- Экзам Саматович, 8 сентября, в единый день голосования, в ряде районов Татарстана состоятся дополнительные выборы в органы местного самоуправления. Какова готовность к выборам? Где наблюдается наибольшая активность кандидатов? (Интернет конференция состоялась 22 августа)

- Основные выборы в нашей республике состоятся в 2014 году – выборы депутатов Госсовета РТ и в 2015 году – выборы президента Татарстана. Причем в 2015 году у нас пройдут не только президентские выборы, но и выборы в представительные органы муниципальных образований, у которых заканчиваются полномочия. Такая практика бывает редко. А в этом году, можно сказать, у нас состоится репетиция. Безусловно, и к предстоящим выборам надо готовиться.

8 сентября в Татарстане дополнительные выборы в органы местного самоуправления будут проходить в 33-х муниципальных районах. Всего по республике 7 608 избирательных округов, в этом году выборы пройдут в 264 из них. В предстоящих выборах задействовано 38 территориальных и 172 участковые избирательные комиссии.

Всего выдвинуты 527 кандидатов, но зарегистрированы из них были 512. Из числа зарегистрированных кандидатов от «Единой России» – 239, от ЛДПР – 121, КПРФ – 49, от «Справедливой России» – 25, от партии «Коммунисты России» – 22 человека.

- По какой причине выбыли некоторые кандидаты?

- Пятерым отказано в регистрации – ими были предоставлены не все необходимые документы, а 10 кандидатов отказались от участия в кампании на основании личного заявления. Территориальные комиссии на отказ в регистрации идут очень осторожно, мы пытаемся до конца их зарегистрировать. Считаю, не надо нарываться на скандалы и судебные разбирательства. Если есть проблемы с документацией, мы говорим: предупреждайте, приглашайте, объясняйте. С таким расчетом, чтобы максимально дать возможность исправить ошибки и зарегистрировать всех кандидатов. Пока жалоб нет, дальше посмотрим.

- В каких районах пройдут наиболее массовые выборы?

- Самое большое количество свободных избирательных округов имеется в Тетюшском, Высокогорском, Зеленодольском и Мамадышском районах республики.

БЮЛЛЕТЕНЬ ДЛИНОЙ В 82 САНТИМЕТРА

- Как считаете, а где будет наибольшая борьба между кандидатами?

- Я уже сказал, что от партии «Единая Россия» участвует 239 кандидатов – это очень серьезная сила. Считаю, что борьба будет в тех районах, где есть кандидаты от различных политических партий. Но надо учесть, что это дополнительные муниципальные выборы в отдельных поселениях, и не стоит ждать какой-то очень активной борьбы. А вот в 2014 и 2015 годах и борьба между кандидатами, полагаю, будет нешуточной, и объем работы для избирательных комиссий будет значительно больше.

- Чего ждать от выборов в Госсовет в 2014 году? Сколько партий заявится на эти выборы?

- У нас на сегодня зарегистрировано 53 региональных отделения политических партий. В России их уже за 70. Я разговаривал с коллегой из Башкортостана, у них на выборах участвуют 18 партий. То же самое, видимо, будет и у нас. Мы же это уже проходили, помните, в 90-е годы. Были очень длинные бюллетени. В Башкортостане длина бюллетеня получается 82 сантиметра. Если в выборах будут принимать участие 50 партий, то бюллетень будет полтора-два метра.

- По какой системе будут проходить выборы в Госсовет в 2014 году?

- У нас была и остается смешанная система голосования 50 на 50: одна половина депутатского корпуса будет избираться по партийным спискам, другая – по одномандатным округам. Татарстан от этой системы и не отходил. А сейчас и в других регионах переходят на смешанную систему, хотя раньше они проводили выборы по партийным спискам. И в будущую Госдуму России теперь выборы буду проходить по смешанной системе.

- Как может поменяться лицо Госсовета РТ после этих выборов в плане состава партийного и прочего?

- Конечно же, изменения будут. Либерализация российской партийной системы и упрощение процедуры регистрации политических партий расширит число претендентов на депутатские мандаты, но чуда ждать, полагаю, не стоит, поскольку реально бороться за место в парламенте будут не более пяти-шести партий. Вопрос процентного соотношения: кто и сколько мандатов из партийцев получит.

«ЧЛЕНЫ УЧАСТКОВЫХ КОМИССИЙ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ НА ПЯТЬ ЛЕТ»

- Пост председателя ЦИК РТ вы заняли год назад и, наверное, уже успели проанализировать, как до вас шли выборные процессы в РТ. Какие положительные и отрицательные моменты этих процессов можете отметить? Что уже изменили, и что планируется изменить? (Эльмира Набиуллина)

- Выборы в республике всегда  проходили организованно, в соответствии с законом, открыто, гласно, в присутствии наблюдателей, в том числе иностранных, без происшествий и с высокой электоральной активностью. Однако жизнь не стоит на месте. Избирательное законодательство динамично развивается, что, соответственно, вносит существенные коррективы в работу избирательных комиссий.

Как и в любой работе, недостатки имеют место и у нас. Ведь как говорят, их не бывает только у тех, кто не работает. Любая система не работает идеально, но к этому всегда надо стремиться. У нас есть приоритетные направления, над которыми надо еще серьезно поработать. Одно из них это повышение правовой культуры и избирателей, и иных участников избирательного процесса. Что такое правовая культура? В нашем понимании, в первую очередь, – воспитание уважения к закону. Действие закона не может быть избирательным, не может толковаться и применяться произвольно. Наша задача, равно как и задача политических и государственных  институтов, – добиться уважения к закону.

Для нас также актуален вопрос кадрового потенциала избирательных комиссий. В республике, кроме ЦИК, организацией выборов занимаются 65 территориальных избирательных комиссий и 2 762 участковые избирательные комиссии. У нас, к сожалению, территориальные и участковые избирательные комиссии не являются юридическими лицами, не работают на штатной основе, что влияет на уровень их подготовленности к избирательному процессу. Тем не менее это те комиссии, которые формируются на пять лет и отвечают вместе с нами за организацию выборов соответствующего уровня. 

