БЛЕСК И НИЩЕТА

Закончилась Универсиада-2013, которая, безусловно, стала не только крупным международным спортивным событием, но и мощнейшим инфраструктурным проектом, драйвером, который смог повысить инвестиционную привлекательность Казани и международный рейтинг Татарстана. Отгремели фанфары, разбор полетов об эффективности вложенных средств и финансовых обременениях бюджета еще предстоит, но приближается пора уточнения параметров бюджетов всех уровней на 2014 года. На фоне ярких событий Универсиады, второй по величине в Республике Татарстан город Набережные Челны скромно отметил День города, где самым ярким событием стал конкурс самодеятельности. Прошел он более чем незатейливо, во многом потому, что финансовая политика властей нашего города, да и монетарных властей Татарстана вызывает множество вопросов.

Весь год не избранный напрямую избирателями мэр города и чиновники, как заклинание, повторяют причину недофинансирования многих статей и проектов, аргументируя тем, что все силы и средства пошли на Универсиаду. В июле в Набережные Челны совершил блиц-визит президент РТ Рустам Минниханов, который приехал на юбилей команды «КАМАЗ-Мастер». Спортивные события и праздники, бесспорно, позитивное явление для имиджа республики, но ситуация в городской экономике, перспективы развития города и всего региона Закамья, как промышленного центра Татарстана, вызывают ряд вопросов. Поэтому уместно было бы предложить чиновникам и «промышленным генералам» подискутировать о стратегии развития города и региона.

print_572730_538563.jpg
В июле в Набережные Челны совершил блиц-визит президент РТ Рустам Минниханов, который приехал на юбилей команды «КАМАЗ-Мастер» (фото: tatarstan.ru)

ЗАПАДНЯ МОНОГОРОДА

Не диверсифицированная экономика Набережных Челнов на фоне сообщений о спаде промышленного производства и падения выручки и объемов продаж КАМАЗа на 11% за первое полугодие 2013 года едва ли добавляют оптимизма горожанам. КАМАЗ вновь держится на плаву за счет госзаказа. Появившиеся сообщения о скором приобретении немецким концерном «Даймлер» до 45% акций КАМАЗа заставляют задуматься о неизбежных негативных социальных последствиях этого шага — массовых увольнениях и закрытии неэффективных производств. Но руководство автогиганта отмалчивается по этому поводу, как не сообщает и о стратегии развития автогиганта. Мы не против того, чтобы КАМАЗ стал современным конкурентоспособным и высокотехнологичным предприятием, что подразумевает альянс с одним из ведущих мировых автопроизводителей. Но должна существовать некая «дорожная карта» на переходный период, чтобы нивелировать социальные издержки, о которых мы помним по кризисам 1990-х и 2008 - 2009 гг.

На этом фоне выглядят архаично и нелепо попытки городских властей строить пропаганду на памяти первостроителей КАМАЗа и города. Мы строили КАМАЗ, а построили «Даймлер»? И как теперь будет выглядеть представительство КАМАЗа в органах законодательной власти? Депутаты «сборной КАМАЗа» в Горсовете и Госсовете РТ станут «сборной Даймлера»? Вы видели где-нибудь в немецком парламенте любого уровня, например Ландтаге федеральной земли Баден-Вюртемберг, депутатов «сборной Даймлера»? Отсюда напрашивается вывод, что всех представителей КАМАЗа, как «иностранных агентов» стоит «равноудалить» из законодательной власти.

ИЗ ГОДА В ГОД НАБЕРЕЖНЫМ ЧЕЛНАМ УСТАНАВЛИВАЮТ САМЫЕ ВЫСОКИЕ ТАРИФЫ

Масса вопросов накопилась по экономически обоснованному ценообразованию тарифов. Почему из года в год Набережным Челнам устанавливают самые высокие тарифы на тепло, на ЖКХ, противоречащие запрету президента Путина на рост не более 6%? Пробуксовывают инфраструктурные проекты — ремонт и строительство дорог и сетей, как общегородских, так и для развития промышленной зоны, находятся в крайне удручающем состоянии. Яркий пример, вечно затапливаемая разбитая дорога на пересечении автодороги №1 и Сармановского тракта. На ремонт дорог в Набережных Челнах выделена смехотворная сумма, не позволяющая осуществить даже ямочный ремонт. Хотя известно, что до 30% ДТП происходят из-за плохого состояния дорог.

Рекомендации по развитию автомобильных кластеров предполагают осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров. Многие предприниматели вынуждены приглашать в город из других регионов различных технических специалистов, арендовать им жилье, так как кадровая проблема по дефицитным специальностям в городе налицо. Но для этого нужно строить социальное жилье — «доходные дома». Однако из-за позиции чиновников мэрии, сооружающих административные барьеры и контролирующих строительный рынок, нам остается только завидовать опыту Калуги и других автомобильных кластеров, где роль чиновников снижена до минимума.

