СПУСТЯ ТРИ ГОДА

В минувший вторник, 20 августа, более 100 рабочих автоматного и литейного цехов альметьевского завода «Алнас» направили письмо (копия имеется в распоряжении редакции «БИЗНЕС Online») на имя прокурора Альметьевска Рафаэля Шакирова с просьбой вмешаться в конфликт, который назрел у трудового коллектива предприятия с руководством завода. В письме говорится, что администрация завода якобы умышленно затягивает процесс аттестации рабочих мест, чтобы не предоставлять рабочим полагающиеся по закону льготы и компенсации. Причем ранее, ­в 2010 году, аттестация все же была проведена (ее проводило альметьевское ООО «Экспертцентр»), но с нарушениями, что признала государственная экспертиза. Повторную аттестацию проводила независимая компания из Казани, но она так и не была завершена. Работники завода полагают, что это неслучайно: «Все это делается для того, чтобы мы не получали положенные доплаты за работу во вредных условиях труда, хотя мы жертвуем своим здоровьем. Администрация не хочет платить нам положенные надбавки, сейчас они хотят урезать их вдвое, любыми доступными и недоступными способами. Мы просим вас вмешаться и просим помощи в разрешении этого вопроса», - обращаются рабочие к прокурору.

Отметим, что это не первое обращение алнасовцев в прокуратуру, три года назад заводчане уже жаловались Шакирову по аналогичному поводу. Предписание прокуратура вынесла суровое: выплатить все, что положено. Сумма задолженности работодателя перед работниками на тот момент скопилась фантастическая – 32 млн. рублей, ее пришлось выплачивать в рассрочку.

Сегодня ситуация повторяется с детальной точностью. Напомним, что это не первый трудовой конфликт на одном из крупнейших предприятий машиностроения Татарстана.

Все началось, когда завод в 2008 году был приобретен московской компанией «Римера» – нефтесервисным дивизионом Челябинского трубопрокатного завода – ЧТПЗ (контролирует Андрей Комаров). За все время управления Римерой, на заводе сменились 6 (!) исполнительных директоров. «Предпредпоследний» директор Александр Косов, громко анонсировавший радужные перспективы завода, был уволен в начале 2012 года. Официальная причина не была названа, но источники нашего издания утверждали, что Косов был отстранен от должности за срыв производственного плана.

Геннадий Бухаров, заменивший Косова на посту исполнительного директора, проработал всего несколько месяцев, пока его в июле 2013 года не сменил Сергей Саченко.

Буквально за два месяца до этого события свой пост оставила генеральный директор ЗАО «Римера» Ольга Наумова, которая руководила компанией с 2010 года. На тот момент кредитный портфель предприятия раздулся с 1,1 млрд. рублей в 2010 году до 1,6 млрд. рублей в 2012 году. С проблемами завода теперь, по всей видимости, придется разбираться новому шефу "Римеры" Виталию Садыкову. Любопытно, но, как отмечают на заводе, из 6 исполнительных директоров лишь один более или менее подходил по своему портфолио на должность руководителя предприятия машиностроения. Новый исполнительный директор Саченко, к примеру, до того, как попал в "Римеру", где два года возглавлял подразделение логистики и транспорта, трудился менеджером по закупкам сырьевых материалов представительства компании Mars в Московской области. Затем совершенствовал познания в отделе транспортной логистики ООО «Эльдорадо». Любопытно, но на официальном сайте "Алнаса" нет никакой информации о руководителях предприятия.

Председатель профсоюзного комитета «Алнаса» Василий Филенев недоумевает: «А сейчас кто пришел на завод? У него опыта руководства заводом вообще нет! Он шоколадки продавал, а сейчас насосы продает!» Как заявил Филенев газете «БИЗНЕС Online», ситуацию на предприятии трудно назвать стабильной: бич завода – простои, и, как следствие, маленькая зарплата.

«Простои по вине работодателя. Потому что нет обеспечения материалами, инструментами, хотя заказы есть. И мы могли бы зарабатывать», - говорит председатель профкома. Что касается конфликта из-за аттестации рабочих мест, то Филенев уверен, что руководство предприятия делает все возможное, чтобы сэкономить на своих работниках. Он также сообщил, что лично передал письмо работников в прокуратуру.

В ПОЛНОМ НЕВЕДЕНИИ

Аналогичной точки зрения придерживается и директор казанского филиала ООО «Лаборатория центра социальных технологий» Сергей Афанасьев – его компания проводила независимую аттестацию рабочих мест на «Алнасе» (выводы экспертов компании почти в точности совпали с оценкой госэкспертизы, но почему-то не устроили руководство «Алнаса»).