Последние новеллы избирательного законодательства внесли существенные имения в работу по формированию участковых избирательных комиссий и состава их резерва, которые направлены на повышение их статуса и профессионализма.

Раньше УИКи формировались за месяц до выборов, и через 10 дней после выборов их полномочия прекращались. Когда же члены участковых комиссий определяются на пять лет, у них повышается статус. Считаю, у такой системы плюсов больше. Во-первых, если человек дал согласие на работу в УИКе на пять лет, он совсем по-другому будет относиться к выполнению своих обязанностей. Прежде чем что-либо делать, он будет думать, потому что он отвечает за свои действия в течение пяти лет.

Конечно, исходя из этого приходится перестраивать подготовку кадров. Тем более что кандидаты, которые идут на выборы, и избиратели сегодня совсем другие. Раньше члены УИКов выполняли больше «техническую» работу, а сегодня им нужны более углубленные знания в различных областях права: конституционного, избирательного, гражданского, финансового, административного. Они должны знать, как выстроить взаимодействие с представителями политических партий, наблюдателями, доверенными лицами, членами комиссий с совещательным голосом, СМИ. Задача комиссии – оказать максимум содействия для того, чтобы каждый участник избирательного процесса чувствовал себя комфортно. На избирательном участке мы должны научиться вести грамотный, конструктивный диалог, оперируя нормами избирательного законодательства. Развитая культура – правовая, политическая, электоральная – залог конкурентных, открытых, гласных выборов. За выборы отвечает не только ЦИК, а все участники избирательного процесса.

В других странах после выборов проигравший просто поздравляет соперника с победой, а у нас, как правило, начинаются длительные судебные разбирательства бывших соперников, при этом некоторые кандидаты еще до выборов начинают оспаривать результаты голосования.

«ЕСЛИ ЕСТЬ ЖАЛОБЫ, МЫ ДОЛЖНЫ ОПЕРАТИВНО НА НИХ РЕАГИРОВАТЬ»

- Не верят итогам выборов, поэтому и судятся!

- Да, если у них есть доказательства, пусть обращаются в суды. Но есть и Центральная избирательная комиссия, и территориальные, куда следует обращаться в первую очередь. Нужно менять подходы. Если есть жалобы, мы должны оперативно на них реагировать, выезжать на места и разбираться.

Мы сформировали 2 762 участковые комиссии по республике, где работают более 21 тысячи членов УИКов, и более 20 тысяч составляют резерв. И наша задача сегодня – до выборной кампании 2014 года обучить этих людей. Практически эту работу мы уже начали: у нас разработана соответствующая учебная программа. И мы будем обучать так, чтобы их работа в комиссии соответствовала требованиям выборного законодательства.

- Вы сказали, что сегодня кандидаты стали другими. Какими?

- Они стали более компетентными в вопросах избирательного законодательства. Правда, иногда у них присутствует излишняя агрессивность. А вот если бы они вели себя более корректно, то избиратели относились бы к ним с большей симпатией.

IMG_0444.jpg
 

«НАРЕЗКА» ОКРУГОВ ИДЕТ СРАЗУ НА 10 ЛЕТ»

- В плане работы ЦИК РТ на 2013 год на май было запланировано решение по определению схемы границ одномандатных округов по выборам в Госсовет РТ сроком на 10 лет, как того требует федеральное законодательство. Однако решения по схеме границ до сих пор нет. Пожалуйста, объясните, когда и кем будут определены границы округов? (Илья Новиков)

- Действительно, согласно ФЗ-157 мы должны были определить схему одномандатных избирательных округов и представить ее на утверждение в Государственный Совет Татарстана не позднее 1 июня 2013 года. Однако в данный Федеральный закон были внесены изменения, согласно которым ЦИК РТ должна определить схему одномандатных избирательных округов и представить ее на утверждение в Госсовет РТ не позднее 1 декабря 2013 года, и депутаты должны утвердить ее сроком на 10 лет. Причем должны это сделать не позднее чем за 6 месяцев до дня голосования, то есть до 14 марта 2014 года. А вообще у нас было все готово уже к 1 июня.

- Какие будут изменения относительно границ одномандатных округов?

- Изменения будут незначительные, это зависит от количества избирателей. Но к этому вопросу надо относиться очень серьезно, с учетом перспективы, так как если будут какие-то изменения, то их можно будет внести только через Госсовет Татарстана. Это очень серьезная работа, которая не терпит ошибок, ведь «нарезка» округов идет сразу на 10 лет.

- Каким образом члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета? Имеют ли право члены участковой комиссии с правом совещательного голоса пересчитывать бюллетени? Если нет, то каким образом они могут убедиться в правильности произведенного подсчета? (Марат Курбанов, Альметьевск)

- Если у члена участковой комиссии с правом совещательного голоса возникло сомнение в правильности подсчета голосов, он должен обратиться к членам УИК с правом решающего голоса c просьбой разобраться в этом вопросе.

- Когда нужно выразить свой протест – сразу же после подсчета?

- Да, тут же, незамедлительно. Если у заявителя есть серьезные доводы о нарушениях, тогда члены УИК с правом решающего голоса могут принять решение о пересчете голосов.

- Но обстановка при этом остается прежней: члены УИК с правом решающего голоса сами пересчитывают, а с правом совещательного голоса – со стороны наблюдают за этим?

- Да, эта процедура предусмотрена действующим законодательством. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» четко в статье 29 прописывает, что  члены комиссии с правом совещательного голоса обладают равными правами с членами комиссии с правом решающего голоса, за исключением некоторых моментов. В частности, они не могут выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов и референдумов; участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии, составлять протоколы об административных правонарушениях.

- А каково соотношение членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса?

- Количество членов УИК с правом решающего голоса зависит от количества избирателей, а с правом совещательного голоса – от количества кандидатов и партий, участвующих в выборах. Каждый кандидат имеет право направить только одного члена УИК с правом совещательного голоса. А члены УИК с правом решающего голоса назначаются по предложениям субъектов выдвижения от политических партий, по месту жительства, работы или учебы. По нормативу – от 5 до 16 членов.

