metshin2.jpg
Ильсур Метшин решил дать зеленый свет велосипедистам и в подтверждение серьезности намерений лично проехался с Песошиным на арендованном велике

«РАНЬШЕ РЕБЯТА СОРЕВНОВАЛИСЬ, КТО СКОЛЬКО ПОДТЯНЕТСЯ,
ТЕПЕРЬ МОБИЛЬНИКАМИ СОРЕВНУЮТСЯ…»

Внезапная командировка мэра Казани Ильсура Метшина сдвинула рабочий график чиновников исполкома – традиционный деловой понедельник в лучших традициях президента Рустама Минниханова, обожающего назначать важные совещания на уик-энд, был перенесен на субботу.

Аккурат, как выяснилось, на День физкультурника. Глава спорткомитета Ильгиз Фахриев доложил, где и как его собираются отмечать: там «Оранжевый мяч», тут пляжный волейбол и так далее. Спортом, по его словам, регулярно занимаются уже треть казанцев (в рамках «Пятилетки здоровья» провозглашали как цель четверть).

- На начало учебного года в каждой школе, Ильсур Гараевич, организуйте соревнования: подтягивание, отжимание, – дал поручение мэр начальнику управления образования Ильсуру Хадиуллину и по-отцовски вздохнул. – Раньше ребята соревновались, кто сколько раз подтянется, отожмется, в том числе на брусьях. Сейчас мобильниками соревнуются, у кого сколько гигабайт…

8 спортивных площадок определены и строятся к сентябрю, напомнил мэр план по поддержке доступности спорта в столице. Директора школ, владельцы хоккейных коробок в ходе встреч не раз отмечали, что площадки становятся центром притяжения для всех.

- Сначала это первоклашки, потом подтягиваются средние классы, к вечеру – старшеклассники, а в выходные родители с детьми и бабушки с внуками приходят заниматься, – рассказал Метшин видение хозяев дворовых кортов.

ОРГАНИЗАТОРЫ ВЕЛОПАРКОВОК: «МЫ ЖДАЛИ БОЛЬШЕ ВАНДАЛИЗМА»

Далее Фахриев начал нахваливать городскую спартакиаду (уже третью по счету):

- В этом году ввели два новых вида: велоспорт и бадминтон, – заметил он.

Эта фраза в итоге породила целую цепь событий.

- Велоспорт надо развивать, – подхватил тему Метшин. – В частности, мы внимательно следим за реализацией велосипедных пунктов проката, и наши французские партнеры приятно удивлены… В среднем европейском городе каждый велосипед используется три раза в день. В Казани – 8 раз! И для них это абсолютный шок. Вот насколько благодатная почва…

Впрочем, в других городах и велосипедов побольше. Будет расширяться парк и в Казани. К имеющимся пяти станциям уже к приезду студентов планируют добавить еще пять.

- С учетом Дня физкультурника, коль скоро о велосипедах заговорили, Алексей Валерьевич, часть рабочего объезда предлагаю на велосипедах проехать, – обратился мэр к руководителю исполкома Алексею Песошину и пошутил. – Я карточку уже купил, на одном велосипеде по очереди поедем…

Забегая вперед, скажем, что чуть позднее мэр вместе с сити-менеджером и вправду прокатился на велосипеде от Кремля до площади Свободы, разобравшись с карточкой и проехав до станции у оперного театра.

- Все предельно просто, – оценил он уровень сервиса. – И очень удобно…

Сервис, собственно, в том и заключается: должна быть возможность взять велосипед на любой станции и оставить его на другой станции. И обеспечивает это специальная бригада Velik’а, объяснил менеджер проекта по Казани Игорь Кудричев, подоспевший к конечной точке велопрогулки.

Около 300 велосипедов в день арендуют казанцы, пик приходится на вторую половину дня. Причем уже определился круг потребителей, которые купили абонемент на долгий срок, – это около 1 тыс. человек.

metshin3.jpg
По словам менеджера проекта Игоря Кудричева, ежедневно совершается не менее 300 поездок, а на период Универсиады пришлась пиковая нагрузка – 700 поездок в день

- Честно говоря, я ждал больше вандализма. Горожане показали себя с хорошей стороны, – отметил Кудричев.

В ответ Метшин поручил обсудить с самими велосипедистами, куда развивать велопрокат дальше, а также ответил на многолетние чаяния поклонников педалей. Во-первых, он поручил к следующему сезону снять проблему недоступных поребриков на наиболее популярных веломаршрутах. Во-вторых, обустроить, наконец, прогулочные веломаршруты вдоль набережных Кабана и Казани.

