4.jpg
 

ПЯТЕРО СМЕЛЫХ ДЛЯ РАЗЪЯСНИТЕЛЬНЫХ БЕСЕД С МЭРАМИ И ГЛАВАМИ

Сегодня в первой половине дня у торгового центра «Кольцо» собрались порядка 10 казанских активистов федерального проекта «СтопХам», вооруженные огромными круглыми наклейками с надписью «Мне плевать на всех. Паркуюсь, где хочу!» Перед тем, как отправиться на ловлю «тех, кому плевать», они грозно предупредили, что начнут свой рейд с главной площади города – с площади Свободы.

«Чтобы показать, что те люди, которые издают законы, в свою очередь, нарушают их сами, – заявил организатор казанского движения «СтопХам» Станислав Кузьмин. – Мы хотим показать людям, что есть нерадивые чиновники, главы администраций. С ними сегодня мы будем, грубо говоря, бороться, проводить разъяснительные беседы».

Проводить беседы с мэрами городов собрался костяк казанского филиала «СтопХам» – это пять человек. Остальные волонтеры сегодня принимали участие в рейде по собственному желанию. По признаю Кузьмина, у казанской организации есть свои спонсоры: один выделяет средства на печать наклеек, второй штампует тематические футболки. Разговоры о том, что активисты получают зарплату, Кузьмин категорически опроверг, заявив, что все это «личная инициатива каждого активиста». Кстати, стоимость одной наклейки составляет 120 рублей. Сегодня таких было приготовлено 30 штук.

Напомним, в Казани больше года назад уже проводился рейд, участники которого также использовали наклейки «СтопХама». По словам Кузьмина, это был разовый выход какой-то группы, которая не стала продолжать заниматься этим делом. Сегодня молодые люди всячески давали понять, что решительно настроены на продолжительную борьбу...

1.jpg
 

НУЖНЫ, НО НЕ ТАМ

После мотивирующего выступления Кузьмина активисты двинулись по улице Пушкина к площади Свободы, по пути высматривая нарушителей правил парковки. По какой-то причине они прошли мимо здания «УНИКСа», не обратив внимания на полдюжины автомобилей, припаркованных прямо на тротуаре. По всей видимости, молодые люди решили бороться с нарушениями ПДД, связанными только с парковкой на проезжей части, затрудняющей проезд автомобилей.

На пути к ГБКЗ группе активистов «попался» лишь один таксист, его автомобиль был припаркован на проезжей части вторым рядом. Услышав от стопхамовцев замечание по поводу неправильной парковки, водитель вежливо согласился и уехал.

Основная партия автомобилей, атакованная активистами «СтопХама», была припаркована у зданий ГБКЗ и Конституционного суда РТ – излюбленного места обитания служебных авто чиновников Госсовета и кабмина. Там-то на лобовые стекла авто и были прикреплены наклейки. В большинстве своем хозяева автомобилей, надо отдать им должное, спокойно реагировали на действия активистов и не шли на открытый конфликт. Так, водитель автомобиля Hyundai Santa Fe, представившийся Робертом, согласился с тем, что нарушил правила дорожного движения, но не разделил мнение активистов по поводу места проведения рейда. 

«Осознаю, что нарушил, – кивнул он. – Но машина не мешает проезду общественного транспорта – здесь нет автобусной или троллейбусной линии. Заехал сюда на пять минут. Такие акции на самом деле нужны, но не в этих местах. Они нужны там, где припаркованные автомобили мешают проезду общественного транспорта, где автобусная полоса. А здесь кому я мешаю?»

Справедливости ради отметим, что его машина, действительно, никому не мешала. Впрочем, на площади Свободы машины вообще не загораживали проезд, отчего смысл всего похода активистов несколько терялся. В Казани есть множество других улиц, по которым машины ползут с черепашьей скоростью из-за припаркованных у обочин авто. Но активисты были настроены решительно.

 

ТРУДНОСТИ РОСТА

В это же время из Дома правительства вышел помощник президента Татарстана Айрат Хайруллин. К нему подъехала его служебная машина. Он отметил газете «БИЗНЕС Online», что поддерживает не саму акцию, а необходимость парковаться там, где положено.