IMG_0433.jpg
 

«ГОНОРАРЫ ОТ ГОСУДАРСТВА» НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ»

- Законно ли получать премию от партии во время выборов? Меня приглашали в наблюдатели в начале этого года от партии «Справедливая Россия», обещали лично от них 3 тысячи рублей за правильные голоса, есть запись на сотовом телефоне в доказательство, также обещали платить гонорар от государства. Гонорар не платят, хотя обещали. Заранее спасибо. Верю в честные выборы. (Салахов Артур Рифкатович)

- Это вопрос взаимодействия политических партий со своими соратниками, и он не относится к компетенции избирательных комиссий. Никакие «гонорары от государства» выборным законодательством не предусмотрены. Выборным законодательством предусмотрена только оплата труда членам комиссий с правом решающего голоса и лиц, привлекаемых к работе на основе договоров в период выборной кампании. А оплата услуг помощников, наблюдателей, доверенных лиц кандидатами, как правило, осуществляется на основании их взаимных договоренностей.

- Но ведь все расходы на избирательную кампанию, в том числе на оплату услуг наблюдателей и других помощников, наверное, должны идти из избирательного фонда кандидата, и он должен отчитаться по всем статьям?

- Если кандидат привлекает людей и заключает с ними договор на оказание услуг, например, на проведение агитации, то услуги должны быть оплачены. И, конечно же, все расходы должны идти только через избирательный фонд кандидата или партии. Но не все кандидаты или партии договора заключают, и люди потом не могут получить обещанных денег.

«ЧЛЕНЫ УИК НЕСУТ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

- Работаю в «поле» – являюсь членом УИК Казани с правом решающего голоса и этого, и прошлого созыва. Вопрос такой: планируется ли постепенный переход от нынешнего дурного фарса к проведению реальных выборов с определением реальных предпочтений избирателей? (Шамиль)

- Что такое «дурной фарс»?

- Это когда итоги выборов зависят не от того, как проголосовали, а как подсчитали.

- Вообще этот вопрос звучит довольно странно, поскольку, как говорит сам Шамиль, он давно работает в участковой комиссии…

- … Значит, знает все изнутри!

-Да, он должен все знать, ведь он член УИК с правом решающего голоса и является организатором процесса голосования, подведения итогов, и в своей деятельности должен руководствоваться Законом и только Законом. И он несет правовую ответственность за свои действия наравне с другими членами комиссии. Если ему, как члену комиссии, известны факты нарушения закона, он обязан о них сообщить и добиться их устранения до подведения итогов. Это его право и обязанность.

- Кому сообщить?

- В первую очередь, вышестоящей комиссии (ТИК, ЦИК РТ), дабы предотвратить нарушение закона или наказать нарушителей за неправомерные действия. Ведь члены УИК несут как административную, так и уголовную ответственность за противоправные поступки. Мне кажется, этот вопрос требует более детального разговора и конкретного разбирательства. Я готов встретиться и выслушать автора этого вопроса. Может быть, у него есть какие-то полезные предложения.

«ИНТЕРНЕТ-БЛОГЕРЫ ДЕЙСТВУЮТ ПО ПРИНЦИПУ: УСЛЫШАЛ ЗВОН…»

- Есть еще один вопрос от Шамиля, но от того же самого или другого, не знаю. Он звучит так: «Экзам Саматович, вы аж 7 лет руководили аппаратом президента РТ, то есть все нити в выборный период были в ваших руках. Всем известно, как договаривались руководство Казани (Исхаков) и Татарстана (Шаймиев) по кандидатурам в Госсовет республики. И если уж договоренность была достигнута, вариантов не было – эта кандидатура будет выбрана любыми способами! Как говорится, важно не как проголосуют, а как подсчитают голоса… А теперь вы на посту председателя ЦИК РТ обязаны быть гарантом честности выборов. Наверное, зная все технологии подтасовок, вам будет легче справиться с этой задачей? Или вас назначили для того, чтобы результаты выборов 2014 года были предсказуемыми?» (Шамиль, участник многих выборных кампаний)

- Шамиль, мне неизвестно, что вам известно. Вопросы процедуры голосования и подведения итогов всегда муссируются как до, так и после выборов. И до тех пор, пока подобные разговоры не будут иметь под собой доказуемую основу, они относятся к разряду политической риторики.

Конечно, на любое нарушение закона Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан должна реагировать незамедлительно. К 2014 году мы обязательно найдем оперативные схемы работы. Например, помните, в одном из избирательных округов в Апастовском муниципальном районе блогеры сообщали о нарушениях? И иной информации по этому вопросу не было, все ждали: вечером по телевизору объяснят. А ведь время уходит!

- То есть ЦИКу надо оперативно реагировать и вмешиваться в ситуацию?

- Да, надо работать оперативно, ведь раз написали, люди прочитали, и у них складывается соответствующее мнение. Тем более если территориальная комиссия молчит. Это же неправильно!

- Значит, ЦИК будет мониторить интернет и использовать его для коммуникации с населением?

- Конечно, ЦИК должен оперативно вмешиваться, при необходимости выезжать на места и разбираться. Сидя в кабинете, нельзя определить, есть нарушения или нет. Но нередко интернет-блогеры действуют по принципу: услышал звон и, не проверив, написал. Эдакая бравада: вот я какой молодец, как я их! А то иногда это делается и с целью провокации.

На сайте ЦИК РТ имеется раздел «Выборный процесс в Республике Татарстан в постановлениях судов», где размещены сборники судебных постановлений, принятых в период 2003 - 2009 годов. Сборник по итогам избирательных кампаний 2010 - 2012 годов готовится к изданию и вскоре также будет размещен на сайте. Думаю, некоторым будет любопытно познакомиться с наиболее часто встречающимися спорными вопросами, возникающими между участниками избирательного процесса, и нашедшими разрешение в судебных инстанциях.