О массовом строительстве велодорожек, впрочем, пока речь не идет. По словам мэра, сдерживают и без того узкая проезжая часть, и жесткие требования ГИБДД, прописанные на федеральном уровне. Однако при строительстве новых дорог, считает градоначальник, закладывать велоинфраструктуру нужно по возможности изначально.

ТЕПЛЕНЬКАЯ У ВСЕХ КАЗАНЦЕВ ПОТЕЧЕТ К 1 СЕНТЯБРЯ

- С трудом верится в такой солнечный день, что через полтора месяца нам запускать отопительный сезон, – перешел к серьезной теме Метшин. – Но тем не менее практика показывает, что это именно так.

Полным ходом в Казани идет подготовка жилфонда к зиме: гидропромыв и опрессовка проведены в 88% домов. По сравнению с прошлым годом отставаний от планов нет. Об этом рассказал председатель комитета ЖКХ исполкома Искандер Гиниятуллин.

Тепловики – «Казанская теплосетевая компания» и «Казэнерго» – продолжают подновлять свои сети, чинить котлы и насосы. КТК закончила ревизию 64% сетей: 27 км из запланированных 42. Предприятие «Казэнерго» подготовило к розжигу 114 из 126 своих котельных – это 90%, отремонтировало 24 котла и три четверти насосного оборудования.

Все эти ремонтные прелести, конечно, лишают казанцев горячей воды, но, как отметил Гиниятуллин, 21-дневный норматив выдержан практически везде. Зафиксировано лишь два случая превышения этого срока, да и то это три дома и максимум на два дня. Всего же без тепленькой пока остаются 277 домов, 27 детсадов, 17 школ и 4 больницы.

- Безусловно, один из самых острых вопросов – это своевременная подача горячей воды, – отметил мэр Казани. – 1 сентября флажок поставлен. Для нас это важнейший день, когда все казанцы возвращаются с дач, из отпусков, от дедушек с бабушками. Поэтому задача, которую мы ставим: 99 процентов домов с горячей водой должны быть. Один процент мы оставляем на форс-мажор, но и то, заранее должно быть оповещение, – предупредил Метшин.

А те несколько домов, где не выдержан срок отключения, – предмет очередного разбора полетов, чтобы не повторять ошибки в будущем.

«ДВА ОРЕШКА» ОТ СЕРДЮКОВА

Одним из сложнейших вопросов прошлогоднего отопительного сезона стали брошенные минобороны жители двух военных городков, их пришлось буквально спасать, построив новые блочно-модульные котельные.

Но теперь остаются имущественные вопросы в бывших военных городках – №31 в Аракчино и №1 Октябрьский в Советском районе. От разрешения этих вопросов зависит определение ответственности за подготовку к зиме и получение документов на пуск тепла.

- Блочно-модульная котельная в Аракчино, во-первых, не оплачена заказчиком, а во-вторых, не передана в установленном порядке обслуживающей организации, – рассказал Гиниятуллин. – К тому же городу не переданы сети этого военного городка. Здание существующей котельной в Октябрьском городке передано без оборудования котельной. Тепловые сети между тем – единый комплекс этой котельной…

Для решения этого вопроса уже подготовлено обращение на имя президента РТ Рустама Минниханова.

- По военным городкам действительно проведена большая работа. В свое время они были брошены ведомством Сердюкова, мы стучались в закрытые двери, – напомнил градоначальник историю проблемы. – И только вмешательство руководства республики, строительство модульной котельной позволило решить вопрос. Когда мы потом встречались с населением, они нам сказали: «Мы впервые почувствовали себя казанцами, а не брошенными людьми в городе Казани». Эту работу мы пока не довели из-за бюрократической волокиты. Вооружите меня соответствующими обращениями, еще раз круг пройдем…

Отопительный сезон в Казани начнется по погоде, однако стопроцентная готовность к подаче тепла должна быть к 20 сентября. В заключение Метшин попросил прокуратуру Казани еще раз пройтись по ведомственным котельным, предупредив их о персональной ответственности за отопительный сезон.

АВТОМОБИЛИСТЫ ЗАБЫЛИ ПРО УНИВЕРСИАДСКУЮ ПРИВИВКУ ГИБДД

Сентябрь, впрочем, не только начало отопительного сезона, но и рост транспортного потока. Градоначальник напомнил о растущей статистике продаж автосалонов: продажи идут активнее, чем год назад. А значит, плотность дорожного трафика только вырастет…

13 многоуровневых паркингов было открыто в Казани с 2011 года до начала Универсиады, сообщил замруководителя исполкома Рустам Нигматуллин. Пять из них открылись в этом году. Это дало в общей сложности более 4,6 тыс. машиномест. К декабрю запланирована сдача в эксплуатацию еще 6 объектов почти на 2 тыс. машиномест.

