Сегодня на брифинге в кабмине Роман Шайхутдинов сообщил детали того, как теперь будет идти деятельности системы "Народный контроль" при кураторстве уполномоченной по правам человека в РТ Сарии Сабурской.

Министр объявил о том, что эта инициатива выгодно отличает Татарстан от других регионов, что нововведения в систему позитивно скажутся на работе НК. Шайхутдинов считает, что Татарстан фактически выступил пионером в этой области – 20 июня стало известно, что «Народный контроль» возрождается вообще по всей России (здесь министр напомнил, что формально такой контроль существовал «в давние времена СССР»). Внедрение системы на федеральном уровне поручено, разумеется, Николаю Никифорову и минсвязи РФ. И хотя внедрение системы на федеральный уровень должно было бы показать эффективность самой республиканской системы, Шайхутдинов признал необходимость ее совершенствования. В частности, в систему внесено несколько существенных изменений.

Во-первых, сокращены сроки рассмотрения «народной заявки» с 30 до 10 дней, а для заявки по коммунальным услугам – вообще до трех дней. Во-вторых, ограничена возможность несколько раз продлять срок заявки, чем раньше успешно пользовались чиновники, отдаляя то время, когда заявку пришлось бы выполнять. В-третьих, появилась новая категория заявок – ЖКХ. Сервис будет пока ориентироваться на 14 управляющих компаний, вошедших в пилотный проект – все они казанские. Министр пообещал, что со временем в системе будут участвовать все УК Татарстана.

ХУДШУЮ УПРАВЛЯЮЩУЮ КОМПАНИЮ НАГРАДЯТ «СЕРЕБРЯНОЙ КАЛОШЕЙ»

К концу году министр обещал даже появление рейтинга УК, и заметил, что тем самым у жителей появится сервис, с помощью которого они смогут определять место своей УК в рейтинге на основе удовлетворенности ее работой. Мало того, со временем по результатам рейтинга коллегиальные органы домов смогут принимать решение о смене своей компании на одну из лидирующих в рейтинге. Среди УК будет даже проводиться конкурс, будут объявляться как лучшие, так и худшие компании.

- У нас будет аналог приза «Серебряная калоша», - объяснил Шайхутдинов. - Пришло время публично оценивать услуги управляющих компаний, тем более эти услуги недешевые, и граждане должны иметь возможность оценивать качество работы УК. В категории ЖКХ «Народного контроля» будут рассматриваться самые разные вопросы, от содержания домов до качества их ремонта.

Одна из главных новостей - у НК появился новый куратор. Несмотря на то, что об этом стало известно еще два месяца назад, до сих пор не было понятно, каким образом произойдет передача системы из минсвязи в руки омбудсмена. Напомним, президент Татарстана Рустам Минниханов объявил о передаче еще 22 июня на совещании в Доме правительства, поручив перевести систему «Народного контроля» под эгиду уполномоченного по правам человека – в республике им в настоящее время является Сария Сабурская. Как отметил тогда глава Татарстана, передача «Народного контроля» должна повысить его эффективность, «поскольку к Сабурской также приходят жалобы, они во многом пересекаются». Объединение под одним «крылом», считает президент, позволит создать единый свод обращений и улучшит исполнение. До сих пор техническим оператором «Народного контроля» являлось минсвязи РТ.

111.jpg

«КЛАССНЫЙ ФУТБОЛ» МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ РТ

Сабурская похоже уже активно включилась в работу и, как заявила на брифинге, предложила проводить заседания межведомственной комиссии с модераторами «Народного контроля» - «на уровне первых замов министерств». Такие встречи должны помочь в случае рассмотрения отдельных заявок, если они не выполняются или их решение затягивается. Для работы с системой НК аппарат уполномоченного уже поменял структуру. Создается новый отдел по НК – это те же специалисты, которые работали над системой и в аппарате кабмина. Отдел будет состоять из трех человек.

- Какие у нас возможности? - задала сама себе вопрос Сабурская и сама же ответила. - Закон РТ об уполномоченном, принятый в 2000 году, позволяет нам не просто рассматривать заявки, но и проконтролировать, как они выполняются. Если сегодня требуется, чтобы надзорные органы все свои проверки согласовывали с прокуратурой РТ, уполномченный может без согласования создавать рабочую группу с привлечением специалистов и беспрепятственно посещать организации, учреждения, общественные объединения.

