460.jpg
Ришат Хасанов рассказал, что по поручению президента РТ «Идел-Пресс» приобрел оборудование Manroland для того, чтобы учебники для Татарстана печатались в республике

ТРИ БЫСТРОРАСТУЩИХ СЕГМЕНТА

Сегодня генеральный директор издательства «Идел-Пресс» Ришат Хасанов на брифинге рассказал о приобретении в июле этого года по поручению президента РТ уникальной десятикрасочной печатной машины европейского оборудования Manroland, которая позволяет запечатывать лист с обеих сторон одновременно, не переворачивая его. Поручение направлено на то, чтобы учебники для Татарстана печатались в республике, пояснил он «БИЗНЕС Online».

«Есть возможность печатать десять красок: пять с одной и пять с другой стороны. Также мы купили новейшую книжную линию Kolbus, которая позволяет изготавливать книги в интегральной обложке и тонкие книги, – уточнил Хасанов. – В 2010 году была приобретена газетная печатная машина «Хайлайн» (Индия»), которая была пристыкована к старой печатной машине. И тогда мы получили машину, которая позволяет печатать 32 полосы формата А3. Машина была введена в эксплуатацию в 2012 году, потому что требовала долгого монтажа – она как трехэтажный дом. За этот год нам удалось сформировать хороший штат печатников. Сейчас у нас печатаются тиражи компаний «Домо», «М.Видео». У нас в планах использовать эту машину для печати московских газет. Мы располагаемся удобно относительно основных производителей бумаги».

По словам Хасанова, сегодня три самых быстрорастущих сегмента – это детская литература, учебная и религиозная литература. «Детские книги и учебники бывают иногда очень тонкими и в большинстве своем требуют интегральную (гибкую) обложку. Мы установили саму машину, которая делает интегральные обложки, а также установили двухкрасочную машину (также фирмы Manroland) для печати текстовой продукции цветности 1+1 (черная краска с одной и с другой стороны). Книжная линия была установлена фирмой «Колбус». Что касается печатной машины, то на подобной в Германии в 2007 году был установлен мировой рекорд по количеству отпечатанных заказов в день. Самое главное – это перестройка с одного заказа на другой, а так как машина автоматизирована, она позволяет очень быстро переходить с одного тиража на другой», – сообщил он.

Весь комплекс оборудования, привезенного из Европы, теперь позволяет выпускать полноцветные учебники, которые соответствуют федеральному стандарту. «Согласно этому стандарту вес учебников в зависимости от возраста учеников не должен превышать определенной константы. По печатной машине аналогов такого оборудования в России, когда можно быстро переходить с заказа на заказ, нет. По книжной линии – такие линии установлены на крупнейших полиграфкомбинатах в Ульяновске, Твери, Можайске, Смоленске», – перечислил гендиректор издательства.

4.jpg

«БЕЗ НОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ТЫ НЕ В РЫНКЕ»

Издательство является филиалом ОАО «Татмедиа», и фактически это заказ «Татмедиа». Оборудование, по словам Хасанова, было приобретено на заемные средства – кредит в банке на пять лет. Стоимость оборудования – порядка 150 млн. рублей.

Как объяснил руководитель издательства, на «Идел-Прессе» и раньше печатались учебники татарстанских издательств. «В связи с возникновением новых требований к учебникам, к их виду без нового оборудования мы уже не могли их печатать. Когда у тебя нет такого оборудования, ты не в рынке, и поступают только заказы, не требующие высокого качества, – рассказал он. – Мы печатаем учебники для Татарского книжного издательства, «Магариф-Вакыт», «Хэтер» и «Татармультфильм». Раньше они размещали заказы в Москве и Кирове. Получив это оборудование, мы привлекли и крупнейшие московские издательства: «Дрофа», «Вентана-Граф». С «Просвещением» мы подпишем договор в следующем году и начнем с ними работать. Уже в этом году мы отпечатали большое количество книг на всю Россию для «Дрофы». Сейчас мы, например, отгружаем «Физику» Перышкина и «Химию» Габреляна для регионов России. Печатаем практически весь школьный перечень учебников. В месяц мы печатаем до 100 наименований различными тиражами. Общий тираж, который мы печатаем, назвать сложно, потому что у каждого учебника он свой. Например, тираж «Физики» – 20 тысяч экземпляров, есть учебники с тиражом 50 тысяч».

