«ЛЮБЫМИ ПУТЯМИ ИЗБЕЖАТЬ БАНКРОТСТВА»
С исполнением бюджета Набережных Челнов возникли проблемы, возможностей оформления кредитов практически нет, а муниципальным предприятиям Горсвет, Горзеленхоз и Предприятие автомобильных дорог (ПАД) может грозить банкротство. Об этом заявил сегодня на деловом понедельнике мэр автограда Василь Шайхразиев.
– У нас есть определенные проблемы в части исполнения бюджета города. Те экономические прогнозы, которые мы взяли как ориентир в 2012 году, в части заработной платы, земельного и других налогов, – по ним есть вопросы. Появились затруднения по исполнению своих обязанностей. В большей степени это касается таких предприятий, как Горсвет, Горзеленхоз и ПАД. Я прошу любыми путями не дать возможность этим предприятиям попасть в категорию недобросовестных плательщиков, чтобы затем они не перешли на стадию банкротства. У нас очень сложно с лимитом получения кредитов, поэтому я прошу активизировать работу по получению субсидий или бюджетного кредита от республики, чтобы мы смогли достойно подойти к 2014 году, – сказал Шайхразиев.
Он не назвал ни одной цифры, поэтому газета «БИЗНЕС Online» обратилась в исполком Набережных Челнов с просьбой предоставить официальные данные по исполнению бюджета города. На момент публикации материала ответа не последовало, но мы готовы опубликовать данные, как только их получим. Пока же можно вспомнить, что 15 августа на заседании комиссии горсовета замначальник управления финансов исполкома города Ландыш Мисбахова сообщила, что в этом году Набережным Челнам республиканский бюджет выделил дополнительно 202 млн. рублей. Видимо, потому что своих денег в челнинской казне не хватает. Львиная их часть пошла на повышение зарплат учителей. Таким образом, доходная часть автограда увеличилась до 5,8 млрд. рублей, а расходная – до 6,2 млрд. рублей.
Напомним также, что чуть более месяца назад, 10 июля, мэрия автограда и ВТБ подписали соглашение, по которому банк профинансирует дефицит городского бюджета на 150 млн. рублей сроком на 1 035 дней. Процентная ставка по кредиту составила 8,2%. Заявку на кредит исполком автограда размещал на всероссийской электронной торговой площадке. Победителем аукциона стал банк ВТБ. Член правления банка Чаба Зентаи отметил, кредитный портфель ВТБ по Набережным Челнам в настоящее время составляет порядка 1 млрд. рублей. До конца года его планируется увеличить на 50%.
«МЫ РАБОТАЕМ ЗА ДЕНЬГИ, КОТОРЫЕ БУДУТ «ПОТОМ»
Комментируя газете «БИЗНЕС Online» ситуацию, сложившуюся на сегодня в МУП «ПАД», его директор Азат Габдуллин, отметил, что в 2013 году они получили лишь половину необходимого финансирования.
– И мы, и Горзеленхоз, и Горсвет на сегодня работают за деньги, которые будут потом. Предусмотренные бюджетом города на 2013 год субсидии на содержание и эксплуатацию дорог закончились еще в июне. Июль мы уже отработали на «потом», август работаем так же, но город, как видите, не утопает в грязи, как Даллас. Конечно, дороги не в идеальном состоянии, но работа-то идет. Однако мы не способны все время содержать дорожное хозяйство за свой счет, месяц-другой можем, а на третий получится, что задолжали зарплату работникам и поставщикам оплату материалов – и все это начнет копиться, как снежный ком. Поэтому и было сказано Василем Гаязовичем, что надо найти деньги – или субсидии, или займ – я уж не знаю, в какой форме. При формировании бюджета 2013 года, мы просили 200 миллионов рублей, но получили около 110 миллионов, которые и освоили за первое полугодие. Мы, как МУП, не можем сами взять кредит – надо же закладывать имущество, а собственником всего движимого и недвижимого имущества МУП является исполком города. Кредит для нас может взять только город. На данный момент ситуация указывает на то, что уже в сентябре в ПАД возможны задержки по зарплате сотрудникам, – сказал Габдуллин.
