Всего на заседании комиссии Горсовета, прошедшем вчера, обсудили сразу больше 10 вопросов. Впрочем, половина из них были чисто технические (на соответствие местных законодательных актов федеральным). В частности, народные избранники утвердили изменения в бюджете на 2013 год. Как сообщила Ландыш Мисбахова – замначальник управления финансов города, в этом году городу республиканский бюджет выделил дополнительно 202 млн. рублей, львиная их часть пойдет на повышение зарплат учителей. Таким образом, доходная часть автограда увеличилась до 5,8 млрд. рублей, а расходная – до 6,2 млрд. рублей. Публичные слушания по бюджету на 2014 и 2015 год должны состояться 11 ноября 2013 года.

Претензии у депутатов возникли во время обсуждения пятого пункта повестки дня – изменения, касающиеся утверждения порядка расчета тарифов: теперь отвечает за них исполком. Как заявила Елена Воронина – заместитель начальника управления экономического развития и поддержки предпринимательства, изменения носят «редакционный характер». Однако депутата Романа Мугермана это не устроило. Он поинтересовался, кто в таком случае сегодня утверждает порядок расчета? Как оказалось, все тот же исполком. Тогда в чем же изменения? Выяснилось, что раньше за порядок расчета нес ответственность руководитель исполкома, теперь только исполком. «То есть, персональной ответственности теперь нет…», – прокомментировал депутат Сергей Еретнов.

Коммунистка Татьяна Гурьева, пользуясь случаем, обратила внимание на изменения в расчетках горожан. Если раньше за услуги лифта и уборки мусора люди платили по одной строке, теперь платежи разделены. Челнинцы начали платить за содержание лифта, да еще и за его пользование. Такое разделение, отметила Гурьева, противоречит жилищному кодексу: «Зачем я должна еще платить и за пользование?! В Казани вон только одна строка, и Набережные Челны, получается, платят вдвое больше».

ТРАНСПОРТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ АВТОГРАДА ВЫЗЫВАЕТ ВОПРОСЫ

Однако настоящую бурю депутатского негодования поднял 8 вопрос повестки дня «Об утверждении правил перевозки пассажиров городским общественным транспортом». Рафаэль Киямов – начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения города, понадеялся было, что успеет отбарабанить текст доклада в две минуты (о сфере отношений между исполкомом-заказчиком и предпринимателями-перевозчиками), однако почти сразу же его атаковали депутаты.

Напомним, конкурс на перевозку пассажиров в городе был объявлен еще 3 августа. Власти города как обычно выразили надежду на то, что после тендера конфликты между водителями и льготниками прекратятся. Определяют победителей тендера в этом году не только руководители исполкома, но и представители ГИБДД, транспортной инспекции и ФСБ. Конкурс изначально должен был проводится по каждому маршруту. В частности, победитель лота, заключающий контракт на перевозки, обязан иметь устройство для электронных карт (напомним, валидатор долгое время был камнем преткновения, вызвав неоднократные скандалы в городе). Напомним также, что «БИЗНЕС Online» еще 10 июля писала о том, к чему могут привести новые правила тендера. Из-за требований к автобусам малой вместимости, например, с городских маршрутов могут уйти «Газели» и «ПАЗики», а огромное значение на итоги конкурса будет оказывать и стаж работы перевозчика на городских маршрутов: если он превышает 10 лет, то конкурсная комиссия начислит претенденту сразу 40 баллов, если же стаж перевозчика менее года, то заявитель получит только 5 баллов. В более выгодных условиях окажутся владельцы автобусов большой вместимости, работающих на газу. Если на маршруте, на который претендует перевозчик, планируется задействовать и автобусы большой вместимости, то ему сразу начисляются дополнительные 16 баллов. Но если в автопарке есть автобусы, работающие на газу, то такой претендент на муниципальный маршрут сразу же поощряется форой в 20 баллов. Одним словом, тенденция прослеживается весьма явная – приоритет отдается тем, кто закупил газовые «НЕФАЗы». Тем более что конкурс был объявлен практически сразу после того, как в город поступили 100 автобусов «НЕФАЗ» большой вместимости, работающие на газомоторном топливе. На их закупку из федерального и республиканского бюджетов было выделено почти 450 млн. рублей. Фактически перевозчику, приобретающему такой автобус, остается оплатить только 37% его стоимости с рассрочкой на четыре года. Учитываются и такие критерии, как наличие автобусов в собственности, опыт работы по осуществлению пассажирских перевозок, срок эксплуатации автобусов.

Конкурсная комиссия к настоящему моменту уже отобрала трех автоперевозчиков на обслуживание городских маршрутов (№7 – ООО «Авантех», №13 – частный перевозчик Василь Нургатин, №35 – Николай Тятюшкин). Конкурс был продлен до октября.

РЫНОК ПЕРЕВОЗЧИКОВ – «ЗАКРЫТЫЙ МИРОК»!