В Набережных Челнах, без протекции мэра, к сожалению, все проекты пробуксовывают. Яркий пример, мэр пиарится на строительстве велосипедных дорожек и благоустройстве набережной, подчеркивая, что все это делается на спонсорские деньги строительной фирмы, выделившей 20 млн. рублей. А в это время в блог мэра пишут рассерженные дольщики, которым эта организация в очередной раз срывает и переносит сроки сдачи дома. Хотелось бы также услышать от членов правительства РТ ответ на вопрос о реалистичности исполнения параметров «Программы социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны на 2011 - 2015 годы», стратегии развития промышленного Закамья.

В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ САМАЯ НИЗКАЯ ЗАРПЛАТА И САМАЯ ВЫСОКАЯ СТОИМОСТЬ ЖИЛЬЯ В РЕСПУБЛИКЕ

Все, наверное, помнят, как на идущих выборах в Москве конкуренты нещадно раскритиковали Собянина, за его оговорку, что он затевает многомиллиардные проекты, не имея стратегии? Звучит там немало и других, по сути оскорбительных заявлений, типа «Понаехали! Москва не резиновая», «Хватит кормить...» и «Москва - самый обеспеченный регион, если сравнивать с провинцией». Стоп, господа московские политиканы! Давайте разберемся, кто кого кормит и действительно, может, хватит нас кормить баснями и кичиться благосостоянием, полученным за счет выкачивания ресурсов из провинции?

Простые факты: расходная часть дефицитного бюджета Набережных Челнов составляет 6,2 млрд. рублей. Налогов за прошлый год перечислено в бюджеты всех уровней около 15 млрд. рублей. В соответствии с законодательством, в городе остается 25% налоговых отчислений, остальное — межбюджетные трансферты. Из этих 25% на местах оставлены самые труднособираемые налоги. Для сравнения: на Универсиаду в Казани потрачено около 228 миллиардов. Это бюджет Набережных Челнов почти за 40 лет! Какой рывок в развитии можно было бы совершить городу, имея хотя бы часть этих возможностей? Но если в Казани строят спортивные объекты, то у нас мусорный полигон для всего Закамья...

Со времен Шаймиева из риторики властей Татарстана исчезли тезисы о федерализме, регионе-доноре, самодостаточности, опоре на свои силы. Мы не идеализируем те времена, но если уж регионам из Москвы навязывают, как им называть своего главу (как угодно, только не президент!), не дают избирать свою власть напрямую, загоняют в искусственно создаваемые долги, то за такую политику мы не голосуем.

По опубликованным данным исследований, в Набережных Челнах самая низкая зарплата среди регионов России. Самая низкая обеспеченность жильем на человека в Татарстане тоже у нас — около 20 кв. м на человека. А стоимость квадратного метра одна из самых высоких — 45 тыс. рублей. И это при позитивной динамике рождаемости и вынужденной отрицательной миграции перспективной молодежи из города. Почему это происходит?

У НАС НА БУМАГЕ ВСЕ ЖЕ ФЕДЕРАЦИЯ, А НЕ МОНАРХИЯ

В последнее время много пишут о кредитных рейтингах стран и регионов. На фоне повышения кредитного рейтинга Татарстана рейтинг Набережных Челнов понижен до «мусорного»? Мы намекаем не только на строительство мусорной свалки для всего Закамья возле города, но и на дефолт и банкротство городского бюджета. И это регион-донор? Мы выступаем против несправедливой налоговой, бюджетной, тарифной политики «правящей партии», ущемления прав регионов и граждан. Мы не хотим ощущать себя гражданами «второго сорта» под давлением правящей вертикали, на фоне разговоров про «хватит кормить...» У нас на бумаге все же федерация, а не монархия и вопрос о справедливом межбюджетном выравнивании и прозрачности бюджетных потоков вполне достоин референдума.

Если уж в Набережные Челны зашел «Даймлер», то стоит напомнить, что недавно в Германии федеральные земли Гессен и Бавария, регионы-доноры, подали иск в Федеральный Конституционный суд против несправедливой, на их взгляд, финансовой и налоговой системы. Там не стесняются задавать подобные вопросы. От мэров провинциальных городов, ущемленных в полномочиях, придавленных вертикалью и партийной субординацией, мы подобного не ожидаем. Они лишают слова депутатов и говорят о чем угодно, но не о реальных проблемах, не защищают интересы городов и региона. Поэтому все вопросы, обозначенные выше, мы, челнинцы, адресуем президенту РТ Рустаму Минниханову. Ведь он все же президент всех граждан Татарстана, а не только казанцев.

Сергей Еретнов