатом, но это другая история с собственной системой пространственно-временных координат. Особенность Волжско-Камской Болгарии проистекает из геостратегического значения Волжско-Камского бассейна как важнейшего торгового пути. Здесь кочевая культура соединяется с оседлой, что становится предпосылкой для принципиальной возможности появления Золотой Орды, соединявшей степь с реками, как транспортными (сухопутными и водными) путями, на чем и строилась татаро-монгольская империя. Эпоха Волжско-Камской Болгарии заканчивается в 1236 году, когда оно оказывается включенной в Золотую Орду. С того момента начинается отсчет нового исторического времени.

«В одном я уверен: в ссоре настоящего с прошлым мы утрачиваем будущее».
Сэр Уинстон Черчилль

ЗОЛОТАЯ ОРДА И ДОЛГОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Золотая Орда как мощное государство, с замечательной системой коммуникации, передвижением громадных людских ресурсов на тысячи километров, обширной торговлей привела к серьезным «мутациям» в этническом плане. Произошло сильнейшее смешение этнических групп. Это подтверждается не только историческими свидетельствами, но и генетическим анализом среди татарского населения. Преемственность с предыдущими государствами, конечно, сохранилась. Очевидно прямое заимствование Чингизханом многих элементов тюркской культуры, военного искусства, ведения хозяйства, но и кардинальные изменения налицо. Это, безусловно, новая фаза истории.

С Золотой Ордой дело обстоит непросто, поскольку она затронула судьбы многих народов. Появление татаро-монгол в европейской части стало точкой бифуркации не только для татар, но и русских, и других народов. Территория, отчасти культура Золотой Орды стала базовой для будущей России.

Официальная российская историография пытается всячески принизить этот период, показать его случайным, несущественным, не имевшим далеко идущих последствий, но на самом деле только после реформ Петра I можно говорить об избавлении от татарского наследия и то, имея в виду государственные структуры и налоговую систему, а что касается других сторон жизни, то они оказались под влиянием этого наследия. Достаточно взглянуть на терминологию в финансовой системе, чтобы понять глубину воздействия Орды на русскую историю.

На первый взгляд, распад Золотой Орды и образование множества татарских ханств говорит о принципиально новой фазе Истории. Однако это не совсем так. Если бы Золотая Орда была разрушена извне другим государством, с другой системой государственности, тогда можно было бы говорить о новой фазе. Но Московия, которой пытаются приписать честь разрушения Золотой Орды, никогда с ней не воевала, а всего лишь хотела перетянуть на себя столичные функции, что ей, в конце концов, и удалось сделать. Поэтому время татарских ханств стало всего лишь инерционным периодом, это не новая фаза, а эпилог Золотой Орды, время неустойчивых союзов между Москвой, Казанью и Крымом.

Следующая историческая фаза для татар связана с образованием Российской империи. С точки зрения государственной и политической истории здесь происходят коренные изменения. Татарский фактор вместе с падением Крымского ханства окончательно исчезает с международной арены, но продолжает влиять на внутреннюю политику, особенно во времена Смуты. Но после подавления в Поволжье пугачевского и других восстаний и выхода указа Екатерины II о веротерпимости наступает замирение. Этническая история татар становится частью тех территорий, где они проживают, в частности Казанской губернии. Для татар наступает время выживания, самосохранения, консервации того, что досталось от предыдущих столетий. Теперь в исторических процессах все зависело от тех изменений, которые могли произойти в самой России.

Капитализм привносит резкие изменения не только в жизнь русских, но и в равной степени задевает татар. Но не сами капиталистические отношения стали границей периодизации, а только капитализм, подкрепленный реформацией ислама и коренным изменением всей системы образования и просвещения. Новая волна в этническом движении начинается с «татарской Реформации» — джадидизма, о котором можно с полной уверенностью говорить как о новой фазе исторического развития. Если эти события сравнивать с европейскими, то их можно характеризовать как попытку преодолеть Долгое Средневековье. Это не стало кардинальным переломом, переходом точки невозврата. Последующие события советского периода подтвердили, что капитализм не утвердился в России. И сегодня этот процесс еще далек от завершения. Более того, после «перестройки» в Россию вернулись не только язвы раннего капитализма, но и многие средневековые традиции, возродившиеся в силу ликвидации советских структур. Образно выражаясь, Золотая Орда не хочет «отпускать», а мы не можем до конца преодолеть средневековую историю.