«ЮРИДИЧЕСКУЮ СИЛУ ИМЕЕТ ТОЛЬКО ПРОТОКОЛ»

- Будут ли использоваться на выборах в РТ видеокамеры и КОИБы? Может ли запись с видеокамеры послужить основанием для проверки результатов голосования? Пока на обращения о том, что по записи на некоторых участках проголосовали раза в два меньше, чем по официальным данным, ваш заместитель Каменькова отвечает, что контроль по видеозаписям в избирательном законодательстве не предусмотрен. (Шамиль)

- В ряде наших районов комплексы электронного голосования (КЭГи) применялись. КОИБы (комплексы обработки избирательных бюллетеней) у нас в республике не применялись, так как не решена до конца техническая проблема, связанная с применением бюллетеней на двух государственных языках и размером избирательных бюллетеней.

Если говорить о предстоящих парламентских выборах в Госсовет, решение по данному вопросу будет приниматься, исходя из финансовых возможностей бюджета республики, поскольку эта процедура очень и очень дорогостоящая. В избирательном законодательстве не имеется норм, закрепляющих запись с видеокамер в качестве основания для проверки результатов голосования. Юридическую силу имеет только протокол об итогах голосования, подписанный всеми членами УИК с правом решающего голоса.

- А зачем тогда видеокамеры?! Зачем многомиллионные траты на их установку?

- Этот вопрос не совсем в мой адрес, поскольку решение по нему принималось не на нашем уровне. Я считаю, что действующее избирательное законодательство предусматривает достаточно мер, позволяющих проводить выборы честно и прозрачно.

НАДО ИЗГОТОВИТЬ 2 ТЫС. ПРОЗРАЧНЫХ УРН НА 10 МЛН. РУБЛЕЙ

- Как обеспечите прозрачность выборов 8 сентября 2013 года и особенно в 2014 году? Будут ли стеклянные урны и видеофиксация, нормальные условия для работы наблюдателей? По-моему, этого мало, т.к. подсчет голосов идет практически за закрытыми дверями: и от видеокамеры можно отвернуться, и наблюдателей оттеснить от стола… Какие еще меры могут  сделать выборы прозрачными? (Ирина Фомина)

- Прозрачность, открытость и гласность обеспечивается соблюдением закона. Что касается подсчета голосов за закрытыми дверями, то эта процедура закреплена Законом. Ровно в 20.00 часов участковая комиссия обязана закрыть двери. В помещении для голосования имеют право находиться только члены УИК, кандидаты, доверенные лица кандидатов, наблюдатели, средства массовой информации. Если в момент закрытия участка в помещении находились избиратели, которые не успели проголосовать, комиссия обязана дать им возможность завершить волеизъявление.

Прозрачные урны в республике использовались, ими обеспечены более 50 процентов избирательных участков. Будут они также и на выборах 8 сентября 2013 года и в 2014 году. До 2015 года нам, исходя из нормативов ЦИК России, надо изготовить дополнительно 2 тысячи урн.

- Интересно, кто их изготавливает, и сколько они стоят?

- Для всех избирательных комиссий – около 10 миллионов рублей. Их изготовит предприятие, выигравшее тендер. Прозрачные урны, видеофиксация, электронное голосование, SMS-голосование – все это активно обсуждается в последнее время в интернете. Но, мне кажется, это интересует только небольшую часть населения, а основная масса готова голосовать так, как мы это традиционно делаем.

IMG_0476.jpg
 

«ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ НИКОМУ НЕ ВРЕДЯТ!»

- Экзам Саматович, вы долгое время были чиновником, причем высокого ранга. Не сложилось ли у вас стойкое мнение, что честные выборы только вредят? Во-первых, народ может выбрать совсем не тех, кто умеет правильно управлять; во-вторых, «разгул» демократии может привести к бардаку в парламенте, вместо слаженной работы. (Олег)

- Честные выборы никому не вредят! Это однозначно. Мы опять говорим о доверии. Когда мы так говорим, мы практически принижаем нашу роль – роль избирателей. Фактически, именно избиратель все решает: он выбирает. За последние 20 лет уровень правовой культуры и грамотности у населения значительно вырос. Сегодня люди уже знают, за кого голосовать, а эти мутные фразы о нарушениях, фальсификациях итогов выборов, закрытых дверях, по-моему, уже набили оскомину даже тем, кто ими постоянно оперирует.

- Но недоверие к результатам выборов у населения есть, это факт! И недоверие это имеет под собой почву.

- К сожалению, недоверие в определенной степени имеет место, и избирательная система над этой проблемой работает. В том числе оно возникает и из-за отсутствия объективной информации во время дня голосования и обратной связи с избирателем. В то же время нужно понимать, что выборы – это серьезная политическая борьба, и некоторые его участники готовы использовать самые различные технологии, в том числе и провокационные. Я бы сказал, что это недоверие нередко еще и искусственно подогревается теми, кому это очень нужно и выгодно.

Очень важна связь избирателя с депутатом, связь избирателя с выборным должностным лицом. Если эта связь двустороння, не формальная, если есть взаимный конструктивный диалог, избиратель придет на выборы. У нас много хороших примеров активной работы депутатов со своими избирателями. Например, в Чистополе на дополнительных выборах избрали начальника НГДУ «Ямашнефть» Виктора Смыкова. И люди его ценят, потому что он там много для них сделал. Когда депутат работает с избирателями добросовестно и с открытой душой, то на следующих выборах у него больше шансов обойти оппонента.

- Как вы считаете, многопартийность долго продержится? Огромное количество маленьких партий – это признак демократии или некая «детская болезнь» на пути к демократии? (Филин Илья)

- В 90-х годах мы это уже проходили. Сегодня в Татарстане зарегистрированы 53 партии, и цифра эта постоянно меняется. Многопартийность отражает политические предпочтения в обществе. Она возможна только в демократическом, правовом государстве, в котором гарантируются равные политические права, в том числе право граждан создавать политические партии. Наверное, мы когда-нибудь придем к такой модели, когда будут реально конкурировать две партии, как, например, в США, хотя партий там не две, а значительно больше. Насколько сложившаяся многопартийность жизнеспособна в России, время покажет.