- Таким образом, к концу года только в центре Казани общее количество парковочных мест вырастет до 1970. Практически весь центр – за исключением, наверное, площади Свободы – будет охвачен зоной пешеходной доступности до новых паркингов, – показал на карте города Нигматуллин.

Впрочем, заполняемость парковок по-прежнему не дотягивает до половины площадей, и «универсиадские прививки», которые ГИБДД провело с помощью эвакуаторов и дополнительных сил полиции, закончились после 17 июля.

- Новый паркинг у пересечения улиц Кави Наджми и Профсоюзной, в котором установлена, наверное, самая низкая цена в городе за стоянку – это 80 рублей за 8 часов, днем заполнена не более чем на 60 процентов, – посетовал Нигматуллин. – Сейчас, в преддверии начала учебного года, сопровождаемого усилением трафика, важно усилить работу ГИБДД…

Владельцы полосатых жезлов, квитанций и эвакуаторов, впрочем, делают что могут. Темп эвакуации по-прежнему 150 машин в сутки, еще по 300 протоколов выписывается водителям, не сходя с места автохамства, сообщил замначальника городского ГИБДД Наиль Гибадуллин. 25 тыс. машин было увезено на штрафстоянки с начала года, еще более 17 тыс. протоколов пришли в виде «писем счастья» от «Паркона».

А в октябре-декабре полицейские намерены привлечь к этому делу общественность. Похоже, это обещание звучит в унисон с уже объявленным набором участников казанского «Стоп-хама»…

ПОЧЕМУ МЭРУ КАЗАНИ НЕ ПОЗВОНИЛ ПАПА РИМСКИЙ?

Нигматуллин еще раз заострил проблему автосалонов вместо паркингов – проверки были проведены в комплексах ХL и «Сувар-Плаза».

- Мы имеем возможность и в новых парковках поиметь автосалоны вместо парковочных мест, – объяснил он тревожность проблемы.

- Мы давали соответствующее разрешение на строительство и эксплуатацию паркингов, а не автосалонов, пожалуйста, дайте поручение районным прокуратурам и подготовьте справку о состоянии дел в этой сфере, – отреагировал Метшин.

Впрочем, парковки – лишь часть решения «пробочных» проблем, добавил Нигматуллин и продемонстрировал слайды общественного транспорта, по которому в Казани было сделано немало.

- Я прошу прощения, может быть, не совсем к месту, – прервал мэр докладчика, взглянув на слайд с сияющими свежей краской автобусами, трамваями и троллейбусами. – Папа Римский мне еще только не позвонил, ходатайствуя о том, чтобы вернули рекламу на автобусы! Больше мы этот вопрос обсуждать не будем. Это должен быть цивилизованный рынок рекламы. В Европе заходишь – электронное табло, рекламируй сколько угодно, пожалуйста. IT-технологии, объявления какие угодно. Но чтобы больше мы общественный транспорт не оклеивали: со всех сторон, и только одно окошечко, словно в дзотах, чтоб на улицу смотреть! Поэтому я вас ограждаю от всех этих звонков и запрещаю этот вопрос обсуждать. У нас цивилизованный рынок рекламного пространства! Билборды, пилларсы, различные электронные площадки – да, реклама нужна, но мы переходим в цивилизованную стадию. И вот как автобусы сейчас смотрятся, так они и должны выглядеть…

ПЛАТНЫЕ УЛИЦЫ: 7 РАЗ ОТМЕРЬ…

Платные парковки, внедрение которых в Казани по примеру Москвы санкционировано на уровне президента РТ, в Казани могут появиться к концу года. Задержки связаны со сложностью контроля за паркующимися, объяснил Нигматуллин.

- Изучив опыт Москвы, где сейчас внедряются платные парковки, а также предложения фирм, предлагающих системные решения по организации городского парковочного пространства, стало очевидным, что требуется более глубокий, детальный подход к организации этой работы, – рассказал он. – В первую очередь это анализ и разработка концепции единого парковочного пространства на весь город, выполненная с учетом каждого парковочного места и определяющая необходимость строительства новых крытых паркингов, так и направленная на решение заторовых ситуаций.

- Мы имеем такое право, но 7 раз надо отмерить, прежде чем резать, – отреагировал Метшин. – Пока Москва только реализует этот закон, мы общаемся с лучшими специалистами в этой области. Опыт большой, колоссальный, и прежде чем тратить на это деньги, мы должны серьезно проработать все. Сделать несколько пилотных участков и затем внедрять повсеместно. Без этого, как показывает мировая практика, не обойтись. Концом этого года мы начнем внедрять…

Это тяжелый вопрос, когда люди привыкли по всему городу бесплатно ставить. Но в таком растущем по количеству автомашин мегаполисе, как Казань, без регулирования этой проблемы (а регулируется он законом и платой) мы вопрос пробок решить не сможем.