Будет ли таким же образом Сабурская и ее команда мониторить сами министерства – пока неясно. Однако в отличие от министра связи Сабурская не стеснялась в оценках «эффективности» системы НК. По ее словам, за первое полугодие 2013 года было опубликовано 4 510 уведомлений в системе, 36 тыс. комментариев, 99 тыс. поддержек заявок пользователей. Из них мотивированных отказов (в том числе, в связи с «отсутствием финансирования») со стороны чиновников – 10%. Однако как оказалось, ряд заявок были отнюдь не мотивированы, а немалая их часть просто «отфутболивалась из одной организации в другую».

- Запланированный и мотивированный отказ – ключевые источники чиновничьих отписок. Красноречивый комментарий гражданина – «классный футбол, нужно чтобы Минниханов это увидел». Все это ярко демонстрирует то, как футболят ведомства заявки друг другу. Просто пишут мотивированный отказ, хотя он ничем не мотивирован. Как пример – освещение на ул. Ершова и Вишневского. Исполком Казани пять раз откладывал замену лампы. Или вот: вместо установки пандуса исполком Казани «рекомендовал» собственнику здания установить «кнопку вызова». Мы вчера рассматривали данное обращение, и на вопрос, установили кнопку или нет, никто не мог дать ответ, а мы съездили в тот дом и никакой кнопки там не увидели! А заявка между прочим датируется маем 2013 года! Это полное отсутствие контроля за исполнением! – заявила Сабурская.

ХУЖЕ ВСЕХ – КАЗАНЬ, НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ, МИНТРАНС И МИНСТРОЙ

В скором времени она пообещала устраивать конкурс на лучшего и худшего исполнителя заявок. Однако уже сегодня известны «лидеры» отрицательного рейтинга: это минтранспорта РТ, министерство строительства и ЖКХ РТ (а учитывая, что сегодня было внедрено новое направление по ЖКХ – вряд ли в скором времени министерство Ирека Файзуллина выберется из этого антирейтинга), город Казань («вчера мы ярко увидели, как исполком футболит обращения граждан»), город Набережные Челны. Уполномоченный по правам человека обещала отдельно провести встречу с руководством министерств, чтобы те объяснили, почему затягиваются сроки рассмотрения заявок.

Но если Сабурская, не стеснялась в выражениях, и в целом ее отзыв об итогах исполнения заявок по системе «Народный контроль» можно назвать, мягко говоря, скептичным, то министр связи старался, что называется, делать хорошую мину при плохой игре. К примеру, на прямой вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», сколько всего отписок было выявлено хотя бы по итогам первого полугодия 2013 года Шайхутдинов так и не ответил, ограничившись сухой статистикой: с начала работы системы в апреле 2012 года было рассмотрено более 10 тыс. обращений; более 40% заявок закрыто и положительно оценено. Это, считает министр, «немало».

«ОТКРЫТЫЙ ТАТАРСТАН» И ОNLINE-ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛАСТИ

На брифинге министр также объявил о том, что Татарстан разрабатывает еще один информационный ресурс, который будет называться «Открытый Татарстан», что свидетельствует, как полагает Шайхутдинов, о «лидерстве республики в развитии институтов демократического общества и открытости органов госвласти». С 1 по 19 сентября пройдет форум «Открытого Правительства» в РТ. Власти Татарстана уже договорились об этом с Михаилом Абызовым (21 мая 2012 года он вошел в состав нового правительства РФ в должности министра, ответственного за организацию работы правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства», - прим. авт.). На форуме будет выработан региональный стандарт оnline-открытости региона. Это позволит, по словам министра, оценить эффективность работы регионального правительства, когда граждане в интерактивном режиме смогут оставить то или иное мнение.

- Задача ресурса «Открытый Татарстан» – сделать отношения между властью и субъектом партнерскими, чтобы получить обратную связь. Введен спецраздел общественная экспертиза, где будет предоставлен механизм публичного обсуждения закупок, к примеру, - объявил Шайхутдинов.