«МОЛОДЕЖЬ СОСТАВЛЯЕТ ТРЕТЬ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ТАТАРСТАНА»

- Насколько активно молодежь республики принимает участие в выборах?

- Довольно активно, но, считаю, недостаточно. Здесь имеется огромный резерв для работы всех нас.

- А вообще избирательные комиссии должны работать с молодежью?

- Конечно! Молодежь составляет треть избирателей Татарстана. Существует мнение, что молодые люди аполитичны и не ходят на выборы. А я бы не стал делать столь поспешные выводы. В России молодой человек получает избирательное право – право принимать участие в делах государства лично или через своих представителей в 18 лет. С этого возраста он может участвовать в выборах в качестве избирателя и выдвигать свою кандидатуру на муниципальных выборах в представительные органы власти.

От того, насколько активно будет взаимодействие с молодежной аудиторией сегодня, зависит, каких избранников и какой электорат мы получим в ближайшей перспективе. Эта работа на завтрашний день. За последние годы ЦИК наработала свой позитивный опыт взаимодействия с молодежью. Эта работа ведется систематично и планомерно в рамках программы по повышению правовой культы организаторов и участников избирательного процесса. Она принимается на год, и молодежный раздел составляет значительную часть этой программы.

- В каких направлениях реализуется эта программа?

- Мы исходим из таких составляющих термина «правовая культура», как знание, понимание права, навыки правового поведения. Правовая грамотность – вот что сейчас необходимо многим молодым людям. Как привить знания, как повысить интерес к выборам? Думаю, один из эффективных путей – это постоянный диалог с молодежью. Им есть что сказать, есть что спросить, и вопросы они задают очень серьезные. С ними интересно общаться.

Сейчас ЦИК возобновила практику дней открытых дверей для студентов вузов и старшеклассников. К нам приходили студенты: журналисты, международники, юристы, медики. Встречи мы проводим за круглым столом в зале заседания Центризбиркома. На них мы обязательно приглашаем членов ЦИК от политических партий. Такое живое общение дает очень многое. Во-первых, ребята узнают о деятельности избирательных комиссий, о людях, которые работают в системе организации выборов. Мы обсуждаем самые разные темы, но, в первую очередь, конечно, нам интересно знать их взгляд на выборы.

- И какой он?

- Разный. Из тех, кто к нам приходили, кто-то уже голосовал, кто-то ни разу не ходил на выборы. Радует, что есть среди наших молодых гостей и те, кто имел опыт работы в участковых комиссиях в качестве наблюдателей. Ребята интересуются выборами, у них сейчас такой возраст, когда формируется целостная картина о происходящих вокруг них процессах. И чтобы она действительно стала целостной, им нужна информация. Им нужны знания для того, чтобы понять и сделать выводы.

Я думаю, наше общение снимает вопросы, на которые они не находят ответы в других источниках, и расширяет их представление об избирательной системе. Некоторые студенты после таких встреч приходят к нам на практику, пишут дипломы, мы закрепляем наших специалистов в качестве их консультантов. Связь не теряется. Ведь это наши нынешние и будущие избиратели и потенциальные члены избирательных комиссий всех уровней, вплоть до ЦИК РТ.

- Вы сами принимаете участие в круглых столах?

- Обязательно. Пока ни одну встречу не пропустил.

IMG_0455.jpg
 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТУРНИРЫ НА КУБОК ЦЕНТРИЗБИРКОМА 

- Кто выступает инициатором таких встреч - студенты или ЦИК?

- В 2005 году ЦИК инициировала проведение Дней открытых дверей для учащейся молодежи. Сейчас эти двери не закрываются… В последние время идея встретиться за круглым столом все чаще принадлежит вузам. Очень многое зависит от преподавателей. Я благодарен преподавателям, которые были у нас, за то, что они на своих занятиях развивают интерес молодежи к общественно-политической жизни нашей республики. Если политика обсуждается, если задаются вопросы, за ответами на которые они приходят в ЦИК, то можно говорить о развитии правовой культуры молодых избирателей.

- А старшеклассники в гостях у ЦИК были?

- Пока не были, но мы их очень ждем. А вот мы у них бываем, такая практика в работе ЦИК имеется. Школьники, согласитесь, – это несколько иная аудитория, нежели студенты. Для них привычны более активные, более динамичные формы общения. Мы для них и для студентов, в том числе, придумали очень интересную форму общения через интеллектуальные игры.

С 2009 года ЦИК проводит интеллектуальные турниры по истории выборов, избирательному праву и процессу на Кубок Центризбиркома. Дважды почетным гостем на играх был знаменитый магистр телеигры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь. Кубок проводится совместно с брейн-клубом Татарстана. На финальную игру в конце года мы собираем около 50 команд молодых знатоков избирательного права. Игры проходят по правилам «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринга». Аудитория большая – почти 300 человек. В организационном плане нас очень поддерживают министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ, министерство образования и науки РТ, мэрия Казани.

Интеллектуальный потенциал нашей молодежи очень большой, его нужно развивать. Подобные состязания, а также конкурсы, встречи, обучения, летние школы молодых избирателей, которые проводит ЦИК, популярны среди молодежи, молодых преподавателей, и мы благодарны им за проявленный интерес и участие в наших проектах.

IMG_0503.jpg
 

ИЗБИРАТЕЛЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ - 10%

- Среди избирателей есть и люди с ограниченными физическими возможностями. С ними взаимодействуете?

- Этот вопрос приоритетный для республики в целом. Сейчас очень многое делается для создания безбарьерной среды жизнедеятельности наших граждан с ограниченными физическими возможностями. В Татарстане реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда». Повышенное внимание этому вопросу уделяется ЦИК России, Владимир Евгеньевич Чуров держит его на личном контроле.

Избиратели с ограниченными физическими возможностями составляют 10 процентов от всех избирателей республики. Наибольшее количество избирателей, являющихся инвалидами по зрению, слуху и опорно-двигательному аппарату, находятся в Казани и Набережных Челнах. Вопросов много: и доступность участков, и создание благоприятных условий для голосования. Решение этих и других актуальных вопросов мы заложили в проекте «Дорога на избирательный участок», который ЦИК РТ реализует совместно с органами местного самоуправления и обществами инвалидов Татарстана.