Первым в бой пошел глава постоянной комиссии депутат Максим Федоров, который поинтересовался у Киямова, входит ли пункт «нарушение правил перевозок» в положения конкурса перевозчиков. И можно ли выигравшего тендер предпринимателя снимать с маршрута и лишать лицензии? Прецедентов таких не было, признался Киямов. Федоров вспомнил, как на одном из челнинских телеканалов прямо на камеру владелец маршрута избил пьяного водителя маршрутки, и поинтересовался, оставят ли лицензию этому владельцу? Киямов начал ссылаться на положения конкурса, но ничего конкретного не сказал, чем дал настоящий карт-бланш для пламенной критики Федорова. По мнению депутата, исполком за последние лет 10 никак не регулирует эту отрасль: «Как были 10 перевозчиков, так они и остались. Как закрытый мирок! Водители как не возили пенсионеров, так и не возят. Лицензию за это у них никто не отбирает!»

Киямов ответил, что норма наказания прописана в Административном кодексе, туда входит и отзыв лицензии… «Отозвали уже у кого-то?» – последовал риторический вопрос депутатов. «Пока нет, – вздохнули представители исполкома. – Не получается. Там же еще транспортная инспекция проверяет…»

DSCN4328.JPG
Ринат Канеев: «Не было никакой конторы»

ОПЫТ ПЕРЕВОЗЧИКА НА МАРШРУТЕ – КОРРУПЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Мугерман отрезал: «Если нас что-то беспокоит в отношении перевозчика, мы можем разорвать договор с ним! Тендеры же предусматривают такие договорные отношения? – и предложил использовать горячую линию для пассажиров, в частности, расклеить номера телефонов на маршрутках: – Нахамил водитель – пошли по этому номеру SMS-ку. 50 SMS-ок в год – к маршруту не допускаешься».

На несчастных Киямова и примкнувшего к нему начальника правового управления Рината Канеева теперь уже ополчились все фракции: от представителей «Единой России» до коммунистов. Вопросы сыпались чуть ли не пулеметными очередями. В пылу критики исполком обвинили даже в существовании неких «контор между исполкомом и победителями конкурса», из-за которых процветает коррупция. «Не было никакой конторы», – обиженно ответил Канеев. Однако в ответ получил еще более яростную критику сразу по нескольким пунктам: «Вы требуете наличие опыта работы перевозчика на маршруте?! – возмутился Еретнов. – Ничего себе! Какая тут может быть конкуренция?! Если он не был никогда на маршруте, его и недопустят. Вот и получается, что много лет на улицах возят людей одни и те же перевозчики!» Представители исполкома явно не думали оказаться под огнем и молчали.

ИЗ 100 МЕТАНОВЫХ «НЕФАЗОВ» НА УЛИЦЫ ВЫЙДУТ 85

Распалившись, депутаты раскритиковали чуть ли не всю транспортную революцию, которую намечал исполком. Критике подверглась и система тендера, по которой на конкурс предлагались лоты, включающие сразу несколько маршрутов. Народные избранники предлагали драться за каждый маршрут, так как использование лотов «ограничивает число участников». Киямов пытался отбить атаку, заявив, что некоторые маршруты коммерчески невыгодны и их приходиться давать в нагрузку. В ответ Федоров предложил подать депутатам на стол экономическое особоснование каждого лота.

«Камазовец» Мугерман не мог не поднять вопрос о «перевозке на газу» (как известно, «НЕФАЗ» контролируется КАМАЗом). Учтено ли в требованиях тендеров «наличие камазовских автобусов в собственности?» Киямов строго заметил, что конкретную марку указывать в условиях тендера не может. Тогда депутаты поинтерсовались, как много автобусов на газу сейчас «бороздят челнинские проспекты». «Где-то 6, 5 или 3», – последовал ответ. «Штук или процентов?» – уточнили депутаты. Точного ответа не было. Зато Киямов заметил, что из купленных 100 «НЕФАЗов» на городские маршруты пойдут 85.

DSCN4325.JPG
Сергей Еретнов: «Почему мы только сейчас утверждаем правила, тогда как конкурс вовсю идет?!»

ЗАЧЕМ ФСБ В КОНКУРСНОЙ КОМИСИИ?

«Почему вы конкурс проводите до принятия правил – задним числом? – не унимался Еретнов. – Почему мы только сейчас утверждаем правила, тогда как конкурс вовсю идет?! Почему в комиссии тендера заседают представители ГИБДД и ФСБ, и нет ни одного депутата?! Что там представитель ФСБ, к примеру, делает?! Дороги не дело депутатов, что ли, зато дело ФСБ?!»

Федоров признал, что вопрос острый, и в критике ситуации с перевозчиками сошлись все фракции: и независимые депутаты, и коммунисты, и единороссы. «Трогательное единение!» – просиял Еретнов. Депутаты предложили создать рабочую группу депутатов, чтобы решение вопроса не легло на плечи только правового управления города. Именно на заседаниях группы, куда вошли в том числе депутаты Мугерман, Еретнов, Гурьева, Федоров, попытаются решить все вопросы. Срок – неделя.