Чуть ранее газета «Челны ЛТД» сообщала, что 400 сотрудников Горзеленхоза сидят без зарплаты, из-за чего стали увольняться многие специалисты. Из 220 миллионов рублей, необходимых предприятию на обслуживание городских газонов, аллей, парков, проспектов, в этом году было выделено всего 60 миллионов.
– Мы не можем бросить газоны и парки, поэтому все выделенные деньги уходят туда. А на зарплату зарабатываем с помощью подрядов по хоздоговорам. Построили новый жилой дом, ему нужно благоустройство, озеленение – заключаем договор. Обустраиваем территорию новых заправок и прочих объектов, – признался один из сотрудников предприятия.
«В ГОРОДЕ ОЧЕНЬ МНОГО МУСОРА, ХЛАМА, БЕЗОБРАЗИЯ»
– У нас возможностей пополнения бюджета много, с другой стороны, они ограничены. Я прошу всех добросовестно относиться к своим обязанностям, понимать, что не бывает больших или малых денег и никто нам күчтәнәч (в переводе с татарского – подарок - прим. ред.) не принесет. Только сами можем заработать, – отметил сегодня на деловом понедельнике Шайхразиев.
Один из путей пополнения городской казны он видит в усилении работы недавно созданной административно-технической инспекции при исполкоме города. Начальник АТИ Айрат Насыбуллин, выступая сегодня на деловом понедельнике, сообщил, что всего за период с 24 июня по 16 августа 2013 года комиссией выявлено 215 нарушений, составлено 170 протоколов об административном правонарушении на 107 должностных и 63 физических лиц на общую сумму 2,4 млн. рублей.
– Работа АТИ за первый месяц показывает, что когда наказываешь рублем, эффект в разы лучше, чем когда уговариваешь. Поэтому каждый микрорайон должен быть перераспределен, как среди управляющих компаний, так и по предприятиям. Определите границы, в районных администрациях должны появиться инспекторы, в том числе и внештатные. Нужно организовать ежедневный объезд территорий. Проезжая по городу видно, что мусора, хлама, безобразия очень много. Чисто не там где убирают, а там где не сорят. При этом АТИ и все остальные службы должны принимать все меры для того, чтобы каждый руководитель-нарушитель платил с личного кармана, а не со счета предприятия, – отметил Шайхразиев.
Он также поручил активизировать работу межведомственной комиссии по легализации доходов и борьбе с «серым» рынком труда. Мэр автограда считает, что каждому предприятию, которое по отчетности показывает снижение фонда оплаты труда, должна быть дана оценка.
– Мы не будем вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность, но руководитель должен нам объяснить, почему вчера он платил 30 тысяч рублей зарплаты, а сегодня только 15 тысяч, хотя объемы производства остались те же. Мы должны понять: или на самом деле у предприятия есть проблемы, или оно просто хитро переходит на систему оплаты труда по двойным стандартам. Как только видим изменения, сразу нужно провести комплексную проверку и заслушивать на комиссии, – сказал Шайхразиев.
Кроме того, он распорядился подготовить к продаже неиспользуемые муниципальные земли.
– Меня очень серьезно беспокоит вопрос по земельному налогу. Сегодня у нас есть муниципальные земли, которые и 20 лет назад невостребованными лежали, так и сегодня лежат. Там такой бардак, что мы тратим определенные бюджетные деньги для содержания этих территорий. А если бы мы туда поставили бы некий новый объект, сразу появилась бы и привлекательность, и новые рабочие места, и дополнительные средства в бюджет в виде земельного налога. Я прошу еще раз провести анализ муниципальных земель и быстрее выставить участки на аукцион. Надо отдать их бизнесу, но строго контролировать, чтобы земля использовалась в рамках закона, и все налоги по нему должны быть выплачены, – подытожил мэр автограда.
«ЧЕЛНЫ – ЭТО ГОРОД-ДОНОР, КОТОРЫЙ КОРМИТ ДРУГИЕ БЮДЖЕТЫ, А САМИ СИДИМ БЕЗ ДЕНЕГ»
Ситуацию с городским бюджетом Челнов газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.
