В последние 6 месяцев цены на говядину устойчиво падают. Если еще в январе 1 кг живого веса бычка высшей категории упитанности стоил 105 руб/кг, что соответствовало примерно 190 руб/кг в пересчете на мясо, то сегодня цены на бычков упали до 85 руб/кг. Коровы на мясо стоят всего 45 - 50 руб/кг, что соответствует примерно 90 - 95 руб/кг говядины! Разумеется, ни на рынке, ни в магазине таких цен не существует из-за того, что никто в стране не занимается регулированием рынка продовольствия. А потому имеем то, что имеем. Последствия очевидны. Они нас не обрадуют.

Именно столько получают сегодня крестьяне за свой труд. Их затраты не покрываются, а значит процесс производства молока и говядины будет сокращаться и далее. Не верится, но за говядину крестьяне в РФ получают меньше, чем за курятину и свинину.

Такого, что сегодня происходит в России, в мире не было еще никогда. Падение цен лишь подтверждает то, что идет безостановочный массовый забой скота. Корова - не свинья и не курица. Если ее зарежут, то восстанавливать хозяйство придется очень дорого и долго. В текущей ситуации вряд ли кто этим уже будет заниматься.

Еще одним подтверждением стремительного сокращения поголовья служит то, что цены на молоко растут даже в середине лета. Сформировался огромный дефицит молока в самый сезон. За 23 постсоветских года такого еще никогда не было!

При этом к осени ситуация будет еще более напряженной. Об этом, о причинах и последствиях, эксперты, в том числе и я, предупреждали еще в феврале. Соглашались тогда со мной далеко не все. Но изменить ситуацию к лучшему еще было можно. В пределах РТ, безусловно.

Произошедшее уже не вернешь, но как остановить этот обвал в масштабах республики известно. Нужна политическая воля, своевременно подкрепленная ресурсами. Если не дать внятные сигналы и не поддержать сельхозпроизводителей до конца пастбищного сезона, уже в сентябре для большинства любая помощь будет бесполезной и бессмысленной. Крестьяне с целью сокращения затрат будут сокращать поголовье.

На улице лето. Тепло, солнечно и очень не хочется драматизировать и портить настроение. Но говорю как есть.

КОНЕЧНЫМИ ПОЛУЧАТЕЛЯМИ ВСЕХ СУБСИДИЙ ОКАЗАЛИСЬ БАНКИ. И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ – ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

Уже обсуждалось, что сегодня в сельском хозяйстве страны основная сумма господдержки - это федеральная программа по субсидированию процентной ставки по привлеченным кредитам. Получают ее только те, кто взял на себя риски и вложился в сельское хозяйство через кредиты банков, заложив свое имущество, дав поручительства и так далее. Поэтому те, кто не брал на себя рисков и не привлекал кредитов, федеральные субсидии не получают. И такие правила игры установил не минсельхоз РТ, а минфин. Разумеется, конечными получателями всех этих субсидий оказались банки. И в первую очередь – государственные. 

Хорошо это или плохо, но это факт, свершившийся еще в 2006 - 2008 годах. Ни вы, ни я этого не в силах изменить, и с этим нам жить, так как кредитные портфели уже сформированы.

Никто ведь, строя фермы в 2006 году, не думал о том, что в 2008 году произойдет кризис, что банки задерут ставки, розничные цены для граждан в стране задерут все от переработки до розницы, а закупочные - для сельхозпроизводителей снизят ниже себестоимости производства. Что придет череда не благоприятных лет, которую не помнят даже наши родители…

Конечно, сегодняшние субсидии - это как игла для наркомана. И поэтому все больше участников рынка и экспертов говорят о том, что по факту сельское хозяйство страны и в особенности молочное животноводство, где трудоустроена большая часть сельских жителей, фактической прямой поддержки от государства недополучает. И только поэтому уже изначально находится в менее благоприятных условиях в сравнении со своими европейскими коллегами. 

РАЗГОВОРЫ О ДЕНЬГАХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ВЫ БРОСЬТЕ. МЫ НЕ В АМЕРИКЕ И НЕ В ЕВРОПЕ

Все больше звучит голосов о том, что с этой созданной закредитованностью надо что-то делать. Разумеется, можно со стороны государства всех тех, кто поверил в призыв идти на село, кинуть, перестать выделять обещанные и гарантированные субсидии по компенсации процентов по привлеченным кредитам. Вы думаете, что кто-то от этого выиграет?

Прежде всего, пострадают наши российские граждане, живущие и работающие на селе.

О чьем труде мы все чаще, заходя на рынок или в магазин для покупки еды, даже не задумываемся. Эти люди сегодня имеют самые низкие в стране доходы только потому, что из-за бесконечного диспаритета цен и пассивности институтов государства сельскохозяйственная отрасль страны имеет самую низкую доходность и, как результат, отсутствие интереса к себе интереса. Потеряют и вкладчики банков, если кредиты перестанут обслуживаться. Все вокруг посыплется, как домино.

Ответьте честно сами себе на вопрос: без чего вы проживете дольше? Без еды или без бензина? И сами без подсказки поймете, что в нашей стране произошел сбой прицела и приоритетов.

Впрочем, бесконечно это продолжаться не может. И я уверен, что в Татарстане - в национальной республике - вопросы поддержки села имеют большее значение и лучше понятны для руководства республики. А все эти разговоры о деньгах налогоплательщиков вы бросьте и не путайте сознание читателей. Мы не в Америке и не в Европе, где каждый гражданин платит 30 - 60% от своей зарплаты государству и имеет право на такую постановку вопросов. В РФ вы платите всего лишь 13% от своих официальных доходов и даже меньше, если вы высокооплачиваемый сотрудник. Поэтому скажите спасибо нашему руководству страны за самый низкий подоходный налог в Европе. Бюджет нашей страны формируется не гражданами, а предприятиями, в первую очередь экспортоориентированными. Поэтому у нас все ПО-ДРУГОМУ!

И правила игры определяются иначе, хотя в глубине души все больше людей, влияющих на процессы, начинает понимать, что что-то делается не так, раз нет роста экономики, раз растет импорт, и мы теряем рабочие места в своей стране. Наверное, очень скоро, когда наступит убеждение, что своими действиями мы рубим сук, на котором сидим, что-то начнет изменяться. А пока для начала надо прекратить вредные для страны разговоры о том, что в сельском хозяйстве все замечательно, что даже без инвестиций и вложений надои и урожаи растут и так далее.

Реально мы находимся в жестком кризисе сельского хозяйства. На краю пропасти. А все будет замечательно только тогда, когда мы - Россия - сможем кормить себя и даже экспортировать не только зерно, но и конечное продовольствие. А самый важный для нас показатель - это когда начнется устойчивый рост собственного коренного населения.

Что, безусловно, напрямую увязано с вышесказанным. 

Айрат Хайруллин

Читайте также: 

Айрат Хайруллин: «Все оказались в ловушке обещаний собрать рекордный урожай». Часть 1-я