Вчера в Санкт-Петербурге открылся саммит «Глав двадцати». «В этом году мы отмечаем пятилетие саммита «двадцатки», поэтому вправе подвести итоги», – заявил во время своего выступления президент России Владимир Путин. За это время удалось консолидировать усилия ведущих экономик мира и начать формировать условия для предотвращения будущих кризисов. Путин отметил, что уже были приняты меры по снижению государственных дефицитов, ликвидации значительных пробелов в области финансового регулирования и по решению проблемы нехватки ресурсов МВФ. Благодаря этим мерам ситуация улучшилась. «Наиболее острые проблемы решены или контролируются», – добавил президент.

Но на этом останавливаться рано, потому что риски до сих пор сохраняются. Главной задачей Путин считает возвращение глобальных экономик к устойчивому росту. Так, например, по его словам, экономика США продолжает расти, хотя и не такими темпами, как ожидалось, в той же Японии появился экономический рост, но, опять же с оговорками, устойчивость не гарантирована. Кроме того, в еврозоне заметны подвижки. Про Россию президент деликатно не обмолвился ни словом, видимо, хвастаться нам нечем. Еще бы! Минфин в течение года не раз снижал прогноз экономического роста на текущий год.

Поэтому Путин подчеркнул необходимость структурных изменений, которые, по его заверениям, заложены в Санкт-Петербургском плане действий. «Думаю, у нас есть все основания рассматривать этот документ как разумный баланс интересов, он позволит укрепить доверие финансовых рынков к нашим планам и намерениям и вместе с тем стимулирует инвесторов обратить свои взоры на реальный сектор экономики», – сказал президент. Он добавил, что в средне- и долгосрочной перспективе большинство развитых экономик должно сократить уровень государственного долга и дефициты бюджетов. Но и этого будет недостаточно для возврата к высоким темпам роста. Именно поэтому необходимы именно структурные изменения, о чем дал понять глобальный кризис.

Что касается Санкт-Петербургского плана действий, то в нем заложены вопросы по регулированию рынка труда и налогообложения, по развитию человеческого капитала, модернизации инфраструктуры и регулированию товарных рынков. Однако, добавил Путин, это вопрос не ближайшего времени, а долгосрочной перспективы.

Также президент отметил уже достигнутые успехи на международном уровне в ряде отраслей. «Первое – это «Базель III», банковское регулирование. Второе – реформирование рынков внебиржевых деривативов. Третье – меры в отношении системно значимых финансовых институтов», – перечислил Путин. При этом для реализации таких сложных реформ не обойтись без компромиссов между ведущими экономиками мира.

Еще одной важной темой саммита Путин назвал налогообложение, а именно проблему уклонения от него. По его словам, недостаточно бороться с этой бедой лишь на уровне одной страны. «Разумеется, каждая экономика стремится создать максимально привлекательный для бизнеса налоговый режим, но это не означает, что эти режимы должны использоваться для уклонения от налогов», – пояснил президент. Поэтому по итогам саммита планируется принять совместный план по борьбе с выводом прибыли из-под налогообложения, который подготовлен совместно с ОЭСР. Итогом, считает Путин, должно стать повышение прозрачности налоговой сферы.

Далее президент предложил обменяться мнениями по повестке дня, а вопрос по Сирии (многие опасались, что он затмит основную тему саммита) отложить на деловой ужин. Дальнейшее заседание лидеров «Группы двадцати» происходило за закрытыми для прессы дверями. О чем говорили главы государств, приходится лишь догадываться, либо полагаться на слова министра финансов Антона Силуанова, который подводил на брифинге итоги первого дня работы саммита.

ПЛАН ОДОБРЕН

Итак, этот день был посвящен макроэкономическим и финансовым вопросам. Лидеры стран одобрили план действий по обеспечению экономического роста и созданию рабочих мест. Теперь дело за его реализацией, отметил Силуанов.

По его словам, все безоговорочно согласились с важностью принятия плана по размыванию налоговой базы, а для бюджетной консолидации необходимо повышать доходную базу бюджета. «Когда компании осуществляют свою деятельность в одной стране, платят налоги в другой стране, выводят прибыль из стран, где осуществляется деятельность и оказываются услуги, это вызывает всеобщее возмущение», – пояснил Силуанов.

Кроме того, лидеры «двадцатки» обсуждали вопросы финансового регулирования, большинство стран, по словам министра, положительно оценили внедрение «Базеля-III» в 2014 году. В теневом секторе банкинга также было решено навести порядок.

Был затронут и вопрос о политике фискальной консолидации, который еще недавно рассматривался как антипод экономического роста. «Сегодня позиция изменилась, и вопросы бюджетной консолидации остаются на повестке дня G20», – заключил Силуанов.