- Что делается уже в этом году?

- Во-первых, провели мониторинг избирательных участков на предмет их доступности для избирателей с ограниченными физическими возможностями. В республике образовано 2 762 избирательных участка, наибольшее их количество находится в помещениях учреждений образования и культуры. Так, в Казани и Набережные Челны в школах расположены более 70 процентов избирательных участков. В муниципальных районах республики в школах - более 30 процентов, в домах культуры, сельских клубах – более 50 процентов избирательных участков. К сожалению, не все они приспособлены к приему этой категории избирателей. Информация о дислокации избирательных участков и степени их адаптации была доведена до кабмина РТ для включения в перечень объектов программы «Доступная среда».

Во-вторых, начали налаживать более тесные связи с обществами инвалидов, очень активно работаем с татарстанским ВОС и обществом инвалидов Татарстана. Территориальные избирательные комиссии на местах сотрудничают с местными отделениями по вопросам актуализации списков избирателей, составления паспорта избирательного участка и карты маршрута избирателя от дома до избирательного участка.

Паспортизация участков – это действующая практика ЦИКа, мы намерены ее продолжать. В паспорт участка включается информация о количестве избирателей с ограниченными физическими возможностями, наличие условий для реализации избирательных прав. Например, может ли избиратель самостоятельно попасть в помещение для голосования, особенно этот вопрос актуален для граждан с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В карту маршрута избирателя включается информация о наличии условий, позволяющих беспрепятственно выйти из дома и добраться до участка. Создание условий – эта задача муниципалитета. В целом эти вопросы решаются, однако кое-где по тем или иным причинам они все еще актуальны.

В-третьих, продолжаем практику информационно-разъяснительной работы среди этой категории избирателей. Очень плотно и плодотворно сотрудничаем с республиканской библиотекой для слепых и слабовидящих. Наиль Ибрагимович Сафаргалеев – директор библиотеки – наш добрый друг и помощник в делах организации и проведения мероприятий с нашими особенными гражданами. На базе библиотеки мы проводим республиканские интеллектуальные турниры по избирательному праву и процессу, в турнирах участвуют даже команды из Марий-Эл. Совместно с библиотекой выпускаем информационные материалы, памятки для незрячих граждан на языке Брайля.

Зимой провели очень интересную Skype-конференцию с общественными организациями инвалидов республики, обсудили актуальные вопросы, возникающие в районах. Весной подвели итоги большого молодежного творческого конкурса «Мы гражданин России!», в котором приняли участие более 200 ребят с ограниченными физическими возможностями. Интересный проект ЦИК долгие годы реализует в Набережных Челнах совместно с реабилитационном центром «Изгелек» и молодежным клубом инвалидов «Ника». Проект называется «Ограниченные возможности – неограниченное право». Молодые «никовцы» организовали свой собственный агитационный театр, который занимается информированием избирателей, проходящих реабилитацию в центре. Удивительный проект! Приглашаем журналистов посетить их выступления.

- Насколько высока активность избирателей, являющихся инвалидами?

- Достаточно высокая. Очень активная молодежь, у них обостренное, в хорошем смысле слова, чувство гражданственности. Приведу пример проекта, который был реализован республиканской библиотекой слепых и слабовидящих на выборах 2011 - 2012 годов. Проект называется «Мобильная дорога на избирательный участок». Он позволил незрячим гражданам с помощью средств реабилитации самостоятельно, без какой-либо помощи добраться до избирательного участка. Инициаторы проекта – молодые ребята, которые хотят быть равноправными участниками избирательного процесса и полноправными членами гражданского общества. Мы, организаторы выборов, обязаны гарантировать реализацию их прав и реагировать на их запросы.

 

«СЛОЖНО ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ СМИ К ТЕМЕ ДУМАЮЩЕГО ИЗБИРАТЕЛЯ»

- Довольно интересное направление работы ЦИКа. Оно дает результат?

- К первой части вопроса я бы добавил: малоосвещенное направление работы, и это неслучайно. Достаточно сложно привлечь внимание СМИ к теме думающего и грамотного избирателя. Легче показать его безграмотным и аполитичным, и тем самым на негативе поднять рейтинг своих передач. Конечно, только силами ЦИК правовую и электоральную культуру населения не повысить. В этом должны быть заинтересованы все участники избирательного процесса, в том числе  партии и кандидаты, ведущие борьбу за голоса думающего электората и ответственных граждан. Результаты наша работа дает. Электоральная и политическая активность молодежи, делающей осознанный выбор, в республике с каждым годом увеличивается, и мы уверены, она будет достаточно высокой и на выборах в 2014 году и последующих выборных кампаниях.

- После подведения итогов выборов всегда говорят, что Татарстан «рисует» явку избирателей на уровне 99,9 процента…

- 99,9 процента – это не у нас, в Чечне – 99,61 процента.

- В чем все-таки феномен национальных республик, почему там высок показатель явки избирателей?

-  Никого феномена нет. Есть менталитет населения республики, которое всегда относилось и относится к выборам со всей ответственностью и пониманием. И плюс надлежащая организация работы по подготовке выборов и их проведению. Все то, что Татарстан сумел сохранить после 90-х – и  сельское хозяйство, и промышленность – направлено на благо его жителей, и эти факторы положительно влияют на электоральную активность и настроение наших граждан. Вот вам и хорошие проценты явки избирателей.

- Часто можно слышать, что руководители пугают своих сотрудников: не придете на выборы, узнаю и накажу…

- Может быть, кто-то и говорит так, но это не от большого ума. Людей надо убеждать ходить на выборы, а не принуждать. Принуждение всегда вызывает только отторжение. А вообще выборы в соответствии с законом – дело добровольное, понуждение к участию в голосовании нарушает конституционные права граждан.

- За выборами мэра Москвы вы следите?

- Конечно, слежу. Сложившаяся ситуация очень интересна. Думаю, что шансы на победу Сергея Собянина неплохие.

- Как считаете, у Навального какие шансы?