«Если я правильно понимаю, то администрация завода не выплачивает компенсацию за работу во вредных условиях труда. То есть, работодатель грубо и цинично нарушает трудовое законодательство. По вредности – я могу сказать сразу – по тем нормативным документам, которые действуют на сегодняшний день, рабочих мест, не имеющих вредности, очень мало. Но когда мы говорим о производстве, а особенно о машиностроении, в том числе и об "Алнасе", совершенно очевидно – вредность там есть. И перечень льгот и компенсаций для людей, которые там работают, имеется». Эксперт был удивлен, что за полтора года администрация завода так и не завершила аттестацию. Стандартная практика временного периода проведения такого вида работ – полгода: «Мы начали оценку рабочих мест на Бугульминском механическом заводе в начале января, закончили все к Универсиаде. Это все реально сделать, ведь на "Алнасе" не пять тысяч рабочих мест», - заключил эксперт. Впрочем, Афанасьев предполагает, что руководства завода просто тянет время, пока будут внесены изменения в нормативные документы в области охраны труда. «В частности будут внесены изменения в перечень вредных производственных факторов. Во-первых, в сторону уменьшения, и во-вторых, в каждом факторе есть несколько компонентов, и отдельные компоненты уберут. Отсюда становится понятно, что по многим позициям доплат уже не будет. Вполне возможно, что тайной мыслью администрации завода является ожидание этих новых документов. Но это только предположение», - уточнил эксперт.

Однако руководство "Алнаса" оказалось в полном неведении относительно жалоб своих работников и их недовольства по поводу отсутствия положенных льгот и набавок. « У нас на сегодняшний день нет информации о наличии такой жалобы. По крайней мере, «Алнас» в известность об этом не поставлен, ни якобы написавшими эту жалобу, ни вышеупомянутой инстанцией, то есть прокуратурой. Поэтому комментировать пока, или даже вообще, нечего, - сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «материнской» компании "Римера". Помимо этого в Римере недоумевают, откуда вообще могла появиться конфликтная ситуация, ведь все идет по плану: «Что касается вопроса аттестации рабочих мест и выплат компенсаций за работу во вредных условиях труда, то по этому направлению работа ведется в плановом режиме. Замеры проведены в 2012 году, сейчас идет оформление документации».

1.jpg
По мнению председателя отраслевого профсоюза Лидии Павловой, завод давно мог стать прибыльным, если бы им управляли по-хозяйски (фото: proftat.ru)

КАДРОВЫЙ ГОЛОД УТОЛИЛИ ЭКС-МЕНЕДЖЕРЫ КАМАЗА

По мнению председателя отраслевого профсоюза Лидии Павловой, завод медленно, но верно идет к полнейшему развалу.

«Фактически сейчас можно сказать, что "Алнаса" уже нет. И его заново надо создавать. Когда был директором Лазарко (в 2010 году исполнительный директор завода Иван Лазарко ред.), он сказал, что нам не нужен такой большой завод, для нас такое производство избыточно. Потом пришел Косов, он на совещании у президента сообщил: "Алнас" переходит на мелкую серию. "Алнас"! Крупнейший завод насосного оборудования! Все эти брошенные фразы, на мой взгляд, показывают вектор, что у них изначально были мысли сделать из завода что-то другое, нежели то, что он из себя представлял. Не было у них задачи производство развивать или как минимум сохранить», - делится мнением Павлова. Причем, по ее мнению, завод давно мог стать прибыльным, если бы им управляли по-хозяйски. Павлова привела в пример БЭНЗ и "Компрессормаш", у которых также сменились собственники. Но, однако, и тот, и другой показывают хорошую динамику роста. «Вы посмотрите, на "Алнас" приходят люди с КАМАЗа, а многие с "Алнаса" ушли на БЭНЗ – настолько там все четко выстроено сейчас, хотя собственник тоже московский, но задача у него другая».