ОТНОШЕНИЯ КОНСТРУКТИВНЫЕ, НО С РАЗНОГЛАСИЯМИ

Еще до совместного заседания лидеров G20 состоялись переговоры Путина с председателем КНР Си Цзиньпином, премьер-министром Японии Синдзо Абэ и председателем итальянского совета министров Энрико Леттой.

Кроме того, состоялась неформальная встреча лидеров БРИКС. Уже чуть позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил на брифинге, что им необходимо было обозначить свои позиции по экономическим вопросам. На встрече лишь вскользь была затронута тема сирийского вопроса, который негативно может сказаться на конъюнктуре и повлиять в конечном итоге на мировую экономику. Также, по словам Пескова, обсуждался вопрос шпионажа в ряде стран, включая БРИКС. «Недовольство не скрывалось», – заметил пресс-секретарь президента. Он добавил, что подобные действия были приравнены к терроризму.

Журналисты поинтересовались у Пескова о статусе отношений Путина и Барака Обамы, учитывая события последних недель (это и сирийский вопрос, и дело Сноудена) и появившуюся в прессе информацию, что лидеров специально не будут усаживать рядом за столом. «У них отношения, такие отношения, которые должны быть между лидерами двух стран, которые делят ответственность за глобальную безопасность, стабильность. Они весьма конструктивные, хотя в последнее время изобилуют серьезными разногласиями», – ответил пресс-секретарь. Песков подтвердил, что официальная встреча двух лидеров не запланирована на саммите. Однако он понадеялся, что контакт хотя бы «на ногах» состоится, поскольку и Путин, и Обама находятся на одном мероприятии в течение почти двух дней. Стоит отметить, что все внимание журналистов было приковано к тому, как Путин и Обама встретятся перед заседанием «двадцатки». Дело в том, что российский президент лично встречал каждого лидера, прибывающего к Константиновскому дворцу. Внешне не было заметно какого-то волнения или напряженности во встрече глав государств.

Несмотря на экономическую направленность саммита, журналистов в первую очередь интересовал горячий вопрос по Сирии. Песков ответил, что легитимным органом, который может принимать такие решения, является, в первую очередь, Совбез ООН. «Ни парламент РФ, ни Конгресс США не вправе принимать решения», – пояснил Песков. При этом он отметил, что они могут принять такие решения, однако их легитимность на международном уровне останется под вопросом. Именно такую позицию отстаивает Путин, убежден Песков.

При этом российская сторона, как сказал пресс-секретарь, никоим образом не блокирует работу СБ ООН, а лишь пытается призвать партнеров объективно рассматривать ситуацию. Песков подчеркнул, что и Россия, и Америка желают мира в Сирии. При этом наша страна, по мнению Пескова, не желает, чтобы кто бы то ни было навязывал свое мнение и пытался изменить режим в другом государстве.

«МЫ ПОТРАТИЛИ ДОСТАТОЧНО СКРОМНУЮ СУММУ»

Работа международного пресс-центра кипела весь день. Даже уже за полночь никто не спешил расходиться. Стоит отметить грамотную организацию транспорта. До пресс-центра журналисты могли добраться от трех отелей как водным транспортом, так и наземным. Песков на брифинге отметил, что уже в первый день аккредитационные бейджи получил 1401 журналист. А в ресторане, любопытная деталь, в первый день обслужили 1,5 тыс. человек. На это ушло 26 т исходных продуктов. «Едите много!» – пошутил Песков.

Также председатель оргкомитета по подготовке и обеспечению председательства России в «Группе двадцати» Сергей Иванов отметил, что для страны международное мероприятие такого уровня – «ответственное дело». «Мы подошли достаточно серьезно к организации саммита, но при этом учли наши финансовые возможности, поскольку тематика «Группы двадцати» в основном направлена на улучшение состояния мировой экономики, сокращение долговой нагрузки и увеличение занятости», – объяснил Иванов, видимо, помня, что власть часто ругают за нескромные траты то на Олимпиаду, то на Евровидение, то на какое-то еще масштабное событие. Поэтому в этот раз для проведения саммита была задействованы инфраструктура в Стрельне, где еще в 2006 году проходила встреча «Группы двадцати».

«Могу сразу сказать, что мы потратили достаточно скромную сумму на организацию всего года председательства России. Она составила около 6 миллиардов рублей. Что касается непосредственно саммита в Константиновском дворце, в Стрельне, здесь наши расходы из этих 6 миллиардов составили 2 миллиарда рублей», – подсчитал Иванов. Деньги в основном были направлены на строительство дороги из аэропорта к Константиновскому дворцу, а также на сооружение нового пресс-центра, где созданы, по замечанию Иванова, все условия для комфортной работы 24 часа в сутки.

Елена Колебакина,
Санкт-Петербург