- Безусловно, Навальный наберет голоса тех, кто его поддерживает. Неисключено, что определенный процент голосов он может получить и за счет протестного голосования. 

«НЕ Я ИСКАЛ РАБОТУ, А МНЕ ЕЕ ПРЕДЛАГАЛИ»

- Как вы восприняли предложение перейти на работу в Совет Федерации – как повышение или как понижение? Ведь известно, что часто «на высокое повышение» местная власть отправляет неугодных себе. (Амир)

-  Какое понижение?! Должность члена Совета Федерации приравнивается к должности федерального министра. Конечно, эта должность – повышение! Я в жизни никогда не думал, что буду членом Совета Федерации! 

- А как это произошло?

- Как вы помните, срок полномочий на посту президента Татарстана у Минтимера Шариповича Шаймиева заканчивался в 2006 году, и он собирался уходить. Естественно, при смене руководства приходится задумываться о своем будущем. К тому времени руководителем аппарата президента я работал уже 7 лет. Это очень много. А в марте 2005 года Владимир Владимирович Путин предложил Минтимеру Шариповичу продлить полномочия. Предложение было принято.

В свою очередь Минтимер Шаймиев предложил мне стать членом Совета Федерации от исполнительной власти республики. Это было неожиданно для меня. Я, конечно, согласился. В моей жизни сложилось так, что не я искал работу, а мне ее предлагали. Это и до сих пор так. В свое время предложили возглавить предприятие, был и первым заместителем министра сельского хозяйства, возглавлял Мамадышский район… В 1998 году неожиданно предложили должность руководителя аппарата президента Республики Татарстан. Я не знаю, почему именно мне предложили эту должность.

«О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ ВООБЩЕ ПЕРЕСТАЛИ ГОВОРИТЬ»

- Как вы оцените нынешнюю кадровую политику в республике?

-  Тема формирования и наличия кадрового потенциала всегда была и остается очень актуальной. К сожалению, приходится констатировать, что в перестроечный период, после 90-х годов, этой важнейшей составляющей политики любого государства, республики и даже любой организации не уделялось  должного внимания. В результате этого мы сегодня имеем то, что имеем. Можно сказать, определенный кадровый голод.  

К чести республики надо сказать, что у нас к кадровой политике всегда относились с особым вниманием. Еще со времен Фикрята Ахмеджановича Табеева (первый секретарь Татарского обкома КПСС с 1960 по 1979 годаред.) в Татарстане была своя, проверенная временем система подбора кадров, которая давала положительные результаты.  Эта работа также была и остается  приоритетной и в деятельности аппарата президента РТ.  Благодаря всему этому нам удалось в определенной степени сохранить и не растерять наш кадровый потенциал, как это случилось во многих регионах.

Помню, в Совете Федерации утверждали заместителей одного из руководителей федеральных структур. И задаем руководителю вопрос: по каким критериям вы назначаете руководителей: по профессионализму или по преданности? И никто не ожидал такого ответа, но он сказал: конечно, по личной преданности… К сожалению, в последнее время о профессионализме вообще перестали говорить. А это тупиковый путь.

- В последнее время много примеров, когда на высокие посты назначают очень молодых людей. Как правило, детей высокопоставленных чиновников или крупных бизнесменов. Как вы к такой практике относитесь?

- Нормально отношусь. Почему человек должен страдать от того, что его родители занимают высокий пост? Если молодой человек и в самом деле хорошо подготовлен, компетентен – это одно, а если наоборот? Можно морально сломать человека на всю жизнь. Конечно, жизненный и профессиональный опыт у руководителя должен быть обязательно. 

IMG_0528.jpg
 

«…И ТОГДА МНЕ ПОРУЧИЛИ ПОРАБОТАТЬ С СЕНАТОРАМИ»

- В Совете Федерации работать было легче, чем руководить аппаратом президента РТ?

- На любой ответственной работе работать нелегко. Работа сенатора в Совете Федерации, безусловно, отличается от аппаратной работы. Наличие представителей от региональной власти в верхней палате парламента дает региону право отстаивать и защитить интересы субъекта на уровне федерального центра.

Помните, когда встал вопрос о пролонгации договора между республикой и федеральным центром? И Сергей Миронов (в то время председатель Совета Федерации) выступил резко против договора. Госдума федеральный закон «Об утверждении договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти российской федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» приняла, а Совет Федерации его не одобрил.

Татарстан начал новую процедуру обсуждения и принятия. И тогда мне и Алексею Михайловичу Пахомову, как членам Совета Федерации от Татарстана, поручили поработать с сенаторами, чтобы они высказались положительно о нашем договоре. Приехал председатель Госсовета РТ Фарид Хайруллович Мухаметшин, и мы три дня встречались с каждым сенатором, объясняли ситуацию. А нас спрашивали: почему такой договор нужно заключать только с Татарстаном? Говорили: вам и так все дают больше других… Но нам удалось убедить членов Совета Федерации, и принятое Госдумой решение было одобрено.

- А чем вы убеждали сенаторов?

-  Мы говорили о специфике республики с учетом его многонационального состава, об особенностях развития экономического потенциала. Мы цифрами доказывали, что Татарстан дает стране гораздо больше, чем получает обратно, что наша республика донор, а не реципиент. Они даже не знали этого!

«ЧЛЕН СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ БУДЕТ ИЗБИРАТЬСЯ ВМЕСТЕ С ГЛАВОЙ РЕГИОНА»

- Работая в Совете Федерации, вы были членом многих комитетов: по социальной политике, по контролю за обеспечением деятельности СФ, по естественным монополиям, по делам молодежи и спорту, по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения, по природным ресурсам и охране окружающей среды. С чем связана такая «всеядность»? (Нурия)

- По регламенту каждый член Совета Федерации имеет право быть членом одного комитета и двух комиссий. В то  время, когда я пришел в Совет Федерации, у нас было 29 комитетов и комиссий. Я выбрал комитет по социальной политике. Еще я был членом двух комиссий. Когда Совет Федерации возглавила Валентина Ивановна Матвиенко, она из 29 комитетов и комиссий оставила только 10 комитетов, а каждый сенатор мог быть членом только одного комитета. Из-за этих процедурных моментов и получилось, что я работал по многим направлениям.