Остается надеяться, что с «Открытым Татарстаном» не получится также, как с «Народным контролем», и «региональный стандарт оnline-открытости» действительно позволит обществу как-то влиять на работу властей, а не превратится в очередную интернет-игрушку.

==video1735==

«АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА – НЕ КАРАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», разошлись во мнениях о том, кто должен курировать «Народный контроль». Одни считают, что Сабурская лучший кандидат из всех возможных, другие, что у нее для этого не хватает реальных полномочий.

Тимур Нагуманов – бизнес-омбудсмен РТ:

– Должность у Сабурской остается той же самой, просто ей дополнительные функции и обязанности вменили – заниматься «Народным контролем». Я считаю, что это правильное решение. «Народный контроль» – система, которая позволяет получить хорошую обратную связь по имеющимся проблемам от жителей республики, которые могут озвучить их через современные средства коммуникаций, интернет. Соответственно госорганы могут находить проблемы и оперативно их решать. Чтобы было как можно меньше формальных отписок, какой-то орган должен был отслеживать работу данной системы. Первое время этим занималось минсвязи, но это не совсем их профиль. На мой взгляд, аппарат уполномоченного по правам человека – это как раз один из тех органов, которые вполне в состоянии эту работу вести, отслеживать, контролировать и при необходимости требовать от госорганов более внимательного отношения, и уже неформального подхода, а конструктивного, более правильного. Я абсолютно поддерживаю данное решение и думаю, что у Сабурской получится, она человек опытный, грамотный, знает свою работу, и «Народный контроль» станет для нее хорошим инструментом, рычагом для реализации своих полномочий.

Аппарат уполномоченного по правам человека – не карательный орган, у них больше функций надзора и контроля. В принципе, то, что они имеют право проводить проверки без согласования с прокуратурой, это вполне нормально и здесь никаких ограничений и сложностей это не создаст. Наоборот появится оперативность в решении вопросов. Думаю, Сабурская сможет этим эффективно пользоваться для того, чтобы реализовывать полномочия по контролю за исполнением заявок от населения. Однако проблема в том, смогут ли они физически это делать? Потому что проведение выездных проверок требует достаточно серьезного отвлечения сил и средств, человеческих ресурсов. Насколько я знаю, у нее аппарат не такой уж многочисленный, порядка 12 человек. Возможно, в связи с «Народным контролем» ей дополнительный штат выделили, потому что объем работ по этому проекту действительно большой. Насколько я понимаю, нужны отдельные специалисты, которые будут заниматься только «Народным контролем», чтобы можно было постоянно мониторить и отслеживать ситуацию.

Тимур Тимуршин – известный казанский блогер:

– Несколько странно, почему вопрос работы направления "Народный контроль" будет курировать уполномоченный по правам человека? К сожалению, мне ранее не доводилось слышать о ее работе, поэтому трудно дать объективную оценку ее текущей деятельности и перспективам работы на новом направлении. Сам я достаточно часто пользуюсь этим проектом, периодически отправляю свои предложения, голосую за чужие. Основное преимущество "Народного контроля", на мой взгляд, заключается в том, что для обеспечения его работы выстроена система, которая, по большому счету, исключает человеческий фактор в принятии решений: заявка автоматически перенаправляется в профильный орган, уполномоченные лица которого обрабатывают заявку и дают ответ. Каким образом уполномоченный по правам человека сможет сделать этот процесс более эффективным, я пока не представляю.

Сама система "Народный контроль" – очень правильный инструмент, который действительно работает. Если есть задача сделать работу проекта более эффективной, было бы логичнее назначить ответственных лиц из состава тех ведомств, на чей адрес приходят жалобы – сотрудников мэрии, различных министерств, которые и курировали бы работу народного контроля, скорость реагирования на заявки, количество и качество выполненных обращений. По большому счету, все будет упираться в реальные полномочия куратора проекта. Даже если уполномоченный по правам человека сможет являться в различные госорганы с проверками, вопрос в том, какую юридическую силу будут иметь результаты этих проверок? Например, прокуратура для устранения выявленной проблемы предписание дать не сможет, пока сама не проведет проверку. В такой деятельности уполномоченного по правам человека я смысла не вижу. Для меня это назначение ни о чем не говорит.