И действительно, после того, как завод перешел в руки "Римеры", почувствовался кадровый голод, утолить который, по всей видимости, призваны бывшие менеджеры с КАМАЗа. Как стало известно нашему изданию, в последние несколько месяцев руководство "Алнаса" пополнилось сразу несколькими экс-сотрудниками автогиганта. Сначала кадровую службу завода возглавил бывший вице-президент по управлению персоналом КАМАЗа Ильшат Хазиев, он уже подтянул своих коллег: Айрата Биктабаева, отвечавшего за проекты, Леонида Лузгина – «рулившего» литейным заводом и Александра Маюкова, курировавшего вопросы качества – он пришел на "Алнас" буквально несколько дней назад. Все они ушли с КАМАЗа не по своему желанию, а были вынуждены покинуть свои посты.

Как писала год назад газета «БИЗНЕС Online», на КАМАЗе в отставку были отправлены из-за выявившихся упущений два топ-менеджера металлургического комплекса. При этом 59-летний Владимир Абрамов - генеральный директор «КАМАЗ-Металлургии» - подал заявление в связи с выходом на пенсию, а директор литейного завода Лузгин был отстранен от работы как не выполнивший плановое задание. Затем на сайте «КАМАЗ-Металлургии», появилось сообщение, что Лузгин остается работать на заводе, но понижен в должности до заместителя директора завода.

Как выяснилось чуть позже, вместе с топ-менеджерами попросили написать заявление об увольнении еще нескольких менеджеров автогиганта, в том числе и Маюкова, работавшего сначала директором департамента по развитию металлургического комплекса КАМАЗа, а затем помощником замгендиректора КАМАЗа по качеству.

Увольнения, как выяснила тогда наша газета, были связаны с вскрывшимися серьезными упущениями организационного характера в работе топ-менеджеров «литейки». Еще одним катализатором для принятия столь жестких кадровых решений в отношении топ-менеджеров «КАМАЗ-Металлургии» стали массовые увольнения рабочих из производства чугунного литья завода, которые начались в июле прошлого года. Биктобаев, с 2002 года и вплоть до увольнения работал руководителем службы координации проектов автогиганта (сейчас он занимает аналогичную должность и на "Алнасе"), также как и Лузгин с Маюковым, является выходцем с литейного завода КАМАЗа. Хазиев - камазовец со стажем. Известно, что в конце 1990-х - начале 2000-х Хазиев возглавлял департамент по собственности КАМАЗа, был членом совета директоров ОАО «ЗМА». Затем, с приходом на завод Сергея Когогина, Хазиева от собственности автогиганта «отлучили», предложив должность замгендиректора ОАО "КАМАЗ" по управлению персоналом и оргразвитию, а весной 2005 года, когда гендиректор КАМАЗа и на эту должность подобрал своего человека - Кирилла Пузырькова - Хазиев был назначен замгендиректора ОАО «КАМАЗ-Металлургия» по корпоративному управлению. И, говорят, тоже попал под «замес».

«…И УМЕНИЕ АДАПТИРОВАТЬ ОПЫТ»

Впрочем, ничего сверхординарного в том, что на "Алнасе" в очередной раз набрали новую команду, в "Римере" не видят.

«Мы действительно за последнее время значительно усилили команду на уровне управления, в том числе на уровне производства, делая в большей степени ставку на республиканские ресурсы. Но речь не только о производстве. К примеру, директором по защите бизнеса, аналитике и управлению рисками назначен Владислав Соломатников, (Нижнекамск), службу качества возглавил Александр Маюков, блок управления персоналом - Ильшат Хазиев, оба как раз с Набережных Челнов, - сообщил нашему изданию руководитель пресс-службы "Римеры" Игорь Гусенков. - Да, продолжается формирование команды, без которой невозможна программа изменений. Речь не только о модернизации, не только об обновлении оборудования, но и об изменении самой культуры производства».

Косвенно он подтвердил и слова Павловой о планах нынешнего руководство завода в отношении его будущего: «Хотим мы этого или нет - рынок и требования клиентов требуют изменений - перехода от массового серийного производства к мелкосерийному, с другой системой планирования, мотивации, переобучением и изменениями, прежде всего внутренними, связанными с отношением к своему делу». Помимо этого, Гусенков отметил, что разнопрофильность «Алнаса» и КАМАЗа никоим образом не помешает внедрять современные производственные системы.

«Во-первых, и то, и другое - машиностроение, во-вторых, внедрение современных производственных систем (Кайдзен, 5C и других) в цехах и на производственных площадках строится во многом на аналогичных принципах и здесь главная компетенция менеджера - умение адаптировать опыт».

Очевидно, что именно тот менеджмент, что обосновался недавно на "Алнасе", и будет адаптировать свою управленческую школу на заводе.

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за ситуацией на одном из крупнейших предприятий юго-востока Татарстана.