- Не секрет, что Совет Федерации на практике не имеет того значения, который ему причитается по статусу. Как считаете, сможет ли Валентина Матвиенко поднять его престиж? (Славин)

- Совет Федерации – это палата регионов. Если говорить о роли палаты в законодательной деятельности, то наглядный пример я уже приводил. За последние годы Совет Федерации прошел серьезные этапы развития, и в дальнейшем его работа будет совершенствоваться.

У меня были хорошие отношения и с Сергеем Михайловичем Мироновым. Но как может спикер одновременно быть и руководителем верхней палаты парламента, и возглавлять политическую партию? Он третье лицо в стране, вместе с президентом и премьер-министром принимает те самые программы, которые как лидер партии потом критикует. Нет никакой логики! Сама эта обстановка была непонятной.

Валентина Матвиенко имеет огромный опыт работы: была и послом, и вице-премьером, и губернатором. Она навела порядок в работе комитетов, сделала ее более эффективной. По предложению Матвиенко принят закон, согласно которому член Совета Федерации будет избираться вместе с главой региона. Например, в 2015 году в Татарстане состоятся выборы президента республики. И каждый кандидат на эту должность в свой список включает три фамилии тех, кого он хотел бы видеть в качестве члена Совета Федерации. Избранный президент потом сам определит, кто из троих кандидатов станет его представителем в верхней палате парламента. А по выбору сенатора от Госсовета процедура остается прежней.

 

«БЫЛ ЧЕМПИОНОМ ТАТАРСТАНА И РОССИИ»

- Экзам Саматович, расскажите о своей спортивной карьере – очень любопытно! (Марат Хайруллин)

- Я с детства любил борьбу, в деревнях на сабантуях борются сильнейшие, все хотят победить… В 1970 году я поступил в Казанский ветеринарный институт, где была секция греко-римской борьбы. Я, конечно, в нее записался, и мне очень повезло – я попал в руки хорошего тренера. В течение двух лет я выполнил норму кандидата в мастера спорта, потом мастера спорта, выиграл республиканские соревнования по греко-римской борьбе.

Потом параллельно начал заниматься национальной борьбой. Был чемпионом России. Конечно, борьба многое мне дала, научила держать удар. Я объездил практически весь Советский Союз, приобрел много друзей, с которыми общаемся до сих пор.

- А сейчас как поддерживаете физическую форму?

- Стараюсь два-три раза в неделю посещать фитнес-центр и бассейн, люблю  поиграть в бильярд.

«ГОЛУБАЯ МЕЧТА – ПОДГОТОВИТЬ ЧЕМПИОНОВ МИРА И ОЛИМПИЙСКИХ ИГР»

- Почему именно вас избрали президентом Федерации греко-римской борьбы РТ? Какие шаги вы уже предприняли на этом посту? (Ильяс)

- До меня президентом Федерации греко-римской борьбы РТ был бывший министр строительства Марат Шакирзянович Хуснуллин, а когда он ушел на работу в Москву, практически два года федерацией никто не руководил.

Последние 20 лет мы больше внимания уделяем развитию командных видов спорта: хоккею, футболу, баскетболу, волейболу. Дорогие игроки, дорогое удовольствие… Все правильно, их надо развивать, но при этом надо поддерживать и индивидуальные виды спорта, своих спортсменов и детские спортивные школы. К сожалению, таким индивидуальным видам спорта, как борьба, уделяется мало внимания. Федерация борьбы РТ в год получает всего 1,8 миллиона рублей. 

- Спонсоры помогают?

- Спонсоры помогают тому, где они могут получить выгоду. Вот если бы у нас был хотя бы один спортсмен уровня Александра Карелина… В Альметьевске и Челнах в нашем виде спорта есть сильные ребята, а вот Казань слабо представлена.

Сейчас министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ начало заниматься федерациями, укрепляет их, находит спонсоров. Это очень правильно. Моя голубая мечта – за счет массовости подготовить в республике чемпионов мира и Олимпийских игр. Если в нашу бытность мы подготовим хотя бы одного олимпийского чемпиона, я бы сказал: жизнь в этой части удалась!

У нас есть мощный базовый потенциал – национальная татарская борьба «корэш». Почему так получается, что те ребята, которые становятся батырами Сабантуя, мастерами спорта по национальной борьбе, потом куда-то пропадают, у них нет роста? Почему нет интеграции в другие виды борьбы? Я, конечно, знаю почему – у нас нет хороших тренеров. В свое время мы упустили это звено, потому что за 8 - 10 тысяч рублей никто не хотел тренировать. Надо исправлять ситуацию, для этого мы разработали программу. И у нас уже есть первые успехи: недавно ребята 1994 - 1995 годов рождения впервые выиграли Кубок ПФО.

«ДОКТОРСКУЮ РАБОТУ ЗАЩИЩАЛ В МОСКВЕ»

- Недавно российскую науку сотрясли скандалы по поводу липовых докторов и кандидатов наук... Вы доктор сельскохозяйственных наук, кандидат биологических наук. Ваши «корочки» реальные? На какую тему писали диссертации, где защищались? (Арина Семенова)

- Когда в 1975 году я окончил институт, мне предлагали поступить в аспирантуру, но я отказался и уехал работать в деревню. Работал специалистом, отслужил в армии, в 1981 году был избран руководителем хозяйства. Было желание заняться научной работой, и я стал соискателем ученой степени кандидата наук.

В то время кандидат наук получал 285 рублей, доцент – 320 рублей, первый секретарь обкома партии – 450 рублей, первый секретарь горкома – 350 рублей. Вот так ценилась наука. В 1989 году я защитил кандидатскую диссертацию по сельскохозяйственной теме. У меня даже все рукописи сохранились на всякий случай…

Докторскую работу защитил  в 1997 году в Московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева.

- Экзам Саматович, спасибо за содержательный разговор. Успехов вам на новом поприще!