«Отменили левые повороты, пробок стало меньше. Раньше у меня дорога на работу занимала 40 минут, сейчас она занимает 15 минут. Транспортная проблема в один день не решается. Появились 11 новых развязок. Недавно поехал на "квартал", редко бываю в той части города. Проскочил. Пять минут и мы уже были на Химграде, буквально две минуты отсюда (от кабинета министров РТ – прим. авт.) – и мы уже в районе "Ривьеры". Ни в одном городе транспортная сеть так быстро не развивалась. А сколько подземных парковок! Есть бесплатные, по 30 рублей в час, половина из них пустуют! Есть парковка около ж/д вокзала. Помните, какая там была свалка? Стыдно было смотреть – в центре города. А сейчас цивилизованные парковки, как в любой цивилизованной стране», – рассказывал он.

Айрат Хайруллин поддерживает не саму акцию, а необходимость парковаться там, где положено
Тем временем, активисты «СтопХама» переключились на нового водителя, который подъехал к зданию минкульта...

Где будет следующий рейд, активисты не сказали, пообещав сюрприз. Впрочем, потом признались, на улице Япеева. Выходить в рейд они намерены, по крайней мере, один раз в две недели. Сегодня около 15 машин получили «уведомления», что их хозяевам «плевать на всех».

2.jpg
 

МОНЕТИЗАЦИЯ «СТОПХАМА»

Эксперты «БИЗНЕС Online» отнеслись к акции «стопхамовцев» двояко: наклейками проблему парковок не решить, но с чиновниками действительно надо что-то делать.

Дмитрий Золотов - представитель федерации автовладельцев России (ФАР) в Казани:

- Сами стопхамовцы не являются водителями. В основном это пешеходы, которые не знают правил дорожного движения и пытаются чего-то добиться, учить водителей, как правильно парковаться. Все эти акции, которые сейчас проходят, больше рассчитаны на PR, а не на решение проблемы. Как наклейки решают проблему с парковками? Основная масса активистов выходит в рейды для того, чтобы потусоваться с друзьями.

Сейчас очень модно какое-то движение или тему развивать, а потом скидывать в интернет. Раскидывать по пабликам социальной сети, заливать на YouTube и набирать подписчиков. Когда подписчиков соберется большое количество, канал монетизируют и живут за счет этого. Основной акцент будет идти на количество просмотров на YouTube, а не на исправление той ситуации, которая происходит на дорогах.

Но к кабинету министров сегодня вышли для того, чтобы привлечь внимание к проблеме именно чиновников. Потому что они начинают классифицировать водителей на первые и вторые лица – тем, кому можно парковаться у кабмина, и тем, кому нельзя. А это неравенство на дорогах порождает конфликт и хамство. Когда простые водители видят, как ПДД нарушают чиновники, они начинают повторять за ними.

Единственный вариант решения проблемы – это снимать на камеру и отправлять в ГИБДД. Это единственный законный метод, потому что действия «СтопХама» являются нарушением закона. Клеить наклейку на лобовое стекло нельзя, так как это автоматически запрещает дальнейшую эксплуатацию автомобиля. Также они выходят на проезжую часть в неположенном месте и начинают общаться с водителем. А люди, которые сами борются за справедливость и против нарушений на дорогах, нарушая сами, автоматически становятся такими же хамами. Против кого они тогда борются?

5.jpg
Айрат Хайруллин поддерживает не саму акцию, а необходимость парковаться там, где положено

Получается, что «СтопХам» – это группа лиц, которая выбрала определенную тактику, не зная всей этой системы, не видя проблемы изнутри. Они выходят в рейды со своими друзьями, привлекая прессу, чтобы просто развлекаться.

Михаил Савин - заместитель начальника полка ДПС по Казани:

- Честно скажу, я принципиально не давал команду, чтобы не применять в отношении активистов санкций за нарушение правил дорожного движения и выход на проезжую часть. В действиях «СтопХам» я увидел, честно говоря, провокационные методы работы. У них, по всей видимости, есть желание поработать в качестве инспекторов ДПС. Так пускай приходят, у нас есть вакансии! Возможно, они проведут какой-то ребрендинг нашей структуры с помощью их технологий. Но опять же, ГИБДД работает в правовом поле, а они работают именно психологическим воздействием для того, чтобы, прежде всего, пропиарить свое движение. Но я хотел бы их называть своими помощниками.

Ребята не обладают профессионализмом общения с людьми, и было бы лучше, если бы они работали с уведомлением ГИБДД. Чтобы не было такой реакции граждан, мол, что какие-то люди ходят вокруг машин, наклеивают непонятные наклейки. Не могу высказать искреннюю признательность сегодняшней их акции, поэтому и назвал ее пиаром.