Назвать точные суммы контрактов Хасанов затруднился, поскольку оборудование было запущено только в июле, а сезон учебников начинается с января. Поэтому сейчас издательство находится на догоняющих позициях». «Пока сложно говорить о суммах контрактов. Хотя, например, у «Дрофы» на следующий год запланирован заказ на сумму 70 миллионов рублей», – уточнил он.

«У «Просвещения» есть свои полиграфические мощности в Подмосковье, а у «Дрофы» их нет, и им нужна производственная площадка. Мы выбирали издательства, у которых не было своих мощностей. С «Дрофой» мы работали и раньше, но печатали небольшие объемы. Те средства, которые министерство образования республики тратит на приобретение учебников, если оно приобретается у издательства, которое размещает заказы здесь, то фактически деньги остаются в республике, – объяснил Хасанов выбор заказчиков. – По татарстанскому рынку можно сказать, что книги, которые выпускает «Идел-Пресс», больше никто не сможет печатать. Для этого рынка мы монополисты. Частично мы печатаем книги и для Башкирии, и для Марий-Эл. По полиграфическому рынку происходит падение тиражей художественной литературы и переход с хорошей, белой бумаги на серую, газетную. Тиражи падают, но наименования расширяются».

ВЫХОД НА КОММЕРЧЕСКИЙ РЫНОК

По словам собеседника газеты, в объеме «Идел-Пресса» доля государственных заказов – порядка 10 - 12%, остальное – коммерческие заказы. Работа ведется с «Дрофой», «Олма Медиа Груп», «Эксмо», издательством «Белый город». Через пять-шесть месяцев издательство планирует выйти на печать тиража в 45 тыс. экземпляров в день. Сейчас этот показатель составляет 30 тысяч.

«По учебникам мы только начинаем входить в российский рынок, и прогнозировать что-то сложно. Для сравнения: у нас работают 450 человек, в Смоленске, например, работают 1,1 тысячи - 1,2 тысячи человек, в Ульяновске – 1,3 тысячи человек. Наше издательство сейчас на этапе становления, и сейчас готовимся, чтобы «Идел-Пресс» уверенно чувствовал себя на коммерческом рынке: делаем ремонтные работы в здании, обучаем персонал по современным требованиям. Бывшее советское предприятие мы ставим на коммерческие рельсы, чтобы на равных чувствовать себя с другими игроками российского рынка, которые в 90-х годах успели развиться и занять свою нишу на рынке», – объясняет стратегию Хасанов.

По его мнению, рынок весьма перспективен. «Многие сейчас думают, что учебники перейдут в планшеты. Но при долгой работе устают глаза, и родители вряд ли допустят это для своих детей. Также можно сравнить стоимость учебника и среднюю стоимость планшета, – говорит он. – Кроме того, Росимущество выставило в России на приватизацию множество полиграфических предприятий. А так как они были построены, в основном, в центре города, то новый инвестор будет рассматривать его как недвижимость и превращение в бизнес-центры. В 2014 - 2015 годах по всей стране ожидается приватизация полиграфических предприятий по всей стране. Многие прекратят существование. «Идел-Пресс» же не будет приватизировано».

7.jpg
В феврале этого года президент РТ Рустам Минниханов посетил ПИК «Идел-Пресс», где ему показали современное оборудование для печатания книг (фото: prav.tatarstan.ru)

НЕОБХОДИМА СЕРЬЕЗНАЯ РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что новое оборудование достаточно сложное и специфичное и не факт, что его удастся загрузить.

Ольга Морозова – директор по производству ОАО «Издательство «Просвещение»:

- Могу сказать, что установка указанного парка оборудования не является гарантом выхода «Идел-Пресс» на российский рынок учебной литературы, поскольку печатное оборудование, насколько я понимаю, листовое, что не позволит осуществлять печать больших тиражей в короткие сроки, а также себестоимость печати на листовом оборудовании существенно превышает стоимость печати на ротационных печатных машинах. Поэтому для крупных издательств, каким является «Просвещение», запуск вышеуказанного печатного оборудования не является значимым.

Конкуренция на российском рынке высокая, позиции данного игрока я оцениваю с позиции издательства как невысокие. Опираюсь прежде всего на имеющийся парк оборудования и ценовую политику.

Сроки окупаемости оборудования считать не имеет смысла, поскольку неизвестны технические характеристики машин и планируемая загрузка на данном оборудовании.

6.jpg

Олег Гайдаш – руководитель департамента полиграфического оборудования и расходных материалов «АБАК»:

- Если издательство прошло ежегодный отбор и вошло в перечень организаций, допущенных к печати учебников, то минобрнауки России в дальнейшем направляет этот перечень в органы управления образованием субъектов РФ, которые и закупают учебную литературу для школ региона. «Идел-Пресс» – крупнейший ИПК РТ, имеющий все необходимое оборудование и потенциал для реализации таких проектов не только в рамках Татарстана.