Учитывая пространство проживания татар, эволюцию в рамках России, можно утверждать, что вопросы происхождения татар упираются именно в Золотую Орду. Достаточно посмотреть на споры, которые развернулись вокруг «татаро-монгольского ига», Куликовской битвы или взятия Казани в 1552 году. Куликовскую битву пытались даже объявить государственным праздником сегодняшней демократической России. Из-за противодействия руководства Татарстана это не удалось сделать, но сама битва сохранилась в реестре военных побед русского оружия. Все это происходит в ХХI веке. Значит как для русских, так и татар Золотая Орда значимый фактор этнического сознания и идеологии. Нулевая точка истории начинается именно там не только для татар, но и русских. Обширная территория, полиэтничный состав и характер российской государственности появились благодаря гегемонии Москвы на ордынских пространствах.

Конечно, Волжско-Камская Болгария оказала сильнейшее влияние на формирование не только татар, но и всего Поволжья, но для нас этнически и культурно она отстоит слишком далеко. Булгарские корни выполняют функцию не столько реальной истории, сколько мифа — очень правдоподобного, научно достоверного, но все же мифа о происхождении. Даже когда мы обращаемся к образу Великого Болгара, мы перед глазами имеем город, построенный Бату-ханом, как первую ставку Золотой Орды, город, где была летняя резиденция Узбека и других ханов. Принятие ислама, первые сахабы, путешествие Ибн-Фадлана воспринимаются как легендарные. Собственно, о булгарских корнях вспомнили в ХIХ веке. В период реформирования ислама Болгар стал ориентиром для адаптации ислама к татарским условиям, означал падение зарубежных исламских авторитетов. Образ «Священного Булгара» выполнял не историческую, а символическую функцию.

Изучение истории древних слоев этнического прошлого нужно и интересно. Порой древние символы и образы могут иметь отклик в современной жизни. Достаточно упомянуть «теорию» булгарского происхождения татар, которую активно использовали после знаменитого постановления ЦК КПСС 1944 года с тем, чтобы забыть Золотую Орду. Или же празднование 1000-летия Казани, что изменило отношение к татарам в России, как автохтонному народу Поволжья. Тем не менее прошлые хронологические фазисы интересны как реликтовые, на примере которых можно отрабатывать методику исторических исследований, но к сегодняшним социальным процессам они имеют лишь косвенное отношение, через идеологию. На современное этническое сознание решающее влияние оказывает время-пространство, в рамках которого сложился основной этнический массив на вполне определенной территории Золотой Орды.

Может возникнуть вопрос: а в чем собственно преемственность с Золотой Ордой? Что именно выступает инвариантом культуры, если Нулевая точка начинается там? Ответ таков: значимы те положения «Великой Ясы Чингизхана», которые признавали все народы, все религии, все культуры равными, причем не только на словах. В период Золотой Орды начался складываться симбиоз тюрков, славян и финских народов, а сегодня на примере Татарстана можно наблюдать его позитивные последствия. В 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан. Суверенитет был провозглашен от имени всего народа республики и, несмотря на решения Конституционного Суда РФ, попыток Москвы принизить эту дату, Татарстан избрал приемлемые форму взаимоотношений внутри республики и договорные отношения с Москвой. Это качественно новый период в истории, который ничего не воссоздает из традиций Казанского ханства или Казанской губернии, а строит отношения на симбиозе народов, с признанием двух государственных языков — русского и татарского.

Признание Золотой Орды за Нулевую точку истории не означает продолжения всего, что там было, скорее, наоборот, это попытка осознать и, наконец, преодолеть Долгое Средневековье. Вместе с тем утверждение значимости всех культур, сформировавшихся на просторах Евразии, имеет непреходящее значение.

Событийная история увлекательна, как детектив, но она не объясняет нам настоящее и будущее. Событие — это некая случайность, даже если она значима, ее нельзя назвать историей. А череда случайностей тем более не история. Для того, чтобы событие стало историей, оно должно найти свое место в структуре социальных отношений, появляющихся в Нулевой точке Истории и имеющих продолжение сегодня.

О добродетели, именуемой благодарностью,
Я — в стране, что вечно в белое одета,
Предо мной — прямая долгая дорога.
Ни души — в просторах призрачного света,
Не с кем говорить здесь, не с кем, кроме Бога.

...

Но еще влачу я этой жизни бремя,
Но еще куда-то тянется дорога.
Я один в просторах, где умолкло время,
Не с кем говорить мне, не с кем, кроме Бога.

Константин Бальмонт. «Белая страна».

Рафаэль Хакимов