Владимир Иванов – генеральный директор ООО «Бизнес Центр»:
– Проблемы с исполнением обязательств испытывает не только бюджет Набережных Челнов, но и все остальные муниципальные образования России. Они связаны с несправедливым распределением бюджетных средств. Основная часть налогов, выплачиваемых челнинцами и предприятиями города, уходит в Москву и Казань, а Челнам остаются крохи. Правящей партии необходимо изменить систему изъятия налогов, чтобы на местах оставалось больше средств. Суперцентрализация никогда ни к чему хорошему не приводила. В федеральный бюджет должны уходить только деньги на оборону, на вопросы связанные с иностранными делами, то есть чисто функционально только. Точно также в республику должны уходить деньги только на обслуживание своих функций. У нас же нет четкого разделения властей, все занимаются всем. Вообще, Набережные Челны – это город-донор, который кормит другие бюджеты, а сами сидим без денег.
Что касается вопроса о том, что на КАМАЗе падает производство, а соответственно снижаются доходы бюджета, то пока страна сидит на нефтяной игле, ничего не изменится. Это еще только начало, лет через пять от КАМАЗа останется лишь пятая часть. Потому что челнинский автогигант становится сборщиком автомобилей, а не производителем. Там сейчас комплектующие от Меrcedes, Cummins, ZF и т.д. Инженерного центра нет, сами ничего не конструируем. Поэтому останется лишь литье, кузница и сборка, а все денежно емкие части уходят в другие страны. Вот тогда уже надо будет думать о спасении города, а пока мы еще живем нормально.
Что касается Горзеленхоза, Горсвета и ПАД, то их нужно приватизировать. Тех денег, что сегодня выделяется, если их отдавать частнику, вполне достаточно для поддержания порядка в городе. Будет с кого конкретно спрашивать. А сейчас получается так, что власть сама у себя спрашивает: «Почему не чистится дорога?» А если отдать частнику, то по конкурсу выберут компанию, бюджет ничего терять не будет, все будут пахать, как во всем мире. В Финляндии дорожники радуются, когда снег выпадает, потому что есть работа и денег больше платят. А у нас если снег выпадает, то это катастрофа для ПАД. Так не должно быть. Но я думаю, что такая приватизация пройдет при других мэрах, при другой власти. Эта не способна закрыть муниципальные предприятия. Хотя чем быстрее их закроют, тем быстрее будет порядок.
Харис Шарафуллин – депутат горсовета, генеральный директор ООО «Шар ХХ»:
– Трудно сказать, почему в бюджете не хватает средств. Чтобы решить эту проблему, нужно наверное придумать что-то новое. Потому то из КАМАЗа ничего дополнительного мы уже не получим, а чтобы Горсвет свои дела поправил, сделать наценку на выплаты населения тоже не можем, это только ухудшит ситуацию. Но я думаю, мэр города правильно мыслит, он же тоже не хочет, чтобы в Набережных Челнах было что-то плохо. Город – это его лицо. Например, очень правильное решение продать неиспользуемые муниципальные земли. Зачем их держать? Что сидеть-то, как курица на яйцах? Если их возьмет себе какой-нибудь бизнесмен, развернет там деятельность, будет платить налоги, то кому от этого будет хуже? Конечно, надо отдавать эти земли. Такова жизнь, без денег никуда не пойдешь. Если есть спрос, то надо продавать, даже не задумываясь.
Антон Сороко – аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:
– Думаю, что предложенные меры могут принести в бюджет дополнительные поступления достаточно быстро, но, скорее всего, покрыть весь дефицит они не помогут. Самый простой на текущий момент вариант – это субсидии от РТ, или из федерального бюджета.
В будущем, мне кажется, необходимым четкая планировка бюджета, т.к. муниципальному образованию всегда сложнее ликвидировать дефицит с помощью заимствований на открытом рынке, как, например, стране в рамках федерального бюджета. Необходимо установить планку долга по отношению к суммарным доходам города и планировать расходы так, чтобы у муниципального образования был значительный запас прочности в случае наступления негативного сценария. Сейчас ситуация в экономике РФ складывается не лучшим образом, и "раздутые" бюджеты территориальных единиц вполне могут в ближайшей перспективе стать существенной проблемой. Дефицитный бюджет неплохо выглядит в ситуации, когда экономика растет либо постоянными, либо увеличивающимися темпами, т.к. необходимые заимствования легко обсуживаются за счет прироста доходной части бюджета, но в ситуации постепенного замедления такая практика может привести к проблемам, на решение которых потребуется достаточно много времени.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.