В каждом регионе свои игроки и выиграть тендер минобраза – дело чести каждого развитого в технологическом и техническом плане ИПК. Да, считаю, что конкуренция сильная. Ведь общее количество допущенных к таким работам предприятий в РФ равняется 79.

Такие инвестиции – 150 миллионов рублей – не делаются безосновательно. Это результат серьезного просчитанного со всех сторон бизнес-плана, и ставкой не может быть одно или два направления. Это целенаправленная работа по развитию и производству самого широкого ассортимента газетной, книжно-журнальной продукции с применением современных высокоинтеллектуальных технологических линий. А срок окупаемости таких вложений зависит от работы комбината в целом и от помощи крупных коммерческих и государственных структур. Нельзя при этом не учитывать нестабильность рынка в полиграфической отрасли, я бы сказал его стагнацию в последние годы. Поэтому я бы не стал называть никаких цифр.

У «Идел-Пресса» сегодня лидирующие позиции в книгоиздательстве и возможностях печати длинных тиражей.

2.jpg

Юрий Чесноков - президент национальной ассоциации полиграфистов России (nrap.ru):

- Предварительный анализ заданных вопросов и анализ рынка изготовления крупносерийных тиражей книжных изданий (в том числе полноцветных) показывает, что резко (за полгода) увеличить объем реализации и производства невозможно без существенного изменения продаж (в том числе, увеличения числа менеджеров) и перестройки производства под требования заказчиков (себестоимость, качество, номенклатура, время и тому подобное).
Если в указанной типографии «Идел-Пресс» есть действующая эффективная система активных продаж с CRM и одновременно отлаженная система ISO-9001 (только не для галочки, а реальное внедрение 8 принципов СМК – системы качественного менеджмента), которые работают не менее трех лет, тогда все вышесказанное возможно реализовать в столь сжатые сроки, хотя и сложно.

В реалиях, как правило, инвестиции в расширение производства приводят к тому, что те заказы, которые выполнялись на старом оборудовании, переносятся на новое оборудование с улучшением качества, сокращением сроков и трудоемкости производства по тем же ценам, а прирост новых заказов идет естественным образом, как в предыдущие времена. Это есть ошибка, если на старом оборудовании еще можно качественно выполнять заказы.

В частности, для десятикрасочной печатной машины Manroland необходимо по всей России искать специфические заказы, в противном случае она не будет использоваться на полную мощность. Это невозможно без серьезной рекламной кампании, особенно на основе интернета. Кстати, типография издательства «Идел-Пресс» слабо представлена в интернете, а раскрутка этого ресурса займет не менее одного года. Так, например, на запрос в «Яндексе» (более 60 процентов поисковых запросов) «Изготовление книг Казань - Идел-Пресс» не входит в 30-ку (может быть и больше) компаний этого региона. А что говорить о таком поисковом запросе «Изготовление книг» в пределах России, этой типографии вообще нет.

Подводя итог, можно сказать, что без целого комплекса мероприятий невозможно в сжатые сроки увеличить объемы продаж и производства.

Справка

«Полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс» – филиал ОАО «Татмедиа». Основан в 1963 году. Одно из крупнейших полиграфических предприятий Поволжья.

Заказчики: Татарское книжное издательство (Казань), «Магариф» (Казань), «Рухият» (Казань), «Дрофа» (Москва), «ОЛМА-Медиа Групп» (Москва), «Вече» (Москва), «Белый город» (Москва), «Инфра-М» (Москва), «РузКо» (Москва), «Академия» (Москва), «Весь Мир» (Москва), «Оренбургское книжное издательство» (Оренбург), «Владос» (Москва), «Академкнига/Учебник» (Москва), «Кучково поле» (Москва), «Профиздат» (Москва), «Центр-Пресс» (Казань), «Медпресс-информ» (Москва), «Аквариум-Принт» (Москва), «Омега-Л» (Москва) и т.д.

Хасанов Ришат Рифгатович возглавил «Идел-Пресс» в августе 2012 года и сменил на этом посту Ислама Ахметзянова. Он возглавлял ПИК «Идел-пресс» с 2000 года. Известно, что Ахметзянов был министром печати РТ с 1992 по 1999 год, а также депутатом Госсовета.

Хасанов также является генеральным директором ОАО «Казанский производственный комбинат программных средств.